ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ


Abstract

THIRD LESSON OF PHYSICAL CULTURE IN COMPREHENSIVE SCHOOL

L.L. Golovina, Ph. D., associate professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Yu.A. Kopylov, Ph. D., the senior scientific employee

N.V. Polyanskaya, Ph. D., the senior scientific employee

Institute of age physiology of the Russian Academy of Education, Moscow

Key words: motor activity, socially significant features of personality, culturological aspirations, health of pupils, physical culture

The authors had developed the contents of the third lesson of physical culture (of the improving orientation) for pupils of the senior school age.


ТРЕТИЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кандидат биологических наук, доцент Л. Л. Головина
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Ю. А. Копылов
Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Н. В. Полянская
Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Ключевые слова: двигательная активность, социально значимые качества личности, культурологические стремления, здоровье учащихся, физическая культура.

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы [10]. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью [5]. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей "группы риска" [4].

Как показали проведенные исследования, наиболее типичны для старшеклассников нарушения опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, различные формы сколиоза), органов зрения, а также негармоничное физическое развитие (рис. 1).

В условиях чрезмерной учебной нагрузки и выраженного хронического утомления интенсификация использования средств физического воспитания, как правило, не оказывает существенного оздоровительного эффекта.

Один из путей выхода из кризисной ситуации - разработка инновационных подходов к физкультурному воспитанию [9] и использование комплекса оздоровительных мероприятий [8], что можно успешно реализовать в режиме третьего (оздоровительного) урока физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффективно и более индивидуализированно проводить оздоровительную работу с учащимися школьного возраста [6].

Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся средней (полной) общеобразовательной школы позволит:

- снизить негативные последствия учебной нагрузки;

- укрепить здоровье учащихся;

- увеличить уровень двигательной активности;

- обучить школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;

- повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.

Формирование содержания третьего урока путем механического расширения материала существующих программ по физическому воспитанию, перенасыщенных элементами разных видов спорта, не позволяет эффективно осуществлять оздоровительную работу, поскольку дополнительная физическая нагрузка на фоне интенсивной учебной деятельности может усугубить негативные тенденции. В этой связи было разработано содержание третьего урока физической культуры (оздоровительной направленности) для учащихся старшего школьного возраста.

Рис. 1. Нарушения здоровья учащихся старшего школьного возраста: 1. Функциональное нарушение осанки. 2. Дисгармония физического развития. 3. Изменения в состоянии стоп. 4. Различные формы сколиоза. 5. Нарушения органов зрения

В исследовании использовали анкетирование учащихся для оценки уровня сформированности культурологических стремлений (КС): нравственных, психорегулятивных, телесно-регулятивных, эстетических, познавательных [7]; социально значимых качеств личности (СЗКЛ): уважение к окружающим, желание приносить пользу, трудолюбие, творчество, целеустремленность [7]; тревожности [7], а также основных мотивов занятий физической культурой (укрепление здоровья, общение, смелость, подготовка к профессиональной деятельности, удовлетворение тренировкой, самоутверждение и самореализация) [1].

Дополнительно исследовали уровень сформированности культуры движений по каждому упражнению в соответствии с имеющимися рекомендациями [2] (по пятибалльной системе), после чего высчитывали средний балл для каждого испытуемого. Знания по физической культуре оценивали (по пятибалльной шкале) в соответствии с правильностью ответов, полнотой и умением применять их на практике.

Уровень развития основных двигательных качеств оценивали также по пятибалльной системе в соответствии с нормативами, приведенными в комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы [3].

Была составлена педагогическая характеристика учащихся, в которой по пятибалльной системе оценивались: интерес к учебной деятельности, работоспособность, агрессивность, эмоциональная устойчивость, уровень концентрации внимания, усидчивость.

Педагогический эксперимент был проведен в течение одного учебного года. В исследовании участвовали 78 учащихся 10-х классов. Контрольную группу (КГ) составили 38 человек; экспериментальную (ЭГ) - 40. Уроки физической культуры в КГ проводились в соответствии с комплексной программой физического воспитания [3], а в ЭГ - в соответствии с разработанным в нашем исследовании содержанием третьего урока физической культуры в неделю.

При определении содержания экспериментальной программы по физической культуре учащихся 10-х классов использовали критерии доступности, эффективности, всесторонности, соответствия эстетическим требованиям, удовлетворения ведущих (наиболее сформированных) мотивов занятий физической культурой у старшеклассников.

Содержание третьего урока физической культуры, а также время выполнения каждого раздела на одном уроке приведены в таблице.

В содержание третьего урока физической культуры входят следующие упражнения.

1. Упражнения на внимание. Для формирования навыков концентрации внимания отобраны упражнения на гимнастическом бревне (ходьба с различной амплитудой движений, ускорениями; ходьба с махами ногами и поворотами на носках; стойка на носках, толчком двумя прыжок вперед; равновесие на одной ноге; упор присев; соскоки); жонглирование руками и ногами волейбольными и теннисными мячами; многократные передачи и ловля баскетбольного мяча различными способами в парах; передачи и ловля волейбольного, теннисного мяча: от пола (с отскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом; броски баскетбольного мяча в корзину разными способами; метание малых мячей в цель с места и в движении.

2. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Используются статические позы из системы Хатха-йоги, которые служат надежным средством профилактики искривлений позвоночного столба: "Лук", "Дерево на одной ноге", "Кресло", "Ласточка", "Наклон вперед сидя", "Кобра", "Треугольник", которые формируют навык правильной осанки, развивают мышцы рук, ног, плечевого пояса и спины, улучшают чувство равновесия, расширяют грудную клетку.

3. Физическая подготовка. Включает упражнения в беге (в том числе с отягощением); передвижения в висе; переноску набивных мячей; подвижные игры с силовой направленностью; упражнения на перекладине, прыжки в длину, высоту и "глубину"; упражнения со скакалкой; челночный бег 5 х 6 м; лазанье по канату; отжимания от пола.

4. Дыхательная гимнастика. Направлена на тренировку диафрагмы, мышц живота и грудной клетки, а также формирование элементарных навыков рациональных дыхательных движений. В качестве средства их формирования используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

5. Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол. Проводятся по Комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

6. Упражнения для профилактики простуды выделены в три блока. Блок 1 - упражнения для укрепления мышц шеи, что является надежным средством профилактики тонзиллита и фарингита. Блок 2 - статические "Асаны" системы Хатха-йоги: удержание поз в наклонах вперед, назад, в стороны из основной стойки, сгибание и разгибание туловища в положении лежа. Блок 3 - дыхательные упражнения: глубокое ритмичное дыхание, дыхание с резкими выдохами, попеременное дыхание через левую и правую ноздрю.

7. В системе психорегуляции использованы упражнения из разных систем физического воспитания и оздоровления, используемые для формирования устойчивости к нежелательным эмоциональным реакциям - страху, волнению, обидам, тревогам. Все упражнения классифицированы в три блока. Блок дыхательных упражнений - дыхание в быстром темпе, ритмичное дыхание, углубленное дыхание. Блок статических поз системы Хатха-йоги и стойки системы Цигун. Блок динамических упражнений - "Спонтанный танец" (танцевальные движения под музыку); комплекс из системы Хатха-йоги (серия динамических упражнений "Приветствие Солнцу", состоящая из 12 положений, выполняемых последовательно).

8. Знания сообщаются учащимся по ходу выполнения упражнений. Отобраны темы, которые способствуют созданию у школьников навыков самостоятельных занятий физической культурой: методика проведения оздоровительного занятия, развитие двигательных качеств, приемы психорегуляции и формирования внимания, основы дыхательной гимнастики, профилактика простуды и нарушений осанки, гигиена оздоровительных занятий.

Содержание третьего (оздоровительного) урока физической культуры

Содержание

Объем, мин

1. Упражнения на внимание

5

2. Профилактика нарушений осанки

5

3. Физическая подготовка

10

4. Дыхательная гимнастика

5

5. Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол

10

6. Упражнения для профилактики простуды

5

7. Упражнения для психорегуляции

5

8. Знания по основам оздоровительной физической культуры

В течение урока

Эффективность разработанного содержания третьего урока для учащихся 10-го класса оценивалась в ходе исходного и итогового тестирований. Исходное тестирование не выявило статистически достоверных различий между исследованными показателями контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп. После проведения педагогического эксперимента в течение учебного года получены следующие данные. У юношей ЭГ по всем исследованным показателям зарегистрированы достоверно более высокие уровни по сравнению с юношами КГ (рис. 2).

