В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА
"Спортивная жизнь России" № 12, 1997

Для вас, любознательные

Александр МАЗУР,
заслуженный мастер спорта

ВОКРУГ СЕРПА И МОЛОТА

В Москве, у входа на ВВЦ возвышается всем знакомая скульптура "Рабочий и Колхозница". Немногие знают, что позировали скульптору люди, принимавшие непосредственное участие в буднях пятилеток, а рабочий к тому же был очень неплохим спортсменом.

Как-то, лет двадцать назад, в Ростове-на-Дону на первенстве СССР среди юниоров по классической борьбе, друзья показали мне мужчину, активно болевшего за своих земляков. Это, как оказалось, и был натурщик Веры Мухиной.

Сергей Владимирович Каснер - бывший борец. Родился в 1912 году на Украине, в селе Белиловка под Киевом. Окончил сельхозтехникум, работал агротехником, но очень хотел учиться дальше. Поехал в Москву. В институт не попал. Поступил грузчиком на молокозавод и одновременно занимался спортом - фехтованием, боксом, борьбой. Когда позвали молодежь на строительство метрополитена, Сергей оказался среди первых добровольцев.

Работал проходчиком, выполнял план на 300 процентов. Один из присутствовавших на нашей беседе с Каснером поинтересовался, сколько платили за 300 процентов выработки. "Мы думали не о деньгах, - ответил Сергей Владимирович, - а единственно о том, чтобы как можно быстрее пустить метро". Успевал Каснер заниматься и французской борьбой. Любопытно, что на будущей метростанции "Динамо" еще при ее строительстве был расстелен ковер для тренировки борцов.

После чемпионатов Москвы и ВЦСПС, где Каснер занимал призовые места, в газете московских метростроевцев появился на Каснера дружеский шарж: Сергей был изображен в борцовском костюме, но рядом с вагонеткой, с проходческим щитом в руках. Рисунок сопровождался бесхитростными словами:

"За наше дело молодой боец
Он в шахте непреклонен, как борец".

В 1936 году шла подготовка к физкультурному параду. Спортсмены Метростроя репетировали в Парке культуры и отдыха имени Горького. По замыслу художников и постановщиков , через Красную площадь на высоком постаменте должны были проехать Рабочий и Колхозница, держа в руках высоко поднятый вверх Серп и Молот. Сергею, как человеку спортивному, к тому же обладавшему прекрасной фигурой, было поручено изображать рабочего, а в роли колхозницы выступала откатчица Зоя Мухина, однофамилица скульптора. На одной из репетиций за ними наблюдала Вера Мухина.

Зрелище не оставило художницу равнодушной. Будущих своих героев она попросила прийти в мастерскую.

На репетициях выяснилось, что на протяжении всего парада откатчица не сможет удерживать серп на вытянутой руке. Сергей предложил соединить серп с молотом, чтобы основную нагрузку взять на себя. Так и сделали. Позже обнаружилась и другая нештатная ситуация - когда выезжали на брусчатку площади, девушке трудно было стоять в одном положении. Недолго было и упасть. Придумали пропустить сквозь площадку шест, который незаметно для стороннего взгляда поддерживал "колхозницу".

Вскоре Сергея назначили бригадиром проходчиков метро. Каснер был настоящим рабочим и настоящим спортсменом.

В Великую Отечественную войну он строит шахты в Сибири, но и здесь, несмотря на тяжелый труд, на бессонные ночи, не бросает свою любимую французскую, как ее тогда называли, борьбу. А позже, уже в сорокалетнем возрасте Каснер выигрывает чемпионат ДСО "Шахтер" в среднем весе.

Он стремится привить любовь к спорту молодым. В Ленинске-Кузнецком организовал секцию борьбы, из которой впоследствии вышло несколько мастеров спорта.

И в Ростове-на-Дону, куда он переехал, более 200 юношей из общества "Трудовые резервы" занимались под его руководством классической борьбой.

На этом можно было бы поставить точку. Но вдруг читаю в "Комсомольской правде" за декабрь 1991 года статью "Его рабочим местом был пьедестал". Автор статьи, в частности, пишет: "В роли мужской половины символа в мастерской - Игорь Степанович Басенко. Тогда он работал в студии Юона, а Мухина руководила там отделением скульптуры. Вот она и пригласила попозировать для нее нашего героя...". Дальше говорит уже сам Басенко: "... А голову, кстати, делали не с меня. Мухиной же требовалось что-то такое мужественное, пролетарское. Поэтому она пригласила, кажется, метростроевца. Что же до колхозницы, то ею была, если мне не изменяет память, танцовщица. Она, так же как и я, получила травму и танцевать больше не могла, ну а на жизнь надо ведь зарабатывать...".

Думаю, что эта публикация внесла ясность.


 


 Library В библиотеку