ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

IMPROVING ORIENTATION OF ART GYMNASTICS IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

S.B. Sharmanova, Ph. D., lecturer

G.K. Kalugina

The Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: children of preschool age, physical education, technique of application of rhythmic art gymnastics of improving orientation.

The results of an experimental research, which proves expediency of application of the technique of rhythmic gymnastics of an improving orientation in physical education of children of preschool age in conditions of kindergartens, are presented.


ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, доцент С.Б. Шарманова ,
Г.К. Калугина

Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое воспитание, методика применения художественной гимнастики оздоровительной направленности.

Введение . В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. И хотя количественные данные об отклонениях в состоянии здоровья дошкольников значительно варьируются в разных публикациях, практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии [1, 7, 10].

В Концепции охраны здоровья населения России на период до 2005 года в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психического потенциала ребенка.

В условиях вариативности образования в последние годы появилось значительное количество программ, содержащих новое представление о развитии и воспитании ребенка, в том числе физическом. Однако, как отмечает С.С. Бычкова, хотя количество программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с каждым годом увеличивается, немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню [9].

Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы ДОУ избранных элементов технологий спортивной тренировки [2, 3, 6]. Как указывает В.К. Бальсевич, интеграция избранных элементов спортивной тренировки в физическое воспитание имеет достаточно глубокий методологический смысл, поскольку она инициирует поиск путей их взаимного обогащения, позволяющего получить нечто значительно большее, чем просто сумму новых технологических возможностей [3].

Хотя в настоящее время накоплен значительный фактический материал, доказывающий результативность художественной гимнастики в развитии физического и психического потенциала детей дошкольного возраста [4, 5, 8], она не нашла широкого применения в практике дошкольного физического воспитания. Наряду с этим не определены средства художественной гимнастики, направленные на реализацию задач дошкольного физического воспитания, а также методические особенности их применения в условиях ДОУ.

Таким образом, существуют противоречия между:

- имеющимся потенциалом художественной гимнастики, результативность которой в развитии физических и психических способностей детей доказана в ряде исследований, и ее ограниченным использованием в процессе дошкольного физического воспитания в условиях ДОУ;

- необходимостью повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теоретико-методических и организационно-практических аспектов применения художественной гимнастки для решения этой задачи.

Цель исследования заключалась в обосновании методики применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Методика и организация исследования . Исследование проводилось на базе детских садов № 293 и 350 г. Челябинска с участием 100 детей 4 - 7 лет.

Применялись такие методы исследования, как анализ индивидуальных медицинских карт детей (учетная форма 026); анализ заболеваемости; антропометрия, физиометрия, соматоскопия, плантография; педагогическое тестирование; методы психодиагностики (методики "Корректурная проба", "Дорисовывание фигур", методика Дембо-Рубинштейн); педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; хронометрирование; опрос (в форме беседы) детей, воспитателей, родителей, методы математической статистики.

Нами разработана методика применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. На начальном этапе проведена комплексная оценка физического состояния детей на основе анализа показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. С учетом полученных данных отобраны упражнения художественной гимнастики, адекватные возрастным возможностям и фактическому физическому состоянию детей 4-7 лет, направленные на реализацию задач дошкольного физического воспитания. Они включают: общеразвивающие упражнения, выполняемые в соответствии со спецификой художественной гимнастики (связь движений с музыкой, слитность, целостность и т.п.); стилизованные виды передвижений и их сочетания; упражнения без предмета (волны, равновесия, повороты, прыжки); упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой); элементы акробатики, хореографии, пантомимы.

С целью обеспечения оздоровительной направленности художественной гимнастики в процессе реализации задач дошкольного физического воспитания предусматривается увеличение доли базовых упражнений оздоровительной направленности (обеспечивающих необходимый двигательный потенциал, формирующих правильную осанку, походку, своды стоп) за счет сокращения средств специальной (предметной) подготовки. Планирование содержания программного материала в течение учебного года осуществляется с учетом сезонных особенностей физической активности и сезонных "зон риска" здоровью детей.

Для формирования у детей интереса к художественной гимнастике используются образные названия упражнений, приемы имитации и подражания, игровой метод. В процессе выполнения упражнений создаются педагогические ситуации, стимулирующие развитие психических процессов, предусматривающие привлечение внимания детей к количественной и качественной оценке находящихся в зоне детского восприятия предметов; прослушивание соответствующих фонограмм, применение зрительных и слуховых сигналов и ориентиров; использование элементов фольклора и детской поэзии; включение заданий на ориентировку в пространстве.

В первый год эксперимент проходил в двух старших группа: контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ), в следующем году - продолжался в этих группах и начался в трех средних группах (двух КГ и одной ЭГ). В КГ (А) учебно-воспитательный процесс осуществлялся на основе Программы воспитания и обучения в детском саду, в КГ (С) - на основе программ "Развитие" и "Воспитание здорового ребенка", в КГ (Е) - на основе комплексной программы "Детство". В ЭГ (В) учебно-воспитательный процесс осуществлялся на основе комплексной Программы воспитания и обучения в детском саду, а в ЭГ (D) - на основе программ "Развитие" и "Воспитание здорового ребенка", однако в процессе занятий по физической культуре и утренней зарядки применялись средства художественной гимнастики по разработанной нами методике.

Во всех группах занятия по физической культуре проводились с одинаковой кратностью (три раза в неделю, в том числе одно занятие - на открытом воздухе в часы прогулки) и продолжительностью. Программа каждого года была рассчитана на девять учебных месяцев (с сентября по май).

Результаты исследования . Эффективность методики применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей 4-7 лет оценивалась посредством сравнения показателей здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности детей ЭГ до и после проведения эксперимента. Проведенное до начала эксперимента комплексное обследование состояния здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности детей ЭГ позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий между ними.

В процессе педагогического эксперимента во всех ЭГ наблюдалось снижение простудной заболеваемости, однако в ЭГ отмечено более существенное снижение простудной заболеваемости по сравнению с КГ (рис. 1).

После эксперимента выявлены достоверные различия в показателях частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) у детей опытных групп: у детей ЭГ (В и D) эти показатели ниже, чем у детей КГ (А, С и Е). Снижение показателей ЧСС и ЧД в покое свидетельствует о совершенствовании функциональных возможностей организма и экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Итоговое обследование состояния опорно-двигательного аппарата детей ЭГ показало следующее (рис. 2). В КГ (А и С) число детей, имеющих нарушения осанки, осталось неизменным (60%), в КГ (Е) - снизилось с 50 до 40%, а в ЭГ (В и D) - снизилось соответственно с 65 до 40% и с 60 до 35%. Экспериментальная методика позволяет достичь лучших результатов в формировании правильной осанки благодаря комплексному использованию базовых упражнений оздоровительной направленности: упражнений на формирование навыков правильной осанки и походки, укрепляющих "мышечный корсет", развивающих гибкость, формирующих навык рационального дыхания, способствующих нормализации эмоционального статуса (упражнений в расслаблении, этюдов психогимнастики).

Рис. 1. Динамика показателей простудной заболеваемости у детей ЭГ в процессе эксперимента

Рис. 2. Изменение состояния осанки у детей ЭГ в процессе эксперимента: число детей с нарушением осанки

По результатам плантографии в КГ (А и С) число детей, имеющих деформации стоп, снизилось соответственно с 60 до 50% и с 65 до 50%, в КГ (Е) - осталось неизменным (55%); в ЭГ (В и D) - снизилось соответственно с 60 до 30% и с 60 до 35% (рис. 3). Положительное влияние экспериментальной методики на формирование сводов стоп обусловлено систематическим применением следующих видов упражнений: стилизованных разновидностей ходьбы, бега и прыжков; элементов хореографии, включая упражнения партерной хореографии, выполняемых из положений разгрузки стоп; упражнений в равновесии; поворотов, а также благодаря целенаправленной работе над формированием гимнастического стиля выполнения всех движений, предусматривающего вытянутое положения стоп.

В ходе итогового педагогического тестирования физической подготовленности во всех ЭГ наблюдались достоверные положительные изменения результатов, однако сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей ЭГ после проведения эксперимента выявил достоверные (p<0,05) межгрупповые различия в результатах всех двигательных тестов. При этом в результатах всех контрольных упражнений дети ЭГ превзошли детей КГ. Определение темпов прироста параметров физической подготовленности детей ЭГ осуществлялось по формуле S. Brody. Во всех двигательных тестах прирост результатов в ЭГ выше по сравнению с КГ (рис. 4-5).

Занятия по экспериментальной методике оказали также положительное влияние на уровень освоения двигательных умений. Это характеризуется снижением числа детей с низким уровнем (с 50 до 5% - в группе В и с 55 до 0% - в группе D) и увеличением числа детей со средним (с 50 до 70% - в группе В и с 45 до 55% -в группе D) и высоким уровнем (с 0 до 25% -в группе В и с 0 до 45% -в группе D). В КГ уровень освоения двигательных умений также повысился, но в меньшей степени.

Рис. 3. Изменение формы стоп у детей ЭГ в процессе эксперимента

Условные обозначения: 1 - бег 30 м; 2 - челночный бег 3х10 м; 3 - бег 500 м; 4 - прыжок в длину с места; 5 - сгибание туловища; 6 - разгибание туловища; 7 - равновесие; 8 - наклон вперед

Рис. 4. Прирост показателей физической подготовленности детей 5-6 лет в процессе эксперимента, %.

Рис. 5. Прирост показателей физической подготовленности детей 4-5 лет в процессе эксперимента, %.

Условные обозначения те же, что и на рис. 3

Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия по экспериментальной методике способствуют формированию у детей устойчивого интереса к физкультурной деятельности, что проявляется в высокой активности дошкольников в процессе выполнения физических упражнений и включении освоенных элементов художественной гимнастики в самостоятельную двигательную деятельность. Это подтверждается данными опроса (в форме беседы) детей, воспитателей после проведения эксперимента, а также родителей дошкольников.

До эксперимента уровень развития концентрации и устойчивости внимания у детей ЭГ достоверно не различался. После проведения педагогического эксперимента во всех ЭГ выявлено достоверное повышение концентрации и устойчивости внимания по сравнению с исходным тестированием (табл. 1-2).

Это, очевидно, объясняется возрастными особенностями развития психических процессов дошкольников, а также участием детей в занятиях познавательного цикла. Однако результаты итогового тестирования в ЭГ выше, чем в КГ. Наряду с этим занятия по экспериментальной методике оказали более выраженное положительное влияние на развитие самооценки и творческого воображения дошкольников. Следовательно, можно предположить, что повышение уровня развития внимания, творческого воображения и самооценки у детей ЭГ достигнуто благодаря применению разработанной нами методики, предусматривающей создание в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов у детей и способствующих формированию положительных эмоциональных состояний.

Заключение . Результаты сравнительного педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии методики художественной гимнастики оздоровительной направленности на динамику показателей здоровья, физического и психического развития, физической подготовленности детей дошкольного возраста и ее преимуществе по сравнению с применяемыми в практике работы ДОУ типовой и вариативных программ по физическому воспитанию.

Таблица 1. Сравнение показателей психического развития детей 5-6 лет в процессе эксперимента

Показатели, единицы измерения

КГ (А) 
(Х±у)

ЭГ(В)
(Х±у)

t расч.

Р

Концентрация внимания (баллы)

1

4,9±2,9

4,8±2,6

0,03

>0,05

2

5,7±2,5

8,7±3,1

3,37

<0,05

Устойчивость внимания (баллы)

1

0,5±0,1

0,5±0,1

0,00

>0,05

2

0,6±0,1

0,8±0,2

3,99

<0,05

Самооценка (баллы)

1

5,5±1,1

5,2±0,8

0,99

>0,05

2

4,6±0,7

5,8±0,6

5,82

<0,05

Примечание. Здесь и в табл. 2: 1 - до эксперимента; 2 - после эксперимента.

Таблица 2. Сравнение показателей психического развития детей 5-6 лет в процессе эксперимента

Показатели, единицы измерения

КГ (С) 
(Х±у)

ЭГ(D)
(Х±у)

КГ(Е) 
(Х±у)

t1

t2

P1

Р2

KB

1

1,5±0,9

1,6±0,9

1,5±0,8

0,35

0,37

>0,05

>0,05

2

5,0±2,2

8,6±3,9

5,2±2,4

3,59

3,32

<0,05

<0,05

УВ

1

0,4±0,1

0,4±0,1

0,4±0,1

0,00

0,00

>0,05

>0,05

2

0,6±0,1

0,7±0,1

0,6±0,1

3,17

3,17

<0,05

<0,05

СО

1

5,5±0,8

5,4±0,9

5,6±0,9

0,37

0,70

>0,05

>0,05

2

5,7±0,6

6,2±0,8

5,6±1,0

2,24

2,09

<0,05

<0,05

КО

1

5,0±1,9

5,2±2,0

4,8±1,8

0,32

0,66

>0,05

>0,05

2

5,8±1,2

7,7±2,1

6,0±1,7

3,51

2,81

<0,05

<0,05

Примечание. KB - концентрация внимания; УВ -устойчивость внимания; СО - самооценка; КО - коэффициент оригинальности.

Литература

1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Физиолого -гигиеническая оценка развивающего обучения детей 4-5-летнего возраста в условиях дошкольной гимназии и детского сада // Ребенок и Север: Проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде воспитания: Тез. докл. на XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (Мурманск, 17-20 апр., 2001 года). - Мурманск: МОИПКРО, НИЦ Пазори, 2001. Ч. 1, с. 3-4.

2. Бальсевич В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 4, с. 21-23.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

4. Вишнякова С.В. Методика использования дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике: Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1999. - 24 с.

5. Лемешева С.Г. Формирование осанки и комплексное развитие способностей детей 5-6 лет средствами художественной гимнастики: Автореф. канд. дисс. Хабаровск, 2000. - 26 с.

6. Лубышева Л.И. Социально-педагогические аспекты нововведений в организации и содержании физического воспитания учащейся молодежи // Здоровье и физические упражнения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (19-20 окт. 2000 года, Тюмень) / Отв. ред. В.В. Ким. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2000, с. 113-119.

7. Решетнева Г.А. Формирование здоровья детей - важное условие сохранения здоровья нации // Здоровье и физические упражнения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (19-20 окт. 2000 года, Тюмень) / Отв. ред. В.В. Ким. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2000, с. 164-170.

8. Соболева Н.Ю. Использование средств художественной гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе: Автореф. канд. дисс. - СПб.: РГПУ, 1993. - 19 с.

9. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Авт.-сост. С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2001. - 64 с.

10. Шарманова С.Б., Новоселова О.А., Федоров А.И. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбНИИФК, 1998, с. 72-77.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!