ЭКОНОМИКА И ПРАВО


Abstract

ECONOMICAL ASPECTS OF TOURIST PRODUCT DOMESTIC PRODUCERS ACTIVITY STIMULATING

I.V. Zorin, Ph. D., academician, the RIAT 1-st prorector

Key words: tourist product, economic, domestic producers, priorities of development, social tourism, factors and stimulus of development.

To validate the economical circumstances of the Russia's social tourism development was the aim of this paper.

The author offers:

1. To espouse the incoming tourism;

2. To assure a tour operator's effective work on the Russian market;

3. To impress and validate the concept of tourist rent;

4. To create All-Russian commission on the social tourism.

This actions will be alternative to the present an pour effective system of national tourism.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Кандидат географических наук, академик МАИПТ РАЕН,
1-й проректор РМАТ И.В. Зорин

Ключевые слова: туристский продукт, экономика, отечественные производители, приоритеты развития, социальный туризм, факторы и стимулы развития.

Постановка данной проблемы в настоящее время актуальна как никогда. Еще в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн туристов и более 300 млн экскурсантов. В казну государства ежегодно поступало 16,6 млрд долл. США.

Слабым звеном обслуживания в стране в то время являлся инфраструктурный комплекс - транспорт, связь, питание, торговля, страхование и т. д. В результате более 10 тыс. туристских объектов социального туризма, обеспечивающих ранее услуги для широких слоев населения, в настоящее время в России фактически приостановили свою деятельность.

Сторонник концепции рынка совершенной конкуренции может сказать: "Эка невидаль. В туризме не должно быть оффшорных зон. Значит, эти предприятия не выдерживают конкуренции и они не нужны на туристском рынке". Будут эти слова сказаны или нет, важнее то, что в реальности быстро идет именно этот процесс. Надо четко понимать, что, выкидывая с рынка эти предприятия, для миллионов людей туризм становится недоступным. На наших глазах произошло сужение социальной базы туризма до "новых русских", формирующегося среднего класса и челночников. Туризм стал недоступен для основной массы населения и даже для детей.

Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи отечественных предприятий социального туризма, что будет способствовать созданию новых рабочих мест и, в конечном счете, окажет существенное воздействие на вывод страны из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового проекта закона "О социальном туризме".

Какие же мы предлагаем средства ? Кратко остановимся на некоторых фундаментальных основаниях, без которых ответ на этот вопрос будет не до конца понят.

Основание первое. В конечном счете турист потребляет услуги, а это значит, что именно он, а не производитель услуг должен переместиться в место ее производства. Действительно, невозможно переместить к туристу Черное или Средиземное море, Кремль или Версаль, Эрмитаж или Лувр. Разнообразие мира и интерес к нему - основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль - это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, а также США, Великобритания, Германия. Все они применяют разнообразные экономические стимулы для защиты своих экспортирующих туристские услуги производителей - отменяют или вводят минимальный налог на добавленную стоимость на туристские услуги, снижают долю транспортных издержек в суммарной стоимости потребления туристского продукта, упрощают таможенные и визовые формальности для того, чтобы привлечь как можно больше иностранных туристов. Понятно, что именно эти страны управляют международным туристским рынком. Чем руководствовались разработчики Закона "Об основах туристской деятельности", когда они распространили норму об отмене налога на добавленную стоимость на всю туристскую деятельность? Но в итоге Россия заняла на мировом туристском рынке неподобающее ей место донора и вывозит в другие развитые страны по линии туризма многие миллиарды долларов, создавая там рабочие места, расширяя там базу налогообложения, решая их социальные проблемы.

В результате и вопреки мировой тенденции туризм не стал сферой деятельности российского товаропроизводителя, а туристская услуга не заняла подобающего ей места в самом товаропроизводстве.

Нас, как обычно, бросает из крайности в крайность. Если в 1985 г. в СССР на одного туриста, отправляющегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов, то сейчас в России на 10 выезжающих - один внутренний. И то и другое - очень плохо. Для сбалансированного туристского рынка, как свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типичная пропорция: 1 въездной - 1 выездной - 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стремиться , в том числе принимая законы и регламентируя туристскую деятельность. На цифрах это означает: сегодня в мире зафиксировано ежегодно 650 млн зарубежных прибытий с получением чистой прибыли от международного туризма в 390 млрд долл. США. При мультиплика ционной пропорции один зарубежный турист соответствует 4 путешествующим по внутренним маршрутам, общий объем поступлений от туризма в мире равен где-то более 1,5 трлн долл. США с количеством участников до 3,8 млрд прибытий. Из России по каналам туризма вывозится более 20 млрд долл. США в год, поступления от иностранно го туризма (не надо путать с прибылью) составляют примерно 2 млрд долл. США, а от внутренних передвижений - в 2 раза меньше.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать и протекционировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (в том числе и отменой налога на добавленную стоимость, и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в том числе налогом на добавленную стоимость, введением пошлины на выезд - ведь для них это "невидимый экспорт", а для нас - ощутимый импорт).

Основание второе. Центральной фигурой на туристском рынке является туроператор . Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма - гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т.п. Именно он связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу - все это решает туроператор. Поэтому за него идет борьба на туристском рынке.

Эту борьбу проиграли отечественные предприятия социального туризма в России. Отечественный туроператор загружает не их, а зарубежные предприятия индустрии туризма. Почему? Достаточно посмотреть рекламу туров или прайс-листы ведущих туроператоров (например, в газете "ТУРИНФО", которую, судя по последним материалам, видимо, вполне устраивает современное плачевное состояние социального туризма в стране, или в интересных и профессиональных журналах "Туризм и отдых", "Отдых", "Вояж и отдых", "Путешественник") и убедиться, что пролет от Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем в одну сторону из Москвы до Сочи, причем родным "Аэрофлотом". Судя по стоимости туро-дня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индонезии, а также в Испании, Франции, Италии туристские услуги не только не облагаются налогом на добавленную стоимость, но за ними стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента, на юридическом языке называемые пулом.

Когда зарубежные конкуренты имеют эти преимущества перед отечественными производителями туристских услуг, наше родное законодатель ство обязано, по крайней мере, уравнять шансы. Если вернем туроператора на отечественный рынок, значит, вернем в страну и туристов, и многие миллиарды долларов .

Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном. Например, только в этом случае туроператор может рассчитывать на снижение ставки налога на добавленную стоимость либо на получение некоторых корпоративных льгот. В пользу данного утверждения свидетельствует советский опыт социального туризма, современная практика туризма в Белоруссии, где советский опыт поддержки отечественно го товаропроизводителя в туризме сохранен и развит благодаря усилиям государства и профсоюзов. А если это кого-то не устраивает, то можно порекомендовать обратиться к опыту Франции, Японии, Кореи, Китая и многих других стран.

Основание третье. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Итак, рента за качество ресурса, в нашем случае - туристская рента, которую усваивает производитель услуг не потому, что он больше и лучше работает, а потому, что ему повезло с местоположением и ресурсами.

Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло: разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное наследие, гостеприимство...

Уместно вспомнить английскую пословицу: "Не повезло нам с климатом, может, повезет с погодой". Возможно, если бы англичане могли экономически или законодательно повлиять на погоду, то они изменили бы и климат. Нам же повезло и... не везет. Рекреационные ресурсы страны не только необустроены, слабо востребованы, но еще и малодоступны для большей части населения.

Для решения этих проблем целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, который более детально раскрывается в работах ученых РМАТ. Здесь важно отметить, что туристская рента имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее обратно, тем самым развивая ресурсный потенциал туристского производства. Такими собственниками выступают обычно субъекты Федерации и муниципали теты. Но есть еще и составляющая по местополо жению. Проведенные исследования в рекреационной экспедиции Института географии РАН под руководством профессора В. С. Преображенского показали, что за похожие комфортные условия отдыха (схожесть условий размещения, сходные природные условия) москвичи-дачесъемщики готовы платить владельцу в 3 - 4 раза больше, если место отдыха расположено ближе к месту жительства. Американский экономист Дж. Крамптон доказал, что туристская рента может быть описана как гравитационный феномен, т. е. рента, получаемая от рекреационного ресурса, прямо пропорциональ на квадрату расстояния до основных центров спроса на него. Это значит, что пространственная составляющая туристской ренты на порядок важнее ее качественной составляющей. Кто же должен получить эту часть ренты? Нам представляется, что не трудно найти собственника ресурса местоположения. Им может быть государство, субъект РФ, муниципалитет или товаропроизводитель. Поэтому авторы предлагают социализировать ренту местоположения, т. е. ввести понятие социальной туристской ренты, которую и следует отдать на развитие социального туризма.

Основание четвертое. Практически во всем мире туризм представляет собой зону предприни мательства , а не бюджетных перераспределений, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя экономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма. Таким образом, туристские предприятия (в том числе и социального туризма) обязаны действовать в условиях регулируемого государством рынка. А потребители объединяются в различные ассоциации и общества. От крупных, например таких, как профессиональные союзы, Международный союз спортивного туризма, Всероссийское народное туристское общество, до весьма небольших клубов туристов на производствах, в учебных заведениях и по месту жительства, краеведческих секций, объединений любителей экскурсий и т. п. Эти ассоциации, что называется, и "заказывают музыку", например формируют требования к социальному туристскому продукту, вступают в диалог с государственными органами по вопросам законодательной и нормативной поддержки своего движения.

С этой точки зрения, туризм всегда представляет собой общественное движение , созданное в интересах потребителя. Поэтому представляются неубедительными претензии руководителей Российской ассоциации социального туризма (РАСТ), выражающих интересы не потребителей, а лишь малой части узурпаторов социального туристского продукта, претендующих на роль ведущей организации. За ними нет потребителя, движения, а есть лишь цепь поражений, приведших к развалу отечественного социального туризма. В законе предлагается создать Общероссийскую комиссию по социальному туризму как общественную организацию, способную координировать социальный туризм в рамках общественного движения за расширение доступности национального и культурного наследия для всех слоев населения .

Таким образом, социальный туризм понимается как туризм, направленный на рекреацию человека (восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил), доступный для всех слоев населения. Именно параметры доступности и реальные возможности по ее максимизации в конкретных условиях и определяют тот минимально необходимый набор услуг социального туризма, который в совокупности и составляет социальный туристский продукт. При этом уместно подчеркнуть, что цена проблемы по поступлениям равна сумме годового национального бюджета страны.

Нельзя согласиться с отдельными суждениями, что в условиях частного предпринимательства в туризме социальный туризм не имеет перспектив. Это не так. Частный товаропроизводитель вынужден будет немедленно среагировать на социальный туристский продукт, ибо в нем заложен механизм протекционизма и защиты национального товаропроизводителя туристских услуг.

Для современных условий представляется возможным в набор услуг социального туристского продукта ввести услуги размещения по уровню экономического класса (1 - 2 звезды по национальной классификации гостиничных предприятий, а также внекатегорийные средства размещения - базы отдыха, детские лагеря и пр.); услуги питания ограничить завтраком или полупансионом, рацион которого рассчитывается исходя из величины минимальной оплаты труда на момент расчета стоимости тура (например, 0,3 размера минимальной оплаты труда); сопутствующие услуги - экскурсии, походы, трансфер (в размере 0,2 от минимальной оплаты труда). Дополнительные услуги не включаются в минимальный набор и не влияют на нормы ценообразования социального туристско го продукта. Для туроператоров, формирующих социальный туристский продукт, и для предприятий, оказывающих соответствующие услуги, устанавливается норма рентабельности - не выше 10%. Для туроператора социального туризма предлагается ввести дополнительное ограничение - в объеме их деятельности социальный туристский продукт должен составлять не менее 70 %. Здесь перечислены лишь некоторые параметры доступного стандарта социального туризма, устанавливающего систему требований к социальному туристскому продукту и его производителям.

Возникает вопрос - ради чего производителям терпеть жертвы? Ради статуса предприятия социального туризма, который дает весомые преимущества на туристском рынке. Во-первых, предлагается освободить их от налога на добавленную стоимость. Во-вторых, налог на добавленную стоимость коммерческих туристских предприятий преобразовать в социальную туристскую ренту и передать ее целевым назначением производителям социального туристского продукта. В-третьих, ввести пошлину на выезд на отдых за рубеж (например, 100 - 150 долл.) и направить эти средства на стимулирование производства социального туристского продукта.

Предлагаемый вариант - альтернатива тому действующему экономическому маршруту, который привел национальный туризм к его настоящему кризисному состоянию.

Сегодня необходимо:

- создать в рамках движения товаропроизводи телей специальную комиссию по проблемам туристского производства и услуг;

- поддержать усилия по продвижению проекта Закона РФ "О социальном туризме" в законодательных органах страны;

- приступить к разработке проекта Закона РФ "О туристской ренте и франшизных отношениях в туризме";

- выступить соучредителями Конгресса по социальному туризму, подготовку которого начали Российская международная академия туризма и Всероссийское народное туристское общество с участием Объединенного университета туризма стран - участников СНГ.

Российская международная академия туризма
предлагает учебно-методическую литературу
Справки по телефону:
574-04-15, факс: 574-16-36

Название Год изд. Автор Вид (учебник, учебное пособие, рекомендации, деловая игра, кейс и пр.) Цена, руб.
Актуальные проблемы туризма 1997 Коллектив авторов Сборник научн. тр. 1996-1997 35
Актуальные проблемы туризма-98 1998 Коллектив авторов Сборник научн. тр. Выпуск 2 55
Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья 1998 Коллектив авторов Учебное пособие 45
Английский язык для путешествий 1998 Мошняга Е.В. Учебное пособие 35
Английский язык: туризм, гостеприимство, платежные средства 1999 Мошняга Е.В. Учебное пособие 65
Английский язык для туризма и путешествий 1998 Шеншина А.П. Учебное пособие 35
Введение в ACCESS 1997 Шангин В.Ф. ШангинаТ.В. Учебное пособие 25
В помощь экскурсоводу 1998 Коллектив авторов Учебное пособие 25
Выходные в Подмосковье 1998 Коллектив авторов Путеводитель 60
Деловые игры в помощь менеджеру туризма (выпуск 1) 1999 Ульянов В.А. Учебное пособие 15
Деловые игры в помощь менеджеру туризма (выпуск 2) 1999 Ульянов В.А. Учебное пособие 20
Детский туризм   Константинов Ю.С. Очерки истории 1918-1999гг. 20
Зарубежное туристское страноведение 1999 Романов А.А. Учебное пособие 45
Искусство продаж и техника работы с клиентом 1998 Рогулева Л.А. Учебное пособие 10
История архитектурных стилей 1998 Курило Л. В. Краткий курс 25

 


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!