Abstract INTEGRATION OF PHYSICAL AND ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL AGED CHILDREN S.B. Sharmanova, Ph. D., lecturer N.Yu. Mishchenko A.I. Feodorov, Ph. D., lecturer Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk Key words: preschool aged children, integrated lessons on physical culture. The technique of the integrated lessons on the physical culture, directed on the connected solving of tasks of the physical and ecological education of 4-5 years aged children was experimentally proved. The pedagogical conditions of the realization of the developed technique in preschool educational organizations are revealed. It is proved, that an experimental technique promotes not only the development of physical potential of preschool children, but also the formation of their knowledge and the representations about a nature, valuable orientations, and also skills of an realization of the activity with natural objects.
|
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кандидат педагогических наук, доцент С.Б.
Шарманова Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск Ключевые слова: дети дошкольного возраста, интегрированные занятия по физической культуре. Введение . Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает серьезную озабоченность в обществе и государстве. Результаты комплексных медицинских обследований, проведенных в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о высокой патологической пораженности детей дошкольного возраста: лишь 10% из них признаны здоровыми [5]. Ухудшение здоровья детей долгое время рассматривалось лишь как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии РАО, не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье комплекса педагогических факторов. К ним относят прежде всего интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема и темпа учебной нагрузки), преждевременное начало дошкольного систематического обучения, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса [1]. Министерство образования Российской Федерации отмечает негативную практику неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников ДОУ. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников. Подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в режиме дня: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей [4]. Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, вероятно, неизбежны. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны теоретико-методологические и организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. В инструктивно-методическом письме "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность [4]. Необходимо отметить, что несмотря на различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования разных стран мира объединяют общие проблемы. Речь идет об определении содержания, форм, средств и методов, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей. Большинство зарубежных программ объединяет то, что в них акцент делается на интегрированном характере учебного курса, т.е. отказе от проведения занятий по отдельным дисциплинам и гибкости форм и методов работы воспитателя [10]. Подобные подходы - не единичное явление, а одна из тенденций развития современной зарубежной педагогики, корни которой просматриваются в идеях педагогов второй половины XIX - начала XX века. Таблица 1. Задачи интегрированных занятий по физической культуре
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Между тем, по мнению многих авторитетных специалистов [2, 6, 12], сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована главным образом на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи преимущественно двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов [6], интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Однако работ, связанных с обоснованием теоретико -методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей. Воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ на эмпирическом уровне. Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема поиска путей совершенствования образовательного процесса в ДОУ на основе реализации интегрированного подхода в физическом воспитании является актуальной. Цель
исследования заключалась в обосновании
методики интегрированных занятий по физической
культуре, направленной на сопряженное решение
задач Методика и организация исследования . Исследование проводилось на базе МДОУ № 432 и МОУ школа-детский сад № 337 г. Челябинска с участием 40 детей 4-5-летнего возраста. Нами разработана методика интегрированных физкультурных занятий, предназначенных для детей пятого года жизни. Интегрированные занятия - это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Предлагаемая методика предусматривает интеграцию разделов физического и экологического воспитания образовательных программ для ДОУ. Основная цель интегрированных физкультурных занятий заключается в формировании у детей базиса физической и экологической культуры личности. Это предполагает интегрированное решение следующих основных задач (табл. 1). Педагогическими условиями реализации разработанной методики являются: 1) обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников; 2) создание экологической тропинки здоровья как необходимого элемента предметно -пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды; 3) осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка. Предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия на экологической тропинке здоровья. Учебный материал распределен по сезонам на четыре тематических блока - "Осень", "Зима", "Весна", "Лето" [7]. Подбор физических упражнений обусловлен возрастными особенностями развития детей пятого года жизни, темой и задачами занятия, содержанием программ по физическому и экологическому воспитанию, временем года и погодными условиями. Содержание методики составляют физические упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. При этом предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания, взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Таблица 2. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей опытных групп после эксперимента
Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа. Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Результаты исследования . Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности детей опытных групп до начала эксперимента не выявил достоверных различий между ними. В течение девяти месяцев (с сентября по май) в контрольной группе занятия по физической культуре проводились на основе программы "Детство" в традиционной форме, с кратностью три раза в неделю, в том числе один раз на улице в часы прогулки. В экспериментальной группе занятия по физической культуре два раза в неделю проводились в традиционной форме, а третье - интегрированное - занятие - проводилось в часы утренней прогулки по разработанной нами методике на экологической тропинке здоровья, проложенной в естественных условиях природной среды. Анализ данных хронометрирования показал, что моторная плотность занятий по физической культуре в экспериментальной группе составляла 68 - 83% в зависимости от задач и типа занятия. В контрольной группе моторная плотность составляла 52 - 69%, что подтверждает результаты исследования М.А. Руновой, согласно которым моторная плотность разных типов физкультурных занятий в детском саду составляет менее 70% [9]. Данные пульсометрии показали, что при проведении интегрированных физкультурных занятий нагрузка во всех частях занятия соответствовала возможностям детей и общепринятым рекомендациям [13]. Сравнительный анализ динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) на занятиях в опытных группах показал, что физическая нагрузка в экспериментальной группе оказывает более выраженный тренирующий эффект на организм занимающихся. В экспериментальной группе средний уровень ЧСС во время занятия составлял 130-140 уд/мин, в то время как в контрольной группе - 110-130 уд/мин. Полученные нами данные подтверждают результаты исследования М.А. Руновой, доказавшей, что одной из причин несовершенства двигательного режима в ДОУ является слабый тренирующий эффект разных типов физкультурных занятий [9]. Через девять месяцев после начала эксперимента в обеих опытных группах наблюдалось достоверное изменение регистрируемых показателей физического развития и физической подготовленности, обусловленное, вероятно, как естественными процессами роста и развития детей и естественным уровнем их двигательной активности, так и целенаправленным использованием средств физического воспитания. Однако выявлены достоверные различия функциональных показателей (ЧСС, частоты дыхания - ЧД, пробы Генчи) у детей опытных групп. Более выраженное снижение показателей ЧСС и ЧД в покое, а также увеличение продолжительности задержки дыхания на выдохе у детей экспериментальной группы свидетельствует о совершенствовании функциональных возможностей организма и положительном влиянии экспериментальной методики на функциональное состояние дошкольников.
Рис. 1. Прирост показателей физической подготовленности детей опытных групп в процессе эксперимента (%). Условные обозначения: 1 - бег 30 м; 2 - челночный бег 3х10 м; 3 - бег 500 м; 4 - прыжок в длину с места; 5 - сгибание туловища; 6 - разгибание туловища; 7 - равновесие; 8 - наклон вперед Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей опытных групп, после проведения эксперимента позволил выявить достоверные различия результатов в шести контрольных упражнениях из восьми: беге на 30 м, беге на 500 м, прыжке в длину с места, статическом равновесии, сгибании туловища, разгибании туловища. При этом дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы как в результатах всех двигательных тестов (табл. 2), так и в темпах прироста показателей физической подготовленности, определяемых по формуле S. Brody (рис. 1). Наряду с оценкой уровня развития физических качеств определялся уровень освоения детьми 4-5 лет двигательных умений по критериям, представленным в программе "Детство" [3]. Установлено, что занятия по экспериментальной методике оказали более выраженное положительное влияние на уровень освоения двигательных умений. Это проявилось в снижении числа детей с низким уровнем освоения двигательных умений (от 60 до 20%) в экспериментальной группе и в увеличении числа детей со средним (от 40 до 60%) и высоким уровнями (от 0 до 20%) освоения двигательных умений, в то время как в контрольной группе количество детей с низким уровнем освоения двигательных умений снизилось с 55 до 40%, а количество детей со средним и высоким уровнями освоения двигательных умений увеличилось с 45 до 55% и с 0 до 5% соответственно. Диагностика уровня экологической воспитанности включала определение объема экологических знаний, выявление характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений общения с природными объектами. Изучение знаний дошкольников о природе осуществлялось по методике Н.Н. Кондратьевой, предусматривающей пятибалльную систему оценок [8]. Для определения характера отношения ребенка к природе и развития у него представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею применялась методика И.В. Цветковой "Лес благодарит и сердится" с целью выявления места природы в системе ценностных ориентаций детей - методика И.В. Цветковой "Радости и огорчения" [11]. До эксперимента сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень знаний дошкольников опытных групп о природе, не выявил достоверных различий между ними. После проведения эксперимента у детей обеих опытных групп наблюдалось повышение уровня знаний о природе, однако выявлены достоверные различия между ними: у детей экспериментальной группы уровень знаний о природе выше по сравнению с контрольной (табл. 3). Следовательно, занятия по экспериментальной методике способствовали не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе. Наряду с этим у детей обеих опытных групп изменились ценностные ориентации. Так, 85% детей экспериментальной группы стали испытывать чувство радости во время прогулки по лесу, связанное с самим собой (в контрольной группе этот показатель составил лишь 15%). Число детей, испытывающих чувство радости, связанное с общением с другими людьми, в экспериментальной группе увеличилось с 15 до 65%, в контрольной группе - с 10 до 20%. Чувство радости эстетического характера, связанное с природой, стали испытывать 100% детей экспериментальной и 75% - контрольной группы. Чувство радости этического характера, связанное с природой, стали испытывать 90% детей экспериментальной и 30% - контрольной группы. Огорчение во время прогулки в лес, связанное с самим собой, стали испытывать 85% детей экспериментальной и 20% - контрольной группы, чувство огорчения, связанное с другими людьми, - 35% детей экспериментальной и 10% - контрольной группы. Чувство огорчения эстетического характера, связанное с природой, - у 65% детей экспериментальной и 20% - контрольной группы. Чувство огорчения этического характера, связанное с природой, - у 35% детей экспериментальной и 10% - контрольной группы. Таблица 3. Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень знаний дошкольников о природе
В экспериментальной группе значительно возросло количество детей, осознающих необходимость соблюдения норм и правил поведения на природе - с 25 до 85%, в то время как в контрольной группе - с 15 до 25%. Число детей, приводящих примеры практической экологически ориентированной деятельности, возросло в экспериментальной группе - с 30 до 65%, а в контрольной - с 10 до 15%. Кроме того, 100% детей экспериментальной группы стали приводить примеры уже проделанной ими природоохранной работы, в то время как в контрольной группе таких детей было лишь 10%. В экспериментальной группе значительно увеличилось число детей (с 10 до 100%), считающих, что "лес может рассердиться, если мы ему ничем не помогаем", т.е. указывающих на бездействие, в то время как в контрольной группе число таких детей составило лишь 10%. Сравнительный анализ результатов, характеризующих уровень экологической воспитанности детей опытных групп по выделенным нами показателям (уровню экологических знаний; отношению дошкольников к природе; особенностям экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами) показал, что до эксперимента дети опытных групп имели приблизительно одинаковый уровень экологической воспитанности. После проведения эксперимента у детей экспериментальной группы уровень экологической воспитанности значительно улучшился по сравнению с детьми контрольной. В частности, увеличилось количество детей, имеющих средний (с 30 до 45%) и высокий (с 15 до 35%) уровни экологической воспитанности. Значительно уменьшилось (с 55 до 20%) число детей, имеющих низкий уровень экологической воспитанности. Заключение . Таким образом, разработанная методика интегрированных занятий по физической культуре обеспечивает сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Литература 1. Безруких М.М. Решение проблем охраны здоровья школьников в рамках региональных программ "Образование и здоровье" // Ребенок и Север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания: Тез. докл. XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (17-20 апр. 2001 года, Мурманск) /Под общ. ред. Е.М. Лапицкой. Мурманск, 2001, с. 13. 2. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 5, с. 59 - 62. 3. "Детство": Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 1995. - 288 с. 4. Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" //Дошкольное воспитание. 2000, № 5, с. 145 - 148. 5. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. 6. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11 - 12. 7. Мищенко Н.Ю. "Портрет осени". Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пос. / Под ред. С.Б.Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - 180 с. 8. "Мы". Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 240 с. 9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с. 10. Сорокова М.Г. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию // Дошкольное воспитание. 2000, № 1, с. 108 - 111. 11. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с. 12. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. - Краснодар: Кубанская ГАФК, 1998. - 50 с. 13. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пос. - М.: Академия, 1996. - 192 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|