В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА
"Спортивная жизнь России", № 1

Неожиданный поворот

Сергей ПОНОМАРЕВ

СНЕГ, ЛЕД И ФАНТАЗИЯ

Чемпионат по скульптуре в Перми

Что ни говорите, а скульпторы - люди монументальные. Творят как бы сквозь нас - на века. Мол, будущие поколения им судии. Не знаю, сколько таких ваятелей знала история, но кое- что на века осталось.

Но есть, однако, и такие скульпторы, которые монументальность творения соединяют с эфемерностью материала. Создают, таким образом, гениальные (или не слишком) однодневки, а точнее - сезонки: скульптуры из снега и льда. Они красуются в зимних парках и скверах - эти морозоустойчивые детские горки, забавные медвежата, зайчата и олени, не говоря уже о культовых фигурах Деда Мороза и Снегурочки. Пожалуй, без них уже и не мыслится детская радость в зимние месяцы - привыкли мы к ним.

Эти творцы- чудаки тоже не лишены честолюбия. Более того - им оно, пожалуй, необходимо, поскольку их творения не только века не переживут, но даже и весны! Вот и возникли конкурсы снежных и ледяных скульптур. Со временем они переросли в чемпионаты России, которые тут же были объявлены открытыми: этакие “Russian winter open”.

И потянулись на наши промерзшие просторы гости из безмятежной Швейцарии, из немногословной Финляндии, из бесшабашной Голландии, из любвеобильной Франции, с родины веселого Святого Патрика - Ирландии, из безнадежно рациональной Германии и даже из заморских Соединенных Штатов ... Впрочем, несмотря на национальные различия, эти творцы сиюминутного внешне вполне схожи: широкие блузы, повышенная коммуникабельность и умиляющая нас тяга к горячительным напиткам. А главное - все они просто не могут творить без зрителей. К счастью, их у них - как ни у одного скульптора, кто предпочитает работать по камню, дереву или гипсу.

Последний на момент написания этих записок YI Открытый чемпионат России по снежной и ледяной скульптуре проходил в Перми. Это стало возможным благодаря творческому сотрудничеству московского культурного центра “Вьюговей” во главе с Виктором Павловичем Чернышевым и директором Центрального Парка культуры и отдыха города мощных боевых самолетов и очаровательных балетных артистов Игоря Тимофеевича Аболонкова.

Стараниями этих фирм в России уже лет десять проводятся конкурсы ваятелей по снегу и льду, а последние пять лет - и открытые чемпионаты России. Проходили они и в провинции, и в столице. Было замечено, что перегруженная зрелищами московская публика вяловато реагирует на произведения замерзших скульпторов. Тогда как неизбалованная, благодарная к любому вниманию глубинка охотно принимает снежно- ледовые творения со всей широтой русской души. Потому и было решено проводить 6- й чемпионат России в Перми.

Помимо гостей из дальнего зарубежья, прибыли и энтузиасты с Украины. Россия же была представлена необыкновенно богато: команды скульпторов Архангельска, Ижевска, Уфы, Вологды, Каргополя, Чебоксар, Красноярска и, конечно же, Москвы. Двумя командами выступали хозяева чемпионата.

Больше недели в Центральном парке шла подготовка. Причем самих ваятелей еще не было на площадках. Просто город готовил ристалище. Создавались большие, 3х3х3 метра снежные кубы, заботливо зашитые до поры до времени с четырех сторон в фанеру. В другом месте складывались аккуратно нарезанные из реки Кама куски льда, строго выдержанные в размерах 1х0,5х0,3 метра.

Чемпионат по скульптуре - это соревнование. А значит, для всех должны быть обеспечены одинаковые стартовые условия. Каждая “снежная” команда получала по кубу утрамбованного снега, а каждая “ледяная” - по 25 совершенно одинаковых прямоугольных кусков прозрачного льда. Времени всем - три дня.

К каждой делегации были приставлены переводчики из местного педагогического университета. Больше всех этому событию радовалась французская команда. Поскольку все остальные хорошо ли, плохо ли, но, в общем, говорили по- английски. Легкомысленные же скульпторы с родины шампанского после нескольких дней пути по России впервые услышали родную речь. А поскольку современный французский слетал с уст трех очаровательных юных студенток, то грузноватые пятидесятилетние галлы выглядели счастливыми, как дети.

Среди зарубежных гостей был и такой человек, который чувствовал себя в Перми, как дома. И это при том, что не знал ни слова по- русски! Это был Джордж Вудл - из города Сиэтла, штат Вашингтон. Он приехал в Пермь уже в пятый раз. Особенно этот жизнерадостный американец в восторге от непосредственности и смекалки российских детей. К сожалению, говорил он, в Штатах дети сейчас больше интересуются спортом, компьютерами и кино- видеофильмами. А что до ваяния, то руки и души их до этого искусства не доходят.

В Пермь на этот раз Вудл привез из Сиэтла целый десант снежных скульпторов. Однако сам он отказался от участия в чемпионате. А знаете почему? Ученики местной художественной школы уговорили его создать совместное внеконкурсное произведение.

Погода заставила организаторов поволноваться. За неделю до приезда делегаций зарядил дождь! Однако в день приезда нашего поезда из Москвы погода как- то более ни менее зашкалила на “минус”. Потом пошел совершенно обвальный снег, под которым и начали работать скульпторы. И только подтаявшая прожилка в верхней трети каждого конкурсного снежного куба говорила о том, что здесь не так давно действительно было тепло. А уж на третий день ударил такой мороз, что многим, особенно иностранцам, я думаю, было, как говорится, не до искусства. Но русская парная в гостинице работала исправно, поэтому все дожили до окончания чемпионата.

Прохаживаясь возле копошащихся в снегу или таскающих огромные ледяные кирпичи скульпторов , я безнадежно пытался понять суть происходящего. Скажем, мне было совершенно непонятно, как из ледяных “кирпичей” каждый весом в 120 килограммов можно создать скульптуру? Это было выше моей фантазии. Но ведь получалось!

Но и отдых этих веселых людей проходил очень интенсивно. После первого дня работы прошел вечер открытия. И на нем удалось ощутить многообразие культур. Русские из Каргополя дружно спели про свой город. Богдан Халак с Западной Украины исполнил гуцульскую песню. Жан- Клод Рамбо из Франции долго пародировал знаменитых певцов своей родины, в частности, Шарля Азнавура. Американский скульптор Джеймс Браун сыграл джаз на рояле. Финны, которые на день опоздали и прибыли прямо с корабля на бал, тоже исполнили что- то национальное. И даже удмурт Виктор Соломенников из Ижевска очень проникновенно пел песни своего народа. В общем, снежно- ледовый интернационал.

На следующий день я снова был в парке. Вчера была метель, сегодня - солнце и мороз. Но скульпторов за уши не оторвешь от их творений. Да и не холодно им - они все время в движении. Холодно тем, кто рядом, таким как я.

На сей раз что- то уже стало проясняться. Джордж Вудл создает с пермскими ребятами фигуру гигантского бобра. У команды Ижевска возникают контуры православного храма. Финны строят крепость. Ирландцы - некую гору, на которую лезут человеческие фигуры. И все это - из снега.

Изо льда по- прежнему все не очень понятно. Привлекло внимание лишь то, что красноярцам уже понадобился автопогрузчик с платформой, чтобы поднять творца на высоту где- то в два человеческих роста. А мороз- то - за минус 20! Каково там стоять скульптору?

На третий день стало проясняться кое- что из тактики и стратегии этого скульптурного чемпионата. Дело в том, что высший шик здесь - до поры до времени скрывать замысел. И только перед самым концом, буквально под носом у судей сделать несколько движений резцом или лопатой, превращающих скульптуру в нечто законченное. Однако, как говорят люди бывалые, у некоторых на это уже просто не остается сил.

На улице - уже минус 25. Греются творцы в какой- то глухозапаянной железной будке, где есть лампочка и калорифер. Да еще стол, за которым можно побаловаться чайком и даже водочкой. Многие все же простудились и просят у медсестры профилактория, где мы все живем, таблетки. Однако с дистанции никто не сходит.

Последний день работы - самый интересный. Все произведения, в основном, ясны. И скульпторы с большим достоинством наносят последние линии. Французы и опытный Джордж Вудл с пермскими подростками, как стахановцы, закончили раньше всех. У французов - огромная снежная рука, держащая, как вы уже догадались, бокал с вином. Маленькую гипсовую копию они привезли с собой из Франции. Но, думаю, если бы они ее даже где- нибудь и забыли, то не утратили бы образа, поскольку (что было заметно во время штатных ужинов и даже обедов) постоянно тренировали это движение.

Интересная композиция проявилась у голландцев. Это было некое символическое творение, именуемое “Жизнь” и посвященное Перми. Четыре колонны - одна высокая, другая маленькая, а две остальные - извините, уже загнувшиеся в разной степени - символизировали все поколения семьи, или же все стадии жизни человека. Чтобы приблизить это творение к зрителям, четыре скульптора из Нидерландов - обаятельная женщина Конни и три крепких мужика Том, Джон и Хилдерт раздавали публике листовки с призывом занести на колонну - самую высокую - имя знакомого человека, заслуживающего того, чтобы его помнили. Многие так и делали, и скоро эта колонна уже не вмещала всех имен. Приходилось сажать тех, кто поменьше, на могучие плечи мужчин, и уже с этой высоты они писали имена дорогих им людей на холодном отполированном снежном боку прямоугольной колонны.

Чемпионат плавно катился к финишу. Жюри из семи человек готовилось оценивать творения. Критерии распределились так: 50% - художественная ценность, 25% - оригинальность и 25% - техническое мастерство. В состав жюри входили несколько профессиональных скульпторов и художников, а также организаторы чемпионата.

Наконец, все собрались, притопывая от мороза, возле большой эстрады без кулис. Тут же расположился и военный духовой оркестр. Первое место в номинации “снежная скульптура” получила команда Финляндии в составе Риты- Йоханны Матикаенен, Туиджи- Хелены Койвисто, Симо- Ристо- Илмари Холопайнена и Джуха- Хенрика Катаисто. Они сделали, как выяснилось, не крепость, а трех лебедей высотой метра в три, которые очень любовно сходились в центре композиции склоненными шеями.

Второй приз получили изобретательные голландцы. На третье место со своей огромной рюмкой прорвались французы. Специальный приз за оригинальность достался команде Ирландии.

Среди “ледовиков” первенствовали красноярцы: Александр Зайцев, Анатолий Малых и Сергей Банных. С помощью портового автопогрузчика они создали ледяное дерево метра в три-четыре высотой, в кроне которого были различимы силуэты мужчины и женщины, а справа и слева композицию декорировали сказочные птицы. Называлось все это “Песнь песней”. Тут особенно проявилось выгодное отличие ледяной скульптуры от снежной. Снег - он везде снег: в куче ли, в скульптуре. А лед по мере обработки резцом и водой обретает воздушность, прозрачность, я бы даже сказал -хрустальность. А уж на солнце, или же ночью при специальной подсветке эти произведения искусства выглядели вообще потрясающе.

На второе место вышли ледяные скульпторы из Архангельска Алексей Ивонцин и Олег Помешкин, изобразившие сцену ловли северного оленя ловким тундровым человечком, которому помогали большие мохнатые, но в скульптуре еще и прозрачные, северные псы. Третье место досталось более спокойной композиции скульпторов из Каргополя Рашида Сагадеева, Леонида Копейкина и Александра Кудичева, представивших на суд зрителей Снежную Королеву в санях, запряженных, как вы помните по сказке, северным оленем. Единственные в этой номинации иностранцы - швейцарцы Мартин Хиллигер, Линус Счерер и Роджер Виггер - в лучших традициях кубизма создали некие зубчатые колеса, наполовину или же на четверть выступающие из слежавшегося снежно- ледяного наста, назвав все это “Технозавр”. И получили приз за оригинальность.

После вручения цветов, дипломов и весьма скромных денежных призов, скульпторы и организаторы потеряли всякую власть над скульптурами. Голодный до радости народ во главе с малыми детьми двинулся с визгом и гиканьем на творения сиюминутных гениев. Главной забавой было забраться на скульптуру и сфотографироваться. Народу, несмотря на мороз, было в массе, близкой к критической. На вопрос типа: “Что, неужели в Перми столько жителей?” какая- то тепло одетая интеллигентная дама ответила мне вопросом же: “А не думаете ли вы, что в нашем городе так уж много развлечений?”.

Что ж, радость радостью, но произведения конкурсантов несли урон буквально на глазах. Например, особой похвалы жюри в композиции архангельских “ледовиков” заслужила длинная и тонкая веревка изо льда, наброшенная на шею вскинувшегося оленя... Пройдя мимо этого произведения минут через сорок после награждения, я оное чудо уже не увидел - обломили... Случайно, конечно.

Что ж, может так и надо? Дня три трудиться на морозе, по пояс в снегу, по локоть во льду, создавая “нетленки”, которым не суждено дожить даже до заключительного банкета?


 Library В библиотеку