ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В РУССКОЙ ЛАПТЕ

Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Костарев
Башкирский государственный педагогический университет, Уфа

Русская лапта относится к спортивным играм, в которых происходит соперничество двух команд, причем бесконтактно, лишь при помощи мяча (опосредованный тип контакта), с ограниченным количеством касаний мяча битой во времени и пространстве (атака, удары битой по мячу, размеры площадки) в нападении и с его неограниченным касанием в защите (ловля мяча, передача мяча, осаливание).

В процессе соревнований игровая деятельность спортсмена протекает в постоянно изменяющихся условиях противоборства команд и ее участников, т.е. носит конфликтный характер [2]. Относительно русской лапты это утверждение выглядит следующим образом: одно технико-тактическое действие игрока переходит в другое, это и характеризует противоборство в игровом процессе, которое осуществляется в условиях недостатка информации и квалифицируется как соревнование с повышенной информационной плотностью.

Ряд авторов [3, 5, 6] отмечают, что игра как игровое противоборство состоит из действий нападения одной стороны и защитных действий другой, при этом нападающие действия полностью неизвестны или частично известны обороняющейся стороне.

Условия протекания противостояния защиты и нападения характеризуются быстротечностью изменяющихся ситуаций, обуславливающих выбор тактических решений. Так, в защите после ловли мяча нужно развернуться и сделать правильную и точную передачу именно тому партнеру, к которому бежит перебежчик; в нападении же важно, чтобы перебежчик правильно оценил ситуацию (куда будет направлена передача мяча?) и изменил направление перебежки в другую зону. Ситуация на игровой площадке меняется так быстро, что иногда верное решение, принятое спортсменом, но совершенное с опозданием, становится ошибочным. Поэтому игроку в лапту для результативного выполнения любого технико-тактического действия важно помнить о следующем: в защите нужно правильно определить зону, в которую полетит мяч после удара, и успеть переместиться в эту зону, поймать мяч и, развернувшись, сделать точную передачу партнеру, который в этот момент выбирает зону, куда может переместиться перебежчик; в нападении важно выбрать наиболее свободную зону, чтобы убежать от защитников или увеличить расстояние при осаливании.

В этих условиях игроки в лапту, как защитники, так и нападающие, с учетом игровой ситуации переключаются с одних действий на другие. В защите это: ловля-передача мяча, передача мяча-осаливание; в нападении: удар-перебежка, перебежка-прием, позволяющий избежать осаливания, осаливание-переосаливание.

При этом нужно обращать внимание и на быстроту перехода от одних действий и движений к другим, а иногда и противоположным (при осаливании перебежчика уже он становится защитником, ему нужно быстро взять мяч и сделать ответное осаливание или точную
передачу партнеру; в свою очередь, защитники в момент осаливания становятся нападающими, и им нужно как можно быстрее убежать за линию дома или кона. Вся игра состоит из самых разнообразных переключений: переходов от подготовительных действий к атакующим - замах-удар, разбег-прыжок; от атаки к защите - прием, позволяющий избежать осаливания-переосаливания; от одного вида передвижений к другому - ходьба-бег, бег-остановка.

Остановимся на оценке одних из наиболее важных, на наш взгляд, переключений, отражающих суть игры в защите и нападении, а также переход от нападения к защите и в обратном направлении. Причем отдельно следует оценивать быстроту переключений от одних технико-тактических действий к другим. Для этого необходимо уметь правильно выбирать местонахождение на игровой площадке в определенный момент времени. Например, в защите нужно правильно определить зону, в которую должен упасть мяч после удара нападающего.

Чем быстрее спортсмен переходит от одних действий к другим (например, от ловли мяча к его передаче), тем выше должно оцениваться его умение переключаться.

Переключение, таким образом, можно характеризовать как действие игрока, направленное на выполнение какого-либо приема игры в условиях выбора технико-тактического действия (например, защитник ловит мяч и должен выбрать по ситуации: сделать передачу мяча партнеру или самому осалить соперника), а также выбора места и способа его выполнения (передача мяча сверху, снизу или обратной рукой) за время, отведенное для этого в игровой ситуации. При этом началом переключения можно считать тот момент, когда игрок завершил выполнение предыдущего приема (передача мяча партнеру после ловли, когда мяч четко зафиксирован двумя руками).

Предлагаемый способ оценки условий выполнения технико-тактических действий основан на теории функциональных систем академика П.К. Анохина [1]. Эта теория позволяет объяснить основные механизмы деятельности, включая и соревновательную. Согласно теории функциональных систем в каждом действии можно выделить стадию анализа ситуации, заканчивающуюся принятием решения о выполнении необходимого действия, стадию исполнения и стадию коррекции. Исходя из данной системы в русской лапте были проанализированы условия выполнения технико-тактических действий и выделены виды переключений.

При определении условий переключений нами были взяты за основу временные характеристики технико-тактических действий и количество игровых приемов за игровой эпизод. На основании этих характеристик можно утверждать, что время и сложность переключений в различных игровых ситуациях неодинаковы как по протеканию самих игровых эпизодов, так и по количеству игровых приемов в фазах нападения и защиты. Отсюда следует, что чем меньше времени отводится для выполнения переключений к следующему технико-тактическому действию, тем сложнее выполнить переключение, а следовательно больше и вероятность допустить ошибку в игре.

Содержание и временная структура соревновательной деятельности игроков в лапту

п/п

Содержание переключений

Время переключений,
c, X±s

Переключения в защите

1

Подача мяча - ловля мяча после передачи

3,52±0,12

2

Подача мяча - осаливание

8,61±0,23

3

Ловля мяча после удара (сверху) - передача мяча назад (сзади стоящему партнеру)

1,25±0,05

4

Задержание мяча (руками, ногами, туловищем) - передача мяча назад

1,83±0,14

5

Ловля мяча после удара (сверху) в падении - передача мяча назад

2,15±0,28

6

Ловля мяча после удара (сверху) - передача вперед (впереди стоящему партнеру)

1,07±0,08

7

Ловля мяча после удара «свечой» - передача мяча назад

0,89±0,05

8

Ловля мяча после удара «свечой» - передача мяча вперед

0,78±0,03

9

Ловля мяча после удара сбоку - передача мяча вперед

0,83±0,05

10

Ловля мяча после передачи - передача мяча назад

0,75±0,03

11

Ловля мяча после передачи - осаливание

1,03±0,07

12

Ловля мяча после удара (любым способом) - осаливание

4,23±0,33

Переключения в нападении

13

Удар по мячу способом сверху - начало перебежки

0,95±0,05

14

Удар по мячу «свечей» - начало перебежки

1,09±0,07

15

Удар по мячу сбоку («свечой») - начало перебежки

1,44±0,08

16

Обманный удар - начало перебежки

1,85±0,11

17

Начало перебежки - вираж (изменение направления перебежки)

4,51±0,12

18

Перебежки - финт (прием, позволяющий избежать осаливания)

7,25±0,27

19

Вираж - финт (падение)

3,8±0,14

20

Перебежка - финт (остановка)

1,25±0,14

21

Перебежка - финт (прыжок)

1,12±0,11

Переключения от защиты к нападению

22

Осаливание (соперника) - перебежка к линии кона

7,96±0,26

23

Осаливание - перебежка к линии дома

2,35±0,18

24

Осаливание - финт (прыжок)

5,58±0,73

25

Осаливание - обратное осаливание (двойное осаливание)

8,63±1,03

Переключения от нападения к защите

26.

Осаливание - передача мяча партнеру

2,57±0,38

27.

Осаливание - переосаливание

5,03±0,49

28.

Осаливание - бросок мяча в соперника

3,05±0,34

Продолжительность переключений зависит также от способа удара битой по мячу, от скорости полета мяча, от расстояния между партнерами и расстояния между соперниками.

Необходимо отметить, что характер переключений зависит и от последовательности технико-тактических действий в игре. Всегда бывает трудно начать перебежку после своего удара (любым способом): легче переключиться от стартовой позиции до начала перебежки. При игре в защите всегда удобнее делать передачу после ловли мяча, летящего по прямой траектории, чем после ловли мяча, летящего по навесной траектории (типа "свечи").

Таким образом, сложность переключений с одних технико-тактических действий на другие в каждой игровой ситуации зависит от длительности их подготовки, согласованности с замыслом своей команды и возможностями соперника (например, от расположения защитников перед началом удара нападающего или выбора места начала перебежки нападающих). Так, после подачи мяча нападающий должен произвести удар (действие заранее запрограммировано). Спортсмену с битой отведено определенное время для выполнения удара, он ставит перед собой цель максимально усложнить действия обороняющейся команды за счет сильно пробитого удара. В любом случае после подачи будет выполнен удар, движения носят запрограммированный характер.

Совсем иные условия при действиях перебежчика, когда нападающий должен действовать по принципу множественного альтернативного выбора оптимального действия, в зависимости от конкретно сложившихся условий. Помимо того что нападающий должен быстро бежать от линии дома до линии кона, он также обязан уметь прогнозировать действия соперника, именно от этого будет во многом зависеть результативность выполнения перебежчиком технико-тактических действий.

Необходимо отметить, что во всех спортивных играх, в том числе и в русской лапте, одно действие не приводит к окончательному разрешению игровой ситуации, а только изменяет ее. Умение действовать быстро и точно в игровых ситуациях совершенствуется только в результате специальной подготовки и улучшается с ростом квалификации игроков [4].

Для успешного выполнения технико-тактических действий важно не только быстрое реагирование на определенные динамические объекты, но и соизмерение с ними темпа своих действий, т.е. антиципация проявляемых событий [8].

Особую сложность в спортивных играх представляет коллективный характер игровых действий. Сыгранность команды - важнейший фактор игрового превосходства. Она достигается благодаря не только адекватности понимания всеми участниками ситуации, но и желанию сотрудничества при правильном распределении ролей и функций внутри команды [7].

Анализ стенографических записей действий игроков различной квалификации в игре в русскую лапту и видеозаписей выявил следующие переключения, наиболее часто встречающиеся в соревновательной деятельности игроков (см. таблицу). Так, в переключениях в защите в стадии подготовки наиболее часты переключения от подачи мяча подающим к ловле мяча после передачи. Время переключения - 3,5±0,22 с.

Очень важным видом переключений в стадии завершения является переключение, связанное с осаливанием. Ведь только от точного осаливания зависит результативность защиты и переход в нападение. На переключения от ловли мяча после передачи до осаливания отводится 1,03±0,07 с. Чуть больше времени приходится на переключение с ловли мяча после удара до осаливания - 4,23±0,33 с. И самым длительным переключением является подача мяча-осаливание- 8,61±0,23 с.

Переключения в нападении в целом сложнее, и связано это с тем, что добавляются дополнительные компоненты игры - бита и максимально быстрый бег игроков.

Специфика нападения такова, что результативность игры в этой фазе зависит от завершенной перебежки, которая, в свою очередь, зависит от точного и сильного удара битой по мячу любым способом. На вид переключений от ударов битой по мячу любым способом до начала перебежки отводится от 0,95 до 1,5 с.

Переключение в стадии завершения атаки от начала изменения направления до финта (приема, позволяющего избежать осаливания), связанного с падением перебежчика, составляет 3,8±0,14 с.

Самое большое время в нападении отводится переключению от начала перебежки до приема, позволяющего избежать осаливания, - 7,25±0,27с.

Переключение в блоке от защиты к нападению длится в среднем 6 - 8 с и представляет ситуацию, когда после осаливания перебежчика защитники должны быстро покинуть игровое поле за линию дома или за линию кона. Быстрее происходят переключения, связанные с осаливанием вблизи линии дома и линии кона, - 2,35±0,18 с. Если же защитник, осалив перебежчика у линии кона, хочет убежать к линии дома, то время этого переключения составляет 7,96±0,26 с. Бывают случаи, когда нападающие, быстро оценив ситуацию переосаливают защитника. Длительность такого вида переключений составляет 8,63±1,03 с.

На переключения в блоке от нападения к защите отводится от 2 до 5 с. После осаливания перебежчика нападающий становится защитником, и ему необходимо быстро подобрать мяч и либо сделать точную передачу партнеру, в сторону которой убегает соперник (за 2,57±0,38 с), либо самому попытаться переосалить противника за 3,53±0,34 с.

Таким образом, содержание игровых эпизодов соревновательной деятельности можно квалифицировать как переключения с одних технико-тактических действий на другие в защите и нападении, с нападения на защиту и с защиты на нападение, которые отличаются временной структурой, а следовательно, и сложностью выполнения.

Завершая анализ переключений игроков в лапту в соревновательной деятельности, следует подчеркнуть, что содержание большей части переключений на игровой площадке определяется в защите действиями игроков при ловле мяча и его передаче, а в нападении -ударами битой по мячу и перебежками.

Основной характеристикой является время, которое отводится игрокам для подготовки и выполнения того или иного действия, а также пространственный аспект (количество касаний мяча в защите и заполняемые перебежчиками зоны в нападении).

Литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 402 с.

2. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. - Киев: Здоровье, 1977. - 179 с.

3. Кричевский Р.Л. Психологический анализ коллективного решения тактических задач: Автореф. канд. дисс. М., 1969. - 21 с.

4. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсменов. - М.: ФиС, 1981. - 192 с.

5. Марищук В.Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом. - М.: ФиС, 1983. - 111 с.

6. Найдиффер Д.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: ФиС, 1979. - 224 с.

7. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.И. Портных. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1986. - 320 с.

8. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. - М.: ФиС, 1982. - 144 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!