ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА


Abstract

MUSIC AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF SPORTS CLASSES

V.N. Tsvetkov, Ph.D. lecturer

V.I. Shaposhnikova, Ph.D.

The St.-Petersburg state electrotechnical university, Saint Petersburg

The St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg

Key words: music therapy, health, psychological condition, sportsmen, perspective problem.

Nowadays the question on the health of the nation is as a question of it's survival. That is why the authors have paid the attention to the problem " music and health ". They consider it in a historical prospect, resulting the examples of researches of this problem by the known scientists.

According to the author's opinion, the attention of the scientists in the field of sports: teachers, and physiologists - should be directed to the further profound development of this necessary and actual problem for sports and the population.


МУЗЫКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

Кандидат философских наук, доцент В.Н. Цветков
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Санкт-Петербург

Кандидат педагогических наук В.И. Шапошникова
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры 
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: музыкотерапия, здоровье, психологическое состояние, спортсмены, перспективная проблема.

О том, что музыка - это выражение гармонии в Космосе, знал еще Пифагор, который применял ее и для лечения и для воспитания детей. Ученый ставил музыку на тот же уровень, что и математику. Для лечения людей от разных болезней музыка применялась в Индии, Тибете, Китае и в других странах. В Тибете знали о том, что плохое психоэмоциональное состояние человека может стать причиной заболеваний какого-либо внутреннего органа или всего организма. На Востоке для лечения людей применялись священные песнопения. В Древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам было многолетнее изучение и знание музыки. Египетские жрецы пользовались воздействием целебной музыки.

В XVII-XVIII вв. в Европе и в России повысился интерес к лечению музыкой, изучались реакции организма человека на прослушивание различных музыкальных произведений. Определялось изменение показателей пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от силы звука, тональности и содержания самого произведения. Только в середине XIX в. академическая медицина начала заниматься музыкотерапией. Значительное увеличение количества людей с психическими и нервными расстройствами вызвало необходимость поиска новых способов лечения. Французский доктор Эскироль применил музыкотерапию в парижской психиатрической клинике. Только через пять лет после его опыта врачи признали необходимость введения такого лечения в медицинскую практику. Музыкотерапию стали успешно применять во время Второй мировой войны в госпиталях, ибо выяснилось значительное снижение процента осложнений при ранениях. В Германии было выявлено, что музыкотерапия не только способствует повышению эффективности лечения таких заболеваний, как язва желудка или ишемическая болезнь сердца, но и оказывает существенное влияние на излечение незапущенных форм туберкулеза.

В ХХ в. ученые стали активно изучать квантовое, частотно-волновое влияние музыки на человека. В Парижской Академии цвета, звука и движения эффект музыки определялся при воздействии на клетку крови звука различной частоты в порядке хроматической гаммы. Фабьен Маман - музыкант и рефлексотерапевт- совместно с другими специалистами и физиком Штернхаймером с помощью микроскопа получили интересные данные о наличии тесной и прямой связи между формой и цветом клетки крови и частотой воспроизводимого звука. Оказалось, что при звучании ноты "до" клетка вытягивается в длину, звучание ноты "ре" влияет на окраску клетки (окраска становится более яркой), а при звучании ноты "ля" (440 Гц) клетка приобретает розовый цвет. Исследователи отмечают, что каждому человеку присуща его собственная частота: один звучит как "фа" или "до", другой - как "ми". (Можно предположить, что именно в этом заключается секрет совместимости людей.) Оказалось, что звук "ля" характеризуется частотой, которая наиболее приближена к гармоническому строю элементарных частиц, это универсальный звук, хорошо воспринимаемый всеми без исключения. Он успокаивает и вызывает расслабление организма. Профессор В.Г. Вагралик также использовал прибор, разработанный в его коллективе и дающий возможность осуществлять пунктурную звуковую терапию.

Уже не шаманы и ламы, а ученые считают, что после работы с группой людей надо очищать воздух, используя вибрацию звука "ля", колокол, гонг и другие музыкальные инструменты. Следует подчеркнуть, что в церковных песнях эта нота имеет лидирующее значение.

Фабьен Маман отметил, что мечтает о том, чтобы звук "ля" использовали в больницах и передавали бы по радио в течение 20-25 мин.

Во многих больницах Европы с помощью музыкотерапии снижают артериальное давление, поскольку ее применение позволяет уменьшать дозы противогипертонических препаратов. Музыка влияет на выработку гормонов, которые, в свою очередь, связаны с эмоциональными реакциями организма.

Композитор Бетховен считал, что музыка оказывает целебное воздействие, и утверждал, что мир подобен вибрирующему звуку, а люди в нем - струны.

В 1998 г. француженка - композитор и музыковед А.М. Недева опубликовала статью о гармонизации информационного поля с помощью музыки. Автор пишет, что слух - это последнее чувство, которое остается у умирающих. Музыка - носитель информационного потока. А.М. Недева рассказала, что в парижском центре психотерапии разработанным методом Кирлиан-фотографии изучались изменения состояния человека под воздействием музыки (музыкальных частот). Теоретической основой работы Парижского Центра МИКА (Международного института космической антропоэкологии) является представление о том, что человек есть вибрационная структура (взаимодействующая с частотами), а все живое вибрирует, передает друг другу информацию и музыка есть носитель этих информационных полей.

Тест доктора Томатиса, разработанный в данном институте, позволял определить соотношение воздействующих частот на органы тела. Определено, что низкие частоты воздействуют на нижнюю часть тела, а высокие - на верхнюю. Например, на ногу необходимо воздействие звуком силой 125 Гц, на сексуальные органы - 250 Гц, чрево - 500 Гц, низкую часть скелета - 750 Гц, на спину: на низкую часть- 1000 Гц, среднюю - 1500 Гц, на плечи - 3000 Гц, на голову - 4000 Гц. Ученые проверили влияние этих частот и их восприятие телом человека. Выяснено, что прослушивание знакомой мелодии часто тормозит процесс излечения вследствие наличия памятно-эмоциональной реакции на произведение. Новая, незнакомая информация, стимулирует нейроны мозга, что подтвердили данные электроэнцефалограммы. Установлено, что прослушивать музыку надо в течение 25-30 мин. Рекомендуется использовать качественный магнитофон, воспроизводящий низкие и высокие частоты в диапазоне 60-14000 Гц. Оригинальность методики заключается в том, что использовалась специально сочиненная музыка и зеркала Козырева, разработанные академиком В.П. Казначеевым. Исследователи подтвердили, что такое лечение ускоряет процесс ликвидации депрессии, стресса и бессонницы.

Известный певец и ученый С.В. Шушарджан в итоге исследований влияния музыки на здоровье человека сделал заключение о том, что музыкальное воздействие может направленно влиять на определенный орган человека. Ученый утверждает, что бесконтрольное использование музыки
средствами массовой информации и отдельными рок-группами может оказывать отрицательное влияние, особенно, на молодых людей, вызывая агрессивность, повышенную возбудимость и потребность в разрушении. С.В. Шушарджан подчеркивает необходимость защиты населения от психического воздействия такой музыки на человека, о чем уже заявили ученые нескольких стран мира. Это особенно должны учитывать в процессе работы школьные преподаватели физической культуры и детские тренеры.

Различное влияние на психологическое состояние человека оказывает мажорная или минорная музыка. Диссонансы в музыке, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях и их несогласованность вызывают определенное психическое напряжение (этот прием успешно применяется в кинотриллерах).

Ритм музыки оказывает существенное влияние на различные функции организма (особенно на дыхание и сердечную деятельность).

Музыкальное и духовное образование взаимосвязаны, их роль в формировании психического состояния человека не вызывает сомнения.

Музыкальное образование в школе, использование соответствующей музыки в высших учебных заведениях, и особенно в спортивных, должно оказать существенное влияние на психологическое и духовное состояние спортсменов, детей, молодежи и других групп населения.

Международные соревнования, Олимпийские игры - это большие события в жизни спортсменов, большое психоэмоциональное напряжение. А от психологического состояния спортсмена перед стартом (или накануне его) во многом зависит и спортивный результат. Применение фармакологических успокаивающих препаратов или, наоборот, возбуждающих чревато негативными последствиями. Использование музыкотерапии могло бы устранить эту и многие другие проблемы тренировки спортсменов. Обобщение имеющихся в этом плане разработок и дальнейшие исследования по использованию музыки в спорте окажут большую помощь нашим спортсменам.

Вопрос о здоровье нации в настоящее время стоит как вопрос ее выживания.

Внимание ученых в области спорта: педагогов, психологов и физиологов -следует направить на дальнейшую углубленную разработку нужной для спорта и населения актуальной проблемы - "музыка и здоровье".

В планы научных разработок ученых могут быть включены комплексные разработки педагогов, психологов, иммунологов, физиологов, физиков и музыковедов по проблеме "музыка, здоровье, спорт".


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: