БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ


Abstract

Functional condition of cardiovascular system and physical serviceability of teenagers under influence of program of physical education "President's competitions"

G.V. Uskov

Chelyabinsk regional medical-sports clinic, Chelyabinsk

Key words: physical development, serviceability, superfluous body weight, motor mode, cholesterol.

The aim of this research was to study the influence of the physical education program "President's competitions" to the physical development, preparedness, serviceability, and the state of pupils' health. Methods of research. 12,7±0,35 aged pupils were surveyed. The experimental group consists of children engaged under the program "President's competitions" (119 boys and 109 girls), the control group (78 boys and 84 girls) was not engaged in physical exercises under the given program.

The received data testifies that the program of physical training "President's competitions" has the expressed training improving effect. It is of the powerful mean for the initial preventive maintenance at various diseases in children and teenagers and can be recommended for all comprehensive schools, families, boarding schools, technical training colleges and other educational organizations.


Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и физическая работоспособность подростков под влиянием программы физического воспитания "Президентские состязания"

Г.В. Усков
Челябинский областной врачебно-физкультурный диспансер, Челябинск

Ключевые слова: физическое развитие, работоспособность, избыточная масса тела, двигательный режим, холестерин.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в нашей стране становится все более острой. Большую роль в решении этой проблемы играет физическая культура - важнейший элемент здорового образа жизни. При этом известно, что при сочетанном воздействии гиподинамии и гипокинезии в организме школьников происходят наиболее выраженные изменения. Они отрицательно влияют на состояние мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем.

Цель исследования - изучить влияние программы физического воспитания "Президентские состязания" на физическое развитие, подготовленность, работоспособность, успеваемость и состояние здоровья школьников.

Работа выполнена в соответствии с Указом Президента РФ № 823 от 07.06.96 г. "О целевой спортивно-оздоровительной программе "Президентские состязания" и включена в программу "Дети России".

Материалы и методы исследования. Обследованы школьники двух основных медицинских групп (средний возраст - 12,7 ± 0,35 лет). Опытная группа состояла из детей, занимающихся по программе "Президентские состязания"(119 мальчиков и 109 девочек), контрольная группа (78 мальчиков и 84 девочки) физическими упражнениями по данной программе не занималась.

Изучены показатели физического развития, физической подготовленности, результаты функциональных проб с дозированной физической нагрузкой, ЭКГ-исследования. Определялись физическая работоспособность по тесту PWC170 и Гарвардскому степ-тесту, функция внешнего дыхания - по компьютерной программе "Спиро".

Уровень соматического здоровья школьников изучался по показателям кардиореспираторной, вегетативной и центральной нервной систем человека с использованием диагностического прибора "Мир". Обследования проводилось на одном и том же контингенте учащихся.

Повторные обследования школьников проводились через один год обучения в условиях различного двигательного режима.

Результаты исследования показали, что в опытной группе установлены достоверно более выраженные положительные сдвиги в организме школьников. Это можно объяснить регулярными занятиями по расширенной программе физического воспитания "Президентские состязания".

Динамическое исследование физической работоспособности выявило четкое ее нарастание в группе школьников с высокой двигательной активностью.

У мальчиков опытной группы физическая работоспособность достигла 869±33кГм/мин, а у мальчиков контрольной группы она составила 725±44 кГ м/мин. Индекс Гарвардского степ теста соответственно 41,8 ±0,8 и 38,2 ± 0,8.

В опытной группе по сравнению с контрольной функциональные показатели физического развития выше. Так, у мальчиков опытной группы спирометрия составила 2781±45,2 см, а контрольной - 2412±54,9 см. Сила сжатия правой кисти, соответственно, - 36,1±0,69 кг и 27,95±0,63 кг.

К концу учебного года у школьников опытной группы улучшились показатели тестов двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, сгибание и разгибание рук в упоре, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине, наклон туловища вперед из положения сидя, бег на 1000 м, вис на перекладине). В опытной группе существенно снизилась заболеваемость (в первую очередь за счет острых респираторных заболеваний). Очень важно, что после года занятий по расширенной программе физического воспитания у школьников опытной группы достоверно снизился уровень холестерина с 4,95±0,23 до 3,31±0,11 ммоль/л, Р < 0,001. Кроме того, уменьшилось содержание бета-липопротеидов (с 72,8 до 51,6%) с соответствующим повышением содержания альфа-липопротеидов (от 25,9 до 46,4%), т.е. произошли нормализация липидного обмена и снижение уровня атерогенных фракций. Аналогичная картина наблюдалась и у девочек.

К негативным явлениям следует отнести дисгармоничность физического развития в сторону избыточной массы тела. У школьников, не занимающихся по данной программе, избыточная масса тела отмечается у 13,7%, а нормальное физическое развитие наблюдается в 67,8% случаев. Среди школьников опытной группы практически отсутствуют лица с избыточной массой тела, преобладающее большинство (90%) имеют оценку "нормальное физическое развитие". У детей с избыточной массой тела, как правило, не выработана потребность в оптимальной двигательной активности, поэтому их общая суточная подвижность ниже, чем у сверстников, занимающихся по этой программе. Мы пришли к выводу, что детям с избыточной массой тела рекомендуется
обогащать их двигательный режим такими дополнительными формами физического воспитания, как "Президентские состязания".

У 90% детей, занимавшихся по данной программе, повысился интерес к занятиям в школе, улучшилась академическая успеваемость и увеличился объем суточной двигательной активности. Они продолжали самостоятельно заниматься физическими упражнениями и придерживаться привычного режима дня.

Выявленные положительные изменения в организме школьников обусловлены влиянием оптимального режима двигательной активности, рациональным сочетанием организованных занятий физическим воспитанием и индивидуальным выполнением домашних заданий по программе "Президентские состязания".

Заключение . Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о том, что программа физического воспитания "Президентские состязания" обладает выраженным тренировочным оздоровительным эффектом. Она является мощным средством первичной профилактики при различных заболеваниях у детей и подростков и может быть рекомендована во все общеобразовательные школы, семьи, интернаты, ПТУ и другие образовательные учреждения.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!