Итоговое тестирование в группах девушек показало картину, практически аналогичную таковой групп юношей (рис. 3). Отмечено достоверное превышение исследованных показателей в ЭГ, за исключением уровня двигательной подготовленности, где различий между группами не выявлено.

Уровни сформированности мотивов занятий физической культурой в КГ и ЭГ юношей статистически достоверно выше у представителей ЭГ, за исключением мотива общения (рис. 4).

Уровни сформированности исследованных мотивов к занятиям физической культурой девушек обеих групп статистически достоверно выше у представительниц ЭГ, за исключением мотивов общения и смелости, где различий не выявлено (рис. 5).

Тревожность в объединенной (КГ и ЭГ) группе юношей и девушек показала следующую картину (рис. 6).

Выявлено, что количество старшеклассников, имеющих высокий уровень тревожности, достоверно меньше в ЭГ юношей и девушек. Количество испытуемых в ЭГ с низким уровнем тревожности достоверно больше по сравнению с КГ. Количество старшеклассников со средним уровнем тревожности практически одинаково в обеих группах.

Педагогическая характеристика учащихся (данные юношей и девушек объединены) КГ и ЭГ после проведения эксперимента представлена на рис. 7.

Рис. 2. Подготовленность юношей КГ и ЭГ по физической культуре, M ± m

Рис. 3. Подготовленность девушек КГ и ЭГ по физической культуре, M ± m

Рис. 4. Сформированность мотивов к занятиям физической культурой в КГ и ЭГ юношей, M ± m

Рис. 5. Сформированность мотивов к занятиям физической культурой в КГ и ЭГ девушек, M ± m

Рис. 6. Тревожность в КГ и ЭГ, M ± m

Рис. 7. Показатели педагогической характеристики учащихся КГ и ЭГ после проведения эксперимента, M ± m

Выявлено, что все исследованные показатели педагогической характеристики достоверно лучше у представителей ЭГ по сравнению с показателями их сверстников из КГ.

Таким образом, можно заключить, что разработанная программа третьего (оздоровительного) урока физической культуры способствует повышению у школьников старших классов культурологических стремлений и социально значимых качеств личности, а также культуры движений, двигательной подготовленности и уровня знаний по физической культуре. При этом уровень текущей тревожности имеет тенденцию к снижению. Наиболее эффективно формируются телесно-регулятивные, эстетические и познавательные культурологические стремления; социально значимые качества личности: желание приносить пользу; трудолюбие; целеустремленность, а также мотивы занятий физической культурой: чувство удовлетворения физкультурной деятельностью; чувства самореализации и самоутверждения. Педагогическая характеристика в ЭГ была лучше, чем в КГ юношей и девушек.

Литература

1. Акуткина Е.В., Копылов Ю.А. Иерархия мотивов к занятиям физической культурой учащихся старшего школьного возраста: Матер. XV Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 2005, с. 47-48.

2. Березин А.В., Зданевич А.А., Ионов Б.Д. и др. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя /Под ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение, 2001. - 125 с.

3. Комплексная программа физического воспитания учащихся V-XI классов общеобразовательной школы. М., 1992. - 48 с.

4. Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Римар Е.С. и др. Организация и проведение физкультурно-спортивных занятий с детьми и подростками, входящими в "группы риска" /Под общ. ред. Ю. А. Копылова: Пособие для организаторов профилактики наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних. - М.: Научно-внедренческий центр "Гражданин", 2005. - 464 с.

5. Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Медико-биологические и оздоровительные особенности занятий физическими упражнениями с ослабленными детьми школьного возраста: Учеб. пос. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 160 с.

6. Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Вариативное содержание третьего урока физической культуры с оздоровительной и образовательной направленностью: Учеб.-метод. пос. - Красноярск: РИО ГОУ ВПК КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - 320 с.

7. Романов Л.Ю. Организация и содержание уроков физической культуры с оздоровительной направленностью // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 1, с. 6-9.

8. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 5, с. 11-15.

9. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993. - 97 с.

10. Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, № 1, с. 2-4.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: