Abstract PURPOSES AND CONTENTS OF PHYSI- CAL EDUCATION OF ASIAN COMPRE- HENSIVE SCHOOLS PUPILS (JAPAN, KOREA, CHINA) M.N. Zaburdaeva A.A. Nesterov The Russian state A.I. Gertsen’s pedagogical university, Saint Petersburg Key words: comparative pedagogics, educational process, foreign pedagogical innovations. On the basis of the investigated researches, the authors have defined the constructive model of optimization of the Russian educational system. The study of the foreign pedagogics allows to estimate the character of mutual relations of society and state in the field of education, socialization of children and teenagers, saving their health and spirituality upbringing. School practice feels huge need for the inflow of fresh ideas, and at the same time didactic searches of world pedagogics remain little-known even for specialists, and practicing teachers usually face fragmentary information on foreign pedagogical innovations.
|
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ СТРАН АЗИИ (ЯПОНИЯ, КОРЕЯ, КИТАЙ) А.А. Нестеров, М.Н. Забурдаева Ключевые слова: сравнительная педагогика, учебный процесс, зарубежные педагогические нововведения. Общеобразовательная школа и сравнительная педагогика прошли многоуровневый исторический путь своего развития. На протяжении XIX - XX вв. сравнительная педагогика развивалась в условиях роста интернациональной направленности педагогических идей и школьных реформ. В современных условиях во всех странах мира модернизация образования переживает пору расцвета [3]. На основании изученных нами исследований, проводимых Корейским институтом образования по проблемам содержания школьного образования в США, Канаде, Австралии, Китае, Японии, мы определили конструктивную модель оптимизации отечественной системы образования. Изучение зарубежной педагогики позволяет оценить характер взаимоотношений общества и государства в области образования, социализации детей и подростков, сохранения их здоровья и воспитания духовности. Инновационные разработки в зарубежной теории и практике обучения охватывают поиски в одной из основных областей педагогики - построении учебного процесса, технологии проектирования образовательных программ и их реализации. Педагогов всех стран объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к главному инструменту образования - учебному процессу. Отечественная педагогика осмысливает и осваивает принципы школьного образования, выработанные в мировой теории и практике обучения. Школьная практика испытывает огромную потребность в приливе свежих идей, и в то же время дидактические поиски мировой педагогики остаются малоизвестными даже для специалистов, а педагоги-практики обычно сталкиваются с фрагментарной информацией о зарубежных педагогических нововведениях [1, 3, 5]. Изучение зарубежного опыта по определению сущности и обоснованию целевых установок, содержания физического воспитания, технологии реализации образовательных задач дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли в сфере физической культуры разных стран. Общество в целом позволяет понять роль физкультурного образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Познание зарубежной социально-педагогической мысли о физическом, духовном и нравственном в человеке способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств учителей школы. Таблица 1. Сущность и направленность модели физического воспитания учащихся общеобразовательных школ
При всей специфичности физкультурного образования Японии, Республики Корея, Китая в нем отражены общие подходы к управлению, содержанию, формам, методам физического воспитания и физической активности школьников. В настоящее время в этих странах физическая культура и спорт рассматриваются как важная составная часть общей культуры общества, как одна из сфер человеческой деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических качеств и духовных ценностей человека. В этой связи исключительную актуальность представляет сопоставление содержания физического воспитания учащихся разных стран в основном звене - общеобразовательной школе, где закладываются основы пожизненной физической культуры личности и здорового стиля жизни человека. Однако сравнительные исследования по проблеме развития физического воспитания в общеобразовательной школе (пересмотр целевых установок и задач; идеи и принципы оптимизации содержания; интенсификации технологии педагогического процесса; педагогика сотрудничества в звене "учитель-ученик"; управление качеством образовательного процесса; методическое обеспечение процесса физического воспитания; материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивной активности учащихся; социально-правовая поддержка), проводимые учеными разных стран, во многих случаях ограничивались констатацией содержания руководящих документов, описанием национальных учебных планов, трактовкой отдельных положений образовательных программ, при этом не исследуя качественных параметров эффективности их реализации. Таким образом, проблема состоит в противоречии между процессом интеграции школьного образования (как условия экономической кооперации и социальной стабильности) в Республике Корея и отсутствием результатов научного анализа структурно-содержательного построения учебных планов и программ физического воспитания школьников передовых стран Азии, имеющих достаточно богатый опыт в развитии системы образования. Сравнительный анализ содержания физического воспитания школьников этих трех стран позволяет сопоставить их педагогические идеи, заложенные в ныне действующих программах развития общеобразовательной школы. Изучение педагогического опыта стран Азии, других стран мира поможет формированию открытого социально-педагогического мышления, при котором осваивается целесообразное в школьном образовании. Разрешение задач нашего исследования позволит определить сущность целевых установок и нормы физкультурного образования школьников стран Азии и на этой основе оптимизировать современный национальный учебный план Кореи и обозначить контуры образовательных программ будущего. Модели учебных планов по физическому воспитанию представлены в табл. 1. Поиск особенностей развития системы школьного образования определил необходимость выделения видов и этапов непрерывного образования в различных странах мира с последующим сравнительным исследованием содержания физического воспитания школьников в рамках международных проектов по модернизации общего среднего образования. Динамика развития учебных планов в Республике Корея за период с 1955 г. по настоящее время выглядит следующим образом [2]. Первый национальный учебный план (1955 - 1963) по физическому воспитанию включал 5 разделов: 1) цели здоровья и физического воспитания; 2) обучение технологии сохранения здоровья и физического воспитания; 3) методика преподавания; 4) цели средней школы по физическому воспитанию учащихся; 5) содержание физкультурного образования учащихся (отдельно для каждого класса). В своей основе они сохранились и в структуре последующих шести Национальных учебных планов. Значимость первого учебного плана Республики Корея исключительно велика - он впервые ввел физическое воспитание в ранг самостоятельного школьного учебного предмета, кроме того, это был первый национальный учебный план, разработанный непосредственно корейскими учеными и специалистами в области образования Республики Корея. Второй национальный учебный план (1964 - 1973) Республики Корея был построен на идеях подготовки граждан к борьбе против коммунизма, защите демократических завоеваний и независимости страны, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и высоких идеалов нравственного сознания средствами физической активности и спортивной деятельности. Третий национальный учебный план (1974 - 1981) отражал, представленные в Уставе национального образования дух творческого потенциала, идеи сотрудничества, моральных ценностей и независимости нации через систему развития физических сил, укрепления психологического здоровья учащихся. Четвертый национальный учебный план (1982 - 1987) сосредоточил свои приоритеты на устранении недостатков, имеющих место в первых трех планах: усложненное содержание, пренебрежение дифференциацией общего и регионального содержания в образовании, размытость границ конечного результата. Он был спроектирован на принципе оптимизации условий и уровня использования содержания образования и отражал концепцию интенсивного социального развития страны. Сосредоточенный на развитии личности ученика, четвертый учебный план выделял принцип взаимодействия учебного материала, принцип гуманизации и творческого потенциала, развития интеллекта и технологии формирования морально здоровых людей, стремящихся к социальному сотрудничеству, коллективному взаимодействию. Пятый национальный учебный план (1988 - 1994) спроектировал технологию воспитания творческих и морально здоровых граждан, которые смогли бы сохранить ведущие роли в социуме 21- го века. Он был ориентирован на будущее, способное подготовить Республику Корея к государству всеобщего благоденствия и способного воссоединиться с Северной Кореей. Основная практическая идея плана предусматривала концепцию физкультурного образования учащихся. Шестой национальный учебный план (1995 - 1999) предусматривал фундаментальные изменения и внедрение педагогических новшеств в содержательной части своего развития: качество, децентрализация физкультурного образования в интересах формирования здоровых, инициативных и морально устойчивых граждан Кореи, способных сохранять психологическую надежность в любой сфере деятельности, противостоять негативным явлениям и сформировать культуру двигательной активности. Седьмой Национальный учебный план (2000 - настоящее время) отражает современные повышенные требования к образованию, предусматривая базовый вариативный и компоненты образования учащихся школы. Он включает в себя содержание учебных предметов, дополняющие их элементы по организации учебно-воспитательного процесса в школе и содержание внеучебной деятельности школьников и педагогов. Физическое воспитание определено как комплексный школьный предмет обучения и социального воспитания, содержащий функциональные, академические и нормативные аспекты образования, направленные на усовершенствование качества жизни человека. Корейский учебный план - типичный пример централизованного национального учебного плана. Министерство образования Республики Корея планирует, исследует эффективность, координирует образовательные процессы. Оно имеет право определить стандарты образования, принципы построения и реализации учебных планов, структуру и содержание системы оценки. Управленческие структуры образования регионов имеют право решать детальные задачи, предусмотренные принципами центрального управления и обусловленные условиями конкретного региона. Управление реализацией учебного плана осуществляется конкретной школой. Система образования в Республике Корея строится по модели 6-3-3-4: начальная школа (1-6-е классы), младшая средняя школа (7-9-е классы), старшая средняя школа (10-12-е классы), колледж с двухгодичным курсом обучения, профессиональный колледж и университет [4]. Основной учебный план для начальной школы предусматривает физическое воспитание как часть школьного образования учебный предмет, содержит, в своей сущности, внутреннюю и внешнюю ценности развития человека: укрепление здоровья и социализация детей и подростков; развитие гармонии тела, духа и интеллекта каждого ученика. Образно цель физического воспитания можно выразить следующим образом: 1) "для физического", 2) "о физическом", 3) "через физическое". Первое, формирование у учащихся потребностей в двигательной активности (спортивной деятельности, танцах, играх) и приобретение соответствующих навыков в интересах укрепления физического и психического здоровья. Второе, приобретение знаний по философии, истории, физиологии, социологии, психологии физической активности, спорта, танца, игры, что позволяет творчески оценивать роль физической культуры в жизни человека и строить свой физический потенциал на научной основе. Третье, формирование духовно-нравственного потенциала и эмоционально положительных межличностных отношений [5]. Седьмой Национальный учебный план физического воспитания учащихся объединил систему целевых установок каждой ступени школьного образования, создав систему непрерывного физкультурного образования школьников (табл. 2). Таблица 2. Общие и социальные цели, отражённые в седьмом Национальном учебном плане Республики Корея
Таблица 3. Цели физического воспитания школьников Японии
Таблица 4. Общие цели физического воспитания учащихся школ Китая
Таблица 5. Содержание занятий по физической культуре школьников
Япония. Общие цели физического воспитания учащихся японских школ на каждом образовательном уровне конкретизируются по схеме: начальная школа 1-2-е классы, 3-4-е классы, 5-6-е классы; средняя школа - общая цель - цель по каждому разделу (физическому воспитанию и здоровью). Сущность целевых установок по уровням школьного образования представлена в табл. 3. Целевые установки для учащихся школ Японии детализированы по классам. Китай. Целевые установки физического воспитания учащихся школ Китая представлены в табл. 4. В табл. 5 представлено содержание занятий по физической культуре в обобщенном виде, но вполне отражающее специфику его построения в отдельных странах Азии. Литература 1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. 2. Ли Сунг Джо. Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 3. Нестеров А.А. Модернизация образования и воспитания учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 4. Со Куинг Хи. Образовательная направленность технологий проектирования. - М.: Изд-во "Пресса", 2000. 5. Ча Джу Хен. Ценностные ориентации в системе образования. М.: Изд-во "Викинг", 2003. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|