ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЗМА



 

 

 

 

 

 

 

групп населения, и прежде всего среди молодежи. В заключительном документе парижского конгресса говорится: "Распространение нравственных, культурных и образовательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения". В Олимпийской хартии специально подчеркивается, что МОК и НОКи должны всемерно содействовать олимпийскому образованию молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах.

При поддержке президента МОК в 1994 г. был создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании "Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование" (один из авторов этой статьи - член данного комитета). Председателем комитета является член МОК в Канаде Кэрол Энн Летерен, имеющая обширный опыт организации олимпийского образования в своей стране. Подготовленный комитетом проект использует повышенный интерес к олимпийскому движению, связанный с проведенным в 1994 г. празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр, отмечаемым в 1996 г.

После тех существенных изменений, которые за последнее время произошли в нашей стране, в том числе в области спорта, все большее число людей, ответственных за выбор приоритетных направлений деятельности в этой области, начинают осознавать, что Россия должна быть великой спортивной державой не только благодаря победам наших спортсменов, но и распространению по всей стране олимпизма - философии жизни, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.

Закон Российской Федерации "Об образовании" определил в числе важнейших принципов образования его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, реализацию права молодежи на свободный выбор взглядов и убеждений.

Осуществление в образовательном процессе этих принципов требует поиска и использования новых, нетрадиционных, источников образования, проповедующих общие для всего человечества моральные и духовные ценности. К числу таких важнейших социальных явлений общества, оказывающих огромное влияние на его жизнь, относится олимпийское движение.

Школьная физическая культура, которая призвана стать одним из элементов общественного воспитания, на сегодняшний день обеспечивает выполнение лишь части этой программы, обращая внимание на формирование физических качеств и двигательных навыков. В решении же задачи приобщения молодежи к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма успехов значительно меньше.

Таким образом, сегодня в России, как, по-видимому, и в большинстве стран, остро ощущается необходимость организации системы распространения знаний об олимпизме, олимпийском движении, олимпийских играх, которую теперь все более общепринято называть системой олимпийского образования. К числу важнейших ее задач относится также формирование у детей и молодежи принципов благородного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и духовных способностей. Решение этой задачи становится особенно актуальным с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Создание эффективной системы олимпийского образования возможно, в частности, на основе включения олимпийской тематики в государственные образовательные стандарты, учебные программы по физической культуре общеобразовательных школ, учебные планы спортивных школ, программы деятельности внешкольных учреждений.

Теоретический учебный курс "Олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры" предполагается реализовывать в 7-х или 8-х классах общеобразовательных школ, а также в училищах профтехобразования, в том числе и за счет дополнительных уроков (региональный или школьный компоненты учебного плана).

Вышеназванные идейные и организационно-методические положения наряду с обобщенным опытом олимпийского образования ряда лидирующих в этой области стран были положены в основу предпринятых по инициативе Олимпийского комитета России совместных с Министерством образования РФ организационных мер.

В 1992 г. Олимпийский комитет России приступил к созданию постоянно действующей системы олимпийского образования детей и молодежи.

5 марта 1994 г. был издан совместный приказ Минобразования России и Олимпийского комитета России № 51/84а "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр". В нем предусматривается широкий комплекс мер методического, кадрового и информационного обеспечения работы по олимпийскому образованию учащейся молодежи.

Разработан программный материал "Основы олимпийских знаний", который включен в Программу физического воспитания учащихся 8-х классов общеобразовательных школ. В середине 1996 г. выходит первое издание учебного пособия для школьников "Твой олимпийский учебник". В нем в доступной и занимательной форме излагаются материалы о древних Олимпийских играх, о становлении и развитии современного олимпийского движения его значимости для общества. На очереди - последующие, в том числе и региональные, издания учебника.

Выпущена лекция "Приглашение в олимпийский мир" в помощь чемпионам и призерам олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, страны в подготовке к проведению ими олимпийских уроков в школах, в их беседах с молодежью.

Начиная с 1994 г. в рамках традиционной Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы" проводится Всероссийское совещание "Практика олимпийского образования", на котором обсуждаются актуальные вопросы теории, методики и практики олимпийского образования.

В течение двух последних лет во многих школах Москвы, Красноярска, Смоленска, Сочи, Челябинска и других городов проводятся олимпийские уроки, викторины, дискуссии и другие акции олимпийского образования детей и молодежи.

Девять школ России включились в предложенную Австралийским олимпийским комитетом "Сеть Дружбы", которая является частью школьной программы празднования олимпийских юбилейных дат.

Все более важную роль в распространении олимпийских знаний играют 9 региональных олимпийских академий, созданных за последние годы в нашей стране. Академией Поволжья издана монография "Олимпийское образование", допущенная Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму в качестве учебного пособия для студентов ИФК.

Таким образом, олимпийское образование детей и молодежи, в том числе и в нашей стране, набирает силу, приобретает все более широкий размах.

В связи с этим возникает важный вопрос: соответствует ли этот процесс тем задачам и проблемам, на разрешение которых направляет усилия наша страна, интересам и потребностям современной цивилизации, тенденциям обществен-ного развития, в частности в области политики и идеологии ?

Олимпийское образование и современные тенденции развития в области политики и идеологии

Есть веские основания считать современную эпоху переломной. Для нее характерны процессы, которые кардинально изменяют все стороны человеческого бытия - образ жизни людей, их поведение, культуру, сферу экономики и т. д. Существенные изменения происходят также в сфере политики и идеологии.

Эти изменения крайне многообразны. Однако в связи с обсуждаемым вопросом важно отметить, что они включают в себя процесс, который в предельно кратком виде может быть охарактеризован следующим образом: на смену конфронтации социально-политических сил, идеологических направлений, течений приходит поиск путей их интеграции, сотрудничества, кооперации в решении актуальных задач человеческой цивилизации.

Этот процесс развертывается в рамках более широкого и фундаментального процесса обновления современного общества на основе идей гуманизма.

В ходе предшествующей истории сформированы такие гуманистические идеи, идеалы и принципы, которые имеют общецивилизационную, универсальную и непреходящую значимость.

Применительно к политике речь идет об идее свободных выборов всех основных институтов власти, о создании системы "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях этих институтов и разделении властей, об идеале правового государства, органы которого обладали бы - в рамках законов, принимаемых демократическим путем, -всей полнотой предоставляемой им власти и одновременно находились бы под действенным контролем народа, общественности. Наконец о принципе равенства всех граждан перед лицом закона, о признании права каждого человека пользоваться основными свободами (совести, слова, собраний и т.д.), а также о принципе терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства, о той социальной, идейно-психологической ориентации, главные акценты которой -самоценность индивида, развитие и проявление им разнообразных способностей, его автономия и свобода, его права и возможности самому определять свои жизненные цели и направления деятельности, его личная ответственность за результаты этой деятельности и др.

В рамках международных отношений имеется в виду осознание приоритета общечеловеческих ценностей, целостности и неделимости мира как исторической реальности (при всех существующих политических, идеологических, экономических и прочих различиях), гуманизации международных отношений, очищении морально-психологической атмосферы мирового сообщества от целого ряда загрязнений духовного порядка - злобы, взаимной подозрительности, национально-эгоистических предрассудков и т.п.

Френсис Фукуяма и многие другие ученые обозначают совокупность такого рода гуманистических идей, идеалов и принципов терминами "современный западный либерализм" и "западная либеральная демократия". Бесспорно, Европа, США, Канада, олицетворяющие Запад, играли ведущую роль в развитии гуманистической и демократической мысли. Однако в конце XX века, когда особенно ярко обнаружились взаимосвязанность и единство мировой истории, очевидна условность столь жесткой привязки завоеваний гуманистической и демократической мыслительной культуры лишь к одному региону. Современный мир включает огромное число стран, отличающихся разнообразием и богатством традиций культуры, интеллектуальных, духовных исканий.

Особенно важно подчеркнуть, что глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось .человечество на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей. Все более ясно осознается, что, если человечество хочет выжить, оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общецивилизационные, общечеловеческие ценности, что надо стремиться не к превосходству над другими людьми, а к солидарности с ними.

Конечно, социальная организация разных государств, поведение многих людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают эти общечеловеческие идеи, идеалы и принципы.

Надо учитывать также, что демократические процедуры могут существенно смягчать конкретные конфликты, но не могут застраховать от конфликтов как таковых, от перепадов в массовых настроениях, от взрывов страстей и аффектов, от распространения разных форм социальной патологии (алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, преступности, терроризма), этнических и националистических предрассудков.

Однако вряд ли можно отрицать, что любое современное общество, должно с максимальной последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически и нравственно.

Олимпийское образование органично вписывается в охарактеризованный выше процесс и приобретает значение, выходящее за рамки одного лишь олимпийского движения.

Эта социально-педагогическая деятельность призвана формировать и совершенствовать у молодежи определенную, связанную со спортом гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей и т.д. При достаточно продолжительном и эффективном воздействии олимпийского образования данная система может занять столь прочное место в общей системе личностных качеств человека, что может превратиться в философию жизни, которая ориентирует его во всех делах и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми независимо от их расы, национальности, идейно-политических взглядов и т. д. на приоритет свободы и достоинства человеческой личности, на кооперацию, сотрудничество и другие духовно-нравственные ценности.

Эта философия имеет огромное значение для нашей страны.

Во-первых, она соответствует тем задачам, которые решаются на современном этапе общественного развития. Перед россиянами и Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических проблем, возникли огромные трудности. Для достижения поставленных целей и преодоления трудностей нужны не только огромные материальные ресурсы. Нужны активные, творчески одаренные, здоровые и физически развитые люди, стремящиеся к разностороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Но именно на эти жизненные ценности и ориентирует философия олимпизма.

Во-вторых, олимпизм способен в определенной мере заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике нашей страны.

Таким образом, олимпийское образование в полной мере соответствует тенденциям современного общественного развития, в том числе в области политики и идеологии, интересам и потребностям современной цивилизации, а также тем задачам и проблемам, на разрешение которых направляет усилия наша страна. Оно может внести существенный вклад в решение актуальных социальных задач человеческой цивилизации, в процесс преобразования современного общества на основе идей гуманизма.

Но для реализации этой возможности в рамках системы олимпийского образования должны решаться такие задачи, использоваться такие разнообразные средства, которые способны обеспечить его достаточную эффективность и масштабность.

Олимпийское образование - не только урок

Важное место в системе олимпийского образования, безусловно, должна занимать активная работа по распространению знаний об истории олимпийского движения, его сегодняшнем состоянии, идеалах и ценностях олимпизма и т.д.

Но все-таки главная задача олимпийского образования (если понятие "образование" понимать в том широком смысле, в каком оно чаще всего употребляется в педагогике), состоит, по-видимому, в том, чтобы участники олимпийского движения не только знали и правильно понимали идеалы и ценности олимпизма, но и стремились в своем реальном поведении ориентироваться на них, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь.

Не случайно в упомянутом выше проекте Руководящего комитета подчеркивается, что система олимпийского образования должна предусматривать как усвоение знаний об олимпийском движении, олимпизме и олимпийских играх, так и активное участие детей и молодежи в спортивных и иных олимпийских акциях.

Анализ состояния работы по олимпийскому образованию в этом плане выявляет его недостаточную эффективность, особенно в том, что касается ориентации подрастающего поколения на такие духовно-нравственные ценности олимпизма, как "Fair play", приоритет победы над собой ("Те ipsum vincere!"), а не над противником, гармоничное развитие личности олимпийца (девиз Кубертена: "Mens fervida in corpore lacertoso!") и др.

Многие молодые люди, как показывают социологические исследования, вообще не относят их к числу наиболее важных ценностей олимпизма. Иногда считают их таковыми, однако слабо ориентируются на них в своем реальном поведении в тех конкретных ситуациях, которые возникают в спорте.

Одна из важных причин подобной ситуации состоит в том, что в олимпийском образовании наблюдается чрезмерное увлечение просветительским подходом. Возлагаются неоправданные надежды на то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время "олимпийских уроков", "уроков олимпийских знаний", "олимпийских часов" с помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проблему приобщения молодежи к упомянутым выше духовно-нравственным идеалам и ценностям олимпизма. Упускается из виду, что для этого прежде всего нужно создать реальные стимулы, побуждающие ее к этому.

Особенно важное значение при этом имеет используемая на практике модель организации и проведения олимпийских соревнований, выявления и поощрения победителей. Традиционная, обычно используемая на практике модель в определенной степени препятствует практической реализации духовно-нравственных идеалов и ценностей олимпизма. Она выдвигает на первый план внешние для человека стимулы: победу над противником и связанные с этой победой ценные призы, награды, другие материальные блага, славу и т. п., развивает у спортсмена желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов), добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими и т. д.

Эти проблемы и трудности побуждают ученых и специалистов искать такие новые формы организации олимпийских соревнований (особенно среди детей и молодежи), которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского образования, обладают высоким гуманистическим, культурным, духовно-нравственным потенциалом.

Можно отметить ряд интересных и перспективных предложений и программ, направленных на повышение гуманистического потенциала олимпийских, да и вообще спортивных, соревнований.

К их числу относится поощрение рыцарского поведения спортсменов на основе введения определенных призов и наград (например, призы Международного Комитета "Fair play"; призы, вручаемые в некоторых странах за проявление спортсменами благородства и самоотверженности;

специальный приз "Fair play", учреждаемый на многих чемпионатах по различным видам спорта.

Предлагают также делать акцент на определении победителей в командных, а не в индивидуальных соревнованиях, выявлять степень улучшения участниками своих предыдущих результатов, а не превышение одним участником результатов другого и т.д.

Такие поиски ведутся и в нашей стране. В 1990 г. одним из авторов доклада - В.И. Столяровым - на основе многолетних научных исследований разработан олимпийский проект под названием "SpArt" (производное от трех английских слов "Spirituality", "Sport" and "Art"). Для приобщения молодежи к духовно-нравственным ценностям олимпизма этот проект предусматривает целый комплекс средств.

Центральное место среди них занимает использование принципиально новой модели организации и проведения соревнований. Программа этих соревнований имеет комплексный характер, включает в себя разнообразные спортивные соревнования, а также тесты физической подготовленности, творческие, художественные и интеллектуальные конкурсы (в том числе конкурсы знатоков спорта, олимпизма и искусства) и т.д. Проводятся и совершенно новые соревнования, органически сочетающие спорт и искусство.

Важную роль в обеспечении эффективности системы олимпийского образования играют используемая модель организации и проведения соревнований, выявления и поощрения победителей и подготовленность специалистов, которые занимаются этой педагогической деятельностью. Для этого необходима существенная перестройка работы институтов физической культуры и других учебных заведений.

Для повышения эффективности системы олимпийского образования необходимо включение в эту работу не только специалистов в области физического воспитания и спорта. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, политические деятели.

Ошибочно, однако, рассматривать молодежь лишь в качества объекта олимпийского образования. Создание эффективной системы этой работы предполагает значительное повышение творческой активности самой молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма, в олимпийском движении. В этом велико значение олимпийских клубов, создаваемых на условиях самоуправления.

Таковы некоторые возможные направления, пути и средства повышения эффективности олимпийского образования, которые позволят ему вносить существенный вклад в политическую и идеологическую эволюцию мира, ведущую к гуманистическому обновлению человеческой цивилизации.

Подводя итоги, полагаем, что в России создана необходимая административная и методическая база для введения курса олимпийских знаний. Конечная цель этого курса - сформировать в сознании учащегося образ олимпизма, олимпийского движения и олимпийских игр как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловеческие организационные и правовые нормы, духовные, нравственные и эстетические ценности.

Однако было бы неправильно отмечать лишь успехи в работе по олимпийскому образованию в России. В обстановке затруднений, неизбежных в период радикальных социально-экономических преобразований в стране, перед создателями системы стоят прежде всего финансовые проблемы. Это и понятно: достаточно представить себе масштабы страны и численность учащихся.

И все-таки мы глубоко убеждены в том, что в третье тысячелетие наша страна должна вступить с эффективно функционирующей системой олимпийского образования.

Поступила в редакцию 12.05.96.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!