ИНТЕЛЛЕКТУ-
АЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

FORMATION OF CHILDREN'S INTELLECT POTENCY DURING SPORTS ACTIVITY

I.S. Morozova, Ph. D., lecturerKemerovo state university, Kemerovo

Key words: health and healthy lifestyle, preschool educational organization, children of senior preschool age, physical education.

The analysis of special literature shown, that the subjective approach is used in many branches of knowledge at the analysis of development of various educational systems. The results of experimental work on education of children of senior preschool age are elucidated from the psychological and pedagogical positions.The author considers the sports pedagogy's theory as the future practice of physical education. The pedagogy of the preschool is not yet a completely built theory, according to the author's opinion. She offers the scientific principles which contain the theoretical ideas which help to elaborate the basis of physical culture pedagogy of child's culture.


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат психологических наук, доцент И.С. Морозова
Кемеровский государственный университет, Кемерово

Ключевые слова: здоровье и здоровый образ жизни, дошкольное образовательное учреждение, дети старшего дошкольного возраста, физическое воспитание.

Анализ специальной литературы, опыта организации занятий по физической культуре показал, что в ходе демократизации образовательной системы на передний план выступает принцип субъект-субъектных отношений. Этот принцип предполагает, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно эффективное формирование личности ребенка. Он нацеливает на персонализацию взаимодействия педагога и воспитанника, отвергает его субординационное положение, превращает в партнера, самостоятельно развивающуюся личность [3].

В процессе реализации принципа субъект-субъектных отношений ведущей формой педагогического взаимодействия педагога и воспитанника становится их свободная коммуникативная деятельность. Ее главным моментом является постоянная взаимосвязь и взаимопонимание педагога и воспитанника, что обеспечивает корректировку деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений во время выполнения физических упражнений и их осмысление [2].

Личностно ориентированный принцип тесно связан со здоровьесберегающим принципом, так как режим двигательной активности детей построен с учетом их индивидуальных особенностей, психофизиологическими показателями и состоянием вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Отсюда на занятиях ставилась цель не только сформировать физические качества, но и скорректировать физическое состояние и здоровье детей.

Здоровье и развитие личности составляют диалектическое единство, находясь во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости [1].

Познавательно-развивающая технология занятий физической культурой (ФК) в модели развития личности детей дошкольного возраста занимает ключевую практическую позицию. Именно познавательно-развивающая технология в системе физического воспитания направлена на реализацию методов, приемов, разнообразных средств ФК, определяющих области развития личности дошкольника. Познавательно-развивающая технология занятий физической культурой базируется на модели занятий, которую мы разработали и апробировали в дошкольных образовательных учреждениях Кузбасса в 1999 -2001 годах. В познавательно-развивающую технологию занятий ФК входят четыре органически дополняющих друг друга направления:

•координационное направление, определяющее развитие психомоторных способностей;

•ведущий комплекс упражнений, направленный на решение задач занятий;

•психоэмоциональное направление, регулирующее состояние психоэмоциональной сферы детей;

•отстающие способности, направленные на развитие необходимых двигательных умений, навыков и воспитание физических качеств.

Основные положения познавательно-развивающей технологии строго регламентированы по временному расположению в частях занятия и определены логикой распределения средств, методов и организационных форм. При комплексном решении задач и реализации основных положений занятия применялся широкий набор физических упражнений, основанных на использовании эйдетических (эйдетизм - образ, наружный вид), рефлексивно-двигательных, игровых, идеомоторных и музыкально-ритмических методов и разнообразных организационных форм.

Эйдетические методы являются инновационными в процессе проведения занятий ФК и направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлений двигательной деятельности. Они являются отражением в памяти образов, реализуются в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведении через некоторое время после выполнения физических упражнений. Вместе с тем эйдетические методы имеют конкретную структуру и нацелены на активизацию слухового, зрительного, тактильного, кинестетического и двигательного анализаторов. В эйдетических образах, по словам Л.С. Выготского, в нерасчлененном виде заключены начатки трех ведущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления. Отсюда при развитии образной памяти гетерогенно происходит формирование таких высших психических функций, как внимание, наблюдательность, творческое воображение и т.д.

Рефлексивно-двигательные методы представляют собой осознание и анализ двигательной деятельности, а также психологического состояния детей на занятиях по ФК. Рефлексия эффективна только при расширении потенциала двигательных действий. Поэтому в ходе исследования мы рассмотрели три вида рефлексии: предметную, процессуальную и системную. Предметная рефлексия связана с содержательной деятельностью при выполнении упражнения, процессуальная определяется их практическим выполнением, а системная направлена на создание мотивов. Реализация идеомоторных методов способствует сознательному и активному выполнению физических упражнений на занятиях ФК. Не случайно П.Ф. Лесгафт отмечал, что одна из важнейших задач ФК заключается в приучении человека сознательно относиться к своим действиям.

В нашей опытно-экспериментальной работе идеомоторная подготовка включала использование внутренней речи и образного мышления для сознательного выполнения физических упражнений [4]. Следует отметить, что в ходе проведения занятий идеомоторные методы применялись также в виде аутотренинга (идеомоторная тренировка и релаксация для детей).

Музыкально-ритмические методы - это система физических упражнений, построенная на связи физических упражнений и музыки. На занятиях ритмикой мы использовали игровые упражнения, прыжки, танцевальные движения и элементы художественной гимнастики. Дело в том, что чувство ритма имеет идеомоторную реакцию, и поэтому его восприятие вызывает многообразие кинестетических ощущений. Эти методы доминантно воздействуют на личность путем воспитания ее познавательной и волевой сфер, тем более что музыкально -ритмические движения способствуют развитию непроизвольных движений, переживанию музыкальных произведений.

Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выбраны старшая и подготовительная к школе группы ДОУ № 155 "Центр развития ребенка" г. Кемерова, равнозначные по уровню физического состояния (экспериментальные - ЭГ), и старшая и подготовительная к школе группы ДОУ № 12, которые занимались по традиционной технологии (контрольные - КГ).

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы в ЭГ и КГ изучены состояние физической подготовленности, степень утомления детей на занятиях ФК, индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности, включающие уровень функциональной подвижности нервных процессов, простой и сложной зрительно-моторной реакции, кратковременной зрительной памяти, внимания и вегетативной регуляции сердечного ритма.

Анализ результатов показал, что в ЭГ к концу исследования повысился уровень работоспособности у 31,7% детей по отношению к его начальному периоду, тогда как в КГ положительных изменений не произошло.

Использование инновационных методов предполагает улучшение творческого воображения, музыкального восприятия, двигательной памяти, игрового мышления, а также значительное повышение уровня развития продуктивности психических процессов и физической подготовленности.

Еще более выраженной была динамика изменений в ходе эксперимента показателей здоровья и функционального состояния воспитанников ЭГ.

Результаты медицинского обследования в КГ показали, что в течение двух лет количество больных детей в среднем увеличилось на 30-35%, а по отдельным нозологическим формам (заболевания органов зрения, нарушения осанки) возросло в 2,5-3 раза.

В ЭГ получены совершенно иные результаты: после двух лет эксперимента число детей, признанных здоровыми, возросло на 16% и соответственно уменьшилось количество воспитанников с острыми и хроническими заболеваниями.

Анализ полученных результатов убедительно показал, что внедрение познавательно-развивающей технологии двигательной деятельности в качестве оздоровительного сопровождения учебного процесса позволяет значительно улучшить функциональное состояние детей, поддерживать на высоком уровне умственную работоспособность, что в целом определяет сохранение здоровья детей и повышение качества обучения.

При сопоставлении психодинамических и нейродинамических параметров выявлены существенные различия в ЭГ и КГ. Показатели памяти, внимания, работоспособности головного мозга и уровня функциональной подвижности нервных процессов в ЭГ, занимающихся по познавательно-развивающей технологии, были более высокими, чем у детей в КГ.

Исследование объема внимания показало, что в КГ 65% составляют дети со средним его уровнем, 16,3% - с низким и 18,7% - с высоким. В то же время в ЭГ число детей с высоким уровнем объема внимания достигло 45,3%, со средним - 45,2% и низким - 9,5%.

В начале исследования показатели в группах значительно не отличались. Это свидетельствует о том, что использование познавательно-развивающей технологии на занятиях ФК в значительной степени определяет развитие когнитивных и психических способностей детей по сравнению с традиционным подходом.

Такая характеристика когнитивной сферы, как показатель кратковременной памяти, также достигла наиболее оптимальных величин у дошкольников, занимающихся по инновационной технологии, тогда как при других режимах двигательной активности этот параметр не превысил средних величин.

Согласно исследованию с позиций репрезентации физических упражнений можно решить основной вопрос взаимосвязи физического развития детей с другими областями развития, поскольку, определяя познавательную деятельность детей в системе физического воспитания как приоритетное направление, мы тем самым сближаем физическое и когнитивное развитие.

Литература

1. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учеб. пос. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.

2. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дисс. СПб., 1998. - 23 с.

3. Новик Г.В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьного возраста с учетом особенностей физического развития: Автореф. канд. дисс. М., 1997. - 21 с.

4. Cеливерстов И.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 1997, №12, с. 2-6.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!