В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА
"Спортивная Жизнь России", № 8

Годы и судьбы

  БЕГ К САМОЛЕТУ

 

Что вы скажете о таких вот титулах: олимпийский чемпион, двукратный победитель европейских первенств, обладатель 10 золотых медалей чемпионатов СССР? Наверняка вы скажете, что у обладателя этих замечательных наград более чем счастливая спортивная судьба.

А в конце нашей беседы бывший спринтер из "Динамо" Андрей Шляпников неожиданно сказал: "Не сложилось у меня в спорте, всего на 50-60 процентов реализовал себя, не больше". И, знаете, если призадуматься, то есть в этом суждении и доля истины. Пусть и читатель поразмышляет о претензиях Андрея Шляпникова к судьбе.

- Спринтерами рождаются, это общеизвестно. Наверное, и вы, Андрей, сразу же классно побежали?

- В общем-то - да, хотя мои способности к бегу открылись неожиданно, мальчишкой я авиамодельным спортом до беспамятства увлекался, областные состязания выигрывал. Желание стать летчком не ушло и позднее, но тогда вот как у меня сложилось... Жили мы в Костроме, мама - терапевт, папа - хирург, а еще человек решительный и жесткий.

Скажем, приходит к нему пьяница или уголовник - с разбитым лицом, с какими-то другими травмами, ну, хирург Шляпников свой долг, конечно, выполнит, окажет помощь, а после словесно врежет. И находились дураки, которым строгая эта проповедь не нравилась, детишки их, окружение на меня неприязнь переносили: драться приходилось.

Пошел в секцию бокса - не приняли, сказали, что не обладаю координацией - странно. А потом выиграл я на пионерских состязаниях бег, и вручили мне книгу Брумеля "Высота"; надо знать психологию мальчишки, благодаря этой книге, считайте, я и пришел в легкую атлетику. В 14 лет у меня было 178 см роста, а прыгнуть мне удалось на 190 см. Но расти я почему-то перестал, и посоветовал мне тренер Виктор Борисов перейти на прыжки в длину, тоже вроде бы пошло: на зимнем чемпионате области показал 7 м 24 см, юношеский рекорд россии. На этих же соревнованиях среди взрослых попросили меня закрыть зачет на "сотке": до этого я никогда не бегал эту дистанцию, но сказали "надо" и - побежал.

Было это зимой, бежал по льду, а показал 10.8 и выиграл финал. После этого и началась моя спринтерская карьера.

- А чего было больше - сладкого или горького?

- Думаю, что горького. Еще в 78-м году на состязаниях в минске пробежал 60 м за 6.48. - а это мировой рекорд для взрослых! Старт у меня вообще всегда был мощным, но тут просто идеально попал под выстрел. Ближайшего соперника я на 2-3 метра обыграл, верный знак классного результата. Телевидение сообщило, газеты, я - в героях. А организаторы и судьи испугались ответственности, перевели мой результат на ручной хронометраж, и вышло повторение мирового рекорда.

Ладно, думаю, вскоре матч СССР-ГДР состоится, не хуже пробегу, и уж тогда обязательно утвердят: состязания-то международные. С замечательным рвением начал готовиться. И пережал. Легкие у меня всегда были слабые, и вот в холодную погоду схватил воспаление, ну какие уж тут рекорды, хотя матч и выиграл.

- Смутно вспоминаю, что и на олимпиаде в Москве были проблемы.

- Еще какие, хотя в то лето я был в потрясающей форме, на отборе выиграл все свои дистанции - от 60 м до эстафеты. Был уверен, что на "сотке" обязательно буду в призах. Но в предварительном попал на Уэлса, Леонардо и болгарина Петрова, и всего одну сотую проиграл болгарину, а они и в финале в таком порядке финишировали.

Но оставалась надежда на эстафету, самая большая. Я по всем параметрам в состав входил, на последней прикидке "сотку" по виражу за 10.0 пробежал. Все в порядке - попадаю в команду, с замечательной легкостью выигрываем предварительное состязание. Но тут и началось столкновение клубов, тренерских интересов - премии по тем временам за олимпийскую победу были громадные. А тут кто-то смекнул, что советская эстафетная команда и в перетасованном составе выиграет. Не буду уж вспоминать все те дрязги. Одно и главное скажу - в финале мне не дали пробежать, заменили, хотя еле-еле ноги от поляков унесли.

- Так вы как, олимпийский чемпион?

- По международным правилам - да. Награды в эстафетах дают и за один старт.

- А медаль олимпийская?

- А медали нет. Обещали вручить на ближайшем чемпионате страны. Жду по сей день.

- Неудачи, надеюсь, на этом завершились?

- Какое там, общая была неудача, когда тогдашнее наше руководство устроило бойкот игр в Лос-Анджелесе. А я опять подвел себя к идеальной форме в олимпийское лето, и это не треп, выиграл спартакиадный финал, да еще с личным рекордом. Потом Сеул... И вот незадолго до вылета на олимпиаду, а именно 1августа 1988 года - кстати, именно в этот день на московских играх мне объявили, что я не бегу в финале, ставил я на даче ребятне качели, сам решил испытать, да так взлетел и рухнул, что в какой-то момент в больнице склифосовского мне ногу по колено собирались оттяпать, такая вот трагедия. На этом моя беговая карьера и завершилась.

- За эти годы вы со всеми выдающимися спринтерами посостязались, и кто вам особенно запомнился?

- Карл Льюис, конечно, Пьетро Менеа, Бен Джонсон... Бен, кстати, только по телевидению выглядел мощным, а так - ниже среднего роста. Да и не такой уж мышечный. Много раз бегал с ними, но опыта международных коммерческих стартов мне все же не хватало.

- А что для вас, андрей, хорошая форма, как ощущали?

- У меня так - бежишь, а останавливаться не хочется, даже после самого трудного финиша.

- Но пришел час остановиться, сказать спорту "спасибо и прощай". И в какую после этого сторону вы, Андрей Шляпников, направили свой бег?

- Тут, знаете ли, я немного заметался. Спринтер, он какой? Он, как воздушный ас - темп ему, расставания подавай, страшенные нервные и физические нагрузки. И я никак не мог врасти в новую жизнь, вяло все, неинтересно. За спиной у меня был механический факультет московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА), связи с друзьями по студенческой скамье остались, и кто-то сказал, что в конструкторском бюро Ильюшина собрали веломобиль - для состязаний. Вот и решил попробовать.

- И, конечно же, со всякими сложностями столкнулись, специфика же...

- Она была, и еще какая. Но - в мою пользу. На этом болиде педали крутят в лежачем положении, и велосипедисты в нем чуть ли не беспомощны. А у бегуна, да еще спринтера, мышцы как раз для такой работы. Месяц-другой потренировался и поехал в Англию, на чемпионат Европы.

- И как дебютант провалились...

- Сами судите, в предварительном заезде на 200 м с ходу мировой рекорд установил. Потом, правда, осознал, что днем позже это следовало сделать - в финале. Потому как рекорд этот меня вымотал, и в решающей гонке всего две сотых проиграл немцу, а он, кстати, неоднократным чемпионом был. Но с веломобилем я вскоре закончил, не выдержал. Тренироваться на наших дорогах крайне рискованно, можно, не преувеличиваю, и убиться. К тому же всякий раз проблемы на таможнях - что за чудовище везешь, не секретная ли конструкция? Ну и средства, конечно. За бензин, за участие в гонках то и дело приходилось из своего кармана платить, а он и без того полупустой. Я уже семейным человеком стал, жена Людмила - филолог, закончила МГУ, сын Андрей... Сейчас он играет в футбол - динамовец.

- Это все стезя спортивная. Но была же и работа, человек-то вы семейный?

- Недолго потрудился в Федерации легкой атлетики под руководством Валентина Балахничева - отличного тренера-практика. Тянуло меня к тренерству, а заняться пришлось коммерцией. Был, кстати, директором первых коммерческих соревнований "русская зима". Потом немного поиграл в американский футбол, но однажды дико столкнулся со 140-килограммовым бойцом, получил очередную травму и стал менеджером. Потом гладиаторские игры... Пришел я на просмотр, выиграл у молодых все дисциплины, не потому, что очень уж был силен: уровень первых наших оказался слабым. Затеяли это дело англичане. Поразмышляли они и сказали мне - мол, ничего серьезного не видим, надо поработать, становись тренером. Согласился... Кое-что успел сделать. Скажем, привел в эти игры Владимира Турчинского, знаменитого ныне "Динамита".

- По одному тону вашему, Андрей, догадываюсь, что все это становилось эпизодами, поисками, не так ли? Но чем-то солидным завершилось?

- Все время меня тянуло в авиацию, это, выходит, в самой природе моей. Как-то пришел, говорю - хочу летать, возьмите на борт. Отказали. Поздно, да и перерыв после института большой. Но свое дело я все же нашел, работаю сейчас в фирме "Экспресс-Лайн". Это официальное агентство "Аэрофлота" - российские международные авиалинии". Так что все в нашей фирме солидно. Не летчик, конечно, но летаю как пассажир. И к спорту здесь нитка есть.

- Вот об этом поподробнее, Андрей.

- Занимаюсь я выездами за рубеж различных спортивных делегаций, турами болельщиков. Поломав головы, мы пришли к выводу, что заниматься этим надо целенаправленно. В развитых странах это страшно популярная и развитая отрасль воздушного туризма, ездят и подростки, и почтенные старички-фаны, ездят на состязания сборных и клубных команд - по всему миру.

У нас же - только-только. В эту нишу "Экспресс-Лайн" и стремится войти. Скажем, вывозили большую группу болельщиков на футбольный чемпионат Европы в Англии, минувшей зимой - огромную делегацию на студенческую универсиаду в Южной Корее, детские команды от "Золотой шайбы" на турнир в США, на футбольный турнир в Финляндию. Это большие акции, но постоянно выполняем заявки с небольшими группами - в основном на футбол, хоккей и баскетбол. Ближайшие планы - делегация на летнюю универсиаду в Сицилии, на чемпионат Европы в Испании, затем - олимпийская на игры в Нагано, на футбольный чемпионат мира во Франции, на финальные матчи по американскому футболу.

При всем этом туристическая фирма "Экспресс-Лайн" обладает огромными потенциальными возможностями. Народ наш еще не вкусил пользы и прелестей от всякого рода заграничных путешествий, да и не умеем мы организовываться, сколотить, если по-житейски, группы болельщиков. Мы же готовы вывезти на любое мероприятие: кого в качестве зрителей, кого на турниры или тренировочные сборы.

- А цены ваши - не кусачие?

- Ниже некуда, это я ответственно говорю. Одно то, что "Экспресс-Лайн" добился и открыл свою билетную кассу на воздушные перевозки, позволило нам снизить цены.

- Видимо, вы чувствуете себя на своем месте и потому, что имеете большой спортивный опыт?

- Это так. Ну, такое, например: я всегда знаю, что любая спортивная делегация принесет документы в самый последний момент, и это в лучшем случае. У кого-то травма - значит замена. Другой провалил последний отбор, и он вылетел из состава, всякое другое может случиться, и я со своими друзьями по работе готов к таким ситуациям.

- А коллеги ваши как, люди спортивные?

- Уверен, что выиграем чемпионат мира среди турфирм по любому виду спорта. Да и конкурс красавиц... Работает у нас молодежь, и сам генеральный директор фирмы Сергей Бузов - прекрасный ориентировщик и лыжник. Так что энергии и свежих идей с избытком.

- Что ж, вы, Андрей, убедили: фирма ваша мобильна и перспективна. И я готов пособить. Читатели наши живо интересуются спортивными событиями дома и за рубежом, так что давайте дадим им координаты фирмы "Экспресс-Лайн".

- Факс 915-39-54. Телефон 290-97-81. До встречи на борту самолета.

Беседу провел Игорь Борисов

Реклама:
 


 Library В библиотеку