"Спортивная жизнь России" № 12, 1997 |
Для вас, любознательные
Александр МАЗУР,
заслуженный мастер спорта
ВОКРУГ СЕРПА И МОЛОТА
В Москве, у входа на ВВЦ возвышается всем знакомая скульптура "Рабочий и Колхозница". Немногие знают, что позировали скульптору люди, принимавшие непосредственное участие в буднях пятилеток, а рабочий к тому же был очень неплохим спортсменом.
Как-то, лет двадцать назад, в Ростове-на-Дону на первенстве СССР среди юниоров по классической борьбе, друзья показали мне мужчину, активно болевшего за своих земляков. Это, как оказалось, и был натурщик Веры Мухиной.
Сергей Владимирович Каснер - бывший борец. Родился в 1912 году на Украине, в селе Белиловка под Киевом. Окончил сельхозтехникум, работал агротехником, но очень хотел учиться дальше. Поехал в Москву. В институт не попал. Поступил грузчиком на молокозавод и одновременно занимался спортом - фехтованием, боксом, борьбой. Когда позвали молодежь на строительство метрополитена, Сергей оказался среди первых добровольцев.
Работал проходчиком, выполнял план на 300 процентов. Один из присутствовавших на нашей беседе с Каснером поинтересовался, сколько платили за 300 процентов выработки. "Мы думали не о деньгах, - ответил Сергей Владимирович, - а единственно о том, чтобы как можно быстрее пустить метро". Успевал Каснер заниматься и французской борьбой. Любопытно, что на будущей метростанции "Динамо" еще при ее строительстве был расстелен ковер для тренировки борцов.
После чемпионатов Москвы и ВЦСПС, где Каснер занимал призовые места, в газете московских метростроевцев появился на Каснера дружеский шарж: Сергей был изображен в борцовском костюме, но рядом с вагонеткой, с проходческим щитом в руках. Рисунок сопровождался бесхитростными словами:
"За наше дело молодой боец
Он в шахте непреклонен, как
борец".
В 1936 году шла подготовка к физкультурному параду. Спортсмены Метростроя репетировали в Парке культуры и отдыха имени Горького. По замыслу художников и постановщиков , через Красную площадь на высоком постаменте должны были проехать Рабочий и Колхозница, держа в руках высоко поднятый вверх Серп и Молот. Сергею, как человеку спортивному, к тому же обладавшему прекрасной фигурой, было поручено изображать рабочего, а в роли колхозницы выступала откатчица Зоя Мухина, однофамилица скульптора. На одной из репетиций за ними наблюдала Вера Мухина.
Зрелище не оставило художницу равнодушной. Будущих своих героев она попросила прийти в мастерскую.
На репетициях выяснилось, что на протяжении всего парада откатчица не сможет удерживать серп на вытянутой руке. Сергей предложил соединить серп с молотом, чтобы основную нагрузку взять на себя. Так и сделали. Позже обнаружилась и другая нештатная ситуация - когда выезжали на брусчатку площади, девушке трудно было стоять в одном положении. Недолго было и упасть. Придумали пропустить сквозь площадку шест, который незаметно для стороннего взгляда поддерживал "колхозницу".
Вскоре Сергея назначили бригадиром проходчиков метро. Каснер был настоящим рабочим и настоящим спортсменом.
В Великую Отечественную войну он строит шахты в Сибири, но и здесь, несмотря на тяжелый труд, на бессонные ночи, не бросает свою любимую французскую, как ее тогда называли, борьбу. А позже, уже в сорокалетнем возрасте Каснер выигрывает чемпионат ДСО "Шахтер" в среднем весе.
Он стремится привить любовь к спорту молодым. В Ленинске-Кузнецком организовал секцию борьбы, из которой впоследствии вышло несколько мастеров спорта.
И в Ростове-на-Дону, куда он переехал, более 200 юношей из общества "Трудовые резервы" занимались под его руководством классической борьбой.
На этом можно было бы поставить точку. Но вдруг читаю в "Комсомольской правде" за декабрь 1991 года статью "Его рабочим местом был пьедестал". Автор статьи, в частности, пишет: "В роли мужской половины символа в мастерской - Игорь Степанович Басенко. Тогда он работал в студии Юона, а Мухина руководила там отделением скульптуры. Вот она и пригласила попозировать для нее нашего героя...". Дальше говорит уже сам Басенко: "... А голову, кстати, делали не с меня. Мухиной же требовалось что-то такое мужественное, пролетарское. Поэтому она пригласила, кажется, метростроевца. Что же до колхозницы, то ею была, если мне не изменяет память, танцовщица. Она, так же как и я, получила травму и танцевать больше не могла, ну а на жизнь надо ведь зарабатывать...".
Думаю, что эта публикация внесла ясность.