ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА


Abstract

THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL STYLE OF YOUNG PUPIL'S SPORT ACTIVITY

A.N. Savchuk, Ph. D.

Krasnoyarsk state university

Key words: motion activity, adaptation, prelaunch reaction, emotional organized activity.

Nowadays the exigency of human motion activity is arising. The facility of arising motion activity is physical exercises, which are used both in schools and in emulative activity. If game, emulative and emotional activities of children taking into consideration the force of nerve processes are well organized, it will form individual sport style. It raises the emotion activity of young pupils and character of the prelaunch reaction and effectiveness of emulative activity.


ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Савчук
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева, Красноярск

Ключевые слова: двигательная деятельность, адаптация, предстартовая реакция, эмоционально организованная деятельность.

Физическая культура неотделима от двигательной активности. Однако не все понимают, что отнюдь не всякая двигательная активность действительно принадлежит физической культуре, т.е. многие cчитают физическую культуру чем-то равнозначным мышечным движениям вообще. Не все наши движения являются физическими упражнениями. Таковыми они становятся лишь тогда, когда соблюдаются основные правила техники двигательной деятельности: регулярность, необходимая частота, рациональная последовательность и определенное сочетание, дозирование нагрузки и отдыха для оптимизации физического состояния. В противном случае даже самая бурная двигательная активность еще не вводит нас в мир физической культуры. Чтобы войти в него, надо овладеть знаниями, умениями, навыками, научиться практически использовать их, стать сознательным творцом своего физического совершенства. Роль физической культуры не сводится только к возмещению недостатка в движениях. Она вытекает из самой сущности культуры как средства и способа неограниченного развития человеческой личности.

Природа наделила человека способностью двигаться. Современный человек испытывает колоссальные психоэмоциональные напряжения и недостаток в двигательной активности уже в раннем возрасте. И в детском саду, и в школе потребность детей в движении не удовлетворяется.

Движение - основа нормального развития ребенка. Стимулом в развитии у детей является интерес (мотив). Мотивы двигательной активности в различные возрастные периоды разные. То, что интересно в 6-7 лет, может быть безразличным в 12-13 лет. Детям необходимо постоянное ощущение мышечной радости, а не непонятное им абстрактное здоровье и крепость тела.

Таким образом, движения ребенка не только представляют собой важнейший фактор физического развития, но и необходимы для развития сугубо человеческих функций: речи и мышления, т.е. являются потребным фактором нормального психического развития ребенка. Мышечная работа требует деятельного состояния мышц и нервных клеток, регулирующих движение. Она связана с большими энергетическими затратами организма и поэтому оказывает обширное влияние на все стороны его жизнедеятельности: увеличивается интенсивность энергетических процессов, обмена веществ, увеличивается приток кислорода в организм, более напряженно начинает функционировать сердечно-сосудистая система.

Следовательно, двигательная деятельность оказывает мощное активизирующее влияние на все стороны жизнедеятельности организма, что имеет большое физиологическое значение: поддерживается высокая функциональная активность всех физиологических систем, значительно повышаются общая реактивность организма и его иммунные свойства, увеличиваются адаптационные резервы. Наконец, как уже было сказано, движение служит необходимым фактором нормального физического и психического развития ребенка.

Процесс физического развития детей обуславливается рядом взаимосвязанных факторов. Русские отечественные педагоги и физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.И. Красногорский, Н.П. Гундобин, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, П.К. Анохин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и другие в своих трудах подчеркивали, что к важнейшим закономерностям роста и развития детей относятся: неравномерность, гетерохронность и явления опережающего созревания морфофункциональных систем - и все это осуществляется на основании закона единства и взаимообусловленности организма как целостности системы. В процессе онтогенеза все эти изменения и преобразования находятся в органической взаимозависимости от соответствующего уровня развития скелетной мускулатуры, в широкой системе сформированных моторно-висцеральных рефлексов и совершенствования трофических функций центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающи х повышение и расширение адаптационных возможностей организма к различным постоянно меняющимся требованиям окружающей среды [1, 12]. Эмоциональное возбуждение закономерно подготавливает организм к мышечной активности, мышечная же деятельность, в свою очередь, оказывает существенное влияние на поддержание адекватного тонуса ЦНС и психоэмоционального состояния, функционирование сенсорных систем и обеспечение целенаправленного поведения и является для нее необходимой [9].

Формирование индивидуального стиля деятельности требует применения различных индивидуализированных средств и методов педагогического воздействия. Очевидно, для каждой группы лиц с определенными типологическими особенностями формирование компенсаторных механизмов будет происходить по-разному, т.е. к одному и тому же результату занимающихся будут идти разными путями, с различными затратами физической и нервной энергии [2, 3, 7, 13 - 15].

Задача нашего исследования - выявление особенностей адаптации юношей школьного возраста (15-16 лет), занимающиеся в секции вольной борьбы, с различной выраженностью силы нервной системы к эмоционально организованной деятельности. Под ней мы понимаем такую деятельность, в которой для решения частных задач учебного процесса планируется эмоциональная реакция занимающихся. К ней можно отнести игры (спортивные и подвижные), эстафеты, выполнение упражнений соревновательным методом, контрольные испытания и соревнования.

Для решения поставленной задачи мы применяли хронометраж, анализ пульсограмм, двигательные и рефлексометрические методы исследования психомоторных функций двигательного анализатора (амплитуда напряжения и расслабления (АНР), критическая частота световых мельканий (КЧСМ), двигательный темп, простая и сложная зрительные реакции, точность и продуктивность внимания в корректурной пробе, дифференцировка мышечного усилия (ДМУ), тремор статический).

Сила нервной системы определялась на основании совпадений диагноза рефлексометрической [10] и двигательной [7] методик с данными неэкспериментальных методов исследования [11].

Анализ двигательной активности и пульсограмм испытуемых, а также наблюдения за их поведением во время игры показывают, что игровая деятельность малоэффективна для занимающихся со слабой нервной системой.

В табл. 1 в качестве примера рассматриваются некоторые параметры двигательных действий занимающихся во время подвижной тематической игры "Мяч капитану".

Приведенные в таблице данные показывают, что все локомоторные действия и, следовательно, общая нагрузка у "сильных" значительно выше, чем у "слабых" (р<0,001 для всех параметров).

Среди юных школьников со слабой нервной системой встречаются такие, которые избегают борьбы за мяч, делают незначительные и неактивные пробежки и перемещения, подолгу стоят на своей половине площадки.

Аналогичная картина наблюдается и в других играх, в которых требуются коллективные действия (футболе, баскетболе, регби по упрощенным правилам и др.). С точки зрения нагрузки наиболее эффективны для "слабых" такие игры, в которых по оговоренным условиям необходимо совершить определенные действия (преодолеть расстояние, перепрыгнуть препятствие, выполнить технический элемент и т.д.).

Разный уровень двигательной активности "сильных" и "слабых" необходимо учитывать в учебном процессе, т.к. нагрузка на организм у первых будет значительно больше, чем у вторых.

Роль "эмоционального катализатора", придающего любой решаемой двигательной задаче эмоциональную окраску, выполняют также эстафеты [5, 6, 8]. Как показывают педагогические наблюдения, все занимающиеся с удовольствием участвуют в эстафетах. Основное условие любой эстафеты - необходимость выполнения какого-либо конкретного действия (или нескольких действий) в наикратчайший срок. Анализ количественных и качественных характеристик двигательных действий некоторых видов эстафет показывает, что занимающиеся с сильной нервной системой во всех случаях улучшают параметры деятельности (р<0,05). У "слабых" улучшение наблюдается только в двух случаях: при использовании в эстафетах хорошо знакомых им движений и элементов, при проведении встречных эстафет, когда нет элемента соревнования, например время прохождения 10-метрового отрезка в положении упора лежа сзади (ногами или спиной вперед) у них было достоверно более коротким (р<0,05) в тех случаях, когда указанные упражнения выполнялись во встречных колоннах или при раздельных стартах.

По всей вероятности, причиной такого явления выступают низкие самооценка и уровень притязаний, которые присущи юношам со слабой нервной системой.

Отставание у "сильных" в эстафете вызывает желание не уступить "противнику", у "слабых" же приводит к прекращению сопротивления. Это особенно заметно, если преодолеваемая дистанция достаточно велика или повторяется несколько раз.

Таблица 1. Анализ участия в игре «Мяч капитану» школьников с различной силой нервной системы

Сила нервной системы

Колич. передач и бросков мяча

Колич. шагов и прыжков

Время простоя, с

Максимальная ЧСС

Сильная

18,4+2,1

606,3+37,0

43,5+8,0

180+2,2

Слабая

6,7+1,8

217,0+21,9

155+10,8

146+4,0

t

4,19

9,05

8,29

7,44

p <

0,01

0,001

0,001

0,001

Таким образом, для школьников со слабой нервной системой эстафеты в учебно-тренировочном процессе необходимо включать в зависимости от поставленных в занятии задач. Если требуется поднять их эмоциональный тонус, не следует применять эстафеты с выраженными элементами соревнования. В случае же когда в учебно-тренировочном занятии стоит задача направленного воздействия на воспитание волевых качеств настойчивости и упорства, одним из эффективных средств ее реализации могут быть эстафеты с элементами противоборства или соревнования.

