НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Abstract

New in system of physical education and sports work in educational organizations of Republic Bashkortostan

O.S. Kogan, Ph. D.

M.E. Pogadaev

Ufa branch of Ural state academy of physical culture, Ufa

Key words: innovations in education, state program, strengthening of health, complex approach.

The modern life demands from each young man of the certain level of the development of physical qualities, the formation of his (her) habit to constant physical perfection with the purpose of maintenance of a good physical form during all life.

The development of the State program of strengthening of health and the improvement of quality of physical education and sports work among students is duly in this connection.

The presented target complex Program is directed on the creation of the necessary conditions for the strengthening of students' health by the means of physical culture and sports, training of highly skilled physically healthy experts for any branch.

The need for reorganization of working system of physical training was the basis for the development of the presented Program.

The similar complex approach to the problem of the improvement of the new generation means of the physical culture and sports can appear effective in modern conditions.


Новое в системе физического воспитания и спортивной работы в образовательных учреждениях Республики Башкортостан

Кандидат медицинских наук О.С. Коган
М.Е. Погадаев

Уфимский филиал
Уральской государственной академии физической
культуры , Уфа

Ключевые слова: инновации в образовании, государственная программа, укрепление здоровья, комплексный подход.

Современная жизнь требует от каждого молодого человека определенного уровня развития физических качеств, формирования у него привычки к постоянному физическому совершенствованию с целью поддержания хорошей физической формы на протяжении всей жизни. В процессе жизнедеятельности ему приходится постоянно и интенсивно участвовать в процессе многосторонней непрерывной социальной адаптации, механизмы которой могут полноценно функционировать лишь на основе высокой физической подготовленности, крепкого здоровья.

В связи с этим целесообразной и своевременной представляется разработка Уфимским филиалом УралГАФК совместно с Государственным Комитетом по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан Государственной программы укрепления здоровья, повышения качества физического воспитания и спортивной работы среди учащихся высших и средних профессиональных учебных заведений.

Данная целевая комплексная Программа направлена на создание необходимых условий для укрепления здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта, подготовки высококвалифицированных физически здоровых специалистов для любой отрасли, прочно овладевших знаниями и навыками управления собственным здоровьем, с тем чтобы на долгие годы сохранить творческую активность и высокую работоспособность. Эти меры как никогда актуальны именно сейчас в связи с постоянно снижающимся уровнем здоровья населения в целом, и молодежи в особенности.

Основанием для разработки данной Программы по укреплению здоровья учащейся молодежи служит реальная потребность в перестройке действующей до настоящего времени системы физического воспитания в образовательных заведениях как Республики Башкортостан, так и Российской Федерации в целом.

В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. №1202-р, в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом.

В плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2021 гг., утвержденном Правительством Российской Федерации 26 июля 2000 г. №1072-р, развитие массовой физической культуры и спорта отнесено к стратегическим целям социальной политики государства.

Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формирования у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, в достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеет качество профессиональной подготовки тренерско-преподавательского состава работников физической культуры и спорта в высших и средних профессиональных учебных заведениях спортивной направленности.

Одно из важных мероприятий в плане сохранения здоровья молодежи, активно занимающейся спортом, - тщательный предварительный медицинский осмотр, так как из-за повышенного нервно-эмоционального напряжения и физических нагрузок у данной категории учащихся существует вероятность и риск развития патологических и предпатологических состояний организма во время учебы в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Медико-психологический подход к данной проблеме определяется тем, что физическое и психической здоровье - необходимое условие успешной учебной деятельности и продуктивного труда по окончании образовательного учреждения.

Углубленный предварительный медицинский осмотр должен базироваться на оценке профессионально значимых психофизиологических функций организма абитуриентов с учетом адаптационных возможностей отдельных, наиболее заинтересованных систем организма, поэтому его основная задача - определение физиологических особенностей организма при высоких физических нагрузках и нервно-эмоциональном напряжении.

Не вызывает сомнений тот факт, что сохранение здоровья молодого поколения невозможно без развитой, научно обоснованной системы физического воспитания; наличия и содержания в хорошем состоянии всех видов материального и технического оснащения практики физического воспитания, соответствующего спортинвентаря и спортсооружений; эффективного функционирования организаций, осуществляющих практическую профессиональную деятельность в области пропаганды и развития физической культуры и спорта среди учащейся молодежи.

Адаптивная физическая культура - дисциплина, базирующаяся на применении в оздоровительных и профилактических целях различных средств и методов физической культуры. Сами средства физической культуры, применяемые в работе с больными детьми, представляют собой факторы не только оздоровительного, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных конкретных лечебных задач.

Являясь оригинальным способом оздоровления и реабилитации больных детей (как и лиц любого возраста), адаптивная физическая культура отличается от других видов лечения (фармакотерапии, диетотерапии, физиотерапии и др.) не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.

В целом при выполнении Государственной программы укрепления здоровья, повышения качества физического воспитания и спортивной работы среди учащихся высших и средних профессиональных учебных заведений Республики Башкортостан планируется проведение исследований по определению оптимального соотношения умственной и физической нагрузки на организм учащихся различных образовательных учреждений, которое позволит сохранить и улучшить состояние их здоровья, поможет формированию высокой физической культуры.

Будут предложены меры по совершенствованию системы профотбора абитуриентов для поступления на спортивные факультеты институтов Республики Башкортостан.

Предполагается осуществление следующих мероприятий: разработка рекомендательных документов по контролю за функциональным состоянием учащихся на занятиях физической культурой со стороны медико-педагогического состава кафедр физического воспитания (с приобретением для этих целей соответствующего оборудования и обязательным выделением времени в учебной программе);

- разработка инструкций по определению группы "риска" из числа учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся спортом, с последующим их направлением на углубленное медобследование во врачебно-физкультурный диспансер;

- проведение научных исследований для определения критериев и тестов по выявлению наиболее ранних патологических и предпатологических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы на занятиях по физическому воспитанию силами медико-педагогического состава кафедр и факультетов физической культуры.

Для учащихся школ, высших и средних профессиональных учебных заведений, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья, относящихся к "спецгруппе", будет составлена региональная рабочая программа по адаптивной физической культуре.

По нашему мнению, подобный комплексный подход к проблеме оздоровления подрастающего поколения силами и средствами физической культуры и спорта может оказаться эффективным в современных условиях.

Литература

1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М.: ФиС, 1977.

2. Анохон П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.

3. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Методы повышения физической работоспособности и снятия утомления у спортсменов: Методические рекомендации. М., 1977.

4. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.

5. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 480 с.

6. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: ФиС, 1991.

7. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Федорова Т.В. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования. // Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 5, с. 51 - 54.

8. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) //Теор. и практ.физ. культ. 1998, № 1, с. 1 - 7.

9. Мойкин Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. -М.: Медицина, 1987.

10. Розенблат В.В. Проблема утомления. - М.: Медицина, 1975.

11. Хедман Р. Спортивная физиология / Пер. со шведского. - М.: ФиС., 1980.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!