ЭКОНОМИКА СПОРТА


Abstract

MONITORING OF RUSSIAN SPORT SPONSORSHIP'S DEVELOPMENT

V.V. Kuzin, academician of Russian Education Academy, professor

M.E. Kutepov, professor

Russian state academy of physical culture

Key words: sponsorship, sport, content-analysis, monitoring.

To analyse the history of russian sport sponsorship's development was the purpose of this study.

The discriptive-orientation approach was the method used in this research in cooperation with content-analysis used in the form of social monitoring.

It had been concluded that the various forms of sport's supporting are using in contemporary Russia: sponsorship, patronage, charity etc. The main elements of sports sponsorship's organizational structure are the subjects (sponsors), objects (sponsored) and middlemen.

The sponsorship in Russia had received the stable prioritized importance. The concrete objects of sponsorship help are first of all the sports competitions, clubs, teams, athletes, sports federations, physical culture-health improvement measures and mass festivals.


МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СПОНСОРСТВА РОССИЙСКОГО СПОРТА

Действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор В.В. Кузин;
кандидат педагогических наук, профессор М.Е. Кутепов
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: спонсорство, спорт, контент-анализ, мониторинг.

Функционирование и дальнейшее развитие спорта в условиях современных социально-экономических преобразований предполагает постоянный поиск дополнительных источников финансирования, инновационных инструментов ведения конкурентной борьбы, осуществления рыночной коммуникации и т.д. Одним из таких комплексных средств является спонсорская деятельность.

Как элемент рыночных отношений спонсорство спорта по сравнению с другими сферами жизнедеятельности общества осуществляется в зарубежных странах относительно недавно, с середины XIX века. В различных странах мира - США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и др. - накоплен значительный практический опыт спортивного спонсорства, получивший свою научную интерпретацию.

По имеющимся в нашем распоряжении данным, спонсорство спорта в России едва ли перешагнуло свой четвертьвековой рубеж. Интерес отечественных специалистов к теоретическим и практическим проблемам развития спортивного спонсорства в России начал проявляться только в самые последние годы.

В специальной литературе используется значительное количество понятий, близких на первый взгляд по смыслу, но, по существу, заметно отличающихся от спонсорства, а именно: поддержка, помощь, содействие, благотворительность, патронаж, покровительство, пожертвование, меценатство и др. Результаты теоретического анализа свидетельствуют, что специалисты различных стран мира по-разному трактуют феномен спонсорства спорта, высказывая при этом некоторую неудовлетворенность содержанием формулируемых ими определений (Waite N., 1988). Поэтому одной из важнейших первоочередных исследовательских задач является уточнение понятия "спонсорство" в области спорта.

Закон Российской Федерации "О рекламе" (1995 г.) трактует спонсорство как "... осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу... Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого". Примечательно, что один из авторов цитированного выше закона, А. Самохвалов, считает, что редакцию определения нельзя признать удачной.

Таблица 1. Форма предоставления информации о спонсорстве (количество материалов; % от общего количества)

Форма предоставления материалов о спонсорстве Периоды мониторинга
1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Краткая заметка (информация) 65 (76,5%) 55 (44,4 %) 32 (33,3%) 23 (24,2%)
Статья 11 (12,9%) 30 (24,2%) 28 (29,2%) 55 (57,9%)
Интервью 8 (9,4%) 20 (16,1%) 25 (26,0%) 17 (17,9%)
Спонсорская реклама - 19 (15,3%) 11 (11,5%) -

Детальный анализ дефиниций понятия "спонсорство" в интерпретации ученых различных стран мира, в том числе и отечественных специалистов, дал возможность установить, что спонсорство спорта это:

- один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, в том числе спорта;

- вид материальной поддержки спорта, а также других сфер общественной жизни, которая может осуществляться в различных формах;

- такой вид материальной поддержки сфер общественной жизни, включая сферу спорта, который в обязательном порядке предусматривает встречную услугу, что отличает его от патронажа, благотворительности, покровительства и меценатства;

- деятельность, как правило, юридических, а не физических лиц;

- деятельность, которая ставит спонсируемого в определенную зависимость от требований спонсора;

- неотъемлемая составная часть маркетинговой стратегии организаций, имеющих, как правило, достаточно высокий уровень развития;

- деятельность инновационная по своей сущности;

- такая деятельность, которая должна иметь более существенные экономические преференции со стороны государства и т.д.

Таблица 2. Основные российские субъекты спортивного спонсорства (количество выявленных организаций; % к общему количеству спонсоров)

Основные субъекты спонсорства спорта Периоды мониторинка
1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Фирмы, компании, концерны различного профиля 39 (47,0%) 32 (29,1%) 45 (37,2%) 39 (52,7%)
Промышленные предприятия различного профиля 14 (16,9%) 59 (53,6%) 26 (29,5%) 21 (28,4%)
Банки, финансовые и трестовые компании 6 (7,2%) 9 (8,2%) 12 (9,9%) 4 (5,4%)
Страховые общества 5 (6,0%) 3 (2,7%) 3 (2,5%) -
Спортивные организации 13 (15,7%) 3 (2,7%) 25 (20,7%) 6 (8,1%)
Средства массовой информации 1 (1,2%) 2 (1,8%) 1 (0,8%) 3 (4,1%)
Фонды 4 (4,8%) 1 (0,9%) 8 (6,6%) 1 (1,4%)
Сельскохозяйственные предприятия 1 (1,2%) 1 (0,9%) 1 (0,8%) -

С учетом выявленных специфических особенностей и сформулированных в специальной литературе методологических требований к выработке научных определений нами предлагается следующая развернутая дефиниция понятия "спонсорство" в сфере спорта:

Спонсорская деятельность в сфере спорта - это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания. Взаимодействие субъекта спонсорской деятельности является результатом осознания социальной ответственности, как правило законодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и имеет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгодность, долгосрочность и инновационность.

Изучение проблем спонсорства российского спорта только начинается, в связи с чем на данном этапе наиболее доступным и целесообразным, с точки зрения общего исследовательского принципа, представляется подход описательно-ориентировочного типа. Реализация такого подхода возможна с использованием различных теоретических и эмпирических методов, одним из которых является качественно-количественный анализ документов, или контент-анализ. Этот метод довольно редко используется в практике исследований в области спорта, хотя при правильном применении дает научно обоснованные, объективные результаты.

Сущностью контент-анализа как исследовательского метода является перевод в количественные показатели массовой информации с ее последующей статистической обработкой и анализом. Контент-анализ основывается на принципе частотности, повторяемости различных смысловых элементов в определенного рода документах, в том числе в публикациях периодической печати. Поскольку метод сочетает в себе качественную и количественную характеристики, объем текстовой информации должен быть значительным.

Таблица 3. Основные объекты спонсорства в сфере спорта (количество упоминаний; % к общему количеству)

Основные объекты спонсорства Периоды мониторинга
1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Спортивные соревнования 31 (50,0%) 46 (38,7%) 39 (41,9%) 23 (30,0%)
Спортивные команды 10 (16,1%) 21 (17,6%) 22 (23,7%) 11 (14,3%)
Спортивные клубы 11 (17,7%) 18 (15,1%) 4 (4,3%) 15 (19,5%)
Спортсмены 3 (4,8%) 3 (2,5%) 12 (12,9%) 11 (14,3%)
НОК 2 (3,2%) 3 (2,5%) - 2 (2,6%)
Федерации по видам спорта 1 (1,6%) 3 (2,5%) 4 (4,3%) 7 (9,1%)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники 3 (4,8%) 4 (3,4%) 8 (8,6%) 1 (1,3%)
Спортивные школы 1 (1,6%) - - 1 (1,3%)
Города-претенденты на проведение Олимпийских игр - 1 (0,8%) 1 (1,1%) 4 (5,2%)

Организационно метод контент-анализа наиболее целесообразно применять в форме социального мониторинга, что обеспечивает постоянное получение информации о состоянии и развитии спонсорства спорта. Технология социального мониторинга сходна с так называемыми "панельными" исследованиями и по сути своей представляет повторные, систематически проводимые замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике. Специфической отличительной чертой социального мониторинга является сравнение получаемых данных с некими базовыми нормативными показателями. В качестве таковых в нашем исследовании выступали:

- наличие/отсутствие в материалах периодической печати терминов "спонсорство", "меценатство", "благотворительность" и др.;

- использование/неиспользование потенциально возможного спектра форм предоставления информации о спортивном спонсорстве (краткие информации, статьи, интервью и т.п.);

- наличие/отсутствие знака информации о спонсорстве спорта;

- наличие/отсутствие сведений о конкретных субъектах и объектах спонсорства в спорте;

- наличие/отсутствие сведений о посредниках спортивного спонсорства;

- наличие/отсутствие информации о количестве спонсируемых видов спорта, о наиболее привлекательных для спонсоров видов спорта и т.п.;

- наличие/отсутствие на страницах периодической печати спонсорской рекламы организаций, продукция которых не только несовместима со спортом, но и просто противозаконна и др.

В качестве изучаемых документов выступали материалы газеты "Советский спорт" за январь-март 1993-1996 годов. Результаты контент-анализа, проведенного в форме мониторинга, позволяют охарактеризовать основные черты и особенности развития спонсорства российского спорта.

В России применяются различные формы поддержки спорта - спонсорство, меценатство, благотворительность и т.д., о чем свидетельствует использование в публикациях разнообразных терминов (колич. раз):

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
- "спонсорство"

- "меценатство", "благотворительность"

83

11

145

13

111

9

97

2

Материалы о спортивном спонсорстве публикуются в различных формах - в виде кратких заметок (информаций), статей, интервью, спонсорской рекламы и т.д. В разные периоды времени приоритетом пользуются различные формы предоставления информации (табл. 1). Все чаще приоритет отдается такой форме публикаций, как статья, что свидетельствует, на наш взгляд, о более серьезном внимании, уделяемом проблемам спонсорства в ходе проведения социально-экономических реформ в российском спорте.

Таблица 4. Виды спорта - комплексные объекты спонсорской поддержки (количество упоминаний)

Виды спорта Периоды мониторинга
1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
АВТОМОТОСПОРТ 1 2 5 3
Альпинизм - - - 1
Армрестлинг - 1 - 1
БАСКЕТБОЛ 2 2 5 2
Бейсбол - 1 - -
Биатлон 1 1 2 3
Бобслей - 1 - -
Бодибилдинг 3 1 2 1
БОКС И КИКБОКСИНГ 7 10 5 1
Борьба вольная 2 1 2 3
Борьба греко-римская - 2 - 1
Велоспорт - 1 1 2
Виндсерфинг - - 1 -
Водное поло 1 1 - -
Волейбол 3 2 - -
Гандбол - 2 - 1
Гимнастика спортивная - 2 - 1
Гимнастика художественная - 1 - -
Горнолыжный спорт - 1 2 1
Городошный спорт - 1 - -
Гребля - - 1 -
Дартс 1 2 - -
Дзюдо 2 - 1 -
Карате 3 1 2 -
Конькобежный спорт - 7 2 1
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 3 2 7 5
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ 7 5 6 1
Парусный спорт - - - 1
Плавание - - 1 1
Прыжки в воду - 3 1 -
Прыжки на батуте - 1 - -
Прыжки на лыжах с трамплина 1 - - -
Регби 2 1 - -
Самбо 1 2 - -
Санный спорт - - - 1
Спортивные танцы - - 1 -
ТЕННИС 1 4 6 6
Триатлон 1 - - -
Тяжела атлетика - 1 - -
Фехтование 1 - 1 1
Фигурное катание - 2 2 1
Фристайл - - - 1
ФУТБОЛ 10 11 16 10
ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ 6 7 10 12
Хоккей с мячом - 1 2 1
Шахматы - 1 1 5
Шорт-трек - 1 - -
Итого 21 35 25 27

Необходимо обратить внимание и еще на один выявленный факт. В 1996 году прекращено использование такой формы предоставления материалов, как спонсорская реклама, что было довольно широко распространено в 1994 и 1995 годах. Видимо, это связано с тем, что современное российское законодательство запрещает рекламу в средствах массовой информации вредных для здоровья населения продуктов, в первую очередь алкогольных напитков, а подавляющее большинство материалов в виде спонсорской рекламы было связано как раз с одним из производителей таких продуктов - фирмой Smirnoff. Таким образом, принимаемые законы начинают действовать на практике и приносить свои первые положительные результаты.

Спонсорская деятельность возможна лишь при наличии ряда участников. Основными элементами организационной структуры спонсорства спорта являются: субъекты (спонсоры); объекты (спонсируемые); посредники. В зависимости от конкретной ситуации организационная структура спортивного спонсорства может упрощаться и включать лишь субъект и объект спонсорской деятельности.

Субъекты спортивного спонсорства весьма неоднородны. Спонсорскую поддержку российскому спорту оказывают фирмы производственной и непроизводственной сферы, различных отраслей промышленности, разнообразные по величине, действующие на международном, национальных, региональных и местных рынках и т.д.

Данные об основных российских субъектах спонсорства спорта представлены в табл. 2.

Большинство представленных данных значительно варьирует во времени и не позволяет пока выявить сколько-нибудь стабильных тенденций. Вместе с тем нельзя не отметить факт сужения спектра субъектов спонсорства спорта за счет приостановления в 1996 году спонсорской деятельности со стороны российских страховых обществ и сельскохозяйственных предприятий. Одной из причин такого положения дел на рынке субъектов спортивного спонсорства может являться разовый характер поддержки, распространенный в практике отечественной спонсорской деятельности более широко, чем долгосрочные соглашения.

В качестве зарубежных субъектов спонсорства российского спорта в 1993 году выступало 15 различного рода организаций (15,3% от общего количества субъектов спонсорства), в 1994 году - 27 (19,7%), в 1995 году - 30 (19,9%), а в 1996 году - 36 (32,7%). Таким образом, налицо активизация спонсорской деятельности иностранных фирм на спортивном рынке России.

Спорт как глобальный объект спонсорства не является однородной организационной структурой. В связи с этим у субъектов спонсорской деятельности возникает проблема выбора локального, конкретного объекта для того, чтобы использовать возможности сферы спорта наиболее оптимально для своей рыночной деятельности.

Данные об основных объектах спонсорской деятельности в сфере спорта представлены в табл. 3.

Из приведенных данных следует, что с течением времени активизируется спонсорская помощь спортивным клубам, отдельным спортсменам и федерациям по видам спорта. В то же время спонсоры в меньшей степени стали обращать внимание на поддержку таких объектов сферы спорта, как спортивные команды, спортивные соревнования, физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д.

Одним из важнейших комплексных объектов спонсорской деятельности является вид спорта. В процессе контент-анализа выявлен спектр видов спорта, которые получают спонсорскую поддержку в России (табл. 4).

Следует отметить, что спектр видов спорта, получающих спонсорскую поддержку, расширяется. Вместе с тем количество спонсируемых видов спорта составляет в среднем только около 1/3 от всех культивируемых Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму видов спорта. Характерно, что в России помощь от спонсоров получают такие виды спорта, которым, по нашим данным, в других странах мира не оказывают подобной поддержки (альпинизм, армрестлинг и др.).

Стабильно спонсорская деятельность осуществляется в отношении таких видов спорта, как автомотоспорт, баскетбол, биатлон, бодибилдинг, бокс и кикбоксинг, вольная борьба, легкая атлетика, лыжный спорт, теннис, футбол и хоккей с шайбой. Наиболее привлекательны для спонсоров следующие виды спорта: футбол, хоккей с шайбой, бокс и кикбоксинг, лыжный спорт, легкая атлетика, теннис, баскетбол, автомотоспорт.

Результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы:

- спонсорство по сравнению с другими формами поддержки спорта получило в России стабильное во времени приоритетное значение;

- разнообразные проблемы спортивного спонсорства все более активно освещаются на страницах периодической печати, в частности в газете "Советский спорт". Повышенное внимание к этому феномену проявляется в том, что увеличивается количество материалов о спортивном спонсорстве, основной формой публикаций становятся статьи, все чаще в одном номере газеты помещается несколько различных материалов по вопросам спонсорства спорта и т.д.;

- в подавляющем большинстве случаев материалы о спортивном спонсорстве носят фактографический характер. Вместе в тем имеются публикации комментаторского и специального характера. Знак информации о спонсорстве спорта продолжает стабильно во времени в подавляющем большинстве случаев оставаться положительным;

- соотношение материалов о спонсорстве спорта по признаку территориальных границ информации (Россия / зарубежные страны) довольно стабильно во времени и не варьирует ниже, чем 3:1. Таким образом, в центре внимания газеты находятся проблемы специфики развития спортивного спонсорства в России;

- российские организации производственной и непроизводственной сферы, осознавая свою социально-педагогическую ответственность, принимают довольно деятельное участие в спонсорстве спорта. Вместе с тем на современном этапе более отчетливо проявляется спонсирование российского спорта иностранными фирмами и компаниями;

- основным комплексным объектом спонсорства выступают различные виды спорта. Исследование позволило выявить общий спектр спонсируемых видов спорта, а также рейтинг наиболее привлекательных для спонсоров видов спорта. Установлено, что в России спонсорскую поддержку получают такие виды спорта, которые не рассчитывают на нее в зарубежных странах;

- в качестве конкретных объектов спонсорской помощи выступают в первую очередь спортивные соревнования, клубы, команды, отдельные спортсмены, федерации по видам спорта и т.д. Вместе с тем имеются отдельные факты оказания спонсорской помощи физкультурно-оздоровительным мероприятиям и массовым праздникам.

Поступила в редакцию 09.09.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!