В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА
"Спортивная жизнь России" № 12, 1997

Один на один

Альфред КАРАЩУК,
доцент РГАФКа,
чемпион Европы, СССР

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ, или

ЛОВКОСТЬ НЕУКЛЮЖЕГО МЕДВЕДЯ


Продолжение. Начало в № 11 за 1997 г.

Дорогие друзья, любители самбо и дзюдо! В прошлом номере нашего журнала вы прочитали первую статью из цикла "Конструирование техники борьбы".

Сегодня нам предстоит разбираться со вторым блоком соревновательной техники борьбы - "техникой туловища". Постараемся увязать ее с "техникой рук", и, частично, с "техникой тела", чтобы приблизиться к реальным условиям противоборства.

"Техника туловища" как составной элемент "техники тела" вносит существенный вклад в происходящее на ковре или татами. Происходит это, во-первых, из-за того, что вес туловища весьма значителен относительно всего тела. И, соответственно, создает большую инерционную массу, которая значительно помогает при выполнении движений.

Во-вторых, в нижней части туловища находится общий центр тяжести всей двигательной системы тела, что налагает на туловище особые требования по поддержанию "динамической устойчивости". О ней мы уже говорили как об одном из главных принципов ведения единоборства.

В-третьих, в туловище располагаются наиболее мощные мышцы, участвующие в борьбе, без них никак нельзя обойтись в экстремальных двигательных эпизодах.

И, в -четвертых, туловище играет важнейшую роль в организации динамических взаимопоз каждого из борцов. Напомним, что под "динамической взаимопозой" мы понимаем постоянно изменяющиеся взаимоположения тела каждого из участников противоборства, находящихся в обоюдных захватах. Позы бывают исходные, рабочие, оперативные. Последняя - сформировывается в мгновение, предшествовавшее отрыву противника от ковра. Я уверен, что в единоборстве результативнее будет действовать тот борец, у которого более рациональная, оптимальная динамическая взаимопоза. Эта рациональность нарабатывается в противодействии борцов в соревновательных схватках. Будут эти взаимопротиводействия более легкими или более напряженными также зависит от взаимопозы.

Нужно учитывать:

1. в какую зону соперника подведена нижняя или верхняя часть вашего туловища;

2. в каком положении относительно соперника находится ваше туловище: спиной, грудью или боком;

3. какой угол создает ваше туловище по отношению к туловищу соперника - прогиб или наклон. Какова величина этого угла.

Разберем изменение позы и корректировку ее туловищем и рукой на примере подъема по лестнице через несколько ступенек. В прошлой публикации мы уже рассматривали бытовые движения, что дают нам неоценимый опыт для спортивной борьбы.

В исходном положении мы просто стоим на двух ногах с большей опорой на одну из них. Итак, пошли. Отрываем неопорную ногу от ступени, поднимая бедро вверх, и сгибаем ногу до уровня следующей ступени. Перемещаем стопу к цели - это третья ступенька от исходной. Напоминаю, что мы передвигаемся через две ступени. Если вы начнете подъем слишком быстро - толчком ноги - можете тут же завалиться в сторону. Не спешите! Туловище первым реагирует на изменение позы и корректирует ее рациональность своим наклоном вперед. Почти одновременно опорная нога сгибается, приседает, тело и туловище опускаются - перемещаются вперед. Вы чувствуете нарастающее напряжение в мышцах ноги и боковое опрокидывание, потерю динамической устойчивости. Не спешите браться за поручень или опираться на стену. Лучше начните перемещаться, как в замедленной съемке или как в темноте - наощупь. Корректируйте позу всего тела туловищем до максимально возможного наклона. Очень важно конкретизировать конечную цель: не третья ступень, а на третью ступень с траекторией по линии опорной ноги. Значит, траектория неопорной ноги должна быть максимально приближена к линии, проходящей через подошву опорной ноги - параллельно поручню.

Вы видите, что вас не стало заваливать в сторону. (Если бы вы отклонились от этой линии вправо, то и заваливать бы вас начало туда же). Теперь, когда остается совсем чуть-чуть до финишной ступени, вы видите, что сильно согнутая шагающая нога вот-вот может подкоситься. Теперь хватайтесь за поручень и помогайте ноге - опирайтесь на него и подтягивайтесь.

Углы наклона туловища, сгиба ноги и положение колена медленно возвращаются в исходное положение, близкое к исходной позе.

Очень похоже передвигается и медведь в горной, скалистой местности, когда, стоя на задних лапах, переходит с камня на камень. Фигура медведя напоминает грушу. Центр тяжести его тела даже в большей степени, чем у человека, смещен вниз: лапы короткие, зад тяжел. Но вы могли убедиться, как ловко хозяин леса держит динамическую устойчивость, наблюдая за ним в цирке. Внешне неуклюжий, но какой ловкий и могучий зверь! Не зря сильных борцов сравнивают с Топтыгиным.

Пример с лестницей и медведем объясняет нам, что и в борцовском поединке необходимо, не отпуская захвата, расслабить руки и верхнюю часть туловища, чтобы дать возможность тазу, как можно ближе подтянуться к сопернику. Плечи идут вперед. Затем вновь включаются мышцы верхней части туловища и рук. Действуют они совокупно с мускулами нижней части туловища и ног. Происходит бросок.

Чтобы результативно выполнить прием на ответственных соревнованиях, необходимо, после взятия борцами захватов, оценить:

1. предположительно опасные направления атак соперника, исходя из отношения его взаимопозы к вашей;

2. основные слабые места его обороны. Затем, продолжая контролировать соперника через свои захваты, а также согнутыми в коленях ногами и тазом, отбираем целесообразные способы выполнения двигательных взаимодействий.

Скажем, мы определились, что в конкретных условиях данной схватки наиболее легко (экономично) и исполнимо (поскольку есть навыки) делать броски в направлении "от него". В этом случае противник сильно напирает, стойка у него прямая и высокая, а поза - неадекватна его напору и стойке. Рассмотрим переворачивание через бедро, используя механизмы подтягивания туловищем и руками и отталкивания руками.

Итак, быстро проводим подворот бедра под соперника по такой траектории и с таким подтягиванием руками на себя, чтобы в момент плавного контакта с вашим бедром, соперник, даже остановившись и слегка прогнувшись назад (защитное действие туловища), продолжал подталкивать вас от себя. Далее, прижимая его туловище рукой к бедру со стороны спины (в позе - согнутых в коленях ног, небольшого наклона туловища и всего тела - вперед), начинаем перетягивать его через бедро с выпрямлением ног и рук. Используем наклон туловища и тела вперед - в сторону. Чтобы подтянуть и свалить его со своего бедра спиной к ковру, добавляем еще поворот туловища. А чтобы остаться на ногах, отталкиваемся от падающего руками и резко выпрямляем свое туловище.

Хотелось бы заострить внимание читателя еще на одном важном моменте: соперника нужно не только "вырывать" из ковра "с корнем", но и - "вбивать" в ковер спиной. Ни в коем случае не укладывать, не расстилать по какой-то траектории, как частенько обучают тренеры, а именно "впечатывать" спиной в ковер.

В 1964 году в Тбилиси незадолго до Олимпиады в Токио, сборная команда СССР по дзюдо встречалась с национальной командой Японии. Дзюдо только что включили в программу Олимпийских игр, и мы, коренные самбисты, брали первые уроки у родоначальников борьбы в кимоно. Опыта совсем не было. Гости буквально вбивали соперников в татами. Причем, при падении главная тяжесть удара приходилась на дальнюю - по отношению к сопернику - лопатку. После такого броска тяжеловес-ленинградец Шапошников с трудом поднялся с татами. Его увели под руки. Это и был стопроцентный "иппон" - высшая оценка в дзюдо.

Чтобы научится делать такие броски и зарабатывать высшие судейские оценки, нужно комбинировать при проведении приема механизмы опрокидывания и переворачивания.

Примером опрокидывания может служить специальное борцовское упражнение - падение из стойки на руки. В быту - это падение стула набок или назад.

Переворачивание - то же опрокидывание, при котором соперник падая перемещается через опору и совершает вращение.

Как правило, борцы высшей квалификации выполняют опрокидывание для подтягивания к себе туловища соперника, и лишь затем, взвалив противника на себя, выполняют переворачивание. На последней стадии переворачивания падающий соперник увлекает инерционной массой своего тела атакующего вниз. Спортсмены высшего класса восстанавливают свою динамическую устойчивость, отталкиваясь руками от соперника. Здесь мы видим правильный пример последовательного и согласованного использования "техники туловища и рук". Мы знаем, что в самбо и дзюдо особенно важно выполнять качественные броски, чтобы закончить схватку досрочно. Поединки идут в течение одного дня, и зачастую их разделяют минимальные интервалы. Надо экономить силы в предварительных схватках, чтобы дойти свежим до финала.

Еще один конкретный пример работы туловища мы видим при переворачивании соперника через спину или плечо. Вначале выполняются самоопрокидывающие действия для подтягивания соперника в нужном направлении к своей спине или плечу, чтобы потом под нужным углом опрокинуть вслед за своим и его туловище, а за ним - и все тело.

Такое самоопрокидывание получается путем наклона своего туловища вперед. При этом должны выпрямляться ноги и наклоняться тело в целом. В процессе подведения туловища под противника и выполнения опрокидывания последовательно и согласованно совершается переворачивание соперника через спину или плечо за счет подтягивающих усилий. При переворачивании через спину с опрокидыванием скорость совместного падения увеличивается.

При выполнении переворачивания через плечо, оно опускается и скручивается наклоном вперед и поворотом туловища. В последний момент - за счет отталкивания и подтягивания руками - соперника поворачивают спиной к ковру, и бросающий восстанавливает динамическую устойчивость.

Анализируя и сравнивая переворачивания через бедро, ногу (стоящую в опоре), плечо и спину можно заметить, что на соревнованиях переворачивание через спину провести легче. Недаром это любимый бросок тяжеловесов, у которых координация, как правило, хуже, чем у борцов более легких категорий. Зато броски через бедро, ногу и плечо, хотя и сложнее в исполнении, но приносят в дзюдо более высокие оценки, поскольку тут противник вылетает по длинной дуге, и прием смотрится очень эффектно.

На этом мы заканчиваем описание блоков "техника туловища" и "техника туловища и рук". В планах редакции дать автору возможность разобрать и другие блоки.

Подготовил Константин ТИНОВИЦКИЙ

(Продолжение следует)

Реклама:
 


 Library В библиотеку