Контрольные испытания и соревнования - неотъемлемая часть процесса подготовки учащихся к соревновательной деятельности. Ряд специалистов отмечают, что на этапе предварительной подготовки не рекомендуется проводить много соревнований. Однако соревновательный элемент может возникнуть на любом учебном занятии, поэтому осуществление целенаправленного педагогического воздействия соревновательным методом, и особенно в детском возрасте, в зависимости от условий деятельности и подготовленности спортсменов - одна из основных задач преподавателя-тренера.

На этапе предсоревновательной подготовки гораздо больше, чем соревнований, проводится контрольных испытаний, единственное отличие которых от соревнований - обыденность (привычность) обстановки, т.е. незначительно повышенный уровень мотивации деятельности [3, 7].

Встречающиеся в подготовительном периоде виды соревновательной деятельности по степени эмоциональной напряженности, на наш взгляд, условно можно разделить на три группы: умеренной, высокой и экстремальной напряженности.

Данные нашего исследования в основном подтверждают таковые других специалистов о том, что в условиях соревнования или повышенной мотивации лица со слабой нервной системой ухудшают результаты показания, а с сильной - улучшают [4].

В то же время, как выяснилось, эта закономерность не столь однозначна. Многократное повторение "стандартной" степени напряженности нивелирует различия в показателях деятельности у юных спортсменов с различной выраженностью силы нервной системы. Например, достоверность различий между показателями физической подготовленности (как в конкретном виде испытания, так и в сумме многоборья), выявленной на тренировочных занятиях и в условиях испытаний, снижалась у "слабых" от соревнования к соревнованию. Оказалось, что реакция испытуемых со слабой нервной системой на соревновательную нагрузку в большей степени зависит от уравновешенности процессов возбуждения и торможения (табл. 2).

Полученные данные свидетельствуют о влиянии уровня психической напряженности на характер предстартового состояния и соревновательный результат: чем выше напряженность, тем хуже результат, тем в большей степени выражены отрицательные предстартовые состояния [7].

У лиц с преобладанием возбуждения это более заметно. В условиях увеличившейся значимости соревнований возбуждение у многих юных спортсменов переходит в торможение и отрицательно сказывается на их деятельности. Тормозные состояния бывают столь велики, что нарушаются даже условные рефлекторные связи.

Таблица 2. Характер предстартовых состояний и результативность соревновательной деятельности школьников в зависимости от уравновешенности нервной системы по возбуждению, % случаев

Свойства нервной системы

Предстартовое состояние

Спортивный результат

«лихорадка»

апатия

спокойная уверенность

боевая готовность

ухудшен.

стабильн.

улучшен.

1. Слабая, с преобладанием возбуждения

71,6 
56,8

- - -
43,2

- - -
14,2

14,2
- - -

85,8
100

- - -
- - - 

14,2
0

2. Слабая, уравновешенная

- - -
25

- - -
- - - 

75
50

25
25

- - -
25

75
50

25
 25

3. Слабая, с преобладанием торможения

- - -
16,6

16,6
66,8

66,8
- - -

16,6
16,6

50,2
83,4

33,2
16,6

+16,6
- - -

Примечание. В числителе - данные контрольных групповых соревнований, в знаменателе - данные первенства ДЮСШ.

Таблица 3. Изменение психофизиологических показателей школьников с различной уравновешенностью нервной системы под воздействием соревновательной нагрузки

Показатели

Преобладание возбуждения

p <

Уравновешен.

p <

Преобладание торможения

p <

КЧСМ, усл. ед.

40,1 ± 0,4 
37,4 ± 0,3

0,001

40,6 ± 0,3 
38,8 ± 0,7

0,05

40,0 ± 0,3
 36,2 ± 0,5

0,001

Проба Ромберга, с

16,3 ± 1,0
 9,2 ± 1,6

0,01

17,0 ± 0,7 
12,9 ± 1,8

0,05

17,7 ± 0,9 
10,7 ± 1,7

0,01

ДМУ, %

14,8 ± 1,0
35,2 ± 2,7

0,001

14,0 ± 0,9 
22,8 ± 2,4

0,01

15,3 ± 1,1 
28,7 ± 2,8

0,001

АНР

25,0 ± 2,0
12,8 ± 2,8

0,01

28,1 ± 2,2
20,1 ± 2,0

0,05

24,6 ± 1,9
 11,3 ± 2,1

0,001

Тремор

12,0 ± 1,0
19,7 ± 1,2

0,001

10,4 ± 0,8 
14,8 ± 1,0

0,02

2,8 ± 1,0 
17,6 ± 1,2

0,001

О том, что при психической напряженности страдают в первую очередь процессы внутреннего торможения, свидетельствуют исследования многих авторов. На это же указывают наши исследования, в которых выяснено, что в состоянии предстартовой "лихорадки" и предстартовой апатии в первую очередь ухудшаются функции равновесия, пространственно-временные ориентировки и силовые дифференцировки, абсолютные и дифференциальные пороги различных видов сенсорной чувствительности.

Необходимо отметить, что указанные предстартовые состояния сопровождаются значительным ухудшением динамичности и лабильности (р<0,05) нервной системы, о чем свидетельствуют показатели КЧСМ, двигательного темпа и сложной зрительно-моторной реакции. На наш взгляд, это должно подтверждать выдвинутое Е.П. Ильиным предположение о вторичном, производном характере указанных свойств [7].

Полученные нами данные свидетельствуют о наличии уравновешенности у занимающихся со слабой нервной системой, которая нейтрализует отрицательные влияния повышенной и экстремальной напряженности и не влияет на результативность соревновательной деятельности. Если учесть, что при всех положительных качествах слабости нервной системы ее недостатки покрываются благодаря уравновешенности, то такое сочетание может служить критерием отбора в спортивной борьбе, прогнозирования роста спортивного мастерства.

Превалирование внешнего торможения в меньшей степени сказывается на обсуждаемых параметрах. В условиях умеренной напряженности таким спортсменам более свойственно состояние "спокойной уверенности" и "боевой готовности" и лишь усиление мотивации приводит к изменению предстартовых состояний и как следствие -к ухудшению соревновательной результативности. Школьникам с таким сочетанием свойств нервной системы следует давать соревновательные нагрузки с целью приучения к выполнению приемов в обстановке повышенной мотивации.

Таким образом, реакция школьников на соревновательную нагрузку существенно зависит от сочетания слабости нервной системы и ее уравновешенности, о чем свидетельствуют некоторые психомоторные и психические функции (табл. 3).

Так, очевидно, что на характер предстартовых реакций существенное влияние оказывают сила нервной системы и ее баланс по возбуждению.

Как показывают результаты исследования, в физкультурно-спортивной деятельности школьников необходимо учитывать силу нервных процессов. Повышая двигательную активность, следует в то же время соблюдать индивидуальный подход к определению стиля, нагрузки, условий выполнения физических упражнений, подвижных игр, эстафет и соревнований для учащихся с различными типологическими особенностями. Вполне очевидно, что и нагрузка на организм, и предстартовые состояния находятся в прямой зависимости от уравновешенности нервной системы, что, в свою очередь, сказывается на результативности соревновательной и учебно-физкультурной деятельности школьников.

Литература

1. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967. - 467 с.

2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1971. - 312 с.

3. Ванееев Г.В., Худаков Н.А., Фролов О.П. Влияние свойств личности спортсменов на их деятельность. - В кн.: Психология спортивной деятельности. М., 1978, с. 32 - 36.

4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 134 с.

5. Вяткин Б.А., Егоров И.В. Типологические различия в динамике формирования двигательных навыков при различных мотивах деятельности. - В кн.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М.: ФиС, 1969, с. 145 - 149.

6. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физические основы методики спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - 232 с.

7. Дашкевич О.В. Опыт регуляции отрицательных эмоций. - В кн.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М.: ФиС, 1969, с. 114 - 120.

8. Ильин Е.П. Сила нервной системы и методики ее исследования. - В кн.: Психологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972, с. 3 - 36.

9. Коротков И.М. Подвижные игры в тренировке юных гимнастов // Физическая культура в школе, 1978, № 1, с. 48 - 50.

10. Куликов В.П., Киселев В.И. Потребность в двигательной активности. Физиология. Валеология. Реабилитология. - Новосибирск: Наука, 1998. - 150 с.

11. Кунат П. Проблема нагрузки с точки зрения психолога спорта. - В кн.: Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1973, с. 309 - 324.

12. Могендович М.Р. Рефлекторные взаимодействия локомоторной и висцеральной систем . - Л.: Медгиз, 1975. - 429 с.

13. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1965, с. 40 - 45.

14. Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. - 331 с.

15. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Проблемы изучения основных свойств нервной системы человека. - В кн.: Физиология высшей нервной деятельности, ч. II. М., 1971, с. 224 - 246.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!