НАЦИОНАЛЬ-
НЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF BASHKIRIA IN END OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURY

T.M. Aminov, Ph.D., lecturer

The Bashkir state pedagogical university, Ufa

Key words: grammar school, physical education, end of XIX century, educational process.

The author describes the becoming of physical education in various educational institutions of Bashkiria in the end of XIX - the beginning of XX century.

The Questions of physical education and health at educational institutions of the Kazan territory, alongside with other directions of educational work, became the subject of an enhanced attention. From the middle of the XIX century the system of physical education began to develop gradually and by 1917 had almost issued structure. The Ideas and experience of the physical education, generated in educational institutions of Bashkiria till 1917, in many respects have determined the development of this phenomenon in the subsequent period.


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БАШКИРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Аминов
Башкирский государственный педагогический университет, Уфа

Ключевые слова: гимназия, физическое воспитание, конец XIX века, воспитательный процесс.

Мыслители всех времен и народов уделяли особое внимание вопросам физической культуры, физическому воспитанию и совершенствованию человека. Не случайно, физическое воспитание всегда составляло одну из основных частей всей системы воспитательного процесса как в быту, так и в практике деятельности учебных заведений. Сложившаяся сегодня практика физического воспитания гармонично вливается в общую систему педагогического процесса всех учебных заведений Башкортостана. Но она была сформирована не за одно десятилетие. В связи с этим вызывает интерес проблема становления и развития вопросов физического воспитания в учебных заведениях Башкирии в XIX - начале XX в.

В целом до середины XIX в. единой системы физического воспитания в учебных заведениях не существовало, она начала складываться только после школьных реформ 60-70-х гг. этого же столетия. Названная система стала оформляться в средних и профессиональных учебных заведениях, затем в системе начальных школ. Поэтому для анализа формирования этой системы возьмем все три группы учебных заведений, а именно: 1) средние; 2) профессиональные (педагогические, коммерческие и др.) и 3) начальные.

Первые упоминания о занятиях физической культурой в учебных заведениях Казанского учебного округа, куда входила и Башкирия, относят к концу XVIII в. Так, в учебном плане Казанской гимназии присутствовали необязательные предметы - танцы и фехтование. По Уставу 1804 г. физическое образование было также признано необязательным, решение о его введении предоставлялось на усмотрение самой гимназии. В законе это выглядело следующим образом: "Гимназия может также содержать учителей танцования, музыки и телесных упражнений (гимнастики), если то позволят доходы оной" [9, c. 212]. Такое положение сохранялось вплоть до школьных реформ 60-х гг. Только по Закону 1864 г. гимнастика как обязательный предмет была введена в отдельных классах классических и реальных гимназий и училищ. Что интересно, по учебному плану 1890 г. гимнастика признается обязательным предметом во всех классах мужской гимназии. Так, в течение целого столетия занятия физической культурой становятся обязательным атрибутом министерских мужских средних учебных заведений. В женских гимназиях физическое воспитание первоначально организуется совместно с рукоделием, и только в конце XIX в. гимнастика становится самостоятельной и обязательной дисциплиной учебного процесса.

Первые упоминания о физическом образовании в Башкирии встречаются в деятельности Уфимской мужской гимназии, открытой в октябре 1828 г., где можно было за отдельную плату заниматься гимнастикой. Очевидно, что такое положение мало способствовало физическому формированию гимназистов. Поэтому в 1850 г. попечитель Казанского учебного округа в предписании директору гимназии предлагает "принять соответствующие местным обстоятельствам меры к введению военной выправки воспитанников" [2, с.12]. Следуя данному предписанию, в гимназии ввели уроки "военной выправки", 2 ч в неделю одновременно для всех гимназистов, для чего на работу был принят унтер-офицер. В 1858 г. новый директор Уфимской гимназии просит разрешения на замену уроков "военной выправки" танцами. Так, он пишет о том, "что занятия военной выправкой производятся безуспешно и не оказывают на воспитанников никакого действия. Полагаю за необходимое прекратить означенные занятия и заменить их танцами, за которые, без сомнения, воспитанники примутся с большим воодушевлением. Тем самым оно принесет большую пользу для наружного их развития" [1, c. 21]. Введения занятий танцами было, конечно, недостаточно для более или менее удовлетворительного физического развития учащихся. Поэтому преподаватели гимназии, понимая необходимость этого направления воспитания, выступали за его обязательность. Так, уже в пореформенное время все гимназисты за исключением тех, кого освобождал врач гимназии, должны были заниматься гимнастикой, состоявшей преимущественно из вольных физических упражнений и военных строевых движений. Наиболее удобным для уроков гимнастики было теплое время года, когда занятия проводились в гимназическом саду, в котором была устроена спортивная площадка.

В 90-е гг. XIX в. педагогический совет гимназии пришел к выводу о том, что гимнастические и строевые упражнения не способствуют всестороннему физическому развитию, поэтому они были заменены подвижными играми. В целом преподаватели гимназии уделяли большое внимание физическому воспитанию учащихся. Они пришли к выводам, что:

1) правильное физическое воспитание в гимназиях возможно только тогда, когда это дело хорошо поставлено в семье;

2) когда на эти цели будут отпускаться достаточные материальные средства для обустройства специальных гимнастических помещений;

3) когда будет достаточное количество специально подготовленных учителей гимнастики;

4) когда на занятия физкультурой в учебном плане будет выделено больше времени. Кроме подобных идей педагогический совет решил, что способствовать физическому и эстетическому развитию учащихся могут танцы, которым при желании 2 раза в неделю за некоторую плату обучали в помещении гимназии.

На занятия гимнастикой в средних учебных заведениях отводилось по 1-3 ч в неделю. Единой системы преподавания этого предмета долгое время не существовало; занятия строились по методу сокольской гимнастики или по шведской системе Генриха Линге. В конце XIX в. во всех подобных учебных заведениях края стала вводиться система физического воспитания, разработанная П.Ф. Лесгафтом в его сочинении "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (в 2 частях).

Уроки физической культуры как обязательный атрибут учебно-воспитательного процесса профессиональных учебных заведений края стали вводиться с момента их возникновения. В целом система физической культуры была сформирована в педагогических и коммерческих учебных заведениях. В учебных планах других профессиональных учебных заведений края (медицинских, юридических, технических, ремесленных, сельскохозяйственных) занятий гимнастикой не было.

В дореволюционных педагогических учебных заведениях (ПУЗ) Башкирии (учительский институт, учительские семинарии, учительские школы для нерусских народов, 1-3-годичные педагогические курсы, педагогические классы при гимназиях и училищах, учительские второклассные училища духовного ведомства) много внимания уделялось умственному, нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию. Вопросы физического воспитания и развития к концу XIX в. стали предметом особого внимания преподавателей ПУЗ.

Для физического развития будущих учителей в планы этих ПУЗ была введена гимнастика, которой уделялось 6 ч в неделю, а в начале XX в. количество часов было увеличено до 8. Этот предмет преподавался, как гласят строчки из отчета директора Бирской "инородческой" учительской школы (БИУШ): "для содействия правильному развитию, так и для сообщения навыков, нужных в будущей профессии" [7, с. 62].

В Благовещенской учительской семинарии (БУС) при обучении гимнастике преследовалась "двоякая цель: научить воспитанников строю и вольным движениям и дать им возможность впоследствии обучать детей в школе. При этом попутно имеется в виду и образовательная цель: выработка в воспитанниках, иногда неуклюжих и неловких, навыков свободных, ловких и изящных движений" [5, c. 95]. Программы занятий по гимнастике периодически составлялись врачами учебных заведений. Так, директор БУС пишет, что врач семинарии разработал подробную и надлежащую программу для преподавания гимнастики: весь курс разделил на уроки; гимнастические упражнения выполнялись ежедневно в будни на больших переменах и во время вечернего получасового отдыха, а в праздничные дни только вечером. Надо отметить, что до 90-х гг. XIX в. занятия велись по устаревшей системе Генриха Линге.

С 1889/90 уч. года в БУС была введена новая программа, составленная врачом Федотовым "по сочинению профессора Лесгафта". Большинство занятий проводилось на свежем воздухе, так как закрытых спортивных помещений не было. Зато во дворе отводилось место для сооружения спортивных снарядов: шведская стенка, бревно, брусья, горка, а также снаряды для лазанья по шестам и др. Программа по физкультуре состояла из строевых упражнений из военной гимнастики, вольных гимнастических упражнений и упражнений на спортивных снарядах. На занятиях широко использовались игры гимнастические, а также подвижные народные: "Коршун", "Хромая лисица", "Горелки", "Чехарда", "Коров пасти", "Мяч вдогонку", "Цель", "Колдун", "Гуси и волк", "Кошка и мышки" и др. Кроме непосредственных занятий гимнастикой для воспитанников устраивались зимние "прогулки, катание на коньках, бег на лыжах", а также летом совершались многодневные походы и экскурсии. Будущих учителей широко привлекали к занятиям по физическому воспитанию учащихся в начальных школах, так как "привлечение воспитанников ... к занятиям гимнастикой в начальной школе и участие в организации школьных осенних и весенних праздников и прогулок полезно и необходимо для их предстоящей деятельности". Кроме того, учащиеся выпускного класса ПУЗ один раз в неделю по очереди заменяли учителя гимнастики и под руководством последнего давали урок своим товарищам.

