ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЗМА


Abstract

MASS MEDIA'S ROLE IN COMPANY FOR INVITATION OF OLYMPIAD-2004 TO ST.-PETERSBURG

M.V. Antipova

E. V. Antipova, doctor of pedagogy

Scientific research institute of physical culture St.-Petersburg

Key words: Olympiad-2004, public opinion's formation, analysis of press materials.

The purpose of the present study was to determine the participation of mass media in the company for invitation Olympiad-2004 to St.-Petersburg. The method of content-analysis was used in this investigation. The volume of data was represented by 72 units from 763 sources in information had been analyzed.

As a result of the research it had become possible to conclude:

1. The questions connected with St.-Petersburg standing for the city of Olympiad-2004 had been weakly reflected in press at the period from June-1995 to february - 1996.

2. Information on public opinion takes 6,1% of the whole press volume.

3. The tendency of decreasing the volume of materials on the problem in 1996 is revealed.


РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КАМПАНИИ ПО ПРИГЛАШЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ 2004 ГОДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

М.В. Антипова
Кандидат педагогических наук Е.В. Антипова

Научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Ключевые слова: Олимпиада-2004, формирование общественного мнения, анализ материалов прессы.

В июле 1995 г. Санкт-Петербург включился в борьбу за право проведения Олимпийских игр 2004 г., а в январе 1996 г. - официально стал городом-кандидатом.

Общественное мнение как феномен социальной действительности выполняет важную управленческую функцию, подчиняя себе поведение как отдельной личности, так и коллектива, большой социальной группы [2, 4]. Если оно возникает спонтанно, неосознанно, под воздействием стихийных слухов и активизации ряда психологических факторов, то является, как правило, противоречивым, тенденциозным [5]. Развитость общественных суждений, возможность формирования общественного мнения во многом зависит от количества и качества информации, само же общественное мнение в определенном смысле интегрирует все виды социальной информации [3]. В формировании общественного мнения чрезвычайно важную роль играют средства массовой информации, выступающие по отношению к нему не менее чем в трех аспектах: как источник информации, как субъект формирования и как выразитель общественного мнения [2].

В связи с этим представляется необходимым иметь научные данные о роли средств информации в формировании общественного мнения по вопросу выдвижения Санкт-Петербурга на проведение Олимпиады 2004 г. Телевидение России уделяет спортивной тематике достаточно много времени - ежедневно более 3,5 ч, однако по основным каналам чаще всего передаются информационные спортивные обзоры. Например, за март-апрель 1995 г. сюжеты по олимпийскому и международному спортивному движению на канале МТК составили 0,8% от общего числа спортивных сюжетов [1]. За последний год на каналах Санкт-Петербургского телевидения достаточно подробно освещались события, связанные с выдвижением города на проведение Олимпийских игр, в том числе репортажи из Международного Олимпийского комитета и Олимпийского музея в Лозанне. Несмотря на то что телевидение имеет многомиллионную аудиторию зрителей, пресса в освещении событий и формировании общественного мнения играет не менее важную роль. Газетная информация к тому же более "долговечна".

Таблица 1. Динамика количества тематических материалов в прессе по проблеме Олимпиады-2004 за период с июня 1995 по февраль 1996 года

№ п/п. Наименование издания (газета или информационный бюллетень) Всего номеров Из них номеров, имеющих статьи по проблеме Количество статей по проблеме В том числе статей по месяцам
1995 год 1996 год
VI VII VIII IX X XI XII I II
1 "Советский спорт" 145 7 7 2 2 - - - 2 - 1 .
2 "Санкт-Петербургские ведомости" 189 14 16 1 4 2 - 1 2 2 3 1
3 "Спо рт - экспресс" 181 8 20 1 3 4 2 1 3 4 - 2
4 "Смена" 226 7 7 - 3 - 1 - 2 1 - -
5 "Олимпийский вестник" 22 14 22 1 3 3 1 3 10 1 - -
Всего: 763 50 72 5 15 9 4 5 19 8 4 3


Цель предпринятого нами исследования - определить включенность прессы на первом этапе (июнь 1995 - февраль 1996 года) в кампанию по приглашению Олимпиады-2004 в Петербург. Период проведения был выбран с учетом одного месяца до подачи заявки в Олимпийский комитет России и одного месяца после подачи официальной заявки в Международный Олимпийский комитет. В исследовании применялся метод контент-анализа. Материалом для него служили статьи и заметки в газетах "Советский спорт", "Спорт-экспресс", "Санкт-Петербургские ведомости", "Смена" и информационном издании Олимпийского комитета России "Олимпийский вестник". Выбор изданий не был случаен, так как интерес представляла не только спортивная пресса, но и общественно-политические газеты, имеющие в Петербурге самый большой тираж. Контент-анализу были подвергнуты материалы за период с 1 июня 1995 по 29 февраля 1996 года. Объем совокупной выборки составил 72 единицы из 763 проанализированных источников - номеров вышеназванных печатных изданий. Анализ проводился по следующим направлениям:

1. Объем информации по вопросу приглашения Олимпиады-2004 в Санкт-Петербург.

2. Направленность внимания к основным аспектам проблемы выдвижения кандидатуры города на проведение Олимпиады-2004 (смысловые единицы):

а) формирование общественного мнения;

б) выражение общественного мнения;

в) официальные сообщения;

г) материально-техническое обеспечение;

д) олимпийское образование;

е) другие аспекты.

3. Территориальные границы.

4. Уровень конкретности материалов.

5. Авторство материалов.

За единицу счета принято появление в тексте статей указанных смысловых единиц анализа. Анализ материалов показал, что из 563 номеров печатных изданий лишь 50 опубликовали информацию по Олимпиаде-2004 г., что составило в общей сложности 6,5% (табл. 1). В 50 номерах изданий было опубликовано 72 статьи по исследуемой проблеме. Если проследить за динамикой количества тематических материалов по вопросам Олимпиады-2004, можно констатировать, что доля материалов в прессе по месяцам различна и, к сожалению, не возрастает. Наибольшее количество статей (15 единиц) относится к июлю 1995 г., когда решался вопрос о подаче заявки на проведение Олимпиады-2004 на уровне Олимпийского комитета России, и к ноябрю (19 единиц). Однако, когда в январе 1996 г. в Международный Олимпийский комитет подавалась официальная заявка, в указанных печатных изданиях появилось всего 4 публикации, причем в газете "Смена" - ни одной ("Олимпийский вестник" за 1996 г. не анализировался).

Объем материалов определялся по общепринятой методике и измерялся количеством знаков в статьях, что позволило привести его к единому показателю площади (табл. 2).

Уровень конкретности материалов подразделялся нами на конкретный (к которому относилась информация относительно общественного мнения и олимпийского образования) и абстрактно-теоретический (определяемый остальным материалом по проблеме). На втором месте по значимости оказались материалы по олимпийскому образованию. Следует отметить, что этот показатель вырос за счет рубрики "Пять колец над Невой" в "Северном Форуме" - ежемесячном приложении к газете "Смена".

Таблица 2. Распределение в печати объема информации по направлениям проблемы приглашения Олимпиады-2004 в С.-Петербурге (n=72 статьи)

№ п/п. Основные направления информации по Олимпиаде-2004 Объем информации (количество знаков) Отношение к общему объему по проблеме. %
1 Информация абстрактно-теоретического характера 122378 40,5
2 Олимпийское образование 122371 40,4
3 Официальные сообщения 26129 8,6
4 Общественное мнение 18620 6,1
5 Информация о других городах-кандидатах 8026 2,6
6 Материально-техническое обеспечение Олимпиады-2004 5452 1,8
Итого 302976 100,0

p14_pic.jpg (16436 bytes)

1 - материалы специалистов физической культуры
2 - материалы официальных лиц
3 - материалы нескольких лиц
4 - редакционные материалы

Авторство материалов по проблеме Олимпиады-2004, опубликованных за период с июня 1995 по февраль 1996 года (в %)

Представление об авторстве материалов дает рисунок, из которого явствует, что полностью отсутствуют материалы неспециалистов в области физической культуры - населения. Никаких дискуссий с ним не ведется.

Данные проведенного контент-анализа позволяют сделать следующие выводы:

1. За период с июня 1995 по февраль 1996 года вопросы, связанные с выдвижением кандидатуры Санкт-Петербурга на проведение Олимпиады-2004, в прессе отражены слабо (6,5% от общего количества опубликованных номеров в 5 печатных изданиях).

2. Информация по общественному мнению занимает 6,1% от общего объема при полном отсутствии материалов, где бы авторами выступали горожане, тогда как 98,6% информации по проблеме исходят от редакции, официальных лиц и специалистов по физической культуре.

3. Отмечается тенденция резкого снижения количества материалов по проблеме по отношению к 1995 г.

4. Существует необходимость проведения более углубленного контент-анализа за период с июля 1994 (от первого упоминания Олимпиады-2004 для Петербурга) по март 1997 года с увеличением количества наименований печатных изданий и смысловых единиц, что определит включенность прессы в кампанию по выдвижению кандидатуры Санкт-Петербурга на проведение Олимпиады-2004 и роль средств массовой информации в олимпийском образовании населения.

5. Контент-анализ материалов телевидения по проблеме может дать более полную и объективную картину включенности средств массовой информации в процесс формирования общественного мнения по Олимпиаде 2004 г., однако данное исследование требует дополнительных затрат и организационно трудноосуществимо в сроки, предлагаемые для контент-анализа газетных материалов.

Литература

1. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране //Теория и практика физической культуры. 1996, № 1, с. 43-46.

2. Горбунова Л.В. Общественное мнение: особенности формирования: Автореф. лис.... канд. филос. наук. М., 1991.

3. Козлов Н.С., Пономарев Н.И. Общественное мнение как один из информационных источников управления развитием физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. 1977, № 6, с. 8-11.

4. Первышева Е.В. Опыт изучения общественного мнения по проблеме создания свободных экономических зон //Методика изучения общественного мнения: Сб. научн. тр. - М.: МГУ, 1992.

5. Покида Н.И. Слухи и их влияние на формирование и функционирование общественного мнения: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1990.

Поступила в редакцию 05.05.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!