"Спортивная жизнь России", № 7 |
Спорт и секты
Константин
СЕМЕНОВ,
тренер-преподаватель высшей
категории поУ-шу, Ци-гун и
оздоровительной гимнастике
Тайдзи-Цюань
ГОРОШИНА НА ОБЕД
Восток... Как много загадочного и необъяснимого слилось в этом слове для европейцев . Массовое увлечение восточными единоборствами, даосской практикой У-шу и Ци-гун, тибетским тантризмом и буддизмом. Мало того, на базе философии и практики даосизма и буддизма ныне возникает огромное число тоталитарных сект и школ. Особенно в крупных российских городах.
Такие секты строятся, как правило, на принципах древних восточных школ закрытого типа. Их основатели говорят, что корни этих школ уходят в Древний Китай и Юго-Восточную Азию. Осмелюсь утверждать, что подавляющее большинство, на самом деле, никакого отношения к Востоку не имеют.
Я прозанимался восточными единоборствами более двадцати пяти лет. Начал в годы, когда о каратэ, а тем более об У-шу, знали немногие. Занимаясь даосской практикой Ци-гун школы Фу-син-бао-мень, мы с супругой добились определенного результата. По крайней мере, на сегодняшний день многие номера Ци-гун, которые выполняет наша пара на эстраде, недоступны мастерам У-шу других стран. В том числе - и Китая. В этом я убедился, работая несколько лет на цирковых аренах стран бывшего СССР, Болгарии и Иордании. На гастролях нам случалось пересекаться и с артистами из Азии. (Подробно о цирковых выступлениях супругов Семеновых вы могли прочитать в №2 нашего журнала за 1997 год. Прим. редакции.)
Но мастерства мы достигли, не забираясь ни в какие шаманства, никогда не уходя от здравого смысла и не меняя российский менталитет на какой-либо другой. Мы не преклонялись перед величием того или иного Учителя. (Вспомним библейское "не сотвори себе кумира".) Не били бесчисленные поклоны строем в спортзалах. Всего добились благодаря упорным, многолетним, изнурительным тренировкам, которые, между прочим, не отрицают общепринятую теорию физического воспитания.
Мы никогда не создавали вокруг себя ореола таинственности. Наоборот, расширяли круг наших друзей и знакомых. Надо сказать, среди них попадались очень разные люди, о чем речь пойдет ниже. Наши способности привлекали не только менеджеров шоу-бизнеса и журналистов, но и руководителей или, так называемых, "Учителей" тоталитарных школ. Ведь их программы обучения так же имеют отношение к Востоку. Они также претендуют на то, что могут открывать уникальные возможности человека, в том числе и спортивные. Весь вопрос в том, что тут реальность, а что от лукавого.
Члены этих школ, по их заверениям, управляют энергиями вселенной и могут вызывать природные катаклизмы. Или наоборот - улучшить погоду. Они связывают результаты своей деятельности с изменением энергии солнца и других планет. Занимаются "починкой" азонового слоя. Они же всерьез и увлеченно практикуются в тантризме и даосской йоге.
Но на деле программы этих занятий полностью зависят от фантазии учителя, которой, как известно, нет предела. Вплоть до бредовых идей. С адептами одной из таких школ мне пришлось близко познакомиться в Москве, а впоследствии и на Тянь-Шане, куда приезжали ее "послушники" и "инструкторы" вместе с "Учителем". Для того, чтобы на практике обнаружить свои, якобы, сверхчеловеческие возможности.
Сразу же скажу, что управление погодой получилось с точностью до наоборот. Все старания учителя и учеников улучшить климат закончились полным конфузом - август месяц в прошедшее лето на Иссык-Куле был на редкость дождливым и холодным. Видели бы вы, как они задабривали духов! Увы, не помогло.
Поначалу я даже решил, что эти люди не совсем в себе. Но, приглядевшись, я сделал вывод, что сознание одурманено только у послушников, а "Учитель" совсем не прост. Например, прослушав подробную лекцию наставника о правильном "энергетическом" питании, бедолаги сделали вывод, что можно питаться всего лишь одной горошиной в день. Правда, надо суметь "вытянуть из нее всю энергию". Во время обеда меня, прожившего почти всю жизнь на Востоке, знающего обычаи и отношения между учениками и сенсеями, очень удивило, когда каждому из учеников выдали по ложке рисовой каши, а наставнику навалили полную тарелку. Избирательный аскетизм! Дежурный знал свое дело, в противном случае, как меня просветили рядовые послушники, он получил бы строгое наказание.
В программе обучения планировалась и левитация (умение человека летать). И мгновенное увеличение собственного веса до массы огромного животного или трактора. И "прилепание" к скалам. Однако, и это известно всем любителям горного туризма, альпинизма и скалолазания - без калорийного питания и специального оборудования в горах далеко не уйдешь, и на скалы не влезешь. Поэтому "экспедиция" дружно полегла на первом же незначительном перевале, который без труда одолевают местные школьники. Что поделать, пришлось на автобусе возвращаться в долину. При этом все испытывали чувство вины. Не зря в народе говорят: "Не полопаешь - не потопаешь". (К счастью, мосты через горные реки, а проще говоря, бревна - уцелели. Ведь сколько ни пыжся, вес человека имеет свой законный предел.)
Неудачу похода наставник школы объяснил сопротивлением духов гор и безобразным поведением послушников. Все им ставилось в вину.
Наблюдая за ними, я тысячи раз задавал себе вопрос: "Чем наставники-шарлатаны притягивают к себе этих людей?". Ведь, вроде, нормальные ребята. На мой взгляд, эта болезнь сегодня более свойственна крупным городам, перенасыщенным вредной информацией и сенсационностью. И получается, что образованные люди, но оторванные от живой природы, теряют способность искренне удивляться невообразимой сложности нашего мироздания и придумывают чертовщину и чепуху.
Сегодня достаточно какому-нибудь шарлатану объявить в узком кругу знакомых о своих "сверхчеловеческих" способностях, как вокруг него возникает группа его почитателей. Спрос рождает предложение: чуда хотят. На самом деле цель "Учителя" весьма прозаична - создать для себя комфортные условия жизни. А бедняги работают на благо наставника, при этом с восторгом принимая "единственное в мире учение самой уникальной школы". Жаль, что мои знакомые "сектанты" не слышали отзывы о себе местного населения - коренных жителей Востока: до сих пор смеются, вспоминают, как те искали энергетический родник. Что же касается испытаний голодом, нищетой и другими лишениями, якобы пришедших из восточных традиций, - на самом деле они лишь дань модным американским боевикам с их желтолицыми героями.
Правда же заключается в том, что все "лишнее" как в нашем случае с едой, - достается "Учителю". Но пойдем дальше.
Существует ритуал замера мощности энергии, исходящей от ученика, - один из способов одурачивания. Наставник замеряет послушнику энергетический уровень простым прикладыванием ладоней к телу. Что и говорить - эталон точности! При измерении уровня исходящей энгергии непременно учитывается степень личной преданности подопечного. Не менее важно и его материальное благополучие. Ведь от этого зависит уровень доходов "духовника".
"Учитель" может даже перетасовать супружеские пары. Он-то знает, кто кому лучше подходит по энергетике!
В Средней Азии подобные секты в небольшом количестве появились в начале 80-х годов, но так же быстро и исчезли. Реальное видение мира, непосредственная связь с природой, каждодневный физический труд - выбивают почву у шарлатанов.
В спорте зачастую картина не лучше. Восточные единоборства плодят новые и новые федерации. Не важно, что такие организации порой насчитывают всего лишь несколько десятков человек, зато руководители будут утверждать, что именно их школа пришла из глубины веков. И "процесс пошел"... Тренеры набирают учеников, собирают деньги, а дальше - знакомый "джентльменский набор": слепое повиновение старшим и инструкторам, непререкаемый авторитет "вождя-учителя", многотысячные повторения однообразных движений, часто в ущерб здоровью и здравому смыслу, поклоны, ритуалы, посвящения в ученики. Как правило, на таких занятиях запрещено присутствовать родителям и другим гостям. А как же? Ведь любой специалист без труда определит уровень подготовленности тренера и степень его мастерства.
Если в других видах единоборств, как и во всех спортивных дисциплинах, мастерство всегда оценивается открыто - в форме состязаний, то почему-то многим восточным единоборствам до сих пор сопутствует культ закрытости и тайны.
Но первые же открытые соревнования по боям без правил показали, кто есть кто. Никто никого взглядом не свалил... Нет на сегодняшний день ничего сверхъестественного в науке побеждать!
Зато каких только обещаний ни прочтешь в объявлениях на заборах и столбах столичных улиц! Вот где поле деятельности для шарлатанов любого толка! Доверчивые родители приводят детей и подростков и отдают их в руки таких вот "наставников". Дорогие мои, их там не только ничему не научат, но и не дай Бог, здоровью навредят! Сегодня звание инструктора получить или купить довольно легко. Если в 80-е годы проводились аттестационные семинары, учебные сборы, на которых удостоверение тренера-преподавателя выдавалось не только с учетом знаний и мастерства, но и с оглядкой на моральный облик будущего воспитателя, то сейчас инструкторами часто становятся люди безграмотные, порой вообще не имеющие отношения к спорту.
Такой дурачит своих подопечных байками и рассуждает о бесполезности физических нагрузок на тренировках, якобы он это давно все оставил, так как обладает энергетическим ударом и способен убить противника на расстоянии. Защита также строится не за счет общепринятых блоков, захватов и подставок - зачем они "мастеру"? Он, якобы, создает вокруг себя особое энергетическое поле, которое не пробьет ни один атлет, обладай он хоть невероятной силой удара...
Один такой "тренер", мой знакомый, на сегодняшний день вообще забросил тренировки и физические нагрузки, а "спаррингует" - в своем воображении - с многорукими духами. Он утверждает, что его боевой потенциал растет с каждым годом. Когда-то он действительно был сильным бойцом, а теперь - сигареты изо рта не вынимает.
Обращаюсь ко всем спортсменам и просто молодым людям: не забивайте себе голову небылицами. Идите в спортзалы с настроем трудиться и преодолевать физические нагрузки. Нет иного пути к успехам в любом виде спорта, да и в жизни вообще.