Физическое воспитание, развитие и здоровье будущих учителей не только было предметом особого внимания на занятиях гимнастикой, но и пронизывало весь уклад жизни этих учебных заведений. Так, директор БУС пишет, что "врач... ежедневно обходил дневные помещения и спальни для производства и наблюдения в гигиеническом отношении, а также нередко присутствовал на уроках гимнастики" [4, c. 293]. Или: "воспитатели прилагали особое старание... приучению к содержанию в порядке одежды, учебных принадлежностей, помещений, к уходу за цветами комнатными и садовыми" [6, c. 36]. Этим целям служили ещe занятия в мастерской ручного труда, работы в саду, питомнике и на ферме, а также "доставление воспитанникам свежей питательной пищи в потребном количестве". В правилах одного из ПУЗ было записано, что воспитанники "обязаны соблюдать чистоплотность, следить за чистотой лица и рук, содержать в порядке и опрятности белье, одежду, постель и все вообще вещи", им воспрещалось "употребление спиртных напитков, курение табаку, игра в карты и посещение соблазнительных мест и зрелищ". В целях укрепления здоровья в ПУЗ были введены обязательные чтения по гигиене.

Преподаватели гимнастики ПУЗ должны были проходить курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, организуемые учебной администрацией. Так, летом 1910 г. в Уфе проходили курсы подготовки специалистов по гимнастике, подвижным играм, фехтованию и танцам, в 1911, 1913 и 1914 гг. в Оренбургском учебно-окружном управлении также были организованы подобные двухмесячные курсы, после которых прослушавшие их лица получили свидетельства на право преподавания гимнастики в учебных заведениях. Так как учителей гимнастики все-таки не хватало, на систематически созываемых краткосрочных педагогических курсах, организуемых для преподавателей всех учебных заведений, кроме других предметов уделялось внимание теории и методике преподавания уроков физкультуры.Например, на курсах, проводимых для учителей народных училищ Белебеевского уезда летом 1914 г., из всего времени на теоретические и практические занятия физкультурой было уделено почти 12% времени: по сокольской гимнастике было проведено 15 занятий, по гигиене - 9. Также участники курсов имели возможность знакомства с программой гимнастики в начальной школе, что в условиях недостатка учебной литературы было само по себе немаловажно.

В коммерческих учебных заведениях края (торговые школы, коммерческое училище) занятия физической культурой становятся обязательным элементом педагогического процесса. Так, в младших классах Уфимского коммерческого училища вводятся уроки игры, по 1 ч в неделю, а в старших классах - гимнастика. Основной идеей уроков игры было физическое воспитание: "приятно возбуждая физические силы детей, укрепить физическую сторону". В целях игры было и содействие сознательности действий, находчивости, развитие ловкости, сообразительности, терпение, любовь к товарищам, умение владеть собой, формирование чувства коллектива. Уроки игры были введены, "чтобы дети сильно не утомлялись и могли более продуктивно работать на других занятиях" [8,
c. 38]. Игры проводились в классной комнате, рекреационном зале и в хорошую погоду на улице. Начинались занятия со знакомых игр, затем на каждом уроке вводилось по 1-2 новых: в процессе игры разучивали правила, повторяли их и закрепляли. Подвижные и малоподвижные игры чередовались с гимнастическими упражнениями. На данных уроках также предусматривались различные прогулки за город, где игры к тому же часто сопровождались пением. Считалось, что прогулки и игры, "способствуя сближению детей, давали...пищу их природной любознательности, развивали у них любовь к природе, способствовали накоплению материала для получения ясных представлений и подготовляли к пониманию усвоенного в классе" [8, c. 39].

Система государственного начального образования в регионе складывалась еще с начала XVIII в. В учебных заведениях этого уровня физическое развитие и совершенствование учеников хотя и имелось в виду, но долгое время не входило в цели начальной школы. Достаточно отметить факт, что в учебных планах вплоть до XX в. отсутствовали уроки физкультуры. Но все-таки с середины ХIХ в. элементы физического воспитания стали вводиться в начальных училищах в виде различных подвижных игр, физкультминуток на переменах, небольших походов, экскурсий и даже спортивных состязаний. Конечно, не во всех школах это имело место, все зависело от уровня образованности и желания учителя, работавшего в конкретном учебном заведении. Для упорядочения физического воспитания в 1873 г. было выпущено учебно-методическое пособие "Курс гимнастики для деревенских и сельских школ с необходимыми советами и указаниями для преподавателей", составленное К.Л. Шмидтом и рекомендованное для библиотек народных училищ и учительских семинарий. Справедливости ради надо отметить, что не все школы региона имели это пособие.

Под влиянием событий начала XX в. прогрессивная научно-педагогическая общественность все решительнее выступала с требованиями значительно улучшить физическое воспитание в учебных заведениях, особенно начальных. В результате в 1904 г. при Министерстве народного просвещения был создан врачебно-санитарный отдел, который стал интенсивно разрабатывать вопросы физического воспитания и здоровья школьников. По рекомендации этого отдела с 1908 г. во всех министерских начальных учебных заведениях стал вводиться урок гимнастики и военного строя (1-2 раза в неделю). На должности учителей этого предмета должны были зачисляться отставные унтер-офицеры, урядники или его должен был вести сам учитель, предварительно прошедший специальные курсы. Дополнением к урокам гимнастики в школах служили ежегодные занятия физическими упражнениями в летние "вакации" (каникулы). Так, в циркулярном письме попечителя Оренбургского учебного округа Деревицкого от 10 марта 1916 г. говорится: "Признавая желательным использовать в предстоящий летний период каникулярного времени в целях укрепления здоровья и правильной постановки физического развития учащихся, г. Министр народного просвещения просит озаботиться организацией летом сего года занятия детей физическими упражнениями". Для подобных мероприятий учащихся, особенно городских школ, по возможности предполагалось вывозить на неделю-другую за город.

Необходимо отметить то, что в этот период происходит осознание педагогами и, что важно, общественностью необходимости целенаправленного культивирования физического образования у подрастающего поколения. Свидетельством этого могут служить строчки архивных материалов. Например, заведующий Енгалышской 2-классной школы пишет, что физическое развитие является чуть ли не самым важным, "развиваясь физически, ученик лучше и быстрее совершенствует свои духовные способности. Но чтобы физическое воспитание имело благоприятное влияние, надо, чтобы оно заключало в себе сознательную цель....Сознание разовьет в ученике чувство жизнерадостности, Любовь к труду, уважение к себе и веру в собственные силы. Кроме того, он приучается к чувству товарищества....Если школа в связи с физическим воспитанием заслужит любовь и уважение народа, то она со спокойной совестью может сказать, что исполняет свое назначение" [3, c. 41]. Или в решении педагогического совета II приходского училища г.Уфы есть следующие идеи: "Полная гармония в развитии детей достигается лишь только тогда, когда развиваются умственные, нравственные и физические силы вместе... А так как мы рассматриваем вопрос физического воспитания, то воспитатель должен быть знаком с анатомией и физиологией человека, чтобы не сделать ошибок в формировании молодого организма" [3, c. 37].

В целях обеспечения учебных заведений гимнастическими снарядами и приборами по доступной для школ цене было признано приступить в мастерских Кунгурского технического училища, Усольской школы ремесленных учеников, Симской и Челябинской низших ремесленных училищах к их изготовлению. Так, постепенно в учебных заведениях края стали использоваться такие средства физического воспитания, как короткие прыгалки, канат для перетягивания, копье для бросания, мячи, жгуты, палки, булавы, флаги, маленькие гирьки, кольца, обыкновенный мостик, шесты для прыжков, матрац, шесты для лазанья, бревно для упражнения в равновесии, крокет, лестница, лошадь, козел, перекладина, пружинный мостик, параллельные брусья, гимнастический стол и мн. др.

Итогом размышлений и активной деятельности педагогов и общественности стало то, что к 1917 г. занятия физической культурой будут признаны обязательными как в средних, так и в начальных учебных заведениях. Уроки гимнастики разрешалось вести учителям, прошедшим специальные курсы, на которых обязательно читались лекции по гигиене, анатомии и физиологии. Кроме этого к начальным школам также стали прикреплять врачей.

Таким образом, вопросы физического воспитания и здоровья в учебных заведениях края наряду с другими направлениями воспитательной работы стали предметом повышенного внимания. С середины ХIХ в. постепенно стала складываться система физического воспитания, которая к 1917 г. имела почти оформившуюся структуру. Надо отметить, что идеи и опыт физического воспитания, сформированные в учебных заведениях Башкирии до 1917 г., во многом определили развитие этого феномена в последующий период.

Литература

1. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) Ф.И-110.О.1.Д.456.

2. ЦГИА РБ. Ф.И-110.О.1.Д.487.

3. ЦГИА РБ. Ф.И-116.О.1.Д.174.

4. ЦГИА РБ. Ф.И-124.О.1.Д.4.

5. ЦГИА РБ. Ф.И-124.О.1.Д.23.

6. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии // Приложение к № 7 "Циркуляра по Оренбургскому учебному округу" за 1902 г.

7. Отчет о состоянии Бирской инородческой учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. Казань, 1896.

8. Отчет Уфимских коммерческого училища и торговой школы за 1912/13 учебный год. Уфа, 1913.

9. Хрестоматия по истории педагогики. М.,1936, т. 4, ч. 1.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!