ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


Abstract

Pole-jumpers endowment Diagnostics

G.I. Koval'chuk, Ph. D., professor

I.A. Vasnev

Siberian state academy of physical culture, Omsk

Key words: individual structure of asymmetry, genetic markers, rates of gain, forecast, pole-jumpers.

The purpose of the research was the perfection of pole-jumper endowments methods.

The researching methods foresaw the appreciation of the build-up, physical, technique and psychological preparedness. The estimation of an individual dermatoglyphics type was foreseen also.

The pedagogical experiments were carried out from 1978 up to 1998. Pole-jumpers of different skills and aged from 10 to 19 were tested.

The authors have worked out the new approach to pole-jumper endowments diagnostics with the use of dermatoglyphics. They calculated the multiregression equations giving an opportunity to forecast the sport results of any young people aged from 14 to 19 on the bases of testing the results of


Диагностика одаренности прыгунов с шестом

Кандидат педагогических наук, и.о. профессора Г.И. Ковальчук
И.А. Васнев

Сибирская государственная академия физической культуры, Омск

Ключевые слова: индивидуальный профиль асимметрии, генетические маркеры, темпы прироста, прогноз, прыгуны с шестом.

На начальных этапах многолетнего тренировочного процесса из поля зрения специалистов по-прежнему нередко выпадают одаренные подростки. Не являются исключением из этого правила и различные виды легкой атлетики, хотя одним из важнейших условий развития одаренности считается ее раннее выявление [17]. Это происходит потому, что только на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования используются показатели большей прогностической силы по сравнению с этапами начальной спортивной подготовки [2, 6, 7, 14, 19]. А также это имеет место в силу отсутствия достаточных сведений о разных вариантах хода возрастного развития, возрастной одаренности и методов ее диагностики с учетом требований спортивной деятельности, неучёта особенностей индивидуального профиля функциональной асимметрии спортсменов [2, 6, 7, 8, 18, 22, 26].

Многие специалисты связывают все виды индивидуального реагирования в период восходящего онтогенеза с особенностями пространственной организации мозга, характером объединения нейронов в микро- и макроансамбли, их расположением, отношением друг к другу и к другим ансамблям, типом преобразования информации [14, 18, 20, 21]. R.W. Sperry (1966) показал, что каждое полушарие головного мозга может воспринимать, заучивать, вспоминать, чувствовать независимо от другого, но в способе обращения с входящей информацией между ними существуют некоторые различия [14].

Поскольку в процессе развития зародыша нервная система формируется из того же зачатка, что и кожа, полезно было изучить особенности индивидуального профиля асимметрии дерматоглифических показателей (ИПАД) у прыгунов с шестом различного возраста и квалификации. Большие перспективы в решении проблемы диагностики одаренности связаны с применением метода дерматоглифики [1, 9, 10, 12, 16]. Определенная "гравировка кожи" на разных пальцах каждой руки тесно связана с нервными окончаниями в кончиках пальцев, которые имеют связи с разными областями мозга, и находит отражение в особенностях телосложения, свойствах и особенностях функционирования различных систем организма [3, 4, 9, 10, 12, 19].

Дополнительными критериями для оценки перспективности юных прыгунов с шестом служили характеристики антропомоторики и психолого -педагогические показатели.

Методы и организация. Исследования проводились в период с 1978 по 1998 г. с определенным образом отобранными участниками "омского эксперимента" - учениками одной параллели третьих классов школы № 59 [2, 13], восемь человек из которых после трех лет занятий по стандартной учебно-тренировочной программе, построенной по многоборному принципу, в последующем с учетом индивидуальных особенностей были ориентированы на регулярные занятия прыжками с шестом

С целью обеспечения в дальнейшем достаточной выборки для сопоставления результатов первоначального тестирования с показателями будущей эффективности соревновательной деятельности дополнительно были обследованы прыгуны с шестом на начальных этапах спортивной подготовки. Программа обследований предусматривала: оценку соматотипа, тотальных, парциальных, обхватных и дерматоглифических показателей. Использовалось педагогическое тестирование скоростных, скоростно-силовых, силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости. Использовались также следующие методы: оценка потребности в достижениях; взаимоотношения тренер -- спортсмен; характерологический опросник Айзенка; исследование направленности личности по методике Смейкала и Кучера; изучение тревожности по методике Спилбергера; силы и свойств нервной системы по методике Ильина. Использовались электронный хронометраж, сейсмография, тензометрия на базе тензометрических стелек В.К. Бальсевича; методы математической статистики.

У высококвалифицированных прыгунов с шестом ( ЗМС, МСМК и МС, n = 10) рассчитывались также коэффициенты корреляции между спортивно -техническими и дерматоглифическими показателями. Показатели ИПАД рассчитывали по величине отношения числа гребешков в узоре на каждом пальце правой руки к числу гребешков на тех же пальцах левой руки (ИПАД-1...5). При наличии на определенном пальце руки рисунка типа дуга, гребневый счет на этом пальце каждой руки принимался за единицу (только при расчете показателя ИПАД). Отпечатки пальцевых узоров изучали по методике Гладковой [5].

Результаты и обсуждение. Из табл. 1 видно, что показатели ИПАД можно использовать в качестве генетических маркеров одаренности прыгунов с шестом. Поскольку наглядно показано, что показатели ИПАД с третьих по пятые пальцы рук статистически значимо коррелируют с различными антропометрическими показателями, с определенными двигательными способностями подростков - прыгунов с шестом. Также установлено наличие достоверных корреляционных связей показателей ИПАД -1 и ИПАД-2 с психологическими особенностями спортсменов, спортивным результатом, скоростно-силовыми, координационными способностями и временными характеристиками заключительной части разбега в прыжках с шестом.

Корреляционная связь спортивных результатов с показателем ИПАД-2 в группе мастеров высокого класса находится на среднем уровне (r=0,575), но связь показателя, отражающего величину, полученную из отношения показателя ИПАД-2 и тотального гребневого счета со спортивным результатом, находится на более высоком уровне (r=0,640).

О значимости для диагностики одаренности легкоатлетов-прыгунов особенностей пальцевого узора на большом пальце правой руки свидетельствует выявленная связь типа рисунка на этом пальце с темпами прироста результатов в прыжках в высоту у подростков в возрастном диапазоне 12-14 лет (r=0,941).

Дополнительными критериями для оценки перспективности юных прыгунов могут служить и различные комплексы тестов для прогноза успешности будущей соревновательной деятельности на различных этапах многолетней спортивной подготовки. Две батареи тестов для отбора прыгунов с шестом на этапе начальной предварительной подготовки (возраст 11 лет) были получены на основе ретроспективного анализа взаимосвязей показателей антропомоторики школьников, прошедших трехлетнюю интегрированную спортивную подготовку с результатом в прыжках с шестом в возрастные периоды 14 и 19 лет.

Результаты тестирования выборки легкоатлетов - прыгунов с шестом в возрастной период 11 лет, прошедших все этапы многолетней спортивной подготовки и добившихся званий МС и МСМК, представлены в табл. 2. Как видно из таблицы, перспективные прыгуны с шестом на момент обследования статистически достоверно отличались по многим показателям от общей массы юных 11-тилетних спортсменов и превосходили по темпам годичного прироста результата в выпрыгивании вверх толчком одной ногой, в возрастном диапазоне считающемся сенситивным периодом для развития данных способностей [9, 23].

Таблица 1 Взаимосвязь показателей ИПАД с психологическими особенностями и характеристиками антропомоторики у прыгунов с шестом в возрасте 13 -14 лет (n=25)

Показатели

Профиль асимметрии дерматоглифических показателей, отн. йод.
ИПАД-1, V%=31 ИПАД-2, V%=24 ИПАД-3, V%=32 ИПАД-4, V%=24 ИПАД-5, V%=29
Личностная тревожность -0,52        
Интраверсия -0,50        
Направленность на задание   0,63      
Направленность на взаимоотношения   -0,56      
Длина ноги     -0,67   0,56
Длина руки       -0,57  
Величина отношения акромиального и вертельного диаметров         0,43
Обхват талии         0,45
Спортивный результат в прыжках с шестом   0,49      
Время пробегания последних 10 м разбега -0,53        
Прыжок в длину с места 0,52        
Тройной прыжок с места         0,45
Время удержания равновесия, стоя на одной ноге с шестом в руках     0,60    
Точность прыжка 50% от максимального с поворотом на 180° -0,51        

Примечание V% - коэффициент вариации

Таблица 2. Показатели будущих МС и МСМК в прыжках с шестом и общей массы начинающих прыгунов на этапе первоначального тестирования в возрасте 11 лет

Показатели

Средние значения у будущих МС и МСМК Средние значения у начинающих
Длина тела, см 147,5±3,0 141,0±7,0
Длина ноги, см 80,0±2,5 75,0±4,0
Коэффициент пропорциональности, отн. ед. 1,19±0,03 1,14±0,05
Прыжок в высоту с разбега, см 123±5,0 111±9,0
Бег 10 м схода, с 1,45±0,03 1,55±0,095
Бег 30 м со старта, с 5,2±0,2 5,42±0,3
Прыжок в длину с места, см 195±6,0 177,0±14
Тройной прыжок в длину с места, см 562±17 523±34
Выпрыгивание вверх с разбега толчком одной ногой, см 48±3,0 41±8,0
Длина шага в спринтерском беге, см 178±6 156±16
Индекс спринтерских способностей, отн. ед. 1,64±0,08 1,86±0,20
Индекс антропометрической и специальной прыжковой предрасположенности, отн. ед. 3,85±2,1 8,1±4,36

Примечание Достоверность различий средних значений по каждому показателю находится на уровне от 0,01 до 0,001 Индекс спринтерских способностей - величина отношения длительности бегового шага в спринтерском беге к произведению длины ноги на длину бегового шага, которая умножена на 100 Индекс антропометрической и специальной прыжковой предрасположенности - отношение длительности опорного периода в выпрыгивании вверх с разбега толчком одной ноги к произведению величины прироста результата в выпрыгивании вверх с разбега толчком одной ноги в возрасте от 10 до 11 лет на величину отношения показателя роста стоя с максимально вытянутой вверх рукой к показателю длительности фазы отталкивания в спринтерском беге

Анализ корреляционных связей этих показателей с результатом в прыжках с шестом у обследованных спортсменов в возрасте 14 и 19 лет, свидетельствует о возможности более тонкой оценки у 11- летних прыгунов с шестом специфических двигательных способностей и антропометрических показателей физического развития.

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют об эффективности использования в процессе отбора прыгунов с шестом результатов регрессионного анализа. Уравнения множественной регрессии позволяют прогнозировать спортивные результаты юношей в возрасте 14 и 19 лет по результатам тестирования прыгунов в возрасте 11 лет. Уравнение множественной регрессии имеет следующий вид: Y = А + В1 (хi1- X1) + В2 (хi2-Х2) + В3 (хi3-Х3),

Yi 1 = 328 - 463 (хi1- 1,49) - 52,3 (хi2-1,86) - 3,5 (хi3-8,1),

где Yi 1 - прогнозируемый спортивный результат через три года, а А, В1, В2, В3 - вычисленные коэффициенты уравнения множественной регрессии, хi1 - результат в беге на 10 м с хода, хi2 - индекс, отражающий особенности спринтерских способностей прыгунов с шестом, хi3 - индекс, отражающий антропометрическую и специальную прыжковую предрасположенность, X1, X2, X3 - средние значения показателей;

Yi 2 = 442 + 538 (xi1-1,13) - 10,54 (xi2-8,1),

где Yi 2 - прогнозируемый спортивный результат через восемь лет,

хi1 - коэффициент пропорциональности телосложения (отношение длины ног к длине туловища с головой), хi2 - индекс, отражающий антропометрическую и специальную прыжковую предрасположенность.

Полученные нами регрессионные модели были проверены на других контрольных группах легкоатлетов. Существенных расхождений между прогнозами и действительными результатами нет.

Включенные в представленные уравнения информативные показатели антропомоторики позволяют отразить особенности величины и скорости изменения спортивных результатов в прыжках с шестом у каждого юного прыгуна в процессе его дальнейшей многолетней спортивной подготовки.

Заключение. Результаты исследований подтверждают уникальность индивидуальности каждого спортсмена. Об этом свидетельствуют и коэффициенты вариации ИПАД от 24 до 38%, как у подростков, так и у высококвалифицированных прыгунов с шестом. Поэтому полезно использовать и системный комплексно -типологический подход к диагностике одаренности прыгунов с шестом [10-11].

Вместе с тем индивидуальный профиль асимметрии дерматоглифических показателей является значимым генетическим маркером важных для спортивной деятельности двигательных способностей, антропометрических и психологических особенностей прыгунов с шестом, и имеет с большинством показателей информативность не ниже 0,43 и достигает даже 0,67.

Таким образом, использование показателей ИПАД и других биохронологических признаков [4, 10-13] в сочетании с оценкой у юных спортсменов характеристик антропомоторики позволяет диагностировать одаренность к эффективному спортивному совершенствованию, а также определить возможность достижения ими результатов международного класса в прыжках с шестом.

Литература

1. Абрамова Т.Ф., Никитин Т.М., Озолин Н.Н. Возможности использования пальцевой дерматоглифики в спортивном отборе // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 4, с. 10-15.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. - 274 с.

3. Богданов Н.Н. Судьба на кончиках пальцев // Здоровье. 2002, № 4, с. 30-33.

4. Васнев И.А., Ковальчук Г.И. Значимость биохронологических показателей для оценки перспективности юных легкоатлетов // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Матер. межрегион. научно-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1999, с. 28-30.

5. Гладкова Т.Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека. - М.: Наука, 1966.

6. Губа В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 8, с. 28-31.

7. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 240 с.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001, с. 464.

9. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: Монография. - Омск: СибГАФК, 1988. - 324 с.

10. Ковальчук Г.И., Васнев И.А. Как учитывать типологические особенности подростков при подготовке прыгунов с шестом // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 2, с. 26, 39-41.

11. Ковальчук Г.И., Лузгин В.Н., Захарова О.В. Системный комплексно-типологический подход к диагностике спортивной одаренности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 2, с. 2-6.

12. Ковальчук Г.И. Значение дерматоглифических параметров для прогноза двигательных способностей младших школьниц // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования. Ч. 1. - Омск: СибГАФК, 1998, с. 122-126.

13. Ковальчук Г.И., Васнев И.А. Использование генетических маркеров для спортивного отбора прыгунов с шестом // Физическая культура и спорт - здоровье населения России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: СибГАФК, 2001, с. 53-57.

14. Лях В.И., Витковски З., Жмуда В. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 4.

15. Никитюк Б.А., Филиппов В.И. Показатели дерматоглифики как критерии отбора в спорте// Критерии анатомо-антропологического контроля в спорте. М., 1982, с.117-118.

16. Попков В.Н. Отбор и контроль в юношеском велоспорте: Монография. - Омск: СибГАФК, 2001. - 196 с.

17. Пратусевич Ю.М., Сербиненко М.В., Орбачевская Г.Н. Системный анализ процесса мышления / Под ред. К.В. Судакова, АМН СССР. - М.: Медицина, 1989, с. 336.

18. Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности //Теория и практика физ. культуры. 2002, № 4.

19. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 112 с.

20. Сергиенко Л.П. Прогнозирующее значение генетических факторов в системе отбора и спортивной ориентации детей: Материалы 3-й Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта. М., 1973, с.158-159.

21. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: МГУ, 1985. - 191 с.

22. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика: Учебное пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 127 с.

23. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.:Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

24. Шульгатая В.В. Электрофизиологические корреляты произвольных движений и индивидуальный профиль асимметрии мозга в возрастном аспекте. Автореф. канд. дис. М., 2000. - 21 с.

25. Ягодин В.М. Многолетняя тренировка прыгуна с шестом. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 52 с.

26. Zaporozanow W., Sozanski H. Dodor i kwalifikacja do sportu. - Warzawa: Biblioteca trenera, 1997. - 114 s.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: