СТРУКТУРА НАГРУЗОК В СПОРТЕ


Abstract

STAGES OF HANDBALL PLAYERS' MANY YEARS TRAINING

V.Ya. Ignatyeva, doctor of pedagogy, professor

I.V. Petrachova, A.M. Ivachenko, doctors of pedagogy, lecturers

A.V. Ignatyev, V.P. Andreyeva, I.A. Divenko

Russian state academy of physical culture

Key words: handball players, many years training, stages, substantiation.

The purpose of this study was to substantiate the stage-by-stage construction of the handball players' many years training basing on this training's orientation to the elite sports mastery.

The main method of the research was the pedagogical testing of handball players, going for handball at the Special Children-Youth Schools of Olympic Reserves in Moscow and in the teams of national level. The measurements of physical fitness and status were performed yearly during 20 years. With the help of the handball players' state analysis in age aspect the conclusion about rational dividing of many years training into stages were made and the orientations of training at the concrete stages had been defined.

As a result the next stages were determined:

- the age stage from 12 till 14 years of age was called "the stage of initial specialization";

- the age period of 14-16 years of age was called "the stage of the profound specialization by line";

- "the stage of the profound training"-the life period from 14 till 17 years of age.

So, the optimal bounds of age stages for handball players are 12, 14 and 17 years of age. The stage of the profound training is the most complicated and important for young males as well as especially for girls. l


ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ

Доктор педагогических наук, профессор В.Я. Игнатьева
Кандидаты педагогических наук И.В. Петрачева, А.М. Иващенко
А.В. Игнатьев, В.П. Андреева, И.А. Дивенко

Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: многолетняя подготовка, возрастные этапы, факторная структура подготовленности, высокорослые игроки, половое созревание.

Рис. 1. Ранговая структура физической подготовленности гандболистов на разных возрастных этапах. Условные обозначения: К - координация метания, Л - ловкость, СК - скорость, С - сила, П - прыгучесть

ytes)

Рис. 2. Модели физической подготовленности гандболистов с разной длиной тела в 14 и 17 лет. Условные обозначения: - - высокие, - - выше среднего, • • - • • среднерослые. 1-прыжок в длину с места, 2-тройной прыжок, 3-метание мяча 1кг правой, 4-метание левой, 5-метание двумя сидя, 6-метание мяча 2кг двумя, 7-бег 30м, 8-челночный бег 100м, 9-выходы 66 м, 10-обводка 30 м правой, 11-обводка левой.

Факторная структура физической подготовленности гандболистов 14 и 16 лет различного амплуа

Амплуа 14 лет 16 лет
1-я линия Координация метания Координация метания
Сила Игровая ловкость
Игровая ловкость Сила
Взрывная сила Взрывная сила
Прыгучесть Скоростная выносливость
2-я линия Координация метания Координация метания
Прыгучесть Прыгучесть
Игровая ловкость Сила
Скорость Скорость
Сила Игровая ловкость

Введение. Многолетняя подготовка высококвалифицированного спортсмена осуществляется в несколько этапов: базовой подготовки, начальной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования [10, 12]. Однако возрастные границы этих этапов в разных видах спорта различны в зависимости от специфики начала занятий и достижения высшего спортивного мастерства.

Официальный набор в группы ДЮСШ по гандболу начинается с девяти лет, а лучшие достижения гандболисты демонстрируют после двадцатилетнего возраста. Этапы подготовки гандболистов в ДЮСШ и СДЮШОР обозначены [6, 7], цели на каждый этап сформулированы, есть разработки по методике начальной подготовки [I], данные возрастного становления физических качеств у юношей [2, 3, 5] и девушек [4]. Однако достаточного обоснования деления многолетней подготовки гандболиста на этапы в научно-методической литературе нет.

В нашу задачу входило обоснование поэтапного построения многолетней подготовки гандболистов в СДЮШОР на основе положения о направленности этой подготовки к высшему спортивному мастерству [11, 12].

Методика. Основным методом исследования было педагогическое тестирование гандболистов, занимающихся в СДЮШОР г. Москвы и в командах мастеров. Измерения физического развития, физической подготовленности велись ежегодно в течение 20 лет. С помощью анализа изменения состояния гандболистов в возрастном аспекте были сделаны выводы о рациональном делении многолетней подготовки на этапы и направленности подготовки на каждом этапе.

p57_pic3.jpg (14030 bytes)

Рис. 3. Динамика результатов в беге на дистанцию 30м.

p57_pic4.jpg (12885 bytes)

Рис. 4. Динамика результатов в челночном беге на 100м.

Результаты и их обсуждение. Исследование факторной структуры физической подготовленности гандболистов 10-17 лет и мастеров спорта по 26 надежным тестам показало резкую смену рангов пяти идентичных для всех возрастных групп факторов через каждые два года (рис. 1). Первая смена происходит к 12 годам и дает право отсчета этапа многолетней подготовки от базового к этапу начальной специализации. Вторая смена рангов происходит к 14 годам, и с этого возраста начинается новый этап углубленной тренировки. Смена рангов физической подготовленности к 16 годам символизирует наступление этапа спортивного совершенствования.

Название этапов в разных видах спорта одинаковое, однако содержание и смысл их не всегда совпадают. В гандболе этап начальной специализации предполагает разделение игроков по амплуа в команде. На этапе базовой подготовки, участвуя в двусторонних играх на тренировке и в соревнованиях, юные спортсмены выполняют , функции различных амплуа. Однако короткий период занятий гандболом и направленность на всестороннее развитие на этом этапе не дают выраженных особенностей подготовленности по амплуа. Эти особенности у игроков первой и второй линии нападения формируются только к 14 годам. В таблице представлена факторная структура физической подготовленности гандболистов 14 и 16 лет. Здесь четко видна разница ранговой структуры подготовленности игроков одного возраста, но разного амплуа и сходство по амплуа игроков разного возраста.

Опираясь на эти данные, мы выделили возрастной этап от 12 до 14 лет как этап начальной специализации, а от 14 до 16 - углубленной специализации по амплуа. В спортивных командных играх подготовка с учетом амплуа в команде весьма важна.

Общетеоретическое название этапа от 14 до 17 лет - этап углубленной тренировки. И действительно за этот период юные игроки должны достигнуть такого уровня подготовленности, чтобы переносить на следующем этапе спортивного совершенствования нагрузки, принятые в командах мастеров взрослых спортсменов. Этого можно достичь только при широкой индивидуализации подготовки по нескольким признакам, а не только по амплуа.

В гандболе актуален вопрос подготовки высокорослых игроков. По нашим данным [8, 9], высокорослые юноши имеют преимущество перед игроками выше среднего и среднего роста в своем физическом развитии и физической подготовленности до 14 лет. До этого возраста у них выше и темпы полового созревания, они на 1-2 балла опережают своих сверстников. После 14 лет замедляются и биологическое развитие и развитие физических способностей (рис. 2). Игроки, имеющие длину тела выше средней, в 17 лет приобретают преимущество по нескольким показателям физической подготовленности, которой в 14 лет не было. Особенно это отражается на способности к метанию, так как высокорослые к этому возрасту теряют в силе. Такой регресс можно затормозить, если строить подготовку на этапе углубленной тренировки с включением локальных целенаправленных силовых нагрузок. Индивидуализация подготовки с учетом антропометрических характеристик на данном этапе необходима.

Еще более наглядно характеризуют этап углубленной тренировки данные обследования девушек. По нашим наблюдениям гандболистки 15 и 16 лет не только не наращивают некоторые физические способности, но и снижают показатели, которые у них были в 14 лет. При этом такая тенденция наблюдается у девушек независимо от их антропометрических характеристик. У гандболисток нет ярко выраженных особенностей физической подготовленности по признаку длины тела, по этому признаку нет достоверных различий и в биологическом возрасте, как у юношей. Однако этап углубленной тренировки у девушек отличается и совершенно иной динамикой развития качеств, чем у юношей, и требованием углубленной индивидуализации подготовки каждой спортсменки.

Для иллюстрации особенностей развития женщин на этапе углубленной тренировки (от 14 до 17 лет) приведем динамику показателей времени бега на дистанцию 30 м и челночного бега на дистанцию 100 м гандболистов и гандболисте к 10-17 лет и мастеров спорта (рис. 3, 4). Эти рисунки подтверждают необходимость особого подхода к тренировке девушек на данном этапе, поиска средств поддержания достигнутого ранее уровня физических способностей. Эти средства, как и у высокорослых юношей, заключаются в силовых специальных нагрузках, а в отличие от юношей еще и в правильном питании, средствах восстановления и планировании нагрузок с учетом биологической функции женского организма.

Чистых исследований состояния гандболистов на этапе спортивного совершенствования провести не представилось возможным в связи с отсутствием таких групп в СДЮШОР г. Москвы. Однако наши наблюдения за игроками 18-20 лет, выступающими за взрослые команды мастеров, показали большой диапазон уровня подготовленности этих спортсменов. Видимо, их уровень зависит от того, по какому признаку тренер отбирал игрока из детского коллектива, как игрок вписался в состав команды, сколько времени он проводит на площадке в соревнованиях.

Заключение. Оптимальными границами возрастных этапов подготовки гандболистов является возраст 12, 14, 17 лет. Этап углубленной тренировки от 14 до 17 лет - наиболее сложный и важный как для юношей, так и, особенно для девушек. Тренеры, работающие с женским контингентом, должны проявлять особое терпение и умение в подходе к спортсменкам именно на этом этапе. Для юношей необходима индивидуализация подготовки по признакам амплуа, длины тела, а для девушек - индивидуальный подход к каждой.

Литература

1. Гарбаляускас И.Л. Дис. канд. пед. наук. - Киев, 1983.

2. Гужаловский А.А., Голуб О.С. "Теор. и практ. физ. культ.", 1986, № 1, с. 33.

3. Дэагания Д.Г. Дис. канд. пед. наук. М.,1986.

4. Игнатьева В.Я. и др. Динамика физического развития, физической и технической подготовленности юных гандболистов. М., 1989.

5. Игнатьева В.Я. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 8, с. 24.

6. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Гандбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ. М., 1984.

7. Игнатьева В.Я. и др. Гандбол. Программа для групп начальной подготовки ДЮСШ. М., 1983.

8. Игнатьева В.Я., Иващенко А.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1990, № 7, с. 27.

9. Иващенко А.М. Дис. канд. пед. наук. М., 1990.

10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн. пос. для ИФК. - М.: ФиС, 1977.

11. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: ФиС, 1982.

12. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пос. для ИФК. - М.: ФиС, 1987. '

Поступила в редакцию 23.10.94


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: