Abstract Pupil's Physical development during base power training S.V. Novakovsky, Ph. D., professor S.V. Stepanov, Ph. D., lecturer Ural technical university, Ekaterinburg L.S. Dvorkin, Dr. Hab., professor Kuban state academy of physical culture, Krasnodar Key words: age changes, length and weight of body, circumference of thorax. The results of the long-term researches of the same pupils, carried out from 1989 till 1999 are presented in the article. The experimental group included pupils who visited occupations on the power training besides lessons of physical culture two times per one week (244 pupils). The control group included their coeval, visiting only the lessons of physical culture (333 pupils). The technique of the young weight-lifters training, stated in the various works of the author of this article (Leonid Dvorkin) was used in the basis of power training.
|
Физическое развитие школьника в процессе базовой силовой подготовки Кандидат педагогических
наук, профессор, заслуженный работник физической
культуры РФ, Уральский технический университет, Екатеринбург Кандидат педагогических
наук, доцент, заслуженный работник физической
культуры, Уральский технический университет, Екатеринбург Доктор педагогических наук,
профессор Л.С. Дворкин Ключевые слова: возрастная динамика, длина и вес тела, окружность грудной клетки. Актуальность . Как правило, в педагогической практике физическое развитие школьника оценивается главный образом по изменениям тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Изучением этих параметров на протяжении длительного периода, начиная с детского возраста, занимались ученые еще в царской России. Так, в 1879 г. вышла работа И.П. Зубковского, в 1892 г. - Н.В. Зака, в 1906 г. - Н.П. Гундобина и др. [8, 15], которые отмечали, что вес 15-летних подростков города Москвы увеличивается в два раза по сравнению с 8-летними. По мнению Н.П. Гундобина [15], на рост детей и подростков влияют наследственность, возраст родителей, климатические условия, окружающая гигиеническая среда, питание и т.д. Современные исследования физического развития человека в нашей стране подтверждают выводы русских ученых, касающиеся выраженного увеличения размеров тела в подростковом возрасте. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 13 и 15,5 годами. Практически пубертатный скачок касается почти всех размеров костей и мышц, распространяется на сердечную мышцу и другие органы [2, 4, 6, 9, 16, 19, 20]. Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на процесс физического развития. По данным М.В. Антроповой [1], Л.С. Дворкина [9, 10], С.Ф. Евтушенко [11], А.М. Кураченкова [14], Р.Е. Мотылянской с сотр. [16, 17], юные спортсмены 15, 16 и 17 лет имеют почти такие же показатели длины тела, как и школьники, не занимающиеся спортом. Но вес тела и окружность грудной клетки у них были заметно больше. В то же время число школьников, имеющих низкие и ниже среднего уровня антропометрические показатели, к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом уменьшается, соответственно повышается число школьников со средними, а иногда и более высокими оценками физического развития [1, 4, 5, 13, 14, 21, 22]. Исследования Р.Е. Мотылянской [16] и Л.С. Дворкина [9] показали несостоятельность мнения о задержке роста вследствие занятий упражнениями с отягощениями. Об этом же говорят и более ранние исследования А.И. Кураченкова [14], показавшие, что юные тяжелоатлеты 14-16 лет не только не отстают в росте, но даже превосходят по своему физическому развитию юных пловцов. Организация эффективной силовой подготовки школьников начиная с 1-го класса связана с необходимостью глубокого анализа и контроля за изменением их физического развития. Особенно большую информацию дают, на наш взгляд, динамические исследования одних и тех же школьников в течение учебы в школе. Такая работа позволила собрать достаточное количество фактического материала по каждому классу. Цель исследования заключалась в выявлении возрастных закономерностей физического развития школьников 7-17 лет под воздействием силовых нагрузок. Методика и организация исследований . В данной статье представлены результаты многолетних исследований одних и тех же школьников г. Екатеринбурга, проведенных в период с 1989 по 1999 г. В исследовании принимали участие учащиеся 1-10-х классов. В экспериментальную группу входили школьники, которые помимо уроков физкультуры два раза в неделю посещали занятия по силовой подготовке (244 человека). В содержание силовой подготовки включались отягощения, которые школьники могли поднять не менее 6 раз в одном подходе. Школьники 1-4-го классов различные упражнения общесилового характера выполняли с гантелями или резиновыми жгутами. В более старшем возрасте школьники выполняли упражнения для развития силы с облегченной штангой. При тренировке силы использовалась методика подготовки юных тяжелоатлетов, изложенная в различных работах одного из авторов этой статьи (Л.С. Дворкина) [9]. В контрольную группу входили их сверстники, посещавшие два раза в неделю только уроки физкультуры (333 человека). Исследовались длина тела, вес тела и окружность грудной клетки. Изменение длины тела. Исследования показателей длины тела говорят о том, что начиная с 1-го класса силовая подготовка не приводит к задержке роста (табл.1, рис.1). Наибольший прирост длины тела как в экспериментальной, так и в контрольной группе был отмечен у школьников 3-го по отношению ко 2-му классу, 7-го по отношению к 6-му, 9-го по отношению к 8-му классу. Причем достоверных отличий прироста длины тела в экспериментальной и контрольной группах мы не обнаружили ни в одном классе. Абсолютный показатель прироста длины тела у школьников экспериментальной группы с 1-го по 4-й класс составил 18,9 см, с 4-го по 7-й класс - 13,4 см и с 8-го по 10-й класс - 12,7 см. Соответственно у школьников контрольной группы эти показатели прироста имели следующий вид: 18,6, 13,7 и 11,75 см. Следовательно, и в этом случае уровень прироста длины тела у школьников экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличался. Наименьшие показатели прироста длины тела были отмечены между 2-м и 1-м, 5-м и 4-м, 6-м и 5-м, 8-м и 7-м, 10-м и 9-м классами (см. рис. 1). К 8-му и 10-му классам по отношению к 1-му длина тела у школьников экспериментальной группы увеличилась соответственно на 33,0 см (25,9%) и на 45,7 см (35,9%), а у их сверстников из контрольной группы - на 33,7 см (26,2%) и 45,45 см (35,4%). Таким образом, если в сравниваемых группах школьников и есть различия в приросте длины тела, то настолько минимальные, что можно говорить только о том, что направленная силовая подготовка учащихся, начиная с 1-го класса, совершенно не отразилась на возрастные особенностях прироста длины тела учащихся 1-10-х классов. Изменение веса тела. Анализ динамики веса тела на протяжении 10 лет учебы в школе позволяет сделать вывод о том, что этот показатель физического развития у учащихся экспериментальной и контрольной групп изменяется в соответствии с возрастными особенностями развития организма (табл. 2). Это видно из того, что хотя и отмечается некоторое преимущество в абсолютных величинах веса тела у школьников экспериментальной группы по отношению к их сверстникам из контрольной группы, но оно не имеет достоверного характера, за исключением 5, 8 и 10-х классов (см. табл. 2, рис. 2). Так, уже в 1-м классе вес тела учащихся экспериментальной группы был больше на 1,5 кг по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. В последующих классах (2, 3-й и 4-й) эта разница колебалась в пределах от 0,2 до 0,9 кг. В 5-м классе школьники из контрольной группы оказались на 2,5 кг тяжелее своих сверстников (0,5< р); в 6-м и 7-м классах эта разница опять снизилась соответственно до 1,7 и 1,2 кг; в 8-м классе средний показатель веса тела у школьников экспериментальной группы вновь оказался достоверно выше по сравнению с их одноклассниками из контрольной группы (0,1< р). В 9-м и 10-м классах преимущество в весе тела школьников из экспериментальной группы сохранилось. Рис. 1. Динамика ежегодного прироста длины тела у школьников 1-10-го классов Таблица 1. Длина тела школьников 1 -10-го классов
На наш взгляд, представляет интерес анализ показателей прироста веса тела в целом в начальных, средних и старших классах. В экспериментальной группе с 1-го по 4-й класс вес тела у школьников вырос на 10,3 кг, или на 45,1%, с 4-го по 7-й класс - на 11,6 кг (35%) и с 7-го по 10-й класс - на 13,2 кг (29,5%). В контрольной группе эти показатели имели следующий вид: 11,6 кг (54,4%), 10,6 (32,2%) и 11,7 кг (26,8%). Таким образом, наиболее выраженный относительный прирост веса тела наблюдается у школьников 1-4-го классов, затем в последующие возрастные периоды темпы прироста веса тела снижаются во всех случаях. Силовая подготовка, как показали наши исследования, достоверно не оказывает влияния на прибавку веса тела. Это видно также из того, что уровень абсолютного и относительного прироста веса тела с 1-го по 10-й класс в первом случае был выше в экспериментальной группе (соответственно 34,8 и 33,9 кг), а во втором - в контрольной группе (153,9 и 159,1%). Изменение окружности грудной клетки. Исследования окружности грудной клетки (ОГК), проведенные на школьниках 1-10-го классов, говорят о том, что этот показатель во всех группах в среднем соответствовал возрастным нормам. В то же время уровень ОГК у школьников экспериментальной группы, за исключением 1-го класса, был выше на всем протяжении учебы в школе (табл. 3). Однако эта разница во всех классах была статистически недостоверной (0,05>р). С возрастом ОГК увеличивается во всех исследуемых группах. Ежегодный прирост этого показателя наблюдался на протяжении всей учебы в школе. В то же время уровень прироста ОГК от класса к классу был неодинаков как в отдельно взятой группе, так и в целом (рис. 3). Так, в экспериментальной группе минимальный прирост ОГК был зафиксирован у школьников между 2-м и 1-м классами (2,4%), 4-м и 3-м классами (2,5%) и 9-м и 8-м классами (2,1%). Соответственно у школьников из контрольной группы минимальные значения прироста ОГК были отмечены в следующие периоды - между 2-м и 1-м классами (1,7%), 5-м и 4-м классами (2,6%), 9-м и 8-м классами (2,3%) и 10-м и 9-м классами (2,1%). Максимальный показатель прироста ОГК у школьников экспериментальной и контрольной групп был зафиксирован между 6-м и 5-м классами (соответственно 5,9 и 4,9%)). Исходя из характера изменений ежегодного уровня прироста ОГК? мы можем говорить о более равномерной кривой динамики этого показателя физического развития на протяжении всей учебы в школе, отмеченной в экспериментальной группе учащихся по сравнению с их сверстниками из контрольной группы (см. рис. 3). Вместе с тем во всех случаях отмечается выраженный прирост ОГК в период полового созревания. Так, если у школьников с 1-го по 4-й класс ОГК увеличилась в экспериментальной группе на 5,5 см (8,9%), а в контрольной - на 3,1 см (8,2%), то с 4-го по 8-й класс соответственно на 9,4см (14%) и 7,4 см (11,1%). В старшем школьном возрасте уровень прироста ОГК снизился по сравнению со средним школьным возрастом соответственно до 6,3 см (8,2%) и 6,2 см (8,3%). В целом за школьный период учебы у учащихся экспериментальной группы ОГК возросла на 21,2 см (34,4%), а контрольной - на 18,7 см (30,2%). Следовательно, в первом случае более выраженный прирост ОГК за 10 лет учебы в школе мы можем связывать с дополнительными занятиями в группе силовой подготовки. Рис. 2. Динамика ежегодного прироста веса тела у школьников 1-10-го классов Таблица 2. Вес тела школьников 1 -10-го классов
Рис. 3. Динамика ежегодного прироста ОГК у школьников 1-10-го классов Таблица 3. Окружность грудной клетки школьников 1 -10-го классов
Заключение. Силовая подготовка с 1-го класса благоприятно воздействует на физическое развитие школьников. При этом наблюдается сохранение естественных изменений физического развития на всем протяжении учебы в школе соответственно тем особенностям, которые присущи каждому возрастному периоду. И только в подростковом возрасте показатели физического развития у школьников из экспериментальной группы, особенно веса тела и ОГК, были недостоверно выше, чем у их сверстникров из контрольной группы. Так, если к 8-му классу и была отмечена тенденция к некоторому ускорению прироста веса тела и ОГК у школьников экспериментальной группы по сравнению с их сверстниками из контрольной группы, то уже через год темпы физического развития у них выровнялись. Поэтому данную выявленную тенденцию, по-видимому, нельзя считать результатом влияния направленной силовой подготовки. Полученные данные позволяют говорить о том, что занятия силовой подготовкой в 7-17-летнем возрасте не приводят к каким-либо существенным отличительным изменениям в физическом развитии школьников. Литература 1. Антропова М.В., Сальникова Г.П. Влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье учащихся //Советская педагогика, 1967, № 3. 2. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. - М.: Учпедгиз, 1947. - 48 с. 3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 23-25. 4. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 1, с, 52-57. 5. Булгакова Н.Ж. Проблемы отбора в процессе многолетней тренировки (на материале плавания): Автореф. докт. дис. М., 1977. - 65 с. 6. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: МГУ, 1976. - 290 с. 7. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии спортивной тренировки. Изд.2-е. - М.: ФиС, 1972. - 254 с. 8. Гундобин Н.П. Особенности детского организма. Основные факторы к изучению детских болезней. Изд. журнала "Практическая медицина". СПб, 1906. 9. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: Докт. дис. М., 1990. - 453 с. 10. Дворкин Л.С., Младинов Н.И. Силовая подготовка юных атлетов. - Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1992. - 80 с. 11. Евтушенко С.Ф. Силовая подготовка школьников 12-15 лет с учетом соматической зрелости: Автореф. канд. дис. Краснодар. 1999. - 24 с. 12. Казарян Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема рационализации силовой подготовки в школьном возрасте: Автореф. докт. дис. М.,1975. - 53 с. 13. Кураченков А.И. Методическое письмо преподавателям, тренерам и врачам спортивных школ тяжелой атлетики. - М.: Коиз, 1956. 14. Кураченков А.М. Изменение костно-суставного аппарата у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1958. - 229 с. 15. Лаппо-Дроздова А.И. Динамика физического развития подростков. - М.: Медицина, 1960. - 117 с. 16. Мотылянская Р.Е., Стогова А.И., Иорданская Ф.А. М.: ФиС. - 1962. - 150 с. 17. Мотыляская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения //Теория и практика физ. культуры. 1979, № 11, с. 27-29. 18. Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 4, с. 8-12. 19. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей и подростков. - В кн.: Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969, с. 554-571. 20. Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 71 с. 21. Туманян Г.С. Телосложение и спорт (основы индивидуализации физической подготовки спортсменов различных соматических групп: Автореф. докт. дис. М., 1971. - 39 с. 22. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. - М.: ФиС, 1976. - 237 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|