ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Abstract

Research of features of health and behaviour of Russian pupils

L.I. Lubysheva, Dr. Hab., professor

A.V. Malinin

The Russian state university of physical culture, sports and tourism

The St.-Petersburg scientific research institute of physical culture, Saint Petersburg

Key words: school age children, lifestyle, state of health, habitual meals, physical activity, "sedentary" style of behaviour, traumatism and aggression, sociological interrogation.

The physical activity is a part of a lifestyle, a person's attitude to it represents the way of behaviour of a person, and also characterizes the quality of life for the part of the influence of physical culture on it's development and perfection. The dependence of the effect of physical activity on the motivated behaviour creates the preconditions of the research of various aspects of self-management of a person, the strengthening of health, the upbringing of the impellent qualities, the assistance to the physical development.

First of all the existing sociological approaches to the estimation of the physical activity of pupils are based on the measurement of the elements of behaviour in interrelation with the health. The problem of the data acquisition, which allows to judge the number of children attached to physical activity, the benefit of regular physical activity, and also the definition of that category of children which requires the essential increase of the level of physical activity, is put in the article.


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
А.В. Малинин

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Ключевые слова: дети школьного возраста, образ жизни, состояние здоровья, привычное питание, физическая активность, "сидячий" стиль поведения, травматизм и агрессивность, социологический опрос.

Введение. Период юношества - время бурного расцвета физических и интеллектуальных способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития двигательных качеств. Это период значительного изменения физических, психических и социальных аспектов поведения, образа жизни.

Известно, что образцы поведения детей, сформировавшиеся в младшем школьном возрасте, зачастую поддерживаются в среднем и старшем школьном возрасте, иногда включаются и во взрослую жизнь человека. Люди, которые ставят под угрозу свое здоровье и поведение, связанное со здоровьем, могут косвенно влиять как на выполнение образовательных задач, так и на условия психосоциального развития человека.

Поведение - характеристика действий человека как субъекта и объекта социальных отношений с другими людьми, с социальными институтами, реализующих в повседневной активности свои осознаваемые связи со средой.

Физическая активность составляет часть образа жизни, отношение к ней человека представляет собой форму поведения личности, а также характеризует качество жизни со стороны влияния физической культуры на ее развитие и совершенствование. Зависимость эффекта физической активности от мотивированного поведения создает предпосылки исследования различных аспектов самоуправления человека, укрепления здоровья, воспитания двигательных качеств, содействия физическому развитию.

Изучение проблем формирования физической активности школьников с учетом особенностей их психического и физического состояния занимает одно из важнейших мест в объективизации содержания процесса физкультурного образования подрастающего поколения. Исследуемые аспекты тесно связаны с проблемами воспитания здорового стиля жизни, который включает в себя следующие компоненты: режим учебы, организацию свободного времени, гигиену, привычное питание, травматизм, вредные привычки и физическую активность.

Существующие социологические подходы к оценке физической активности школьников основаны в первую очередь на измерении элементов поведения во взаимосвязи со здоровьем. Ставится задача получения данных, позволяющих судить о количестве детей, приобщенных к физической активности, пользе регулярной физической активности, а также определения той категории детей, которые нуждаются в существенном повышении уровня физической активности.

1. Привычное питание. Большое значение для здоровья и формирования здорового образа жизни и стиля поведения имеет привычка молодого человека регулярно принимать пищу, которая способствует укреплению здоровья. Юность - период быстрого физического роста и развития, период, когда хорошая пища имеет неоценимое значение. Однако молодые люди часто усваивают пищевые образцы, которые могут быть неадекватны получению необходимого энергетического запаса и выполнению определенных требований к питанию.

Таблица 1. Возрастные и гендерные особенности приема пищи за завтраком в течение учебной недели

Количество завтраков 
в неделю

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

0

9,9

10,6

8,3

14,0

12,2

16,1

1

2,7

3,9

2,6

2,5

2,0

2,3

2

3,1

3,5

2,9

4,7

3,6

5,5

3

7,1

6,0

5,4

6,9

6,6

8,0

4

5,0

5,5

6,6

6,4

5,8

7,0

5

72,1

70,5

74,2

65,4

69,7

61,0

Таблица 2. Возрастные и гендерные особенности привычного питания в течение недели

Количество

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Фрукты

Никогда

1,6

1,1

1,0

0,6

1,2

0,9

Менее раза в неделю

7,0

7,2

6,8

7,5

9,8

9,1

Раз в неделю

9,4

10,5

13,9

11,9

18,7

16,6

2-4 дня в неделю

34,6

33,5

36,1

32,9

39,5

34,7

5-6 дней в неделю

16,7

16,6

16,5

15,6

12,5

13,9

Раз в день ежедневно

12,2

13,6

11,5

14,2

8,5

12,8

Ежедневно чаще раза в день

18,4

17,4

14,2

17,2

9,9

12,1

Овощи

Никогда

3,1

1,7

1,7

1,1

1,0

0,7

Менее раза в неделю

5,0

4,5

5,2

5,3

3,2

4,4

Раз в неделю

8,9

9,1

9,8

8,6

8,6

7,5

2-4 дня в неделю

25,3

23,3

25,8

24,0

30,8

27,4

5-6 дней в неделю

22,9

21,2

21,2

23,8

25,6

23,0

Раз в день ежедневно

16,9

19,5

16,4

17,8

15,2

21,6

Ежедневно чаще раза в день

17,8

20,7

19,8

19,5

15,5

15,3

Завтраки в течение учебной недели: возрастные и гендерные различия. Ежедневное потребление молодыми людьми пищи за завтраком имеет существенное значение для создания резервов здоровья и формирования привычки к здоровому питанию. Игнорирование завтрака ведет к возникновению утренней усталости и появлению трудностей в выполнении учебной работы. Нормальное утреннее питание школьников позволяет им лучше осваивать школьную программу и чувствовать себя более подготовленными к учебной деятельности. Недостаточное получение пищевых продуктов не только влияет на физическую работоспособность школьников, но и ведет к ухудшению их здоровья.

На вопрос: "Как часто ты нормально завтракаешь (не только пьешь стакан молока или сока)?" - учащимся предлагалось выбрать один вариант ответа из шести (табл. 1).

Недостатки в привычном питании школьников, по своей сути, отражают ослабляющее влияние семьи и возрастающее воздействие сверстников на выбор продуктов питания. Анализ показателей формирования привычек в питании школьников связан с учетом родительского контроля и копированием молодежного поведения. Важно отметить, что независимость ребенка проявляется в том, что увеличивается количество приемов пищи, потребляемой вне дома или школы.

Особенности привычного питания: возрастные и гендерные различия. Сбалансированное качественное питание в детстве и юношестве значительно снижает риск возникновения проблем со здоровьем молодого человека, связанных с задержкой роста тела и его избыточным весом, кариесом и анемией. Важнейшее значение имеют примеры регулярного приема пищи, которые постепенно входят в привычку и переносятся в дальнейшем во взрослую жизнь. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что фрукты и овощи являются важными источниками поступления в организм углеводов, витаминов и других полезных веществ. Потребление фруктов и овощей позволяет снизить риск появления у школьников хронических заболеваний.

На вопрос: "Сколько раз в неделю ты обычно ешь или пьешь перечисленные продукты (фрукты и овощи)?" - школьникам предлагалось выбрать один из семи вариантов ответа (табл. 2)

2. Физическая активность Уровень физической активности школьников: возрастные и гендерные различия. Физическая активность может быть охарактеризована с помощью многих различных способов, среди которых выделяются виды спорта, включение различных частей тела, способы движения. Среди показателей, характеризующих фактический уровень физической активности детей школьного возраста в первую очередь следует выделить частоту занятий физическими упражнениями и продолжительность интенсивной физической нагрузки, а также приобщенность школьников к различным формам организации физкультурно -спортивной деятельности. С помощью математических методов исследования и специально разработанных шкал данные самооценки посещения занятий физическими упражнениями в школе и в свободное от учебы время позволяют судить об общем уровне физической активности.

На вопрос: "Во время типичной или обычной недели сколько дней ты занимаешься физическими упражнениями в целом по крайней мере 60 мин в день?" - учащимся предлагалось выбрать один вариант ответа из восьми (табл. 3).

Позитивное влияние физической активности на здоровье человека не вызывает сомнений, так же как и воздействие рациональной физической активности на улучшение качества жизни, физического и психического состояния. Положительный эффект правильной физической активности связан с уменьшением риска заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Естественно, что количество занятий физическими упражнениями, их объем и интенсивность, связанные с видом спорта или типом физической активности, напрямую определяют результат двигательной деятельности. В то же время риск возникновения травм опорно-двигательного аппарата возрастает с увеличением уровня физической активности. Следует согласиться с тем, что как для детей, так и для взрослых даже умеренная физическая активность (по крайней мере не менее 30 мин каждый день) невысокого объема и интенсивности позволяет укреплять здоровье.

С возрастом уровень физической активности, как мальчиков, так и девочек, к сожалению, снижается.

Особенности индивидуальной физической культуры: возрастные и гендерные различия. Очевидно, что спортивный стиль поведения в детстве в дальнейшем переносится во взрослую жизнь человека, что связано с формированием индивидуальной физической культуры. Физическая культура - важный компонент физического и психического здоровья, социального благополучия. Повышение уровня физической активности часто связывается с гармоничным физическим развитием, позволяет уменьшить вес тела. Физическая активность, которая осуществляется вне школы, является добровольной, она важна, т.к. воспитывает культуру здоровья, т.е. человек сам заботится о состоянии здоровья с помощью физических упражнений.

На вопрос: "Как ты оцениваешь свою физическую подготовленность?" - школьникам предлагалось выбрать один из четырех вариантов ответа (табл. 4).

На вопрос: "Как ты оцениваешь свои знания в области физической культуры?" - школьникам предлагалось выбрать один из четырех вариантов ответа (знаю много, знаю достаточно, знаю мало, не знаю).

Таблица 3. Возрастные и гендерные особенности частоты занятии физическими упражнениями в течение недели

Количество занятий
в неделю

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

0

1,7

2,3

1,4

1,6

1,1

1,2

1

9,5

13,3

9,5

15,1

9,0

18,0

2

15,5

19,0

14,8

24,0

15,9

23,1

3

19,8

19,8

20,0

20,8

21,7

23,3

4

14,6

15,0

13,0

13,0

17,0

12,6

5

13,0

11,0

13,7

9,4

13,2

8,4

6

7,9

7,9

10,9

7,0

11,3

6,6

7

18,1

11,8

16,6

9,1

10,9

6,7

Таблица 4. Возрастные и гендерные особенности физической культуры

Показатели
физической культуры

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Физическая подготовленность

Превосходная

25,4

15,1

22,1

9,9

15,3

6,0

Хорошая

50,9

51,5

52,3

45,7

55,2

42,4

Удовлетворительная

20,7

27,7

22,3

37,7

24,9

42,6

Плохая

3,0

5,8

3,4

6,6

4,7

8,9

Физкультурно-спортивные знания

Знают много

25,9

17,2

26,1

12,0

20,6

9,6

Знают достаточно

61,8

62,0

56,9

56,7

59,6

54,1

Знают мало

11,5

17,9

14,5

26,0

16,6

32,5

Не знают

0,7

2,8

2,4

5,2

3,1

3,7

Спортивные достижения

Превосходные

21,4

13,1

15,4

8,9

11,1

5,6

Хорошие

50,1

49,5

51,3

44,1

52,4

41,1

Удовлетворительные

23,2

29,3

27,1

35,5

28,7

38,2

Плохие

3,3

3,9

3,7

5,8

5,0

7,2

Спортом не занимаются

1,7

4,2

2,5

5,8

2,7

7,9

Таблица 5. Возрастные и гендерные особенности проведения свободного времени у телевизора (за учебную неделю)

Продолжительность 
в день, ч

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

0

5,2

5,9

3,0

4,1

4,1

4,9

Около S

6,4

7,0

5,1

5,7

5,0

6,9

Около 1

11,7

14,7

10,8

10,3

13,3

16,1

Около 2

20,4

23,7

18,9

20,8

21,4

22,6

Около 3

19,9

19,3

20,2

23,3

21,3

22,4

Около 4

12,2

13,3

14,4

14,7

16,6

13,4

Около 5

7,3

7,0

9,7

10,5

7,6

7,5

Около 6

3,8

2,8

4,1

3,3

3,1

2,8

Около 7

12,9

6,4

13,8

7,3

7,5

3,5

Таблица 6. Возрастные и гендерные особенности проведения свободного времени у компьютера (за учебную неделю), %

Продолжительность 
в день, ч

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

0

35,1

59,3

33,3

53,5

33,8

52,9

Около S

8,9

14,0

7,7

11,9

6,1

13,0

Около 1

17,8

13,2

13,4

15,0

15,8

13,7

Около 2

14,6

7,0

18,5

11,1

16,7

11,7

Около 3

8,9

3,4

10,5

3,9

11,8

5,6

Около 4

6,1

1,5

5,6

2,4

7,1

1,9

Около 5

2,9

0,7

4,1

1,3

2,8

0,3

Около 6

1,1

0,1

1,6

0,3

1,4

0,3

Около 7

4,6

0,6

5,1

0,6

4,4

0,6

На вопрос: "Каковы твои успехи в спорте по сравнению со сверстниками (выступления в спортивных соревнованиях или личные спортивные достижения)?" - школьникам предлагалось выбрать один из четырех вариантов ответа (см. табл. 4).

Энергичное выполнение физических упражнений особенно важно с позиции их влияния на физическую подготовленность. Для формирования основных физических качеств (мышечной силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации) необходимо два и более регулярных занятия физическими упражнениями в течение недели. Большое значение имеет овладение физкультурно -спортивными знаниями, которые включают в себя основные требования к самостоятельному использованию широкого арсенала физических упражнений в целях достижения определенных спортивных результатов, укрепления здоровья.

3. "Сидячий" стиль поведения. Особенности проведения свободного времени у телевизора: возрастные и гендерные различия. Характеристика "сидячего" стиля жизни дополняет информацию об уровне физической активности и позволяет судить о безразличном отношении школьников к своему здоровью. "Сидячий" стиль жизни рассматривается посредством определения количества свободного времени, которое школьники проводят у телевизора и компьютера. Известно, что молодые люди много времени сидят перед телевизионными экранами, что негативно влияет на состояние их здоровья. В течение учебной недели школьники также тратят определенное время на выполнение домашних заданий.

На вопрос: "Сколько часов в день ты обычно смотришь телевизор (включая видео) в свободное время (за учебную неделю)?" - учащимся предлагалось выбрать один вариант ответа из девяти (табл. 5).

Особенности проведения свободного времени у компьютера: возрастные и гендерные различия. Широкое распространение компьютеров за последние годы определяет их популярность среди молодых людей. Долгое сидение за компьютером оказывает неблагоприятное влияние на здоровье учащихся. Это выражается не только в нарушении зрения, но и в увеличении веса тела. Физическая активность является альтернативой "сидячего" образа жизни и поэтому представляет интерес сравнение ее уровня с продолжительностью проведения времени у компьютера.

На вопрос: "Сколько часов в день в свободное время ты обычно проводишь у компьютера (игра в компьютерные игры или путешествие в Интернете) (за учебную неделю)?" - школьникам предлагалось выбрать один из девяти вариантов ответа (табл. 6).

4. Травмы и драки. Особенности травматизма среди школьников: возрастные и гендерные различия. Получение травм и телесных повреждений значительно влияет на общее состояние здоровья молодого человека. С возрастом риск травмирования несколько повышается, и очень важно знать, как учащиеся могут его избежать. Социальные и педагогические воздействия связаны не только с выделением материальных затрат на лечение, но и с проведением серьезной профилактической работы. Индикатором для получения информации о фактическом травматизме среди молодежи является количество повреждений, полученных в течение последнего года, потребовавших медицинской помощи.

На вопрос: "Сколько раз за последние 12 месяцев ты был травмирован так, что пришлось обратиться к врачу или медсестре?" - учащимся предлагалось выбрать один вариант ответа из пяти (табл. 7).

Участие школьников в драках: возрастные и гендерные различия. Агрессия, проявляющаяся в поведении школьников, является проблемой, основанной на формирующихся негативных отношениях между сверстниками. Она также связана с определенной неудовлетворенностью жизнью, которая наблюдается у некоторых молодых людей. Когда школьник не может разрешить создавшийся конфликт посредством договора или примирения, спор перерастает в драку и выяснение правды с помощью кулаков. Те учащиеся, которые часто дерутся в школьные годы, в дальнейшей жизни также стремятся выяснять отношения с помощью драк.

При ответе на вопрос: "Сколько раз ты участвовал в драках за последние 12 месяцев?" - школьникам предлагалось выбрать один из пяти вариантов ответа (табл. 8).

Обсуждение результатов. Привычное питание. Сбалансированное питание очень важно в период детства, отрочества и юности, т.к. значительно уменьшает риск задержки роста и возникновения избыточного веса, кариеса и анемии. В связи с этим для поддержания ресурса здоровья молодых людей очень важны как частота приема пищи, так и ее качество. Известно, что периодические пропуски завтрака ведут к возникновению усталости во время школьных занятий и требуют более питательной пищи в течение дня.

Установлены значительные региональные различия в количестве школьников, завтракающих в течение учебной недели. По сравнению с другими округами больше школьников, которые завтракают 4 и более раз в неделю, в Северо-Западном округе, далее идут дети Дальневосточного, Центрального и Сибирского округов.

Показатели количества учащихся, ежедневно употребляющих фрукты, наиболее высоки в Центральном округе, а овощи - в Южном.

Физическая активность. Рассмотрение региональных особенностей физической активности позволяет судить о развитии системы физического воспитания и ценности предмета "физическая культура" в школе, значимость которого зачастую недооценивается администрацией школ.

Выявлены существенные региональные различия в показателях уровня физической активности школьников. Чаще других (4 и более раз в неделю) занимаются физическими упражнениями школьники Южного и Сибирского округов, за ними идут дети Дальневосточного и Центрального округов.

Получение представления о физической культуре личности молодого человека связано с анализом данных самооценки физической подготовленности, физкультурно -спортивных знаний и спортивных успехов. Естественно, что данная субъективная информация может быть дополнена объективными показателями тестирования физических качеств, успеваемостью по предмету "физическая культура" в школе, результатами участия в спортивных соревнованиях.

Наиболее высоко оценивают уровень своей физической подготовленности мальчики Сибирского и девочки Южного округов, а также школьники Уральского, Южного и Дальневосточного округов.

"Сидячий" стиль поведения. Установлены региональные отличия в количестве времени, проведенного у телевизора. По сравнению с другими округами высок процент просмотра телевизионных программ (4 и более часов в день) школьниками Дальневосточного округа, далее идут Сибирский и Северо-Западный, Приволжский, Южный и Уральский округа.

Травмы и драки. Выяснение отношений с помощью кулаков свидетельствует о недостатке культуры молодого человека и возникающих проблемах с психикой, когда он не может выразить свое мнение иным способом.

Выявлены существенные региональные различия в показателях количества травм в течение последнего года. Четыре и более травм получили школьники Центрального округа, за ним идут Южный и Приволжский и Сибирский округа.

Для сравнительного анализа показателей травматизма школьников важнейшее значение имеет их участие в драках со сверстниками.

Чаще по сравнению с другими отмечают, что участвовали в драках 4 и более раз в неделю, мальчики Центрального и девочки Дальневосточного округов. Среди 11-летних также следует обратить внимание на мальчиков Сибирского и девочек Уральского округов, среди 13-летних - на мальчиков Уральского и девочек Южного округов и среди 15-летних - на мальчиков и девочек Сибирского округа.

Таблица 7. Возрастные и гендерные особенности количества травм

Количество травм за год

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Не было

45,9

58,4

47,5

63,0

51,7

69,7

1

26,0

27,3

27,9

21,6

25,2

19,5

2

13,4

6,9

12,1

9,1

12,1

6,3

3

5,1

4,5

5,7

3,2

5,5

2,8

4 и более

9,6

2,9

6,9

3,0

5,5

1,7

Таблица 8. Возрастные и гендерные особенности участия в драках

Количество драк за год

11 лет

13 лет

15 лет

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Не было

27,5

77,0

33,6

76,8

43,7

81,7

1

18,8

12,2

19,5

9,9

19,5

9,1

2

17,1

4,5

16,0

5,7

13,7

4,2

3

10,0

2,0

8,7

2,2

8,6

1,9

4 и более

26,6

4,4

22,2

5,5

14,5

3,0

Заключение

1. На качество питания большое влияние оказывают социокультурные факторы, особенно в молодом возрасте. Моделью для подражания школьников являются стройные и активные люди, в то же время полные и пассивные вызывают у них неодобрение. Для рассмотрения влияния социальных факторов на культуру питания школьников необходимо проводить специальные исследования с учетом региональных особенностей. Фактор культуры семьи и существующие традиции приема пищи в обществе выражаются как в наиболее часто встречающихся национальных блюдах, так и в режиме питания. Существуют сезонные отличия в количестве питательных веществ, принимаемых с пищей, что зависит от географических, климатических условий региона. Естественно, что разнообразие потребляемых продуктов зависит от обеспеченности семьи.

2. Результаты исследований показывают, что мальчики гораздо чаще принимают участие в регулярных занятиях физическими упражнениями. Подтверждается тенденция снижения с возрастом уровня физической активности, особенно девочек. Указанная тенденция типична для всех округов, поэтому необходимо определять, что препятствует систематической двигательной деятельности и какие программы необходимы для того, чтобы повысить эффективность системы физического воспитания. Важно для каждого региона определить факторы, препятствующие повышению уровня физической активности подрастающего поколения.

3. Количество школьников, проводящих свое свободное время у телевизора, несколько превышает количество увлекающихся компьютером. Это зависит от обеспеченности семьи и желания школьников разнообразить свой досуг.

Школьники делают свой выбор, который выражается в том, что просмотр телепередач и использование компьютера для них более популярны, чем занятия физическими упражнениями. Важно получить индикаторы оптимального соотношения времени, проведенного у телевизора и компьютера, с регулярной физической активностью.

4. Полученные результаты свидетельствуют не только о возрастных и гендерных, но и о региональных различиях в показателях травматизма. Большой интерес представляют социальная этиология получения школьниками травм, значение социальных условий и других факторов, которые приводят к ним. Важны не только комфорт проживания, школьные условия, безопасность проведения досуга со сверстниками, но и безопасные условия для занятий физическими упражнениями. Созданные обществом условия медицинского обслуживания - важнейшая детерминанта ресурса здоровья подрастающего поколения. В то же время необходимо по возможности не допускать возникновения травм и приучать школьников беречь себя и воспитывать таким образом, чтобы они не попадали в ситуации риска для здоровья.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!