Abstract Concept of formation of bases of child's healthy lifestyle at initial stages of his (her) individual development G.A. Reshetneva, Ph. D., professor L.I. Lubysheva, Dr. Hab., professor Far East state academy of physical culture, Khabarovsk Key words: bases of healthy lifestyle, valeological dominant, base needs, pedagogical technology. The development of the system of the continuous education (family, kindergarten and a school) which components are focused on formation of the healthy lifestyle in children - is the basic idea of the concept offered by the authors. Therefore in the basis of the concept the valeological paradigm of the pedagogical activity within the framework of which the existence of conducting the idea of humanization of educations - "The creation of the Personality" is takes the place. A human creates himself, switching in the process of knowledge on the level acceptable to him. The question is the formation of the individual philosophy of health in children on the basis of knowledge and skills received in the system of preschool and school education. The solving of this task is connected with the renewing of the pedagogical activity on the basis of the valeological dominant and with the development of the pedagogical systems constructed on the priorities of a health. It is possible to create the valeological dominant only as the result of specially organized education where the opportunities of each child are realizing. The reference to consciousness through the system of knowledge of the healthy lifestyle and skills, an output on subconsciousness through the formation of skills and habits of healthy lifestyle is represented by the pedagogical task that still has not received the effective solving.
|
Концепция формирования основ здоровой жизнедеятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития Кандидат
педагогических наук, профессор Г.А. Решетнева
Доктор педагогических наук,
профессор Л.И. Лубышева Ключевые слова: основы здоровой жизнедеятельности, валеологическая доминанта, базовые потребности, педагогическая технология. В последние годы становится очевидной необходимость радикальных изменений в стратегии достижения здоровья человека. В основе ее - формирование "Я-концепции" здоровой личности, создание необходимых условий для ее самопознания, саморазвития и самореализации [1, 8]. C рождения необходимо включение самого человека в процесс формирования здоровья, потребности в здоровом образе жизни, заинтересованности и активности в самопостроении и самосовершенствовании. Речь идет о новой концепции образования - "здравотворческой", в основе которой адаптивная природа образования в контексте парадигмы: "здоровье человека - здоровье общества - здоровье природы". Внимание к себе, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится быть внимательным не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих. Через себя научится понимать чувства, переживания, поступки других людей, организовывать свое поведение в обществе. В этом представляется нравственный аспект проблемы. Не воспитав осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у ребенка при рождении. Необходим переход воспитания человека к другой парадигме: "забота о здоровье - обязанность каждого". Разработка стратегически осмысленной системы непрерывного образования: семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы, составляющие компоненты которой ориентированы на формирование у детей валеологически обоснованного образа жизни, - является основной идеей нашей концепции. Значение системообразующего в этой системе приобретает педагогический компонент, сущность которого заключается в научении ребенка умению "активизировать личностные, потенциально присутствующие, данные природой биоэнергетические возможности". Этот процесс требует специфических знаний родителей, воспитателей и непременно самого ребенка. Только при таких условиях он сможет реализовать свое право на образование, не представляющее угрозы для здоровья [9]. Поэтому в основе нашей концепции лежит валеологическая парадигма педагогической деятельности, в рамках которой возможно существование ведущей идеи гуманизации образования - "созидание Человека". Валеологическая основа реализации этой идеи состоит в том, что человек создает себя сам, включаясь в процесс познания на личностно приемлемом для него уровне. Иначе говоря, речь идет о формировании у детей индивидуальной философии здоровья на основе знаний, умений и навыков, полученных в системе дошкольного и школьного образования. Решение данной задачи связано с переосмыслением педагогической деятельности на основе валеологической доминанты, разработки педагогических систем, построенных на приоритетах здоровья. Создать валеологическую доминанту можно только в результате специально организованного обучения, в ходе которого реализуются возможности каждого ребенка. Поэтому целью стратегии педагогической деятельности явилось воспитание у детей мотивации на здоровье и формирование основ здоровой жизнедеятельности в системе "семья - ДОУ - школа". Ее основные задачи: - формирование валеологической образованности и активности родителей; - обучение родителей практическим умениям и навыкам оздоровления ребенка с рождения; - обеспечение индивидуально-гармонического развития детей на основе формирования компонентов здоровья; - социальная адаптация ребенка на этапах его индивидуального развития; - формирование знаний и практических действий по овладению основами здорового стиля жизни. При разработке концепции мы основывались на принципах: гуманизации образования; природосообразности; интеграции валеологического и личностно ориентированного подходов в воспитании; непрерывности и преемственности; индивидуализации и дифференциации; креативности процесса обучения и воспитания; единства валеологической и физкультурной деятельности. Методологически значимо для реализации технологии обеспечения здоровой жизнедеятельности детей положение о доминирующих базовых потребностях. Согласно этому положению в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая для данного возрастного периода, определяющая "ядро личности", ее поведенческую деятельность [2, 6]. Относительно дошкольного и младшего школьного возраста ведущей является биологическая потребность в движении, проявляющаяся в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью в самоутверждении. Поэтому наиболее перспективно формирование основ здоровой жизнедеятельности в процессе занятий физической культурой, где в полной мере реализуется потребность в движении, столь ярко выраженная в детском возрасте. Именно на интересе детей к занятиям физическими упражнениями следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Физическая и спортивная культура ребенка - тот фундамент, на котором формируются и здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни. Следует отметить, что первичные базовые потребности (как внутреннее побуждение, вызывающее активность организма) являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Постепенно под воздействием педагогических средств, создания предметно-информационной образовательной среды они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения: действия детей по истечении времени становятся самомотивированными. Причем согласно теории Д.Н. Узнадзе [10] прочность такой установки зависит от частоты ее возникновения, то есть формирование мотивации на здоровье возможно лишь на основе специально организованной целенаправленной работы по созданию у ребенка представлений о своем здоровье и здоровье окружающих, освоению практических действий по обеспечению здоровой жизнедеятельности. Удовлетворение базовых потребностей детей в процессе физкультурной деятельности должно стать главным условием индивидуально-гармоничного развития ребенка, формирования основных компонентов здоровья на всех этапах системы "семья - ДОУ - школа". Неудовлетворение этих потребностей, соответственно, будет приводить к замедлению их развития и ослаблению здоровья. Однако решить эту задачу в рамках традиционного подхода к физической культуре, который основан на принудительном формировании двигательных навыков и развитии физических качеств, на наш взгляд, невозможно. Эффект от командно-строевых методов, доминирующих сегодня на уроках физической культуры, к сожалению, противоположный. Через познание самого себя ребенок должен прийти к выбору своего способа двигательной активности и выработать на последующих этапах своего развития индивидуальный стиль физического самосовершенствования. Для этого нужны определенные условия и педагогическая здоровьеформирующая технология. Составляющими ее компонентами должны стать: 1) информационно-познавательный (представления о своем организме, способах укрепления собственного здоровья и окружающей природы); 2) творчески -деятельностный (практические действия, характеризующие приобщение к ценностям здорового образа жизни); 3) потребностно-мотивационный (поведенческая деятельность ребенка по обеспечению здоровой жизнедеятельности). Показателями сформированности указанных компонентов приняты соответственно: 1) знания как результат освоения теоретического раздела программного материала; 2) умения и навыки организации здоровой жизнедеятельности; 3) привычки как результат выполнения осознанных действий, характеризующих валеологически обоснованное поведение детей. Результаты оценки структурных компонентов данного образовательного процесса явились основанием для эффективной стратегии формирования здоровья детей в процессе физкультурной деятельности. Следует заметить, что все компоненты этой целостной системы находятся в тесной взаимосвязи. К примеру, информационный компонент не означает механического заучивания знаний. Он реализуется в познавательной активности, в организации деятельностного подхода, направленного на включение ребенка в процесс здравотворения и здравосозидания. Рефлексивная творческая деятельность, направленная на осознание своей ценности и индивидуальности, является ведущей в этой системе. Важным условием успешности этой деятельности выступает создание предметно-информационной образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие детей. Концептуально значимы для нашего исследования также данные, свидетельствующие, что валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Трем уровням личности соответствуют и три аспекта здоровья: физический, психический, духовный. Физический резерв здоровья ребенка формируется в процессе его естественного роста и обусловлен уровнем развития органов и систем организма. Психическое здоровье - состояние психической сферы, в основе которого - состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье ассоциируется с потребностью человека, с самореализацией как личности, то есть обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называет социальной. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сфер жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека. В обобщенном виде, по мнению ученых [3, 5], можно считать, что критериями здоровья являются: для физического - "я могу", для психического - "я хочу", для нравственного - "я должен". Уровень сформированности компонентов здоровья был принят в качестве показателей эффективности педагогической стратегии формирования здоровья ребенка на начальных этапах его индивидуального развития. При этом мы поддерживаем мнение специалистов [4, 7], что основополагающим в развитии здорового ребенка является духовно-нравственный компонент здоровья, определяющий его душевный комфорт, умение строить отношения с близкими и друзьями, реализация потребностей в самопознании и самосовершенствовании. Педагогическими методами необходимо воспитывать у ребенка отношение к собственному здоровью как высшей и духовной сути, от которой зависит его будущее благополучие, формировать знания и практические действия по обеспечению здоровой жизнедеятельности. Не воспитав у детей осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у ребенка при рождении. Обращение к сознанию через систему знаний о здоровом образе жизни и умений, выход на подсознание через формирование навыков и привычек здоровой жизнедеятельности представляется педагогической задачей, не получившей пока эффективного решения. С учетом этого актуальной становится проблема разработки и научного обоснования педагогической технологии, позволяющей эту идею реализовать. Литература 1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972, с.7-44. 2. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - СПб.: Акцидент, 1997. - 92 с. 3. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. докт. дис. СПб., 1998. - 49 с. 4. Лободина С.В., Алексеева Д.Ф. Здоровый дошкольник: Учебно-методическое пособие. СПб., 2000. - 134 с. 5. Петленко В.П., Давыденко Д.Н. Этюды валеологии. - СПб.: Балтийская пед. академия, 1999. - 124 с. 6. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 283 с. 7. Синицын Ю.Н. Педагогические условия воспитательно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении: Автореф. канд. дис. Краснодар, 1999. 8. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. - М.: Логос, 1992. - 203 с. 9. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография-эссе. - СПб: Крисмас, 1999. - 171 с. 10. Узнадзе Д.Д. Теория установки - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 448 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|