ИНТЕЛЛЕКТУ-
АЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

INFLUENCE OF MUSCULAR RELAXATION ON REGULATION OF CARDIOVASCULAR SYSTEM IN CHILDREN IN NORM AND AT DEVIATIONS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT

S.K. Bystrushkin, R.I. Ajzman Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk

Key words: relaxation, cardiovascular system, deviations of intellectual development.

The experimental research of pupils of initial classes of general educational and special (correctional) schools of Novosibirsk was carried out. The aim was to find out the influence of any muscular relaxation on the regulation of an intimate rhythm. 3 groups of children (75 persons) were generated The carried out research shown the positive influence of any muscular relaxation on the condition of cardiovascular system of healthy children and children with infringements in intellectual development: It reduces the level of activation of the supreme vegetative centres and subcrustal mechanisms in managerial process by the rhythm of heart that results in reduction of general psycho-physical pressure of adaptive systems of an organism.Hence, elements of any relaxation can be recommended as an effective preventive measure of optimization of functional psycho-physiological conditions both of healthy children, and children with infringements in intellectual development.


ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ НА РЕГУЛЯЦИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПРИ НАРУШЕНИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

С.К. Быструшкин, Р.И. Айзман
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Ключевые слова: произвольная релаксация, сердечно-сосудистая система, нарушения интеллектуального развития.

Оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы является одним из основных факторов, определяющих деятельность всего организма. Устойчивость оптимального состояния во многом обусловлена способностью человека произвольно переключатся от состояния релаксации к активации [6].

В литературе имеются указания на чрезвычайную важность релаксации в деятельности человека. Показано, что наиболее эффективные методы психорегуляции, саморегуляции, аутотренинга и т.п. основаны на мышечной релаксации [1, 7, 8].

Доказано активное участие скорости произвольного расслабления в механизмах срочной и долговременной адаптации, индивидуального развития, скорости восстановительных процессов, механизмах стресс-устойчивости, сохранения здоровья и долголетия [1]. Адаптивные реакции организма оцениваются преимущественно по показателям системы кровообращения [3].

Совершенствование адаптивных возможностей организма зависит от степени повышения парасимпатической регуляции сердечного ритма, развивающейся в процессе тренировки. Уменьшение влияния парасимпатической регуляции и повышение тонуса симпатической системы при физических или эмоциональных перегрузках приводят к снижению адаптивных возможностей сердца и отражаются на характеристиках сердечного ритма [4].

Следовательно, нормальное развитие интеллекта ребенка является основой для осуществления произвольного влияния на активный процесс адаптации и косвенного воздействия на характер регуляции систем жизнеобеспечения.

Методика. Для выяснения влияния произвольной мышечной релаксации на регуляцию сердечного ритма у детей в норме и с нарушениями интеллектуального развития было проведено экспериментальное исследование учащихся начальных классов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ г. Новосибирска. С этой целью были сформированы 3 группы детей, всего 75 человек. В первую группу вошли мальчики и девочки 8-9 лет, обучающиеся в общеобразовательной школе. Исследуемые физиологические показатели сердечно-сосудистой системы у детей этой группы в состоянии физиологического покоя служили контролем.

Вторую группу составили дети аналогичного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), обучающиеся в специализированной (коррекционной) школе.

В третью группу вошли умственно отсталые дети - олигофрены в состоянии дебильности.

Цель эксперимента заключалась в исследовании изменений функциональных параметров сердечно-сосудистой системы у детей 8-9 лет в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях покоя, при традиционной методикеи с применением произвольной релаксации.

Нагрузка с произвольной релаксацией заключалась в выполнении 10 приседаний за 1 мин с установкой на мышечное расслабление и выполнение вдоха в момент вставания, а также плавности выполнения упражнения.

Традиционная физическая нагрузка (ФН) заключалась в выполнении 10 приседаний за 1 мин в непроизвольном режиме.

Состояние физиологического покоя служило контролем и оценивалось в положении сидя, руки опущены на колени, дыхание произвольное.

В перечисленных режимах фиксировали изменение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы: пульса (ЧСС), артериального давления систолического (АДС) и артериального давления диастолического (АДД), вариабельность ритма сердца (ВРС). В данной работе использовали производные параметры оценки ВРС, предложенные Р.М. Баевским [2]:

а) индекс вегетативного равновесия (ИВР) - для определения соотношения симпатической и парасимпатической регуляции работы сердца;

б) вегетативный показатель ритма (ВПР)- для оценки вегетативного баланса (чем меньше ВПР, тем больше вегетативный баланс смещен в сторону преобладания парасимпатической регуляции);

в) индекс напряжения регуляторных систем (ИН) - для отражения степени централизации управления сердечным ритмом.

Результаты обследования фиксировали с помощью компьютерного диагностического комплекса фирмы "СЭМ" (М.И. Фихман, И.А. Костричко, 2001).

Полученные экспериментальные данные подвергались статистической обработке с использованием пакета статистических программ Microsoft Excel 7.0. Достоверность различий средних значений определяли с применением t-критерия Стьюдента при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Предварительные расчеты не выявили различий в анализируемых показателях по полу в экспериментальных группах, что позволило объединить обследуемых в единые возрастные группы.

Анализ реакций сердечного ритма здоровых лиц под воздействием обычных физических и психических нагрузок, а также в экстремальных условиях позволяет заключить, что физические и психические нагрузки приводят к учащению ритма и увеличению его стабильности в результате повышения влияния симпатического звена, воздействующего через центральный механизм [5]. В молодом возрасте активация симпатического отдела вегетативной нервной системы становится достоверно значимой только при снижении функциональных возможностей организма, т.е. при неудовлетворительной адаптации. Состояние функционального напряжения в этом возрасте
проявляется только в увеличении ЧСС и АД, не требующих включения центральных уровней управления [2].

Традиционная ФН вызывала у здоровых детей достоверное увеличение ЧСС и АДС за счет активизации симпатического отдела вегетативной нервной системы, на что указывает достоверное возрастание ИН. Полученные данные свидетельствуют о нетренированности сердечно-сосудистой системы к ФН у детей этого возраста.

Дети с нарушениями в интеллектуальном развитии реагировали на ФН достоверным повышением основных параметров сердечного ритма (ВПР, ИВР, ИН). При этом показатели АДС снижались у детей с ЗПР по сравнению с нормой на 4,2 мм; у олигофренов - соответственно на 9,5 мм. Высокие значения ЧСС (у детей с ЗПР - 115,7±3,6; у олигофренов - 117,7±2,3) указывали на высокий уровень функционального напряжения сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей адаптацию организма детей к физическим нагрузкам.

Выполнение физических упражнений в условиях произвольной мышечной релаксации оказало положительное влияние на нормально развивающихся детей. У здоровых детей по сравнению с нездоровыми отмечалось достоверное повышение ЧСС и АДС, при этом основные функциональные показатели ритма сердца (ИВР, ВПР, ИН) достоверно снижались (табл. 1), что свидетельствует о смещении баланса в сторону парасимпатической регуляции, а следовательно, о снижении уровня психофизиологического напряжения в работе систем жизнеобеспечения.

У детей с нарушениями в интеллектуальном развитии достоверного снижения данных показателей не отмечалось.

В то же время по сравнению с традиционной физической нагрузкой у здоровых детей в условиях ПР проявляется тенденция к снижению ЧСС и АДС при достоверном повышении АДД как следствие активизации процессов метаболизма. У детей с нарушениями в интеллектуальном развитии выявлена аналогичная норме тенденция к снижению этих показателей, что позволяет говорить о позитивном влиянии ПР на их сердечно-сосудистую систему (табл. 2).

Таблица 1. Показатели сердечно-сосудистой системы у здоровых детей 8-9 лет и детей с нарушениями в интеллектуальном развитии после произвольной релаксации (ПР)

Группы обследуемых

Показатели сердечно-сосудистой системы

ЧСС

АДС

АДД

ИВР

ВПР

ИН

Здоровые дети

112,2±1,9

109,9±2,8

64,1±2,2

13,6±2,6

1,7±0,3

64,4±2,0

Дети с ЗПР

111,9±3,4

98,1±2,3*

68,7±1,8

50,5±3,1*

9,7±0,5*

163,2±14,1*

Олигофрены

115,6±2,1

101,1±2,3*

70,2±3,1

53,8±3,2*

9,8±0,3*

168,9±13,2*

Условные обозначения приведены в тексте.

Таблица 2. Показатели сердечно-сосудистой системы у здоровых детей 8—9 лет и детей с нарушениями интеллектуального развития после ПР по сравнению с физической нагрузкой

Группы обследуемых

Показатели сердечно-сосудистой системы

ЧСС

АДС

АДД

ИВР

ВПР

ИН

Здоровые, ФН

114,2±2,1

113,3±3,1

56,7±1,7

29,2±3,3

4,6±0,5

120,4±10,1

Здоровые, ПР

112,2±1,9

109,9±2,8

64,1±2,2*

13,6±2,6*

1,7±0,3*

64,4±2,0*

Дети с ЗПР, ФН

115,7±3,6

109,1±1,4

66,1±2,2

65,7±4,1

10,6±0,8

183,9±11,1

Дети с ЗПР, ПР

111,9±3,4

98,1±2,3*

68,7±1,8

50,5±3,1*

9,7±0,5

163,2±14,1

Олиг., ФН

117,7±2,3

104,8±1,5

71,4±3,5

61,3±4,2

11,1±0,7

191,7±10,5

Олиг.,ПР

115,6±2,1

101,1±2,3

70,2±3,1

53,8±3,2

9,8±0,3

168,9±13,2

Условные обозначения: ФН — физическая нагрузка; ПР — произвольная релаксация; * — достоверные отличия ПР от ФН.

Проведенное исследование показало положительное влияние произвольной мышечной релаксации на состояние сердечно-сосудистой системы здоровых детей и детей с нарушениями в интеллектуальном развитии: она снижает уровень активации высших вегетативных центров и подкорковых механизмов в процессе управления ритмом сердца, что приводит к уменьшению общего психофизического напряжения адаптивных систем организма.

Следовательно, элементы ПР могут быть рекомендованы как эффективное профилактическое средство оптимизации функциональных психофизиологических состояний как здоровых детейе, так и детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Литература

1. Анализ сердечного ритма / Под ред. Д. Жемайтите, Л. Тельксниса. - Вильнюс: Мокслас,1982.-130 с.

2. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Наука, 1984. - 220 с.

3. Безматерных Л.Э., Куликов В.П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья // Физиология человека, 1998, т. 24, №3, с. 79-85.

4. Высочин Ю.В., Лукоянов В.В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте // Монография. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта,1997. - 85 с.

5. Жбанков О.В., Петров Д.С., Головина В.А. // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 20-23.

6. Жемайтите Д.И. Вегететивная регуляция синусового ритма сердца у здоровых и больных. - Вильнюс: Мокслас,1982. - 130 с.

7. Лукоянов В.В. Познай себя. Энергетика красоты, здоровья и долголетия. -СПб.: Изд-во Чернышова, 1993.- 66 с.

8. Меерсон Ф.З. Адаптация, стрессс и профилактика. - М.: Наука,1981.-278 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: