ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

FORMATION OF CHILDREN'S HEALTHY LIFESTYLE DURING SPORTS ACTIVITY

G.A. Reshetneva, O.S. Shnejder,

A.S. Doroshenko

Far East state academy of physical culture, Khabarovsk

Key words: health and healthy lifestyle, family, preschool educational organization, knowledge, skill, skills of a healthy lifestyle, valeological education.

The disease of children of early and preschool age continues to remain high and tends to increase.

The all-Russian problem of children's health is rather actual and for Far East region.

The need for movement, physical self-improvement was a basis of formation the valeological proved behavior of children at the stage of preschool age. For this reason within the framework of the concept of formation of health of 3 - 7 aged children became conducting the task of education to knowledge, skills of a healthy lifestyle during sports activity. This task was solved on a basis of specially developed program which was proved experimentally and introduced into teaching and educational process of preschool children of Khabarovsk.

The data of the process of knowledge, skills and the habits of a healthy lifestyle formation acting as the criterion of the system effectiveness of the valeological education, had proved the opportunity and the necessity of the purposeful education to art of management by the health at the stage of preschool age.


Формирование здорового образа жизни детей в процессе физкультурной деятельности

Г.А. Решетнева, О.С. Шнейдер, А.С. Дорошенко
Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Ключевые слова: здоровье и здоровый образ жизни, семья, дошкольное образовательное учреждение, знания, умения, навыки здорового образа жизни, валеологическое образование.

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

По данным И.А. Аршавского [1], за последние 30 лет число родившихся физиологически незрелых детей возросло с 18 до 98%, а 17% рождаются уже с выраженной патологией. 67% детей, поступающих в школу, имеют функциональные нарушения, а 45% вообще не готовы к обучению и освоению программы школы [2, 8].

Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для Дальневосточного региона. Только за последние три года отмечен рост патологии у детей с 35,8 до 53,8%, то есть практически в два раза увеличилось число детей с различного рода хроническими заболеваниями.

Результаты проведенного мониторинга физического здоровья детей 3 - 7 лет Хабаровска (всего обследовано 2115 человек) позволили установить, что практически здоровыми можно считать лишь 16,4% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Нарушения в состоянии здоровья обнаружены у 75,9% детей; с различной патологией выявлено 6,4% детей; 0,2% составляют дети 4-й группы здоровья.

Оценка физического развития детей 3 - 7 лет Хабаровска позволила установить отставание показателей ОГК от значений длины тела, что является основной причиной дисгармоничности.

Сравнительный анализ полученных данных с результатами массового обследования прошлых лет [5] выявил значительное ухудшение в последние годы уровня физического состояния детей дошкольного возраста. В частности, обнаружено резкое снижение показателей динамометрии, массы тела, скоростных и скоростно-силовых способностей [7, 10].

Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Выяснилось, что по большинству показателей физической подготовленности (за исключением гибкости) дети 6 - 7 лет отстают от детей, на которых рассчитан программный материал по физической культуре [6].

Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению требований школьной программы.

Таким образом, выявленная в ходе исследования тенденция к снижению уровня здоровья детей, проживающих в одном из регионов Дальнего Востока, подтверждает тенденцию по России в целом.

Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте [4]. Детство - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.

Однако в ходе анализа имеющихся в настоящее время программ обучения и воспитания детей обнаружено отсутствие научно обоснованных технологий по формированию индивидуального здоровья, воспитанию у детей установки на здоровый образ жизни.

Разработка концептуальной модели здоровья детей, в которой было бы определено место каждого социально -экономического звена - семьи и дошкольного образовательного учреждения и школы, сегодня - приоритетное направление в системе физического воспитания.

Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.

Содержание и характер опыта решения данной задачи зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья и здорового образа жизни, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка.

Наиболее важен для здоровья ребенка постнатальный период развития, так как именно здесь закладывается фундамент здоровья, определяющий жизнеспособность человека в последующие годы.

Мать должна владеть необходимыми знаниями, практическими умениями, готовностью и желанием кропотливо формировать здоровье ребенка на этапе раннего детства, шаг за шагом, включая самого малыша в процесс самосохранения и самоорганизации здорового образа жизни.

Однако значительное число заболеваний в данном возрасте (по результатам исследования - 2 - 3 случая на одного ребенка) свидетельствует о валеологической безграмотности родителей, и прежде всего матери. По данным опроса матерей, имеющих детей до года, установлено, что 47,1% из их числа считают ограниченным свой уровень знаний о здоровье ребенка, его физическом состоянии и средствах воздействия на них. Явно недостаточной свою осведомленность признали 20,8% опрошенных и 31,1% уверены в своей подготовленности по этому вопросу.

Ограниченность знаний и практических умений по оздоровлению малыша препятствует эффективному решению задачи формирования и сбережения его здоровья. Окружив ребенка после рождения температурным комфортом, мать, сама того не ведая, детренирует системы иммунитета и терморегуляции. Это подтверждается и результатами проведенного опроса, в ходе которого установлено, что молодые матери ограничиваются в основном традиционными, щадящими средствами закаливания и оздоровления. 79,7% применяют купание в ванне (преимущественно в гигиенических целях), 61,7% - прогулки на свежем воздухе, 41,7% - воздушные ванны, 32,3% - массаж. Водные процедуры, в частности в форме обтирания и обливания, используют лишь 2,9% опрошенных.

На вопрос: "Какие факторы определяют здоровье современного человека?" - 38,2% опрошенных матерей на первое место поставили психоэмоциональное равновесие, 32,4 - полноценное питание, 11,8 - наследственные факторы и экологию. Значение двигательной активности для здоровья человека признают лишь 8,8% респонденток, что свидетельствует о недооценке роли физических упражнений в совершенствовании функций организма.

Результаты проведенного анкетирования показали, что семья, и прежде всего мать, несет огромную ответственность за воспитание здорового ребенка. Выявлена необходимость решения проблемы валеологического образования женщины-матери, определяющей в первые годы жизни программу индивидуального здоровья ребенка.

С этой целью при администрации Хабаровска был организован Клуб родительской культуры, который осуществляет работу по формированию знаний, практических умений и навыков, связанных с обучением родителей организации здорового образа жизни своего и ребенка.

Особенность деятельности этого клуба - активное использование наряду с традиционными оздоровительными средствами и профилактическими мероприятиями нетрадиционных средств и форм занятий. К ним относятся: "бэби-йога" - для реализации максимальных возможностей суставно-мышечного аппарата ребенка; динамическая гимнастика - для улучшения функционирования всех систем организма (разработаны комплексы специальных упражнений и методика их применения соответственно ступеням развития ребенка); плавание в открытых водоемах и бассейне (за основу взяты методики З.П. Фирсова, И.П. Чарковского, усовершенствованные новыми вариантами и способами ныряния).

Одной из эффективных форм реализации комплексной методики оздоровления является ежегодно организуемая морская экспедиция, где, находясь вместе с семьей у моря, дети вступают в контакт со всеми природными факторами, что способствует адаптации к внешним условиям, познанию мира и ориентировке в нем.

Следующее звено в системе непрерывного процесса обучения и сохранения здоровья детей - это дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), главной задачей которого становится включение ребенка в процесс саморазвития, самопостроения и самоорганизации здорового образа жизни.

Известно, что решение данной задачи наиболее успешно осуществляется при активной включенности в физкультурно-оздоровительную деятельность [3]. Данное положение подтверждается результатами проведенного анкетирования родителей детей 3 - 7 лет, посещающих ДОУ (всего опрошено 180 человек).

Установлено, что родители, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, более осознанно подходят к вопросу организации двигательного режима детей, активно вовлекая их в занятия различными видами физкультурно-оздоровительной деятельности. Так, например, 100% опрошенных выполняют упражнения в домашнем спортивном уголке, 50% детей занимаются сезонными видами спорта (катание на велосипеде, роликах, лыжах и т.д.), 37,5% посещают занятия в физкультурных клубах и выполняют оздоровительные пробежки вместе с родителями. У других опрошенных, отличающихся пассивностью и отсутствием выраженного интереса к занятиям физической культурой, дети не проявляют активности и заинтересованности в двигательной деятельности.

Изучение профилактических мероприятий по укреплению здоровья членов семьи выявило также преимущество родителей, чей образ жизни связан с организованной двигательной активностью. Установлено, что в этих семьях систематически проводятся сезонная витаминизация пищи (45,4%), профилактические мероприятия перед эпидемиями гриппа и другими инфекционными заболеваниями (50%), активно используются разнообразные средства и методы оздоровления (62,5% - хождение босиком, 43,7% - обтирание холодной водой, 98,7% - посещение сауны).

В других же семьях, где родители пассивны к занятиям физической культурой и спортом, значительно менее выражены действия по формированию профилактической установки на здоровый образ жизни. Для них характерна также низкая познавательная активность в приобретении знаний о сохранении здоровья детей (3%), в то время как у других родителей этот интерес более выражен (54,5%). Поэтому в двигательно пассивных семьях закономерными можно считать более частые случаи заболеваний детей (55,7%) и взрослых (36,7%) по сравнению с семьями, в которых родители регулярно занимаются физическими упражнениями (0% - у взрослых и 37,5% - у детей).

Полученные данные подтверждают известный факт, что процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение.

Потребность в движении, физическом самосовершенствовании явилась основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста. Именно поэтому в рамках концепции формирования здоровья детей 3 - 7 лет ведущей стала задача обучения знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни в процессе физкультурной деятельности. Данная задача решалась на основе специально разработанной программы, которая экспериментально обоснована и внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольников Хабаровска [9].

Содержание каждого блока программы представлено следующими разделами: теоретическим, формирующим систему знаний о здоровом образе жизни; практическим, обеспечивающим овладение умениями, навыками ведения здоровой жизнедеятельности; контрольным, определяющим учет результатов освоения дошкольниками системы знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Обучение организовывалось в таких формах: 1) учебные занятия по физической культуре с валеологической направленностью по разработанной программе; 2) гигиенические и физкультурно -оздоровительные мероприятия с элементами валеологии; 3) индивидуальные и индивидуально-групповые занятия по заданию и под контролем педагога; 4) самостоятельные занятия по заданию и под контролем педагога; 5) занятия с родителями по программе валеологического всеобуча ("Школа семейного здоровья"); 6) занятия с воспитателями по программе валеологического образования.

Методическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни детей 3 - 7 лет основано на общих принципах педагогической валеологии с учетом психофизических особенностей развития ребенка.

Так, на занятиях с детьми младшей группы (3-4 лет) основной была задача создания целостного представления о здоровом человеке.

Для детей средней группы (4-5 лет) главным было создание информационно-рефлексивной среды, которая обеспечила бы возможность познания себя: Из чего мы состоим? Что у нас внутри стучит? Как мы дышим? Данный раздел программы не претендует на изучение вопросов анатомии. Основная задача здесь - сформировать отношение к себе, своему "я" как к уникальности, неповторимости. На занятиях с детьми старшей группы (5-6 лет) осуществляются знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, формирование профилактического мышления, развитие способности к саморегуляции собственного организма. И наконец, на этапе подготовки к школе (6 - 7 лет) основная направленность занятий - это формирование межличностных отношений на основе альтруизма, эмпатии, обучение коммуникативным умениям, позволяющим находить выход из различных жизненных ситуаций.

С целью экспериментального обоснования разработанной технологии обучения здоровому образу жизни на базе ДОУ № 75 Хабаровска проведены лонгитудинальные исследования, в ходе которых осуществлялись педагогические наблюдения за усвоением детьми знаний, умений и навыков обеспечения здоровой жизнедеятельности.

Результаты исследования позволяют констатировать закономерное увеличение с возрастом среднегрупповых показателей, характеризующих уровень владения знаниями о здоровом образе жизни. Они убедительно показывают, что уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.

Однако усвоение знаний - это начальное звено системы формирования здоровой жизнедеятельности. Следующий шаг в решении задач обучения - формирование умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия творчески-деятельностного компонента валеологического образования дошкольников.

Характеризуя, в частности, сформированность умений выполнять практические действия по здоровому образу жизни в процессе многолетних наблюдений за детьми 3 - 7 лет, следует отметить интенсивность их проявления в период 4-6 лет (в экспериментальной группе - от 15 до 36%, в контрольной - от 16 до 27%). Далее в контрольной группе после некоторого снижения наблюдается скачок в 6,5 года (33%); в экспериментальной же группе некоторое уменьшение показателей на данном возрастном этапе обусловлено переходом умений в навыки.

Характеризуя возрастную динамику показателей сформированности навыков здорового образа жизни, следует отметить значительные позитивные изменения у занимающихся экспериментальной группы (с 5% в 4 года до 38% в 7 лет по сравнению с контрольной: с 3 до 23%).

Подобная закономерность наблюдается при анализе возрастной динамики показателей, характеризующих сформированность валеологических привычек. Если в контрольной группе этот показатель к 6 - 7 годам составил 10%, то в экспериментальной - 25%, что свидетельствует об эффективности разработанной системы валеологического образования детей дошкольного возраста.

Выполняемые по собственной инициативе, без напоминания и контроля взрослых, действия по организации здоровой жизнедеятельности свидетельствуют о сформированности потребности в валеологической и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Критерий мотивационного компонента системы валеологического образования проявляется в показателях, характеризующих осознание необходимости и значимости мероприятий по обеспечению здорового образа жизни.

На основе положительного интереса в процессе физкультурных занятий у детей развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью. Подтверждением этого являются результаты сформированности валеологического мышления. В ходе исследования уровень осознанности выполняемых мероприятий оздоровительной направленности в экспериментальной группе достиг весьма значительных величин (от 0,47% в 4 года до 95% в 7 лет), в то время как в контрольной группе изменения данного показателя менее значительны (от 0,55% в 4 года до 42% в 7 лет). Воздействие на эмоционально-мотивационную сферу с помощью методики, разработанной с учетом возрастных особенностей ребенка, явилось основой механизма формирования установки на здоровье.

Таким образом, данные процесса формирования знаний, умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия эффективности системы валеологического образования, обосновывают
возможность и необходимость целенаправленного обучения искусству управления своим здоровьем на этапе дошкольного возраста.

Литература

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

2. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое издательство, 1998. - 183 с.

3. Михалев В.И., Сулейманов И.И., Трещева О.Л. Формирование концепции валеологического образования //Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Матер. всерос. конф. - Омск: СибГАФК, 1997, с. 3 - 8.

4. Новик Г.В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьного возраста с учетом особенностей физического развития: Автореф. канд. дис. М., 1997. - 21 с.

5. Перелыгина Г.И. Показатели физического развития в комплексной оценке состояния здоровья детей дошкольного возраста г. Хабаровска: Метод. реком. - Хабаровск: ХГИФК, 1981. - 47 с.

6. Решетнева Г.А. Здоровье и физическое воспитание детей в условиях Дальнего Востока //Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века: Матер. междунар. конф. - Хабаровск: ХГПУ, 2000. - 172 с.

7. Решетнева Г.А., Дорошенко А.С., Минеева Г.И. и др. Региональные стандарты физического развития и физической подготовленности дошкольников: Учеб.-метод. пос. - Хабаровск: ДВГАФК, 2000. - 16 с.

8. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2 - 14.

9. Шнейдер О.С., Решетнева Г.А. Путь к здоровью: Программа валеологического образования детей. - Хабаровск: ХГИФК, 1999. - 43 с.

10. Шнейдер О.С., Решетнева Г.А. Физическое здоровье детей в условиях Дальневосточного региона //Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке: состояние, проблемы и перспективы. Науч.-практ. конф. 19-20.12.2000 г., Хабаровск, 2000.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!