ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

SPORTS ERUDITION OF PARENTS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE HAVING SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

A.V. Sychev, Lecturer

S.D. Antonyuk, Ph. D., lecturer V.A. Gridnev, Lecturer

S.A. Koroleva

The Tambov state G.R. Derzhavin's university, Tambov

The Tambov state technical university, Tambov

Key words: questioning, health, sports education, physical education.

Authors made an attempt to reveal the level of sports erudition of children's parents to reveal the quality of knowledge about health, to estimate the level of sports erudition which parents of children of various groups of health have.For gathering the necessary information in research the questioning, spent according to the rules of performance of polling procedures, was used. By comparison of questionnaires the principle of alternation of difficult questions and rather easy ones was observed. Having analyzed the results of interrogation, the authors state, that parents underestimate the role of physical culture as a determining factor of strengthening of children's health and don't completely realize the process of physical training of children, and underestimate their role in this process and shift the basic loading on the educational establishment.


ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Доцент А.В. Сычев
Кандидат педагогических наук, доцент С.Д. Антонюк
Доцент В.А. Гриднев
С.А. Королев

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов
Тамбовский государственный технический университет, Тамбов

Ключевые слова: анкетирование, здоровье, физкультурное образование, физическое воспитание.

Российская система физкультурного воспитания прошла довольно сложный путь становления. В настоящее время созданы идеологические предпосылки ее окончательного формирования. Основанием для ее построения могут служить национальные идеи оздоровления россиян, закаливания их тела и духа, что имеет глубокие национальные корни. Современное отношение к формированию российской системы физического воспитания, основанной на гуманистических и демократических идеалах, потребует в первую очередь избрания новой цели физического воспитания населения. Цель эта достигается путем решения двух задач: первая - формирование у людей потребности в постоянных занятиях физической культурой и вторая - повышение уровня физкультурной образованности людей различного возраста [4, 7].

К оптимальному решению этих сложных задач должны быть привлечены не только специалисты в области физического воспитания, но и вся заинтересованная в успехе этого дела общественность: врачи, психологи, родители. В настоящее время термины "физическая культура", "физическое воспитание" напрямую связываются с вопросами оздоровления и проблемой здоровья современного человека, в первую очередь детей и подростков. Большой интерес представляет проблема "физкультурной образованности" родителей, особенно если это касается детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта социальная категория детей очень многочисленна и сложна по своему составу, в нее входят дети-инвалиды, дети III-IV групп здоровья, так называемой "группы риска", которые также требуют особого педагогического подхода [4].

Здоровье изменило свой статус в современном обществе, и выражается это изменение глубинно, по-разному и комплексно как в индивидуальном понимании, так и в оценке всего сообщества [8, 9]. Понимание здоровья значительно расширяется. Оно не только привязывается к морфологическому и психофизиологическому пространству, но и воспринимается как сложный биосоциальный феномен, заключающий в себе новые смыслы и значения [1, 4].

Здоровье (как особое социальное отношение) перемещается на позиции, когда оно во все большей степени становится структурообразующим фактором социальности не на уровне сохранения и воспроизводства человека как действующего субъекта, а образования соответствующего исторически нового субъекта активного действия. Здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане здоровье-болезнь и не только в плане сохранения возможности своей действенности, когда ценность здоровья имеет своего рода рыночный характер, но и как личностно необходимый компонент, который обеспечивает соответствующую личностную представленность человека в обществе [2].

Тематика здоровья выходит на одно из центральных мест в кругу интересов современного человека, понятие "здоровье" приобретает широкое междисциплинарное обсуждение, что позволяет обнаружить в этом понятии то содержание, которое задается различными дисциплинарными (в первую очередь педагогическими и медико-биологическими) и смысловыми перспективами [3, 5]. Ведь сами эти перспективы задаются в конечном счете не чем иным, как тем нередко совершенно новым и беспрецедентным опытом восприятия людьми здоровья и отношения к нему, которое формируется именно сегодня [6].

Таким образом, можно зафиксировать, что в свойственном нашему времени понимании здоровья разрушаются те устойчивые стереотипы, которые достаточно жестко привязывают здоровье к медицине [9]. Здоровье начинает восприниматься и пониматься в более широком контексте. Если же попытаться перейти от уровня популяционного к уровню индивидуального здоровья, то здесь мы можем сопоставить отмеченную тенденцию с тем обстоятельством, что люди все чаще и все легче разрывают столь же жесткую и кажущуюся совершенно естественной привязку здоровья к болезни. На первые позиции постепенно, но достаточно четко прослеживаемо выходят различные методы, связанные с вопросами профилактики заболеваний и укрепления здоровья, в первую очередь физкультурно-оздоровительные методики [1, 4].

Мы провели анализ уровня здоровья детей 5-14 лет г. Тамбова (всех групп здоровья), посещающих детские дошкольные образовательные учреждения города и общеобразовательные школы (в первую очередь были использованы статистические данные городского управления здравоохранения мэрии г. Тамбова, а также данные собственных исследований, проведенных в течение последних трех лет [2]).

Мы получили довольно неутешительные результаты (табл. 1), которые свидетельствуют о том, что состояние здоровья современных детей г. Тамбова имеет довольно низкий уровень. Особо следует отметить, что количество детей 5-14 лет г. Тамбова, отнесенных по состоянию здоровья к I и II группам здоровья, несколько меньше, чем отнесенных к III и IV группам здоровья. Эта тенденция не прослеживается только в возрастной группе детей 7-9 лет. Количество детей только одной группы заболеваний - логопедической - уменьшается в период с 6 до 14 лет. Количество детей с другими заболеваниями значительно увеличивается за этот период. В первую очередь это относится к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, нарушениям зрения и заболеваниям позвоночного столба.

Оценивая и анализируя данную ситуацию, мы предприняли попытку выявить уровень физкультурной образованности родителей детей, отнесенных к разным группам здоровья, в первую очередь родителей детей с особыми образовательными потребностями, выявить качество знаний о здоровье, оценить уровень физкультурной образованности, которыми обладают родители детей различных групп здоровья.

Для сбора необходимой информации в нашем исследовании было использовано анкетирование, проводимое в соответствии с правилами выполнения опросных процедур [3, 12]. При сопоставлении анкет нами был соблюден принцип чередования вопросов большой сложности с относительно легкими [5]. Работе во многом помогло разнообразие типов вопросов (открытых, полуоткрытых и закрытых), за счет чего достигалось также снижение вероятности механических и стереотипных ответов респондентов.

Таблица 1. Распределение детей 5-14 лет г. Тамбова по группам здоровья

Группы детей

5-6 лет

6-7 лет

7-9 лет

10-13 лет

14-15 лет

Дети с нарушением слуха

0,2

0,3

0,5

0,9

0,6

Дети с нарушением зрения

4,9

5,2

10,3

13,5

16,7

Дети с логопедическими заболеваниями

26,1

17,5

4„8

2,2

1,0

Дети с заболеваниями позвоночника (сколиоз и др.)

4,1

6,5

4,8

8,2

9,4

Дети с нарушением осанки

19,8

26,2

9,7

29,7

26,2

Всего детей III-IV групп здоровья

55,1

55,7

47,3

54,3

53,9

Условно здоровые дети (I-II гр. здоровья)

44,.9

44,3

52,7

45,7

46,1

Таблица 2. Сколько раз болел Ваш ребенок в течение прошлого года (%)?

Показатели (частота заболеваний)

1

2

3

4

Болел 1 -2 раза

22,9

38,8

20,8

35,3

Болел 2-4 раза

20,0

30,6

37,9

38,2

Болел 4-6 раз

34,3

14,2

27,5

14,7

Болел 6-8 раз

14,2

8,2

13,8

11,8

Болел более 10 раз

8,6

8,2

0

0

Таблица 3. Факторы, способствующие улучшению здоровья детей, %

Показатели

1

2

3

4

Сон и отдых

51,4

53,1

37,9

26,5

Режим питания

5,7

12,2

0

23,5

Лекарства и витамины

14,3

8,2

13,8

8,8

Физкультура и спорт

20,0

22,5

41,4

25,5

Физиотерапия

2,9

2,0

3,5

17,0

Другие факторы

5,7

2,0

3,5

0,6

Таблица 4. Любимые формы деятельности Вашего ребенка? (%)

Деятельность 

1

2

 3  4

Рисование, моделирование

5,7

14,3

10,3

14,7

Прогулки

42,9

42,8

31,0

29,4

Просмотр ТВ и видео

11,4

4,1

3,4

5,9

Подвижные игры

40,0

28,6

55,2

44,2

Игры настольные

0

6,2

0

0

Другая деятельность

0

3,9

0

5,8

Таблица 5. Как часто Вы занимаетесь совместно с ребенком физической культурой? (%)

Показатель

1

2

3

4

Регулярно

3,0

2,0

3,4

8,8

Нерегулярно

20,0

26,5

27,6

20,6

От случая к случаю

51,4

55,1

55,2

47,1

Совсем не занимаюсь

15,6

16,4

13,8

23,5

Таблица 6. Обращаете ли Вы внимание на физическое воспитание своего ребенка, учитывая различные формы физического воспитания? (%)

Показатель

1

2

3

4

Обращаю постоянно

28,6

28,7

48,3

35,3

Только в воскресные дни

42,9

57,1

34,5

44,1

Только в отпуске

5,7

14,3

10,3

2,9

Вообще нет

22,8

0

6,9

17,1

В целом все вопросы были сгруппированы в два блока; первый - характеризующий знания родителей о здоровье своих детей и методах его оценки; второй - характеризующий уровень их образованности в области знания теории физической культуры [5].

Всего было опрошено 476 родителей детей, посещающих ДОУ различных типов:

1. Специализированный детский сад, работающий с детьми, имеющими логопедические отклонения (16,4% детей-инвалидов).

2. Специализированный детский сад, работающий с детьми, имеющими заболевания органов зрения (44,7% детей-инвалидов).

3. Специализированный детский сад, работающий с детьми, имеющими нарушения слуха (68,3% детей-инвалидов).

4. "Школа здоровья" - детский сад, имеющий направленность на воспитание у детей осознанного подхода к собственному здоровью (4,7% детей-инвалидов). Эта же нумерация использована во всех таблицах. Возврат анкет при проведении опроса составил 79,3%. Уровень образованности респондентов показал следующее распределение: наибольшую группу составили лица, имеющие законченное среднее образование - 46,4%; законченное высшее образование - 32,5%; незаконченное высшее - 11,4% и незаконченное среднее - 9,7%. Среди опрошенных 93,4% составили женщины.

Количество детей в семьях соответствует современной демографической ситуации. От 75 до 94,1% опрошенных имеют одного ребенка в семье, от 3,4 до 21,0% - двух детей.

Большая часть женщин (от 77,6 до 86,2%) имели нормальные роды. Максимальный родительский стаж (7-10 лет) имеют 8,3-17,2%; стаж 4-6 лет - 65,5-82,4%.

Средний возраст поступления детей в образовательные учреждения составил около 35 месяцев (2,5 года), хотя разброс довольно велик - от 12 до 60 месяцев. Проведенный нами анализ связи между возрастом поступления детей в образовательное учреждение и заболеваемостью ребенка показал, что чем раньше дети попадают в образовательное учреждение, тем выше уровень их заболеваемости. По нашему мнению, это можно объяснить более низким уровнем резистентности организма детей младшего возраста.

Первый блок вопросов отражал особенности оценки уровня здоровья детей родителями и оценки ими различных факторов оздоровления детей. Мы проанализировали эти вопросы и вынесли на обсуждение основные из них (табл. 2).

Анализ уровня заболеваемости детей до их поступления в ДОУ и после некоторого периода его посещения свидетельствует, что в детских садах уровень заболеваемости детей несколько выше, чем детей, не посещающих детские сады.

Мы также проанализировали данные по самостоятельной проверке родителями уровня здоровья и уровня физической подготовленности своих детей. Мы выявили, что если уровень здоровья детей в текущем году проверяли от 42,9 до 61,7% родителей и от 5,9 до 13,9% родителей делают это регулярно, то уровень физической подготовленности детей проверяют лишь 3,8-7,8% родителей. Основная группа - теоретическая неподготовленность родителей к выполнению этой процедуры. Мы проанализировали основные факторы, влияющие, по мнению родителей, на улучшение здоровья детей.

Очень мал процент родителей, считающих занятия физической культурой основным фактором, способствующим улучшению здоровья детей, а основная масса родителей вообще отдают предпочтение пассивному отдыху. В то же время на вопрос: "Считаете ли Вы, что культурный человек должен обладать знаниями и умениями в области физической культуры?" положительно ответили от 70,5 до 82,8% опрошенных.

Опрос родителей о состоянии здоровья их детей выявил следующее: от 17,6 до 25,7% считают, что у детей здоровье хорошее; от 67,6 до 72,4 % - что здоровье удовлетворительное и от 2,9 до 8,8% - что здоровье детей плохое.

Родители оценивали также постановку физического воспитания и оздоровительно -коррекционной работы в дошкольном учреждении. Мы выяснили, что от 41,3 до 67,3% родителей считают постановку данной педагогической деятельности хорошей; от 30,6 до 70,5% - удовлетворительной и от 2,1 до 2,9% - плохой. При этом только от 14,7 до 48,9% родителей бывали в спортивном зале конкретного образовательного учреждения и знакомы с системой физкультурно - оздоровительной работы данного образовательного учреждения (табл. 4).

Наибольшее предпочтение дети отдают динамическим видам деятельности. Следует отметить, что учебные планы ДОУ составлены таким образом, что в наибольшей степени приветствуются статические формы учебно-воспитательной работы. В данном возрасте невелика тяга к статической нагрузке, что можно объяснить биологическими особенностями развития детей данной возрастной группы [9].

Анализ занятий различными видами физкультурной деятельности родителей данной категории детей показал очень малое количество родителей, занимающихся физической культурой,- 6,9-17,6%. Такая ситуация определяется рядом факторов:

1. Отсутствием времени - 40,8-85,4% (наибольшее число родителей детей, посещающих "Школу здоровья").

2. Загруженность ю домашней работой - 5,9-34,7% (наибольшее число родителей детей, посещающих детский сад для детей с проблемами слуха).

3. Отсутствием специальных знаний - 2,9-22,8% (наибольшее число родителей детей, посещающих детский сад для детей с проблемами зрения).

Особо следует рассмотреть совместные занятия родителей с детьми физической культурой. Именно деятельность такого рода в наибольшей степени способствует формированию осознанного подхода к формированию собственного здоровья и определяет уровень физкультурной образованности родителей (табл. 5).

Анализ данных свидетельствует о том, что у родителей детей, посещающих различные типы детских садов, не существует системы регулярных или даже нерегулярных занятий физической культурой со своими собственными детьми. Это показывает, что родители не совсем правильно подходят к проблеме воспитания у детей осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.

Мы подошли к этой проблеме несколько нестандартно и, изменив форму вопроса, оставили его суть (табл. 6).

Сопоставляя два вопроса, мы можем с достаточной уверенностью сказать, что большая часть родителей перенесла решение проблем физического воспитания своих детей на образовательную систему.

Используя методику ранговых исследований, мы проанализировали основные источники знаний о физическом воспитании родителей детей, посещающих различные типы ДОУ (всего предложено 12 вариантов ответов) (табл. 7).

К сожалению, в изученной нами литературе нет сходных данных, и мы не смогли сравнить полученные нами результаты об источниках знаний о физическом воспитании родителей детей различных групп здоровья.

По этой же методике мы оценили и основные группы физкультурно-оздоровительных занятий, которые и предложили родителям в виде дополнительных теоретических занятий, всего было предложено 9 тем этих занятий (табл. 8).

Анализ данных показал, что родители хотят получить основные и дополнительные знания по конкретным вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности, в то время как организационные вопросы их интересуют меньше, а для ряда родителей эти вопросы стоят на последнем месте.

Таблица 7. Популярные и малопопулярные источники знаний о физической воспитании детей

Ранг/Группа родителей

1

2

i

10

11

12

Дети с логопед. заболев.

Специальная лит-ра

Передачи радио и ТВ

Газеты, журналы

Лекции и беседы

От врачей

От знакомых

Дети с заболев. органов зрения

Передачи радио и ТВ

Специальная лит-ра

От врачей

Беседы с воспитателями

От знакомых

от врачей

Дети с нарушением слуха

Специальная лит-ра

От врачей

Передачи радио и ТВ

От знакомых

Случайные сведения

Беседы с воспитате-
лями

«Школа здоровья»

Специальная лит-ра

Беседы со специалистами ФК

Передачи радио и ТВ

От знакомых

Само-
образование

Беседы с воспитате-
лями

(Здесь и в табл. 8 приведены только три крайних ранга как наиболее интересные для анализа.)

Таблица 8. Популярные и малопопулярные дополнительные занятия по физкультурно-оздоровительной деятельности

Ранг/Группа родителей

1

2

i

7

8

9

Дети с логопедич. заболев.

Методика закаливания

Режим питания и питьевой режим

Обучение плаванию

Составление физкультурных комплексов

Методики контроля и самоконтроля

Организ. оздоровит. работы

Дети с заболев. органов зрения

Обучение плаванию

Нетрадиц. оздоровит. методики

Дыхательная гимнастика

Методики контроля и самоконтроля

Организ. оздоровит. работы

Составление физкульт. комплексов

Дети с нарушением слуха

Обучение плаванию

Дыхательная гимнастика

Режим питания и питьевой режим

Организ. оздоровит. работы

Методики контроля и само-
контроля

Составление физкульт. комплексов

«Школа здоровья»

Нетрадиц. оздоровит. методики

Методики закаливания

Обучение плаванию

Организ. оздоровит. работы

Методики контроля и само-
контроля

Составление физкульт. комплексов

Таблица 9. Двигательные навыки и умения родителей, %

Показатель

1

2

3

4

Плавать

31,3

67,3

37,9

67,6

Кататься на лыжах

8,6

20,4

20,7

8,8

Кататься на коньках

2,9

2,0

10,4

2,9

Играть (спортигры)

51,4

10,3

17,2

20,7

Водить машину

5,8

0

12,9

0

В ряде работ [4, 7, 9] показано, что основной формой обучения двигательной деятельности в семье является совместная физкультурная деятельность родителей и детей, в которой личный пример родителей является основным стимулом для обучения. Большой интерес представляет анализ двигательных умений самих родителей, так как, владея двигательными навыками, родитель может самостоятельно дать начальные знания своему ребенку (табл. 9).

В наибольшей степени родители владеют двигательными навыками, которые не требуют технической подготовки, т.е. приближены к естественным двигательным локомоциям и не требуют специальной подготовки. В то же время очень низок уровень простейшей спортивной подготовленности всех родителей.

Заключение. Проанализировав основные блоки вопросов, предложенные родителям детей различных групп здоровья, мы сделали предварительные выводы.

Уровень физкультурной образованности родителей недостаточно высок и в определенной мере зависит от той работы, которую проводят с родителями специалисты по оздоровительно-коррекционной и физкультурной деятельности, работающие в образовательных учреждениях.

В большей мере на уровень физкультурной образованности влияет самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность, которая, по нашему мнению, стимулирует повышение уровня физкультурной образованности родителей.

Анализируя влияние физических упражнений на уровень здоровья детей, можно констатировать, что родители недооценивают роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья своих детей и недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение.

Литература

1. Артемов С.В. Запросы и потребности населения как базовый фактор планирования развития физической культуры и спорта городского района: Автореф. канд. дисс. М., 1991. - 21 с.

2. Антонюк С.Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4-6 лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья // Российские морфологические ведомости. М.,2000, № 1-2, с. 173-177.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978. - 223 с.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры, 1995, № 4, с. 2-7.

5. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пос. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 208 с.

6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. - М.: Физкультура, образование и наука, 1996. - 220 с.

7. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.

8. Матвеев Л.П., Гониянц С.А., Пономарчук В.А. Основные направления исследований проблемы физического совершенствования человека на современном этапе // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. М., 1985, с. 3-7.

9. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке - М.: Изд-во СпортАкадемПресс, 2000. - 439 с.

10. Пономарев Н.И., Рейзин В.М. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) // Теория и практика физ. культуры, 1988, № 10, с. 2-14.

11. Эдельгауз Г.Е. Достоверность статистических показателей. М., 1977. - 217 с.

12. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. - М.: Наука, 1987. - 246 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!