Abstract EMPIRICAL AND THEORETICAL WAYS OF SPORTS TRAINING THEORY'S DEVELOPMENT V.N. Seluyanov, Ph.d., lecturer Russian state academy of physica culture, Moscow Key words: theory of sports training, history, physical preparedness, modelling The history of the sports trainings theory is considered in this article. The empirical way of the theory's development in starts science had been exhausted 20-30 yearts ago. The attempts to overcome the empirism were unsuccessful because of the absence of the algorhythm of the theoretical knowledge's building in the scientific literature. But from the beginning of the 90-th distinct algorhythm had appeared. It had allowed to build on the whole the theory of the athlete's physical preparedness, using the mathematical modelling. The problems of the prospects to develope the above mentioned methodology are discussed in the article.
|
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Кандидат биологических наук,
заведующий ПНИЛ РГАФКа В.Н. Селуянов Ключевые слова: теория спортивной тренировки, история, физическая подготовка, моделирование. Введение. Теория спортивной тренировки (ТСТ), как и всякая другая наука [11], исторически развивается от эмпирической стадии к теоретической. В 90-е годы начался интенсивный поиск путей преодоления эмпиризма в ТСТ. Статья Ю.В. Верхошанского, представленная в этом журнале, стала стимулом для продолжения дискуссии. Цель этой статьи - рассмотреть основные противоречия в развернувшейся дискуссии и предложить направление развития ТСТ. Эмпирический этап развития ТСТ. Эмпирическая стадия развития науки (как и любого эмпирического исследования) включает следующие этапы: 1) сбор фактического материала; 2) группировка, классификация, систематизация; 3) выявление эмпирических закономерностей для данной выборки; 4) переход от выборочных данных к обобщениям, свойственным генеральной совокупности изученных объектов [2,8]. На этом эмпирическая стадия заканчивается. Важно заметить, что заканчивается она при полном непонимании смысла (сущности) изученных явлений. Поэтому и возникает потребность в развитии теоретической стадии развития науки (конкретного исследования). ТСТ получила свое относительно полное выражение в 60-70-е гг. в результате обобщения научных данных А.Д. Новиковым, В.М. Зациорским [5], Л.П. Матвеевым [б]. Результаты исследований были приведены в учебниках для институтов физической культуры [7,11]. С тех пор прошло более 20 лет, вышел новый учебник [7], однако никаких существенных изменений в нем не произошло. За прошедшее время появились оппоненты: А.Н. Воробьев [4], А.П. Бондарчук [1] , предлагавшие новые варианты описания ТСТ. Л.П. Матвееву эти замечания, видимо, показались малосущественными, поэтому не нашли отражения в новых учебниках. Такое отношение к фактическому материалу, в котором дано описание планирования нагрузок в тяжелой атлетике и легкоатлетических метаниях, вызывает недоумение. Ученый эмпирик не может игнорировать фактический материал, поскольку не понимает смысла явлений. Его задача - собирать фактический материал, классифицировать по формальным признакам и объективно представлять в публикациях. Недоумение быстро проходит, когда вспоминаешь недавнюю историю. В частности: 1) в 50-60-е гг. всеобщая политическая борьба с космополитизмом (в биологии во главе с Т. Лысенко, который также не признавал очевидных фактов, полученных менделистами-морганистами) вела к искажению логики эмпирического исследования, прививала привычку отбрасывать факты, не угодные лидирующей идеологии; 2) в 60-70-е гг. в науку о физическом воспитании стала с трудом проникать математическая статистика, поэтому большинство специалистов, сформировавшихся в 50-60 гг., так и не научились ею корректно пользоваться, а именно, корректно выполнять обобщения от выборочных данных к генеральной совокупности. Обратимся теперь к статье Ю.В. Верхошанского (в № 1 этого журнала за 1998г.). Из ее контекста нетрудно заметить, что он и, как он думает, иностранные коллеги находят в работе Л. П. Матвеева недостатки: - ТСТ , в частности теория периодизации спортивной тренировки, не обладает свойством всеобщности, поскольку не согласуется с практикой подготовки высококвалифицированных спортсменов 80-90-е гг. в спортивных играх, тяжелой атлетике, скоростно-сило-вых видах спорта и многих других; - ТСТ была построена на экспериментальных фактах 50-60-х гг. и уже поэтому не может рассматриваться адекватной в новых условиях нашего времени, при изменении режима питания, методическом обеспечении контроля, тренировки и процессов восстановления, например фармакологического обеспечения; - ТСТ не учитывает фактического материала, накопленного в смежных науках, например в биологии спорта. Этот недостаток рассмотрим в следующем разделе. Таким образом, ТСТ, возникшая в 50-60-е гг., впитала в себя недостатки развития науки в нашей стране того периода: игнорирование неугодного фактического материала, выполнение обобщений, выходящих за пределы генеральной совокупности наблюдаемых объектов, и продолжает сохранять их до настоящего времени. Переходный этап развития теории спортивной тренировки. Понимание того, что эмпирическая наука не может вскрыть сущность изучаемых явлений, пришло еще в начале XX века. Например, Ф. Энгельс рассматривал ситуацию, возникшую в то время в науке об электричестве, а А. Эйнштейн эту точку зрения определил как величайшее открытие XX века. В теоретической физике эмпиризм был преодолен еще в начале века, и этому способствовало проникновению в нее дифференциальных уравнений - математики, способной описывать как состояние вещества, так и его движение в среде. В ТСТ, как и во многих других науках, о теоретическом этапе развития науки лишь догадываются. Реальная методологическая основа теоретического подхода к изучению объектов появилась в 80-90-е гг. и нашла свое ясное отражение в последнем учебнике философии для вузов [2]. Однако биология спорта получила ускорение с развитием электроники, кибернетики в 60-70-е гг., появились методы прямого измерения состояния внутренних структур организма (метод биопсии, ядерного магнитного резонанса, ультразвукового сканирования). Для большинства специалистов стало очевидным, что неиспользование огромного фактического материала по биологии спорта является "преступлением" перед наукой. Проблема заключалась лишь в том, как воспользоваться этой возможностью. В 80-е годы прямых науковедческих методологических указаний еще не было, поэтому исследователи пытались соединить эмпирическую ТСТ со знаниями из биологии спорта в меру обыденного сознания (здравого, не научного смысла). Наиболее интенсивно в этом направлении работали Ю.В.Вер-хошанский [3], Н.И. Волков, В.Н. Платонов [10] и большинство коллег капиталистического зарубежья [13]. Для большинства работ этого периода характерна логическая непоследовательность. В рамках одной монографии [10] приводятся сведения теоретического характера, построенные на знании деятельности каких-то функциональных систем организма, и эмпирического характера, например описание методов построения спортивной тренировки квалифицированными спортсменами, без какого-либо объяснения причин, вызывающих тот или иной способ планирования нагрузок. Несомненным достоинством таких публикаций является то, что они знакомят читателя с современными достижениями наук, имеющих связь с физической культурой. Таким образом, с начала 80-х гг. начались поиски теоретического объяснения обнаруженных эмпирических закономерностей построения спортивной тренировки, основой этому послужил огромный фактический материал по биологии спорта, однако отсутствие четкого методологического алгоритма построения теории затормозило процесс создания развитой ТСТ. Теоретический этап развития теории спортивной тренировки. Теоретическая стадия развития науки (любого конкретного исследования) включает следующие этапы: 1) построение модели объекта. Вот на этом этапе и требуется применение известных в науке фактов о строении объекта моделирования и закономерных связях между элементами модели. Укажем читателю (в частности, Л.П. Матвееву), что при построении математических моделей, имитирующих срочную и долговременную адаптацию [12] в клетках организма человека, нами использовались большинство сведений, изложенных в учебниках и монографиях по спортивной биохимии и физиологии человека. Это и есть эмпирический базис для построения модели. Разумеется, он необозримо богаче фактического материала, на который опирается эмпирическая ТСТ Л.П. Матвеева, поскольку используются знания не отдельного ученого или небольшой группы, а приобретенные совокупностью ученых всего мира, работающих в области математики и биологии спорта. Модели строятся в виде систем, с учетом принципа природной специфичности, поэтому только на теоретической стадии развития науки в полной мере и корректно используется системный подход, если в качестве элементов используются не слова, не фантастические объекты, а образы материальных образований, имеющих место в реальном мире - организме человека; 2) исследование модели с целью определения ее адекватности изучаемому объекту (идентификация модели); 3) предсказание с помощью модели новых явлений, выбор наиболее рациональных вариантов решения практических задач; 4) экспериментальная проверка следствий концептуального (умозрительного) или математического моделирования. Реализация такой логики исследования приводит в ТСТ к разработке средств и методов, которые невозможно наблюдать в практической работе тренеров. Средства и методы подготовки спортсмена рождаются чисто теоретически, а критерием истинности предложенной тренировки выступает практика, лучше в виде четко поставленного эксперимента с однозначным ответом на поставленный вопрос, либо результат проведенного тренировочного процесса. Исследователь, который начинает придерживаться такой логики, начинает создавать теорию изучаемого объекта и его преобразования при заданных условиях, создает развитую науку. Очевидно, что не все разделы ТСТ могут быть сейчас изучены в соответствии с логикой развитой науки. Наиболее подходящим предметом для построения теории является теория физической подготовки, в меньшей степени - теория технической подготовки, а для теории тактической и психической подготовки пока еще не найдены даже подходы. Практика применения развитой теории спортивной тренировки. В настоящее время наиболее полно разработана теория физической подготовки [12]. Поэтому в настоящее время имеется практика применения развитой (ТФП). Приведем два эксперимента. Эксперимент 1. В ранее опубликованных работах [12] были проведены исследования способности студентов, аспирантов, тренеров высшей квалификации к планированию тренировочного процесса. В качестве объекта выбирался легкоатлет 1-2-го разряда. Ставилась цель добиться улучшения спортивного результата в беге либо на 100 м, либо на 800 м, либо на 10000 м. Уже попытка отразить ход мышления при построении микроцикла показала, что ни один из многих сотен специалистов не способен к теоретическому мышлению, не может ответить на вопросы, почему в данный день тренировки выбираются определенная интенсивность и объем нагрузки. Отсутствие такой способности вполне объяснимо, просто в главном учебнике "Теория и методика физической культуры" [8] нет моделей организма человека, нет вывода средств, методов и планирования физической подготовки с опорой на эту модель, т.е. на биохимию и физиологию человека, нет междисциплинарного синтеза, нет развитой теории. По такому учебнику невозможно научиться теоретическому мышлению, поскольку там его просто нет. Имеется лишь формально-логическое мышление, связанное с теоретической стороной эмпирической стадии развития науки: группировка, систематизация, классификация, определение общих эмпирических правил и принципов. На базе такой информации можно копировать устоявшиеся схемы, что вполне подходит для начинающих спортсменов, но мыслительная, творческая деятельность невозможна, а это необходимо при подготовке спортсменов высшей квалификации. Эксперимент 2. Очень часто ученому задают вопросы: Кого подготовил? Как тренироваться? Первый вопрос просто глупый, поскольку каждый должен заниматься своим делом. На второй вопрос ученый, знающий ТСТ, должен дать ответ. Мне пришлось в одной зарубежной стране протестировать спортсмена - бегуна на длинные дистанции. В результате тестирования оказалось, что бегун имеет в основном окислительные мышечные волокна мышц ног и относительно низкий ударный объем сердца на пульсе 170 уд/мин. Руководством была поставлена задача - повысить спортивный результат на 10-20 с за 1 год тренировки в беге на длинные дистанции. Спортивная тренировка - это комплексный процесс, требующий учета всех сторон подготовки. В данном конкретном случае в ходе контроля было выяснено следующее: 1) в области психологической подготовленности: очень высокая мотивация (выплачивается зарплата), готовность выполнить любые тренировочные задания; 2) в области технической подготовленности: педагогическое наблюдение показало, что спортсмен не имеет сколько-нибудь существенных погрешностей в технике бега; 3) в области тактической подготовленности: спортсмен хорошо знает, что необходимо равномерно распределять силы по дистанции, выбирать скорость бега в соответствии с уровнем подготовленности; 4) в области физической подготовленности: судя по первому тестированию (см. табл.), имеется резерв для повышения скорости бега за счет большего потребления кислорода мышцами ног. Результаты тестирования бегуна на длинные дистанции К.З. (17 лет, масса 51 кг, длина тела 170 см)
Таким образом, на первый план вышла проблема физической подготовки бегуна. В контексте данной статьи важно показать ход теоретических рассуждении при построении микроцикла подготовки спортсмена. Теоретическая разработка микроцикла подготовки бегуна с целью полной реализации возможностей кардио-респираторной системы, т.е. повышения потребления кислорода мышцами ног на уровне аэробного и анаэробного порогов, заключалась в следующем. Воскресенье. Выступление в соревнованиях (коммерческий старт) или прикидка на дистанцию 5-10 км . Установка на соревнование - бег выполнять на уровне скорости АнП с финишным ускорением не более 100 м . В этом случае активны медленные или окислительные мышечные волокна (ОМВ) и часть гликолитических мышечных волокон (ГМВ), именно они в этот день получают необходимую нагрузку - активизируется деятельность митохондрий в аэробных условиях функционирования всего организма, что дает стимул для их синтеза. Нагрузка : интенсивность (И) = 30% максимальной алактатной мощности (МАМ), продолжительность (П) = 15-30 мин. Понедельник. Стресс, вызванный соревнованием, вызывает выход в кровь большого количества гормонов. Они удерживаются в тканях 2-3 суток. Поэтому в этот день выполняются спринтерские упражнения. Длина отрезка для ускорения - 20-30 м. Серия: ускорение выполняется 5 раз с интервалом отдыха 45-60 с, затем отдых 10-20 мин - и серия повторяется. Всего серий 2-4. Нагрузка: средняя интенсивность упражнения И=40% МАМ, П=4-6 мин полезного времени. Упражнения, выполняемые с такой интенсивностью, требуют рекрутирования всех мышечных волокон, следовательно, активно функционируют как окислительные, так и гликолитические мышечные волокна. ОМВ от такой тренировки не могут измениться, а в во всех ГМВ создаются условия (волокно активно, митохондрии активно функционируют в относительно аэробных условиях) для синтеза новых митохондрии. В конце тренировки или вечером выполняются силовые упражнения на основные для бегуна мышцы в стато-динамическом режиме (до боли в мышцах) с 1-2 подходами к каждой мышце на силовых тренажерах. Нагрузка : И=80%, П=1 мин. Вторник. Повторяется тренировка понедельника, только вместо спринта выполнялись многоскоки на холм, по 10-20 отталкивании. Среда. Интервальная тренировка 10-20 раз по 400 м с соревновательной скоростью, интервал отдыха до ЧСС 120 уд/мин. Цель - гипертрофия миокарда (ЧСС в конце 400 м - 185-195 уд/ мин), совершенствование техники бега, поддержание процесса синтеза митохондрии в ГМВ. В этот же день определяется скорость бега с ЧСС 170 и 195 уд/мин. Нагрузка : И=40%, П= 15-30 мин. Вечером в тренажерном зале выполняется силовая тренировка развивающего характера, т.е. каждую мышечную группу спортсмен упражнял 4-9 раз. Нагрузка: И=80%, П=5-8 мин. Четверг. Повторяется тренировка вторника. Пятница. Повторяется тренировка понедельника. Суббота. Подготовка к соревнованию (настройка, бег с соревновательной скоростью 3-5 раз по 400 м). Таким образом, в рамках микроцикла выполняется одна развивающая тренировка для ОМВ мышц ног, что должно привести к росту количества миофибрилл в ОМВ и разрастанию вокруг новых миофибрилл новых митохондрии. Следовательно, должны изменяться показатели АэП. Регулярная активация ГМВ должна была способствовать превращению ГМВ в ОМВ. Применение четыре раза в неделю силовой тонизирующей тренировки вызывало выход гормонов в кровь, а значит, ускорение процессов синтеза органелл в клетках организма. Заметим также, что итогом подготовки было участие в полумарафоне. Поэтому спортсмен выполнил в последние четыре воскресенья тренировки для увеличения запасов гликогена в мышцах. Поскольку бег на дистанцию 30 и более километров приводит к сильным разрушениям в мышечных волокнах мышц ног, спортсмен выполнил езду на велосипеде с ЧСС 150-170 уд/мин по 1,5-3 часа. Это гарантировало достаточное даже для полного марафона накопление гликогена в мышцах . После построения микроцикла данные о нагрузках были введены в компьютерную программу [12] и было показано, что при правильном белковом питании спортсмен будет непрерывно прогрессировать, пока не исчерпает потенциальных возможностей сердечно-сосудистой системы. Из таблицы видно, что все теоретические предсказания сбылись: увеличилось потребление кислорода на уровне АэП и АнП, выросла сила (прыгать стал лучше), а самое главное, спортсмен пробежал полумарафон за 1 час 13 мин 27 с, установил национальный рекорд для спортсменов своего возраста (улучшение составило 1мин 40 с), был вторым среди всех спортсменов своей национальности. Таким образом, понимание сути средств и методов, стимулирующих ход адаптационных перестроек в мышцах, позволило построить вариант тренировки, который не использовал ни один тренер, работающий с бегунами на длинные дистанции. Этот экспериментальный факт, другими словами, практика, доказывает корректность концептуального и математического моделирования, использованного в этом эксперименте. Заключение. Эмпирический путь развития теории спортивной тренировки исчерпал себя еще 20-30 лет назад. Попытки преодоления эмпиризма были неудачными по причине отсутствия алгоритма построения теоретического знания в науковедческой литературе. С начала 90-х годов появился четкий алгоритм построения развитого теоретического знания, который позволил в основном построить теорию физической подготовки спортсменов с использованием математического моделирования. Полагаем, что путь создания концептуальных и математических моделей и предсказание с их помощью наиболее эффективных средств, методов и планов подготовки спортсменов является правильным. При этом не отвергается применение эмпирического подхода в случаях отсутствия достаточной информации для построения адекватных моделей объекта исследования. Литература 1. Бондарчук А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы //Теория и практика физической культуры, 1989, 8.-С. 18-20. 2. Введение в философию. Учебник для вузов./ под общ. ред. И.Т.Фролова.-М: Политиздат, 1989.- 367 с. 3. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле //Теория и практика физической культуры, 1991, 2.-С. 6-16. 4. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт // Очерки по физиологии спортивной тренировки. - М.: ФиС,1977.-255с. 5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.-М,:ФиС, 1970.-200 с. 6. Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки.-М.: ФиС,1964. - 244 с. 7. Матвеев Л.Я. Основы спортивной тренировки: Учебн.пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС,1977. -280с. 8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС,1991.-543с. 9. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания.-Л:Лениздат, 1972. - 263 с. 10. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с. 11. Теория и методика физического воспитания: учебник для ИФК под ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова. - М.: ФиС, 1976. 12. Теория и практика дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию: Труды сотрудников проблемной научно-исследовательской лаборатории РГАФК. / Научный руководитель В.Н.Селуянов. - М.: ФОН, 1996. -106с. 13. Уилмор Д.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 503 с. Поступила в редакцию 12.01.98 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |