Abstract MASS MEDIA'S ROLE IN COMPANY FOR INVITATION OF OLYMPIAD-2004 TO ST.-PETERSBURG M.V. Antipova E. V. Antipova, doctor of pedagogy Scientific research institute of physical culture St.-Petersburg Key words: Olympiad-2004, public opinion's formation, analysis of press materials. The purpose of the present study was to determine the participation of mass media in the company for invitation Olympiad-2004 to St.-Petersburg. The method of content-analysis was used in this investigation. The volume of data was represented by 72 units from 763 sources in information had been analyzed. As a result of the research it had become possible to conclude: 1. The questions connected with St.-Petersburg standing for the city of Olympiad-2004 had been weakly reflected in press at the period from June-1995 to february - 1996. 2. Information on public opinion takes 6,1% of the whole press volume. 3. The tendency of decreasing the volume of materials on the problem in 1996 is revealed.
|
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КАМПАНИИ ПО ПРИГЛАШЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ 2004 ГОДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ М.В. Антипова Научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург Ключевые слова: Олимпиада-2004, формирование общественного мнения, анализ материалов прессы. В июле 1995 г. Санкт-Петербург включился в борьбу за право проведения Олимпийских игр 2004 г., а в январе 1996 г. - официально стал городом-кандидатом. Общественное мнение как феномен социальной действительности выполняет важную управленческую функцию, подчиняя себе поведение как отдельной личности, так и коллектива, большой социальной группы [2, 4]. Если оно возникает спонтанно, неосознанно, под воздействием стихийных слухов и активизации ряда психологических факторов, то является, как правило, противоречивым, тенденциозным [5]. Развитость общественных суждений, возможность формирования общественного мнения во многом зависит от количества и качества информации, само же общественное мнение в определенном смысле интегрирует все виды социальной информации [3]. В формировании общественного мнения чрезвычайно важную роль играют средства массовой информации, выступающие по отношению к нему не менее чем в трех аспектах: как источник информации, как субъект формирования и как выразитель общественного мнения [2]. В связи с этим представляется необходимым иметь научные данные о роли средств информации в формировании общественного мнения по вопросу выдвижения Санкт-Петербурга на проведение Олимпиады 2004 г. Телевидение России уделяет спортивной тематике достаточно много времени - ежедневно более 3,5 ч, однако по основным каналам чаще всего передаются информационные спортивные обзоры. Например, за март-апрель 1995 г. сюжеты по олимпийскому и международному спортивному движению на канале МТК составили 0,8% от общего числа спортивных сюжетов [1]. За последний год на каналах Санкт-Петербургского телевидения достаточно подробно освещались события, связанные с выдвижением города на проведение Олимпийских игр, в том числе репортажи из Международного Олимпийского комитета и Олимпийского музея в Лозанне. Несмотря на то что телевидение имеет многомиллионную аудиторию зрителей, пресса в освещении событий и формировании общественного мнения играет не менее важную роль. Газетная информация к тому же более "долговечна". Таблица 1. Динамика количества тематических материалов в прессе по проблеме Олимпиады-2004 за период с июня 1995 по февраль 1996 года
1. Объем информации по вопросу приглашения Олимпиады-2004 в Санкт-Петербург. 2. Направленность внимания к основным аспектам проблемы выдвижения кандидатуры города на проведение Олимпиады-2004 (смысловые единицы): а) формирование общественного мнения; б) выражение общественного мнения; в) официальные сообщения; г) материально-техническое обеспечение; д) олимпийское образование; е) другие аспекты. 3. Территориальные границы. 4. Уровень конкретности материалов. 5. Авторство материалов. За единицу счета принято появление в тексте статей указанных смысловых единиц анализа. Анализ материалов показал, что из 563 номеров печатных изданий лишь 50 опубликовали информацию по Олимпиаде-2004 г., что составило в общей сложности 6,5% (табл. 1). В 50 номерах изданий было опубликовано 72 статьи по исследуемой проблеме. Если проследить за динамикой количества тематических материалов по вопросам Олимпиады-2004, можно констатировать, что доля материалов в прессе по месяцам различна и, к сожалению, не возрастает. Наибольшее количество статей (15 единиц) относится к июлю 1995 г., когда решался вопрос о подаче заявки на проведение Олимпиады-2004 на уровне Олимпийского комитета России, и к ноябрю (19 единиц). Однако, когда в январе 1996 г. в Международный Олимпийский комитет подавалась официальная заявка, в указанных печатных изданиях появилось всего 4 публикации, причем в газете "Смена" - ни одной ("Олимпийский вестник" за 1996 г. не анализировался). Объем материалов определялся по общепринятой методике и измерялся количеством знаков в статьях, что позволило привести его к единому показателю площади (табл. 2). Уровень конкретности материалов подразделялся нами на конкретный (к которому относилась информация относительно общественного мнения и олимпийского образования) и абстрактно-теоретический (определяемый остальным материалом по проблеме). На втором месте по значимости оказались материалы по олимпийскому образованию. Следует отметить, что этот показатель вырос за счет рубрики "Пять колец над Невой" в "Северном Форуме" - ежемесячном приложении к газете "Смена". Таблица 2. Распределение в печати объема информации по направлениям проблемы приглашения Олимпиады-2004 в С.-Петербурге (n=72 статьи)
1 - материалы специалистов
физической культуры Авторство материалов по проблеме Олимпиады-2004, опубликованных за период с июня 1995 по февраль 1996 года (в %) Представление об авторстве материалов дает рисунок, из которого явствует, что полностью отсутствуют материалы неспециалистов в области физической культуры - населения. Никаких дискуссий с ним не ведется. Данные проведенного контент-анализа позволяют сделать следующие выводы: 1. За период с июня 1995 по февраль 1996 года вопросы, связанные с выдвижением кандидатуры Санкт-Петербурга на проведение Олимпиады-2004, в прессе отражены слабо (6,5% от общего количества опубликованных номеров в 5 печатных изданиях). 2. Информация по общественному мнению занимает 6,1% от общего объема при полном отсутствии материалов, где бы авторами выступали горожане, тогда как 98,6% информации по проблеме исходят от редакции, официальных лиц и специалистов по физической культуре. 3. Отмечается тенденция резкого снижения количества материалов по проблеме по отношению к 1995 г. 4. Существует необходимость проведения более углубленного контент-анализа за период с июля 1994 (от первого упоминания Олимпиады-2004 для Петербурга) по март 1997 года с увеличением количества наименований печатных изданий и смысловых единиц, что определит включенность прессы в кампанию по выдвижению кандидатуры Санкт-Петербурга на проведение Олимпиады-2004 и роль средств массовой информации в олимпийском образовании населения. 5. Контент-анализ материалов телевидения по проблеме может дать более полную и объективную картину включенности средств массовой информации в процесс формирования общественного мнения по Олимпиаде 2004 г., однако данное исследование требует дополнительных затрат и организационно трудноосуществимо в сроки, предлагаемые для контент-анализа газетных материалов. Литература 1. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране //Теория и практика физической культуры. 1996, № 1, с. 43-46. 2. Горбунова Л.В. Общественное мнение: особенности формирования: Автореф. лис.... канд. филос. наук. М., 1991. 3. Козлов Н.С., Пономарев Н.И. Общественное мнение как один из информационных источников управления развитием физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. 1977, № 6, с. 8-11. 4. Первышева Е.В. Опыт изучения общественного мнения по проблеме создания свободных экономических зон //Методика изучения общественного мнения: Сб. научн. тр. - М.: МГУ, 1992. 5. Покида Н.И. Слухи и их влияние на формирование и функционирование общественного мнения: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1990. Поступила в редакцию 05.05.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |