Abstract Technique of realization of individual approach to physical training of teenaged pupils S.N. Blinkov, Ph. D. Oktyabrskaya comprehensive school of Radishchev area of Ulyanovsk region S.P. Lyovushkin, Ph. D., lecturer Ulyanovsk state university, Ulyanovsk Key words: pupil's physical training, individualization, motor structure, motor testing, physical condition. The reorientation of the school education on the humanization and democratization assumes the preservation and strengthening of the health of pupils as one of the primary goals. The purpose of this research was to develop the improved technique of the physical education of teenaged pupils, supporting the individualization of physical loads on the basis of motor structure accounting. Methods of the research: the theoretical analysis and generalization of the scientific-methodical literature data; the anthopometry, the cardiac rate registration, the pedagogical supervision, timekeeping, motor testing, pedagogical experiment, statistical methods of processing. 90 11-15 aged boys have taken part in the research. It was recommended to form groups on the basis of the prevailing development of this or that motor quality in educational occupations of the physical training with 12-14 aged boys. It was recommended to use an individual card of pupils' results registration in which the data on the physical condition of pupils are fixed monthly for the managerial process perfection by physical training of teenagers.
|
Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников-подростков Кандидат педагогических
наук С.Н. Блинков Кандидат биологических наук,
доцент С.П. Лёвушкин Ключевые слова: физическая подготовка школьника, индивидуализация, структура моторики, двигательное тестирование, физическое состояние. Переориентация школьного образования на гуманизацию и демократизацию [1, 4, 7] предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья учащихся. Повышение функциональных возможностей организма учащихся - одна из основных задач школьного физического воспитания. Однако в последние годы стало появляться множество научных данных о низком уровне физической подготовленности большой части школьников нашей страны [3, 5, 8, 9 и др.]. Одновременно снижается состояние здоровья учащихся [6, 10 - 12 и др.]. Причины этого - ухудшение экологической обстановки, последствия социально-экономических реформ, отставание теории и методики физического воспитания от требований школьной практики. Рекомендованные Министерством образования программы по физическому воспитанию в общеобразовательной средней школе ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей учащихся, связанных с темпами биологического созревания, особенностями телосложения, уровнем физического развития, двигательной подготовленности, личностными свойствами. Однако конкретных методических разработок в данном направлении, особенно ориентированных на самый сложный подростковый возраст, крайне мало, а большинство из имеющихся либо односторонни, либо малоэффективны, либо труднореализуемы на практике. Совершенствование методических подходов к повышению функциональных возможностей организма школьников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы. Одно из основных направлений в этом - дифференцированный подход к учащимся, подразумевающий изучение индивидуальных особенностей каждого из них с последующим распределением школьников со сходными типологическими признаками на определенные группы с учетом задач учебного процесса. В связи с вышеизложенным нами было проведено исследование, целью которого явилась разработка усовершенствованной методики физического воспитания школьников-подростков, обеспечивающей индивидуализацию физических нагрузок на основе учета структуры моторики. Задачи исследования. 1. Выявить возрастную динамику физического развития и физической подготовленности школьников-подростков 11-15 лет. 2. Разработать и апробировать методику физического воспитания школьников 12 - 14 лет, учитывающую индивидуальную структуру моторики. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; антропометрия, пульсометрия, педагогические наблюдения, хронометрирование, двигательное тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов. Организация исследования и контингент . В исследовании приняли участие 90 школьников мужского пола в возрасте от 11 до 15 лет включительно. Подростки были отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В ходе исследования были разработаны и экспериментально апробированы тренировочные режимы, направленные на: а) преимущественное развитие "отстающих" двигательных качеств; б) преимущественное развитие "ведущих" физических качеств; в) равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств. Школьники были распределены по трем группам, каждая из которых испытыывала воздействие одного из экспериментальных режимов. Педагогический эксперимент продолжался один учебный год (сентябрь - май). Воздействие двигательных режимов осуществлялось на уроках физической культуры, которые проводились 3 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла 45 мин. В общей сложности было разработано и проведено 92 экспериментальных урока в каждой из 3 групп. Структура занятий была традиционной. Урок состоял из трех частей: подготовительной, основной и заключительной, применялся групповой метод организации занятий. В зависимости от используемых средств двигательные задания выполнялись всей группой либо поточно, либо одновременно (фронтально), либо в форме круговой тренировки. Применялись те виды физических упражнений, которые наиболее часто включчаются в уроки физической культуры в подростковом возрасте. Для оценки эффективности экспериментальных двигательных режимов в начале и конце учебного года проводилось исследование физического развития, двигательной подготовленности, физической работоспособности и состояния сердечно-сосудистой системы. Результаты исследования 1. Возрастная динамика физического развития мальчиков-подростков 11 - 15 лет. За период лонгитудинального наблюдения, то есть в интервале от 11 - 12 до 14 - 15 лет, у подростков наблюдалось достоверное (р<0,05) увеличение всех антропометрических параметров. Процессы роста и развития в этом возрастном периоде идут очень интенсивно. Так, длина тела увеличилась на 15,8 см, масса тела - на 13,3 кг, окружность грудной клетки - на 6,6 см. Длина тела мальчиков за рассматриваемые три года увеличивалась равномерно, без скачков (погодовые приросты - 2,7; 2,8 и 2,3 %). Наибольший прирост массы тела обнаружен в возрастном диапазоне 12 - 13 лет, затем в 13 - 14 лет произошло замедление темпов роста, которые вновь увеличились в 14 - 15 лет. Анализ темпов роста таких величин, как обхват плеча и бедра, показал, что наибольший прирост этих показателей происходит в возрасте 12 - 13 и 14 - 15 лет. Окружность грудной клетки существенно увеличилась в возрасте 12 - 13 лет. Темпы прироста обхватных величин плеча и грудной клетки в возрасте 13 - 14 лет снижаются. Кроме того, обнаружено некоторое снижение величины обхвата бедра, что, по-видимому, связано с преобладанием в этом возрасте темпов прироста конечностей в длину. Выявленные в возрасте 13 - 14 лет изменения вышеуказанных показателей физического развития свидетельствуют об отсутствии в этом возрасте прироста мышечной массы. Наиболее значительные изменения ЖЕЛ, характеризующие уровень развития аппарата внешнего дыхания, происходят в возрастном диапазоне 13 - 14 и 14 - 15 лет. Полученные нами данные согласуются с основными закономерностями возрастного развития подростков в этом периоде [2, 13]. 2. Возрастная динамика физической подготовленности мальчиков 11 - 15 лет. При определении физической подготовленности мальчиков 11 - 15 лет использовалась батарея тестов, состоящая из бега на 30 и 1000 м, челночного бега 3 х 10 м, прыжка в длину с места вперед и назад, теста с падающей линейкой, подтягивания на перекладине, удержания прямых ног под углом 30о в положении лежа, поднимания туловища за 15 с, теста на гибкость. Эти двигательные тесты позволяют оценить уровень и динамику развития основных физических качеств (табл. 1). Таблица 1. Возрастная динамика физической подготовленности школьников 11—15 лет (M±m)
* - различия достоверны (Р<0,05). 3. Индивидуальные особенности структуры моторики мальчиков 12 - 14 лет. Рассматривая возможности индивидуализации, мы анализировали влияние структуры моторики на уровень физической подготовленности испытуемых, который определяли методом сигмальных отклонений по схеме: В ходе проведенного нами тестирования не было обнаружено ни одного физического качества, по которому бы мы не выявили хотя бы одного достоверного различия в тестах. Поэтому можно считать выбранный нами способ расчета уровня физической подготовленности достаточно надежным. В результате определения индивидуальных особенностей физической подготовленности нами были построены диаграммы типа "звезда" (см. рисунок), несущие информацию о структуре моторики каждого участника эксперимента. Диаграмма типа "звезда", представленная на рисунке, отражает структуру моторики в каждой из четырех групп (спринтер, стайер, атлетический, неопределенный) по результатам десяти двигательных тестов (бег 30 м, бег 3 х10 м, прыжок в длину с места, прыжок в длину с места назад, наклон вперед, подтягивания, сила правой кисти, сила левой кисти, становая сила, бег 1000 м). У спринтеров линии диаграммы вытянуты в сторону скоростно-силовых двигательных тестов. Форма диаграммы "стайера" более вытянута одним концом в сторону бега на 1000 м, а другим - в сторону гибкости (наклон вперед). Атлетический тип, как видно из диаграммы, характеризуется равномерно высоким развитием силовых и скоростно-силовых качеств и относительно низким развитием скоростных качеств и выносливости. Наконец, представители неопределенного типа характеризуются равномерно слаборазвитыми физическими качествами, что наглядно показано на диаграмме. Анализ связи профилей моторики с уровнем физической подготовленности показал, что для первого профиля в 18,2% случаев характерен низкий уровень двигательной подготовленности, в 54,5% - средний и высокий уровни физических качеств выявлены в 27,3% случаев. Для второго профиля моторики низкий уровень двигательной подготовленности характерен в 9,1% случаев, средний - в 27,3% случаев и высокий - в 63,6% случаев. В третьем профиле низкий уровень физической подготовленности не выявлен, средний и высокий уровни отмечены у 50% испытуемых. В четвертом профиле низкий уровень двигательной подготовленности имеют 45,4% учащихся, средний уровень - 54,6% и высокий уровень не был выявлен ни у одного испытуемого. Таким образом, низкий уровень физической подготовленности встречается в первом (18,2%) и в четвертом (45,4%) двигательных профилях, в третьем он менее выражен (9,1%) и совсем не характерен для второго профиля. Такой порядок распределения связан, на наш взгляд, с тем, что при низкой физической подготовленности максимальным образом проявляются те двигательные качества, которые в большей степени предопределены наследственностью. 4. Содержание экспериментальной программы. Разработанная нами программа эксперимента предусматривала определение индивидуально -типологических особенностей физической подготовленности школьников. Все участники эксперимента были распределены по следующим подгруппам: "скоростно-силовые ведущие", "скоростно-силовые равномерные", "скоростно-силовые отстающие", "выносливость ведущая", "выносливость равномерная", "выносливость отстающая". Первое слово в названии подгруппы соответствует развиваемому физическому качеству, а второе - используемому подходу. Кроме этого была проведена дифференцировка учащихся, имеющих равномерный уровень развития физических качеств. В результате были получены еще три подгруппы: "равномерные - равномерные", "равномерные - скоростно-силовые", "равномерные - выносливость". Первое слово в названии подгруппы соответствует степени развития физических качеств, а второе - преимущественно развиваемым двигательным качествам в подгруппе. При описании методики занятий мы использовали классификацию, предложенную О.В. Тиуновой и В.Д. Сонькиным [14]. Программы двигательной активности экспериментальных групп в зависимости от возраста отличались между собой качественной направленностью нагрузки (табл. 2). Таблица 2. Соотношение объемов физических нагрузок различной направленности для мальчиков 12-13 лет, %
Соотношение объемов физических нагрузок различной направленности для мальчиков 13-14 лет, %
Данные основных компонентов нагрузки и отдыха в первом и втором периодах эксперимента приведены в табл. 3 Таблица 3. Структура физической нагрузки в период педагогического эксперимента, %
Программа эксперимента включала двигательное тестирование, которое проводилось в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце (май) учебного года. Это позволило определить достигнутый уровень физической подготовленности. Выполненный нами педагогический эксперимент можно отнести к числу многофакторных, поскольку в нем исследовалось влияние разных методов тренировки на физическую подготовленность мальчиков-подростков, имеющих разный профиль моторики. В нашем случае в качестве экспериментальных факторов выбраны: Х1- метод тренировки; Х2 - профиль физической подготовленности. Для фактора Х1 они представляют собой: а) преимущественное воздействие на ведущее двигательное качество (уровень фактора +1); б) равномерное воздействие на все двигательные качества (уровень 0); в) преимущественное воздействие на отстающее двигательное качество (уровень -1). Для фактора Х2 уровни выбирались с учетом структуры двигательной сферы: ведущие скоростно-силовые двигательные качества (уровень +1); ведущая выносливость (уровень -1); равномерно-пропорциональное развитие физических качеств (уровень 0). Матрица планирования эксперимента представлена в табл. 4. Таблица 4. Матрица планирования эксперимента
Выводы 1. Физическое развитие в подростковом возрасте протекает гетеродинамно и гетерохронно. Периоды наибольшего увеличения антропометрических характеристик выявлены в возрасте от 12 до 13 и от 14 до 15 лет. Для периода 12 - 13 лет характерно значительное увеличение росто-весовых показателей и окружности грудной клетки, а для периода 14 - 15 лет - рост мышечной массы и жизненной емкости легких. 2. В 12 - 13-летнем возрасте у подростков выявлено достоверное увеличение (р<0,05) показателей общей выносливости, гибкости и силовых показателей. В 13 - 14 лет повышаются (р<0,05) быстрота, координационные и силовые способности. В 14 -- 15-летнем возрасте отмечено повышение (р<0,05) скоростно-силовых и координационных способностей. 3. При использовании методики, учитывающей индивидуальную структуру моторики, развитию ведущих двигательных качеств предлагается уделять от 65 до 80% от общего объема упражнений в занятии. В возрасте 12 - 13 лет скоростно-силовым качествам (если они не ведущие) отводится от 5 до 10% объема нагрузок, выносливости (неведущей) - от 15 до 20%, силовым качествам (неведущим) - от 5 до 10%. В возрасте 13 - 14 лет скоростно -силовым качествам и выносливости (если они неведущие) - по 5 - 10%, силовым способностям (неведущим) - от 15 до 20%. При равномерно-пропорциональном (комплексном) развитии двигательных качеств соотношение объемов рекомендуется следующее: по 35 % - на развитие скоростно -силовых качеств и выносливости, 30% - на развитие силы. 4. Наиболее эффективным для повышения уровня физического состояния подростков 12 - 14 лет является тренировочный режим, направленный на совершенствование ведущих сторон моторики. При этом у подростков выявлено наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленности, работоспособности и отдельных показателях вегетативной регуляции за период эксперимента. Это сопровождалось также меньшим приростом показателей острой заболеваемости в условиях эпидемии гриппа. Менее эффективен тренировочный режим, направленный на комплексное развитие двигательных качеств. В наименьшей степени продуктивным с точки зрения оздоровительного эффекта следует считать двигательный режим, направленный на развитие отстающих физических качеств. Практические рекомендации Исходя из результатов исследования мы предлагаем следующие практические рекомендации по организации процесса физического воспитания подростков 12 - 14 лет: 1. На учебных занятиях по физической культуре, проводимых с мальчиками 12 - 14 лет, рекомендуется формировать группы по признаку преобладающего развития того или иного двигательного качества. Для этого в стандартную батарею контрольных тестов следует включить упражнения: бег 30 м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклон вперед из положения седа, челночный бег 3 х10 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места назад. В процессе медицинского осмотра целесообразно проводить измерение кистевой и становой силы. 2. С целью благоприятного протекания физиологических процессов в период адаптации к учебной нагрузке и максимального тренирующего воздействия необходимо: а) использование тренировочного режима, адекватного ведущей стороне моторики занимающихся, преобладающим двигательным качеством которых являются скоростно-силовые качества или выносливость. Соотношение объемов мышечных нагрузок при развитии ведущих двигательных качеств должно быть следующим: ведущему двигательному качеству предлагается уделять от 65 до 80% от общего объема упражнений в занятии; в возрасте 12 - 13 лет скоростно-силовым (если они неведущие) - от 5 до 10%, выносливости (неведущей) - от 15 до 20%, силовым качествам (неведущим) - от 5 до 10 %; в возрасте 13 - 14 лет скоростно-силовым и выносливости (неведущим) - по 5 - 10%, силовым способностям (неведущим) - 15 - 20%; б) применение тренировочного режима, при котором физические качества развиваются комплексно для подростков, имеющих равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств. Соотношение объемов рекомендуется следующее: по 35% - на развитие выносливости и скоростно-силовых качеств и 30% - на развитие силы. 3. Для совершенствования процесса управления физической подготовкой подростков рекомендуется использовать индивидуальную карту регистрации результатов школьников, в которую ежемесячно заносить данные о физическом состоянии школьников. Литература 1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 - 7. 2. Бунак В.В. Антропология. - М: Медгиз, 1941. - 368 с. 3. Васильков Г.А. КПД урока и его слагаемые // Физическая культура в школе. 1988, № 1, с. 11 - 16. 4. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. - М.: Информпресс, 1994, с. 163. 5. Камерцер М.Г.. Урок после урока. - М.: ФиС, 1987. - 108 с. 6. Корчагин В. Здоровье населения и здравоохранение России // Российский экономический журнал. 1995, № 4, с. 63 - 73. 7. Матвеев А.П., Непопалов В.Н. Физическая культура: физическая культура или развитие человека // Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 9, с. 2 - 6. 8. О предложениях к концепции национальной безопасности по разделу "Охрана здоровья населения" // Охрана здоровья населения России. Вып. 1. Материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения (март - декабрь 1994 г.). - М.: Юрид. лит., 1995, с. 90 - 97. 9. Пеганов Ю.А. Содержание и методика направленной физической подготовки юношей 16-17 лет с учетом требований ВС СССР: Автореф. канд дис. М., 1991. - 23 с. 10. Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О нарушениях прав детей на охрану жизни и здоровья" (12.08.96. № 1-ГП-118-98). 11. Потапов А.И., Васильев М.В.. Генетические аспекты медико-экологического районирования в Сибири // Вестник Российской академии мед. наук. - М.: Медицина, 1993, с. 17 - 20. 12. Сахно А.В. Теоретико-методологические и медико-социальные проблемы общественного здоровья: Автореф. докт. дис. М., 1992. - 36 с. 13. Таннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека. - М.: Мир, 1979, с. 366 - 471. 14. Тиунова О.В., Сонькин В.Д. Модель рациональной классификации физических нагрузок // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре: Сборник научных трудов. М., 1991, с. 45 - 57. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |