СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

PEDAGOGICAL STRATEGY OF MORAL EDUCATION BY SPORTS

G.I. Skvortsov, Ph. D., lecturer

The Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: pedagogical strategy, will, moral - strong-willed qualities, self-regulation, self-preparation, technique of pedagogical influence.

The pedagogical strategy of education is a basic installation of a sports teacher managing a sports-training and educational activity of the youth, which provides the conditions for studying a spiritual-moral basis of a personality of a young sportsman.

The strategy of the moral-strong-willed education in the sports activity level with the general approaches to the sports-training work should provide to the young sportsman regular work at its mental self-control which will gradually help to solve the most various individual and sports problems. A winner of the future competitions can be the one who will prepare himself better for the struggle against the strongest contenders, and also against the adverse external and internal circumstances which are constantly met in sports.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТОМ

Кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Скворцов
Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: педагогическая стратегия, воля, нравственно-волевые качества, саморегулирование, самоподготовка, методика педагогического воздействия.

Педагогическая стратегия воспитания - это основная установка спортивного педагога, руководящего спортивно-тренировочной и воспитательной деятельностью юношества, которая обеспечивает условия для изучения духовно-нравственной основы личности юного спортсмена.

Нравственное формирование личности, отмечает В.В. Белорусова, происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении, подчеркивает автор, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и личные, крепнет воля, складывается характер [1].

Модернизация современного образовательного процесса предполагает создание такого учебно-воспитательного поля, которое целенаправленно ориентирует личность на самоопределение, саморегуляцию, саморазвитие, чтобы полноценно проявить себя в дальнейшей жизнедеятельности, в том числе при решении основной установки для спортсмена - достижении высокого спортивного результата, а в массовом спорте саморегуляци я поведения даст возможность подростку избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.

Выполнение задач тренировок, совершенствование физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств спортсменов. Одним из компонентов нравственного воспитания юных спортсменов является формирование у них волевых качеств.

Воля - это сложное психическое явление. Под волей понимается психическая деятельность человека при управлении своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленной цели при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений[4].

В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет юным спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; развивать волевые качества у них необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психических возможностей.

Каждое волевое качество служит человеку при столкновении с препятствиями определенного характера. В зависимости от этого центральную роль в структуре волевых качеств представителей разных видов спорта играют разные волевые качества. Они формируются через систему тренировочных заданий различной степени сложности, которые направлены на саморегуляцию, саморазвитие, самореализацию личностных задатков, возможностей, способностей и проявления всего этого в высоких спортивных и личностных достижениях.

Особое место занимает система воспитания у юных спортсменов умения саморегуляции поведения, которая характеризуется:

- целесообразностью;

- наличием структурных и функциональных компонентов;

- целостностью;

- динамичностью;

- взаимодействием с внешней средой.

Целесообразность . Любая система задается целью, которая определенным образом влияет на содержание, выбор методов и форм и как следствие - на процесс и результат воспитанности умения. Разработанная нами педагогическая система четко ориентирована на конкретную цель - воспитание умения саморегуляции поведения юных спортсменов в условиях допрофессиональной подготовки.

Наличие структурных и функциональных компонентов . Структурными компонентами системы воспитания умения саморегуляции поведения юных спортсменов являются цель, содержание, организационные формы существования системы.

Рассмотрим содержание исследуемой системы. Системообразующим фактором данной системы является задача. Задачи отражают целевую установку системы воспитания молодежи. По мнению многих ученых и практиков, задачи помогают осознанию смысла деятельности, дают возможность построить ее систему. Ученые В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый отмечают, что "воспитательный процесс есть не что иное, как процесс решения множества педагогических задач" [3, 6].

С.Л. Рубинштейном в общепедагогическом аспекте сформулирована концепция той или иной деятельности как решение задач. На этой основе процесс овладения подростками и учащимися старших классов умением саморегуляции поведения строится как отработка основных умений, обозначенных нами в составе интегративного умения саморегуляции поведения [5].

Опираясь на теоретическую разработку проблемы саморегуляции поведения, выделим следующие задачи: познавательные, конструктивные, коррекционные.

Познавательные задачи в общем смысле - задачи совершенствования знаний учащихся о культуре поведения и накопления новых знаний о нормах и правилах поведения.

Конструктивные задачи включают в себя действия, связанные с анализом получаемой информации, ее осмыслением, оценкой, проектированием деятельности на основе использования соответствующей информации. Под конструктивными задачами мы понимаем такие, в ходе решения которых у подростков формируются умения позитивно общаться, взаимодействовать с другими людьми, оценивать отношения с окружающими людьми и собственные действия.

Коррекционные задачи - задачи, решение которых связано с регулированием, коррекцией, самооценкой деятельности в практике повседневного общения. В результате накапливается опыт межличностного взаимодействия.

Разработанная система невозможна без организационных форм ее осуществления, основная из них - групповое взаимодействие, когда:

- создается сильное эмоциональное поле, в которое попадают юные спортсмены, приобретая опыт эмоционального переживания;

- внимание юного спортсмена концентрируется на социальном и нравственном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой значимости;

- реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворительностью в силу того, что для спортсмена важно общение, дружеские связи, чувство "своей группы", где он способен ощутить свое "Я" среди других;

- в деятельности группы легко формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающую реальную действительность.

Индивидуальная деятельность спортсмена, как правило, такой силой влияния не обладает, очень часто соприкосновение с миром в повседневности происходит по касательной, не затрагивая глубинных структур личности, в то время как групповое взаимодействие оставляет след в истории становления личности или группы.

Дадим краткую характеристику каждому из выделенных нами функциональных компонентов системы воспитания умений саморегуляции поведения учащихся-спортсменов:

Коммуникативный компонент - воспитание умения саморегуляции поведения - невозможен без общения. В результате такого общения формируется полное или неполное понимание юными спортсменами самого процесса воспитания друг друга и названного умения; устанавливается определенное отношение к этому процессу и друг к другу, осуществляется влияние сторон друг на друга, происходит их взаимное изменение, складывается определенный тип взаимных действий во время общих тренировок и соревнований. Саморегуляция поведения предполагает способы диалогического общения, что требует от участников межличностного взаимодействия овладения комплексом рефлексивных эмпатических умений, обеспечивающих вхождение во внутренний мир другого человека, понимание ситуации его глазами.

Ценностно-ориентировочный компонент воспитания умения саморегуляции поведения состоит в воспитании у юных спортсменов нравственного отношения к действительности, раскрытии и развитии таких качеств, как добросовестность, правдивость по отношению к себе и к другим людям, самостоятельность в суждениях, дисциплинированность, самосовершенствование как личностных, так и спортивных качеств. Для начинающего спортсмена важно усвоить, что его будущие спортивные успехи во многом зависят от взаимоподдержки и взаимовыручки товарищей по спортивным занятиям.

Содержательно-операционный компонент. С возрастом учащийся овладевает более совершенными способами саморегуляции поведения, его знания о себе расширяются и углубляются, становятся более осознанными. Содержательно-операционный компонент предполагает наличие стадий (подготовительной, "разогревающей", основной, заключительной), использование закономерностей групповой деятельности, формирование и развитие групп. Взаимодействие на уровне группы в нашем исследовании мы рассматриваем как "продуктивный процесс совместного действия, соучастия" (А.Н. Леонтьев) индивидов, занятых в производстве нового материального или духовного продукта, выраженного в объективной или субъективной форме [2].

Все компоненты системы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. Достижение каждым компонентом своей специфичной цели является в совокупности залогом достижения цели всей системой. Таким образом, между целью системы и каждым компонентом имеется тесная взаимосвязь.

Н.Е. Щуркова считает, что для осуществления на учебных занятиях нравственного воспитания необходимо преследовать цель организации воспитательного влияния на личность школьника через систему отношений, складывающихся в учебно-воспитательном процессе. "Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений довольно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным" [7].

Создавая комплексные программы для спортивных классов, мы предусматривали формирование спортивного коллектива внутри класса, главный девиз которого - "Один за всех и все за одного". Спортивная деятельность - хорошая возможность и средство нравственного воспитания. В спортивной практике часто встречаются такие факты, когда во имя интереса команды спортсмены выполняют рискованные упражнения, сложные комбинации, что способствует воспитанию у них смелости, чувства товарищества, коллективизма, взаимопонимания.

Разработки по воспитанию целеустремленности, доброты, вежливости и других качеств предусматривали такие мини-лекции: "Роль целеустремленности в спорте и жизни, место доброты и вежливости при этом"; "Понятие целеустремленности, доброты и вежливости"; "Роль нравственно-волевого воспитания в становлении характера". Беседы: "Профессия тренера и значение в ней качеств доброты, вежливости и целеустремленности"; "Целеустремленность при выполнении заданий тренера". Рассказы: "Пример наивысшего проявления качеств шестикратной олимпийской чемпионкой, ЗМС Л.П. Скобликовой и другими". Обзорные занятия о проявлении названных качеств у юных спортсменов по результатам совместной работы.

Педагогическая поддержка в разнонаправленной подготовке юного спортсмена - это деятельность педагога, тренера, владеющего феноменологическим анализом и способностью выстраивать консультативную педагогическую помощь, опирающегося на синергетические ориентиры, т.е. его "самость".

Отношение ученика к обществу и коллективу проявляется в чувстве долга, ответственности, трудолюбии, добросовестности, честности, озабоченности неудачами своих товарищей, радостью сопереживания их успехов и др.

Таким образом, стратегия нравственно-волевого воспитания в спортивной деятельности наравне с общими подходами к спортивно-тренировочной работе должна обеспечивать юному спортсмену постоянное занятие его психической саморегуляцией, которая поможет постепенно решать самые различные индивидуальные и спортивные задачи. Победителем будущих соревнований сможет стать лишь тот, кто лучше подготовит себя к борьбе с сильнейшими соперниками, а также с неблагоприятными внешними и внутренними обстоятельствами, постоянно встречающимися в спорте.

Литература

1. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М.: ФиС, 1974. - 119 с.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Политиздат, 1981. - 256 с.

3. Пидкасистый П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения: Автореф. докт. дис. М., 1974. - 42 с.

4. Пилоян Р.Я. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. - 104 с.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

6. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. - М.: МГПИ, 1985. - 164 с.

7. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе. - М.: Педагогика, 1991. - 336 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!