ЗДОРОВЬЕ-
СБЕРЕЖЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Abstract

PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN SYSTEM OF PROTECTION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF PUPILS

A.A.Ruziev, Dr. Hab.

Uzbek state institute of physical culture, Tashkent

Key words: physical culture and sports, mass sports movement, protection and strengthening of health of pupils, secondary education, physical development and motor preparedness.

The physical culture and sports are the effective factors and means of strengthening of the pupils health. Their all-around development, and also in formations of their vital motor skills.

The author's approaches to the solving of the problem of the strengthening of the health of pupils by means of physical training and sports are analyzed in the article.

The questions of the formation of the sports mass movement of pupils, and also the requirements to the textbooks on physical culture for schools are separately considered.


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Доктор педагогических наук А.А. Рузиев
Узбекский государственный институт физической культуры, Ташкент

Ключевые слова: физическая культура и спорт, массовое спортивное движение, охрана и укрепление здоровья учащихся, общее среднее образование, физическое развитие и двигательная подготовленность.

Физическая культура и спорт занимают важное место в укреплении здоровья учащихся, всестороннем развитии личности, а также в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков.

Общее руководство физическим воспитанием и спортом в школе возложено на директора школы и заведующего учебным отделом. В соответствии с Положением об общем среднем образовании для контроля за проведением уроков, секционных занятий, оздоровительных мероприятий, организацией соревнований, постановкой физкультурно-оздоровительной работы согласно распорядку дня директором школы назначается Комиссия.

Цель урока физической культуры - воспитание у учащихся высоких нравственных, волевых качеств, трудолюбия, активности; подготовка физически крепких, ловких, здоровых, сильных и способных преодолевать трудности членов общества; формирование жизненно важных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, плавание, подъем и спуск с высоты, умение обращаться с туристским снаряжением и приспособлениями); формирование у школьников знаний по теории и методике физической культуры и спорту, гигиене, анатомии и физиологии физических упражнений; привитие навыков пропагандиста, общественного организатора, инструктора по спорту, умение правильно трактовать эстетику движений; формирование у старшеклассников профессионально-прикладных навыков с учетом их будущей профессии; ознакомление с историей Олимпийских игр, с жизнью и деятельностью великих ученых-энциклопедистов, легендарных народных героев, выдающихся современных спортсменов республики.

С первых дней пребывания детей в школе с помощью средств и методов физической культуры и спорта необходимо стремиться, чтобы они освоили понятия "природа", "здоровье", "человек".

Эту задачу можно успешно решить лишь при условии умелого использования всех составляющих физической культуры и спорта.

С этой целью нами были разработаны и внедрены в процесс обучения разнообразные формы физической культуры и спорта, в числе которых - как традиционные (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельное выполнение физических упражнений, занятия в секциях и кружках по видам спорта во внеучебное время, на базах туризма, в детских дворцах, парках отдыха, на водных станциях, по месту жительства), так и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники "Балли йнгитлар", "Балли кизлар", "Кувнок стартлар", "Футбол гунчалар", "Золотая осень"; соревнования, проводимые по отдельным видам спорта, и др.).

Обращалось внимание на то, чтобы организация и проведение соревнований, посвященных празднику "Хосил" ("Урожай"), спортивно -массовых праздников во время зимних каникул, праздника "Навруз" стали для школьной общественности традицией и смотром здоровья. Для того чтобы оздоровительные соревнования носили всеобщий характер, следует проводить их сначала между классами, затем между школами, районами, областями, а финалом соревнований должно стать первенство республики, время и место проведения которого определены Положением Министерства народного образования.

Преподавателям физической культуры рекомендовалось в начале учебного года провести беседу с родителями о значении физической культуры для детей школьного возраста, о цели и содержании физической культуры, а в конце четверти оценить уровень физического воспитания каждого ученика, отметить его достижения и недостатки, проинформировать родителей о здоровье каждого ученика (в Программе для каждого класса имеются тесты для определения физического развития и подготовленности учеников). Родители, будучи информированными о здоровье своих детей, станут надежными помощниками преподавателя в достижении поставленной цели.

С больными и слабыми учениками рекомендуется проводить индивидуальные занятия, создавать все условия для того, чтобы они догнали в своем физическом развитии сверстников, проводить консультации с медицинскими работниками. Необходима постоянная работа по формированию высоких духовно-нравственных качеств, основанных на богатых культурно-исторических традициях народа и общечеловеческих ценностях. Ученикам начиная с первого класса прививаются навыки личной гигиены и гигиены занятий физическими упражнениями.

Основной формой занятий физической культурой остается урок. Как показали многочисленные наблюдения и анализ, он до сих пор проводится шаблонно, без использования передовых педагогических технологий. Было рекомендовано строить уроки не только на общеразвивающих упражнениях, но и с применением разных снарядов, тренажеров, различных игр, узбекских народных песен и танцев. Для девочек 8-9-х классов наряду с программными элементами по гимнастике (упражнения на разновысоких брусьях, опорные прыжки и акробатика) целесообразно использовать национальные танцы и ритмические упражнения. Разработанные специальные рекомендации были посвящены методике контроля за физическими нагрузками учащихся, основанной на подсчете ЧСС.

Преподавателю физической культуры рекомендовалось формировать специальные знания по следующим направлениям: "Значение физической культуры и спорта в жизни человека". "Гигиена и медицинские аспекты выполнения физических упражнений". "Влияние образа жизни на здоровье человека". "Методы выполнения физических упражнений и применяемая аппаратура". "Основные условия самостоятельных занятий физическими упражнениями". "История и современное состояние использования народных игр". "Место и роль туризма в физическом воспитании". "Влияние на организм человека плавания, закаливания, солнца и воздуха". "Самоконтроль".

Указывалось, что наряду с традиционными видами спорта особое внимание следует обратить на национальные игры и развлечения. Выделенный для урока "Здоровье" час не разрешалось использовать в других целях.

В соответствии с современными требованиями были пересмотрены и скорректированы цели, задачи, содержание, организационно-методические подходы к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме школьного дня, а именно: утренней гимнастике (зарядке), гимнастике до занятий, физкультминуткамок, играм на переменах, спортивному часу в группе продленного дня, прогулкам, экскурсиям.

Разработанная по инициативе Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова Программа развития физической культуры и спорта в Узбекистане направлена на формирование здорового образа жизни в обществе, профилактику и предупреждение заболеваний, привлечение всех слоев населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом.

Основными предпосылками реформирования системы физической культуры и спорта в Республике Узбекистан явились:

· динамичное продвижение республики по пути построения демократического правового государства и открытого гражданского общества, утверждение приоритета интересов человека и охраны здоровья нации в государственной социальной политике;

· отставание сформировавшегося уровня физического развития и подготовленности молодежи от потребностей общества, необходимость адаптации системы к социально -экономическим условиям страны;

· осуществление радикальных изменений в экономике страны, требующих разработки новых экономических условий функционирования и подходов в управлении и финансировании системы физической культуры и спорта для полноценного решения стоящих перед ней целей и задач;

· необходимость дальнейшего роста национального самосознания человека в отношении к своему здоровью и привитию здорового образа жизни;

· повышение роли общественных неправительственных организаций в деле воспитания граждан, укрепления семьи, охраны здоровья населения, улучшения экологии человека;

· необходимость совершенствования подготовки физкультурных кадров в соответствии с Национальной программой;

· необходимость дальнейшего развития и качественного подъема уровня фундаментальных и прикладных исследований в области физической культуры и спорта;

· высокая импортозависимость отрасли в обеспечении оборудованием и инвентарем;

· интеграция Узбекистана в мировое спортивное сообщество, упрочение позиций и авторитета республики в мире.

Вышеперечисленное обуславливает необходимость создания в системе физической культуры и спорта требуемого фундамента для гибкого и постоянного совершенствования с учетом социально-экономических преобразований в стране.

В настоящее время в рамках указанной Программы:

· совершенствуется система организации и управления физической культурой и спортом,

· созданы и успешно функционируют Национальный олимпийский комитет, национальные федерации по многим видам спорта, входящие в соответствующие международные федерации;

· проводятся регулярные чемпионаты республики и кубковые турниры по видам спорта;

· развивается физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа;

· возрождаются и развиваются национальные виды спорта;

· в детских дошкольных учреждениях организуются ежедневные занятия физическими упражнениями;

· регулярно проводятся массовые спортивные соревнования, общенациональные недели проверки общефизической подготовленности детей и учащейся молодежи по специальным тестам "Барчиной" и "Алпомиш";

· развивается материально-техническая база физической культуры и спорта,

· осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации физкультурных кадров в соответствии с Национальной программой.

До недавнего времени организация и проведение регулярных массовых спортивных соревнований с охватом всей учащейся молодежи не имели строгой последовательности и преемственности, в частности в системе общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, в связи с чем их эффективность не отвечала современным социальным потребностям по следующим причинам:

· отсутствие преемственности трех названных видов образования в организационных формах, содержании физического воспитания;

· неэффективная работа координирующих физическую культуру и спорт государственно -общественных структур;

· несовершенство критериев оценки эффективности деятельности функционирующей системы подготовки спортивного резерва - детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, спортивных секций в учебных заведениях;

· отсутствие стройной системы последовательного отбора и слежения талантливой молодежи в различных видах образования;

· слабая заинтересованность руководителей учебных заведений в постоянном совершенствовании содержания и форм физического воспитания учащихся и улучшении материально-технического обеспечения базы физической культуры и спорта.

В связи с этим в рамках указанных видов образования была разработана следующая система организации и проведения соревнований.

Общее среднее образование - 1-9-е классы.

Спортобщество - "Ешлик".

Система соревнований - Игры "Умид".

Участники - все учащиеся 1-9-[ классов.

Сроки и этапы проведения: в школах -ежегодно; районные - в период осенних каникул; областные - в период зимних каникул; республиканские - в период весенних каникул.

Цели - формирование у молодого поколения здорового образа жизни, потребности в активной двигательной деятельности, использовании спорта в физическом, духовно-нравственном и патриотическом воспитании; личное и социальное развитие детей, отбор способных подростков и включение их в систему подготовки спортивного резерва.

Требования к школьному учебнику по физической культуре. Разрабатывая общие принципы, критерии и требования к учебной книге по физической культуре, необходимо отметить, что до сих пор в Республике Узбекистан подобного учебника нет. При этом некоторый опыт по данной проблеме все же имеется: разработана учебная книга для учащихся 1-4-х классов, однако из-за перегруженности материалом, сложной терминологии, отсутствия необходимой иллюстративной наглядности, недостаточного учета возрастных особенностей учащихся, отсутствия четкой последовательности изложения содержания и т.п. она не получила одобрения учителей и особенно школьников и не была широко внедрена в учебно-воспитательный процесс. Что касается учебников для старших классов школы, то здесь имеются лишь общие наработки. В этой связи автором статьи были сформулированы теоретико-методические требования к учебнику по физической культуре.

Особенностью курса "физическая культура" в школе является его сквозное прохождение в 1-11-х классах. Кроме того, основные знания (в том числе и теоретического характера) учащиеся получают при непосредственной двигательной активности на уроке.

Время (от 3 до 10 мин), выделяемое учебной программой для сообщения теоретических сведений учащимся на уроке, учителем используется нерационально, а иногда и просто игнорируется. Считается, что школьник получает указанную информацию по другим каналам (телевидение, радио, периодика) или на уроках по прочим школьным дисциплинам (химии, физике, биологии, истории и т.д.). Не отрицая положительного эффекта межпредметных связей, считаем обязательным непосредственное изучение теоретических основ физической культуры как на уроках, так и на самостоятельных занятиях с использованием учебника.

Таким образом, специфика предмета "физическая культура" в школе предопределяет отличительные особенности учебника - не как книги только для классно-урочного обучения, а главным образом для выполнения домашней работы и проведения свободных организационных форм занятий (самостоятельное обучение).

Исходя из такой целевой установки, учебник по физической культуре должен строиться соответствующим образом, иметь специфическую логику изложения материала, отличаться подбором информации и т.д.

Подобный учебник должен в своей основе отвечать общим требованиям, которые предъявляются к учебным книгам для учащихся школ с соблюдением принципов научности, прогностичности и диагностичности, преемственности, учета возрастных психофизиологических особенностей обучаемых, других принципов дидактики и научных основ теории учебника, включая его полиграфическое исполнение.

Подчеркнем, что для учебника по физической культуре наиболее важной является оптимизация его структуры с учетом урочных, домашних и самостоятельных форм его использования.

Итак, идея впервые создаваемого в нашей республике учебника по физической культуре - это не простое написание его текста в неукоснительном соответствии с изучаемой областью знания, а тщательная и целенаправленная его подготовка к успешному усвоению учащимися. К этому должен стремиться каждый автор учебника, думающий в первую очередь о читателе-ученике.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: