|
Особенности организации физического воспитания дошкольников, имеющих задержку психического развития Аспирант О.В. Решетняк
Т.А. Банникова Цель исследования: разработать и обосновать методику адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития (ЗПР). В ходе исследования нами было проведено тестирование уровня физической подготовленности детей 5-6 лет на основе "Программы мониторинга состояния здоровья детей дошкольного возраста". Результаты диагностики позволяют нам сделать следующие выводы и рекомендации. 1. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей 5-6 лет массовых и коррекционных групп свидетельствует, что у детей с ЗПР в 5 лет хуже развиты: скоростно-силовые способности (в прыжках в длину с места только у девочек); быстрота реакции (тест ЧБ); выносливость у девочек; координационные способности; гибкость (подвижность плечевого сустава); в 6 лет достоверны различия по всем показателям (кроме прыжков в длину с места у девочек), особенно в тестах "Метание набивного мяча", "ЧБ", "Бег на 120 м", "ККУ", "Выкрут". Следовательно, необходимо подбирать средства, формы и методы, направленные на комплексное развитие всех физических качеств и на коррекцию слаборазвитых. 2. Результаты
диагностики физической подготовленности детей с
ЗПР сориентировали нас на то, оценку каких
физических качеств необходимо расширить. С
учетом рекомендаций, предложенных А.А. Ругиной
(1999), были подобраны дополнительные тесты:
"Метание мешочка с песком правой и левой рукой
на дальность", м (скоростно-силовые
способности мышц рук, координационные
способности); "Приседание в максимальном темпе
за 10 с", колич. (быстрота реакции); "Ходьба по
прямой линии с закрытыми глазами" (10 м х30 см),
расстояние в м (координация движений, функция 3. Работу по исправлению недостатков в физическом состоянии детей с ЗПР следует организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей их организма. Первая фаза подготовительного периода (сентябрь-ноябрь) должна быть направлена на совершенствование двигательных умений и навыков детей, сформированных в предыдущей возрастной группе, и подготовку организма ребенка к последующим этапам (через комплексное развитие физических качеств). Формирование новых двигательных умений и навыков осуществляется во второй фазе (декабрь) подготовительного периода. На протяжении базового периода (январь- апрель) организуется непосредственно коррекционно -развивающая работа по физическому воспитанию детей с ЗПР посредством проведения физкультурных занятий в нетрадиционной форме, работы по физвоспитанию в повседневной жизни. Во время переходного периода (май) проводится диагностика. Оздоровительно-рекреационный период насыщен физкультурно-оздоровительной работой на свежем воздухе на основе игровой мотивации. 4. С учетом специфики развития детей с ЗПР были подобраны содержание физических упражнений на годичный цикл, включающее основные виды движений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и упражнения на ориентировку в пространстве, элементы ритмопластики, профилактические и коррекционные упражнения (для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, развития мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения и др.), спортивные упражнения, элементы спортивных игр; определены двигательные умения, которые должны быть сформированы к концу года. 5. Коррекционно-развивающая работа по формированию детей с ЗПР должна включать разные виды физкультурных занятий (О.В. Решетняк, Т.А. Банникова, 2001): - с речитативом (развитие зрительно -моторной, рече-двигательной координации); - интегрированные (комплексное развитие физических, психических качеств); - игровые (комплексное развитие физических качеств); - с элементами психогимнастики (развитие координационных способностей, силы различных мышечных групп, подвижности нервных процессов); - ритмопластики (совершенствование зрительно-моторной, слухо-моторной координации, быстроты, выносливости); - данстерапии (развитие координационных способностей, быстроты, выносливости); - релаксации (регуляция мышечного тонуса). Таким образом, при планировании, организации и проведении коррекционно -развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР, следует учитывать уровень их физической подготовленности, тяжесть и характер двигательных нарушений, вид и степень недоразвития систем головного мозга, осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности дошкольников. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|