ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


Abstract

Moral-sexual education of athletes

N.L. Korh, Master of sports, coach on aerobics, artistic gymnastics and dances

Vancouver, Canada

Key words: sexual education, questions of gender, sexual function, responsibility of coach.

The moral-sexual education is an integral part of the moral education and it is connected to a number of pedagogical and special medical problems. It brings up the complete personality, capable to realize the social and moral norms, the psychological and physiological features and due to this to establish the optimum in relations between the people of the both genders. It should help in the developing of a personality to master the role of a boy or a girl, a young man or a girl.

The correct biological, social, hygienic, moral-ethical, ethnographic, religious and other data on displays of a gender received by the rising generation gradually, according to age, will promote the reduction of ignorance, disgrace, taboo, mystery in the questions concerning these displays.


Нравственно-половое (сексуальное) воспитание спортсменов

Мастер спорта, тренер по аэробике, художественной гимнастике и танцам Н.Л. Корх
Ванкувер, Канада

Ключевые слова: сексуальное воспитание, вопросы пола, половая функция, ответственность тренера.

Нравственно-половое (сексуальное) воспитание - неотъемлемая часть нравственного воспитания - связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознавать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели нравственности полового воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.

Для осуществления этих задач необходимо формирование у самих воспитателей и родителей правильного отношения к вопросам пола. Основой этого должны быть психолого-педагогические, психологические и морально-этические принципы, а также знание возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей детей и молодежи, правил личной гигиены, организации рационального питания и режима учебы, труда и отдыха.

Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные биологические, социальные, гигиенические, морально-этические, этнографические, религиозные и другие сведения о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений.

Учитывая тот факт, что до настоящего времени в научно-методической литературе по спорту почти отсутствуют труды по проблеме сексуального образования, а встречаются лишь отдельные публикации дискуссионного характера в спортивных газетах и журналах, а также то, что в институтах физической культуры нет ни дисциплины, ни спецкурса по данной проблеме и будущие тренеры не знают особенностей сексуального воспитания, мы решили на основе многолетнего изучения данной темы попытаться изложить свои взгляды, не претендуя на обязательность их признания, а лишь в качестве постановки вопросов, на которые мы и вы, наши уважаемые читатели, сможем вместе более подробно ответить.

Вначале приведем общие, методологические, основы и особенности сексуального образования детей, подростков, юношей, девушек, мужчин и женщин.

Вы вправе самостоятельно выбирать из наших рекомендаций те, которые вам покажутся полезными для эффективного осуществления сексуального образования.

Для этого предлагаем при чтении статьи отмечать для себя то, что вы знаете или не знаете, что умеете или не умеете, чтобы при желании сразу же приступить к самосовершенствованию по данной проблеме.

Психосексуальная идентификация (отождествление) - один из важных аспектов формирования личности - вырабатывается в процессе жизнедеятельности человека под влиянием воспитания и общения с родителями и сверстниками.

Первый этап половой идентификации личности длится до наступления периода полового созревания и определяется соматическими факторами: телосложением, выражением лица, прической, мимикой, походкой, манерой поведения и т.д.

По мере полового созревания у подростков появляются специфические сексуальные интересы и влечение к противоположному полу при существенном влиянии окружающей среды и сверстников.

Второй этап становления половой функции у мужчин связан с появлением вторичных половых признаков: мощного плечевого пояса, развитой мускулатуры тела, ростом усов и бороды, часто - чрезмерным оволосением туловища, специфическим распределением волос на лобке (без четкой горизонтальной линии), формированием мужского типа гортани и появлением низкого тембра голоса.

Для женщин наряду со специфическими наружными половыми органами характерно развитие тазового пояса, распределение подкожно- жировой клетчатки преимущественно в области таза и бедер, формирование молочных желез, оволосение лобка с четкой горизонтальной линией, появление женского типа гортани и высокого голоса.

Показателем становления половых функций у юношей являются поллюции (непроизвольные семяизвержения) во сне, а у девушек - менструации.

Способность к половому акту и воспроизведению потомства у мужчин и женщин возникает в разном возрасте. У мужчин уже в 14-16 лет появляется интерес к противоположному полу. У женщин становление половой функции начинается несколько раньше, чем у мужчин, но развитие полового влечения у них происходит более длительно и сложно. Устойчивое развитие полового влечения у женщин и мужчин приводит к желанию физической близости, что свидетельствует об окончательном становлении половой функции.

Становление полового сознания у мужчин проходит четыре стадии:

- понятийную - формирование простейших логических категорий: ребенок осознает себя носителем определенного пола, а разница в строении гениталий в этот период вызывает лишь простое любопытство;

- романтическую - высокий накал чувств и убежденность в их вечности и неповторимости находит отражение в эротических фантазиях мальчика. Платонический (эмоциональный) компонент "возвышает половой инстинкт до истинно человеческой любви" (Т.С. Васильченко);

- сексуальную - сильное пробуждение полового инстинкта (эрекции, выраженное половое возбуждение), что объясняется половыми переживаниями и кризисным состоянием;

- зрелое половое сознание - обретение контроля над своим половым поведением и подавление сексуальных тенденций, противоречащих его морально-этическим установкам.

Возможны случаи, когда романтическая стадия выпадает, тогда половая близость у таких мужчин сводится к механическим совокупительным рефлексам. В случае недоразвития сексуальной стадии у этих мужчин на всю жизнь сохраняется лишь чисто романтическое, платоническое отношение к женщинам.

Интересны и мотивы мужчин к половому акту:

- относительная стабильность и регулярность сексуального ритма, построенного на сохранении физиологического сексуального комфорта;

- игровой тип мотиваций - сочетание романтического и сексуального компонентов полового сознания - игра воображения (как переживание неповторимого события, которого не было в прошлом и не будет в будущем);

- шаблонно-регламентированный тип мотиваций - соблюдение определенного стандарта, например супружеская обязанность;

- генитальный тип мотивации - сниженный интеллект и недоразвитость коркового компонента либидо (влечение, желание).

Половое влечение у женщин представлено двумя компонентами:

- стремление к ласке и нежности (эротическое либидо);

- стремление к интимной близости (сексуальное либидо).

Эротическое либидо, чуждое природе мужчин, присуще практически всем женщинам, ибо только около 1% не испытывают потребности в ласках. В отличие от мужчин большинству женщин свойственны колебания силы полового влечения, особенно проявляющиеся в период менструации или сразу после нее. Каких-либо четких закономерностей в изменении уровня полового влечения женщины не установлено .

Половая жизнь спортсмена

Тренер и спортсмен должны знать, что половая жизнь - это неотъемлемая часть человеческой культуры, которая, с одной стороны, выражает и обобщает, а с другой - регламентирует и координирует существующее многообразие сексуальных проявлений человека.

"Основной особенностью человеческой сексуальности является то, что переживания, связанные с удовлетворением полового инстинкта, в основном отделены от его первоначальной биологической роли - продолжения рода. Это обусловило гуманизацию полового чувства и послужило фундаментом для превращения элементарного полового влечения в высшее человеческое чувство - любовь, когда взаимоотношения мужчины и женщины не только приводят к чувственному наслаждению, но и дают счастье глубокой психологической и духовной близости" (Ю.И. Кушнирук, А.П. Щербаков).

Половая активность спортсмена тесно связана с его жизненной и спортивной деятельностью. Поэтому тренер и спортсмен должны быть очень хорошо осведомлены об особенностях половой жизни детей, подростков, юношей, девушек, мужчин и женщин и уметь правильно ее организовать.

Вот какой случай произошел с одним заслуженным тренером России по плаванию, о котором он рассказал нам сам.

Как было принято, воспитанники ДЮСШ летом выезжали в спортивные лагеря, где продолжали подготовку к различным соревнованиям. В такой спортивный лагерь на Черном море поехал главным тренером юных пловцов и наш рассказчик. Как он говорит, все было очень хорошо, юноши и девушки весьма успешно тренировались, поправились, загорели и довольные возвратились в Москву.

Через несколько месяцев после возвращения спортсменов к главному тренеру пришла мама одной из девушек и сказала, что подает на него в суд за то, что на сборах ее 15-летняя дочь забеременела и он как главный тренер этого не предотвратил.

А что бы вы ответили маме этой девушки: какую ответственность должен нести тренер (если таковая есть) за произошедший неординарный случай?

Чтобы вам легче было ответить на данный вопрос, скажем, что в специальной спортивной литературе говорится о моральной, профессиональной и юридической ответственности тренера за воспитание, здоровье и качество спортивных результатов его учеников.

В уголовном кодексе предусматривается ответственность за изнасилование, принуждение женщины к вступлению в половую связь, развратные действия и др. В приведенном нами конкретном случае ничего подобного не было. Все было, как говорится, по любви и обоюдной договоренности. И все же. Как быть?

Чтобы лучше разобраться в проблеме сексуального воспитания, попробуем вначале определить, что же должен знать тренер, проводя мероприятия, помогающие ему успешнее осуществлять свою деятельность:

- особенности развития половой функции детского, подросткового, юношеского, мужского и женского организма спортсменов;

- возрастную динамику половой функции спортсменов различных национальностей и народностей;

- законы, обычаи, нормы сексуального воспитания людей различных национальностей и народностей и отношение к половой жизни до замужества;

- отношение представителей различных вероисповеданий к сексуальному воспитанию, срокам замужества или женитьбы на людях другой национальности;

- отношение различных церквей к вопросам сексуального образования;

- этические нормы проживания в одном номере гостиницы спортсменов парного катания на коньках или танцевальных пар, не достигших 18-летнего возраста;

- допустимость или недопустимость проживания на сборах или соревнованиях в одном гостиничном номере спортсменов (женатого и неженатого, замужней и незамужней; почти ребенка и зрелого мужчины, девочки и женщины; спортсменов разных национальностей, поскольку у них различные темпераменты и половые запросы);

- новейшую информацию о противозачаточных средствах и контрацептивах.

Мы в самом кратком виде изложили свое видение проблемы, а вы, наши уважаемые читатели, также считающие ее актуальной, попробуйте расширить свои знания с помощью специальной литературы по данному вопросу.

Более подробную информацию вы можете получить в готовящейся к изданию в начале 2003 г. книге "Настольная книга спортсмена, тренера и команды единомышленников" (авторы: А.Я. Корх, В.А. Корх, Н.Л. Корх).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: