МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ


Abstract

SPORT AS BRANCH AND AREA

V.V. Prikhodko, professor

S.N. Gorban, professor

Ukrainian state chemistry-technological university, Dnepropetrovsk

Key words: sports system, reformation, foreign experience of sport's organizing, branch of sport, area of sport.

The problem of the progressive experience's in foreign sport systems assimilation was the purpose of this study. The methodology of G.P. Schedrobitsky was used in this research.

As a result it had become possible to base the concepts of the definitions "area of sport" and "the branch of sport".

"The area of sport" can be represented as the collective thinking activity, ensuring "the connecting" of managing and economical activities, sport sciencies and training specialists educating, interconnections of various sports training's levels.

"The branch of sport" is a large system, which is constructed, taking into consideration the ensuring of all the necessary areal processes. The integrity of such a system is ensured by strong inner connections and mutual demands of components forming this system. Thus, the branch needs the stable and adequate sources of financing. However, they can not be received without the entertaiment sports action, without the modern sports buildings and without contacts with mass media. In its turn the process of elite athletes training can not be realized effectively without sport science's representatives, the skilled coaches etc.


СПОРТ КАК ОТРАСЛЬ И СФЕРА
(Обоснование необходимости научных исследований по проблеме)

Доктор педагогических наук, професор, В.В.Приходько,
С.Н.Горбань

Украинский государственный химико-технологический университет

Ключевые слова: реформа системы спорта, передовой зарубежный опыт в организации спорта, отрасль спорта, сфера спорта.

Реформа общественной жизни, которая проходит в независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, не могла не отразиться на устройстве, функционировании и развитии спорта.

Если мы обратимся в качестве примера к поиску новой системы организации спорта на Украине, то выход к новой структуре здесь обеспечивается не за счет предварительной теоретической проработки назревшей перестройки, а в результате заимствования опыта развития спорта за рубежом. Однако первые годы такой "перестройки" показали, что формальная передача функций организации и управления видами спорта федерациям, которые вместе со спортивными организациями и спонсорами представляются Минмолодежьспорту Украины как стабильно развивающиеся системы, таковыми фактически не являются. То есть нельзя сказать, что практика переноса зарубежного опыта управления спортом дала положительный результат.

Таким образом, можно выделить два основных аспекта ощущаемой научной и практической проблемы в реформировании спорта, которые в той или иной степени характерны для всех стран СНГ. Во-первых, прямолинейное заимствование зарубежного опыта; без соблюдения методологически обоснованных процедур не может быть результативным. Во-вторых, требуется осуществить разработку базовых понятий теории управления спортом, что позволит провести необходимую реформу организации спорта на основе учета и использования сложившейся новой ситуации.

К числу таких базовых понятий относятся дефиниции "отрасль спорта" и "сфера спорта". Будучи универсальными теоретическими конструкциями, они станут основой для последующего научно обеспеченного процесса переструктурирования спорта не только на Украине, но и в странах СНГ.

Возможно, поднятая тема части функционеров спорта покажется надуманной. Ведь куда более актуальны усилия по поиску средств для финансирования спорта, удержания полноценной профессиональной деятельности имеющегося кадрового состава тренеров и сохранения традиций, существующих в развитии тех или иных видов спорта. Но именно названные понятия нужны руководителям спорта, чтобы их усилия по реформе спорта были более результативными. Становление спорта, а точнее видов спорта как отрасли и сферы, и будет той гарантией, которая обеспечит их оптимальное развитие и стабильность.

Обратимся прежде всего к методологическому обоснованию процедур рассмотрения и использования передового опыта. Рассматривая этот аспект проблемы, мы будем привлекать положения из неопубликованной статьи известного московского методолога Г.П.Щедровицкого "Системодеятельный анализ понятия "передовой опыт", сохранившейся в рукописи.

При анализе и описании существующих систем организации спорта необходимо строго различать и отделять:

1. Естественное существование того, что может быть выделено как значимый опыт в той области спортивной практики, которую наметили к рассмотрению и из которой этот опыт необходимо извлечь.

2. Существование того, что выделено как важный опыт в наших первых представлениях и описаниях, после того как проделана работа по выделению интересующего нас объекта изучения из всего многообразия мирового опыта.

3. Существование опыта в процессе изучения и сопоставления его с опытом других стран в организующих понимание схемах, образцах и средствах оценки.

4. Существование опыта в процессе обобщения, когда, зафиксированный в наших текстах, он уже теряет связь с изученными образцами спортивной практики, откуда он был извлечен. На этом этапе решающими моментами становятся научные данные и объективно зафиксированные образцы изучаемой деятельности, а также прогнозируемый уровень достижений в изучаемых образцах мировой спортивной практики.

5. Существование опыта в качестве описанного образца в интересах будущих инноваций, в том числе в качестве нормативно заданного соответствующими правомочными органами руководства спортом.

6. Наконец, существование опыта в "живом" функционировании в тех' областях спортивной практики стран СНГ, куда он был перенесен. Ведь, очевидно, это уже будет некоторое новое, адаптированное к условиям функционирования и развития другой страны существование привлеченного зарубежного опыта.

Таким образом, опыт в развитии спорта за рубежом - это вовсе не некий четко зафиксированный образец деятельности, который дан в виде, пригодном для употребления. Передовой опыт зарубежной постановки спорта - за то, что фиксируется в процессе выявления, изучения, описания, обобщения и распространения его в условиях СНГ. Но, поскольку существуют особенности в условиях организации спорта в различных странах, специалистам, которые принимают решение о выделении того или иного примера в качестве актуального для изучения передового опыта, требуется ответить на важный вопрос:

почему этот прецедент следует считать в качестве наиболее значимого и по каким основаниям именно он может быть успешно реализован в условиях той или иной страны СНГ? Ведь существуют такие формы организации спорта, которые вполне соответствуют экономической и социально-политической ситуации, сложившейся в каком-либо государстве, но не применимы в наших условиях. Возможно, для использования части передового зарубежного опыта в развитии спорта у нас нет достаточных оснований, а поэтому вряд ли он должен привлекаться в качестве образца.

Именно по причине невозможности прямого переноса использование передовых образцов развития спорта за рубежом может быть лишь фрагментом более масштабных работ по созданию теоретических и организационных основ реформирования спорта в странах СНГ. То есть мы актуализируем необходимость разворачивания научной работы по разработке базовых основ теории управления спортом и среди них - исходных понятий "спорт как отрасль" и "спорт как сфера" и в дальнейшем рассмотрения в интересах не только спортивной науки, но и развивающегося спорта отдельных видов, таких, как "отрасль", "предотрасль" и "неотрасль" с целью определения оптимальной стратегии их развития.

В результате из состояния "предотрасли" какой-либо вид спорта будет иметь перспективы перехода в состояние подлинной "отрасли", как стабильной социально-экономической единицы, которой по плечу поддерживать свое стабильное состояние относительно объемлющих систем. Либо, наоборот, возникнет ясное осознание, что тот или иной вид спорта, предположим пулевая стрельба или фехтование, в принципе не могут претендовать на то, чтобы состояться как самодостаточная система, именуемая "отрасль спорта".

Отсюда и различные подходы к функционированию и развитию видов спорта: если "отрасль" и "предотрасль" будут стремиться к формированию стабильных ресурсов для роста спортивного мастерства, то для видов спорта, которые относятся к "неотрасли", значима поддержка государства, поиск не прагматически ориентированных спонсоров-меценатов, словом - привлечение и задействование ресурсов "со стороны", необходимых для финансирования научных исследований в области спортивной тренировки в этих видах, пополнения тренерскими кадрами, производства спортивного инвентаря, организации работы со спортивными резервами, полноценной деятельности сборных команд различных уровней и т.п.

Из представленного следует, что в новых условиях частные проблемы теории тренировки в отдельных видах спорта бесперспективно рассматривать в отрыве от оргуправленческой и экономической ситуаций в соответствующем виде, характеризующих основные параметры его состояния как системы. Поэтому, с одной стороны, спортивная наука, точнее тот ее уровень, который обеспечивает формирование системы базовых понятий и закономерностей спортивной тренировки, должна являться опережающим импульсом для развития спорта в странах СНГ. Тогда как, с другой стороны, задачи развития того или иного вида спорта обрекают его организаторов на тесное сотрудничество с представителями спортивной науки, изучающими частные аспекты оптимизации учебно-тренировочного процесса на различных уровнях системы многолетней подготовки спортсменов.

Понятия "отрасль" и "сфера" тесно связаны друг с другом, и поэтому их необходимо разрабатывать и представлять в таком единстве. Основу для рассмотрения этих явлений и понятий должно составлять изучение специфической деятельности в спорте, осуществляемой различными позиционерами: оргуправленцами, тренерами, учеными и т.д.

"Сферу" спорта можно предварительно определить как полипроцессуальное, специально соорганизованное профессиональное сообщество. Работающие в конкретном виде специалисты являются носителями некоей целостной деятельности по подготовке спортсменов, формирующей вид спорта как общее для них дело. Основные сферные процессы, обеспечивающие создание и развитие культурной практики подготовки спортсменов, это порождение нового (идей развития вида, методик, технологий), которые следует отнести к деятельности производства. Кроме того, это деятельность воспроизводства (обучение тренерских кадров, распространение методик спортивной тренировки, поддержание существующих традиций, обеспечивающих преемственность в развитии спорта). Наконец, это процессы выведения из употребления устаревших методик тренировки, образцов спортивной формы и инвентаря и т.п., по сути, работа утилизации или захоронения отживших форм и видов деятельности, тормозящих дальнейшее развитие вида спорта.

Соорганизация указанных и иных сферных процессов, включая организацию, руководство и управление, а также образование кадров для работы в тех или иных видах спорта и становление их профессионализма ведут к тому, что задействованные в них специалисты способны не только быть исполнителями решений руководства, но и обладать качествами для занятия подлинно деятельной, творческой позиции, а также результативно сотрудничать с различными представителями своей отрасли, выявлять при этом существующие проблемы, организовывать получение и использование недостающего знания, которое необходимо для развития вида спорта.

Таким образом, "сферу спорта" можно представить как коллективную мыследеятельность, обеспечивающую "связывание" оргуправленческой и экономической деятельности, спортивной науки и образования кадров тренеров, взаимосвязь различных уровней спортивной подготовки.

"Отрасль спорта" - это большая система, устроенная с учетом обеспечения всех необходимых сферных процессов. Целостность такой системы обеспечивается сильными внутренними связями и взаимной потребностью образующих эту систему компонентов. Так, отрасль нуждается в стабильных и достаточных источниках финансирования. Но. их невозможно получить без зрелищное™ спортивного действия, наличия современных спортивных сооружений, высококлассных спортсменов и связи с телевидением. В свою очередь процесс подготовки высококлассных спортсменов не может быть обеспечен без привлечения представителей спортивной науки, наличия высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых тренеров и т.д.

Хотелось бы надеяться, что поднятые в статье вопросы станут началом заинтересованного диалога организаторов спорта и ученых, чье плодотворное сотрудничество в прошлые годы неизменно давало значительные положительные результаты.

Поступила в редакцию 06.02.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!