КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ ДЛЯ МИРА И РАЗВИТИЯ

В Москве 26-28 сентября 2000 года под эгидой ЮНЕСКО прошла Международная научная конференция "Культурный туризм для мира и развития",

В рамках конференции состоялись "круглые столы", на одном из которых обсуждались вопросы деятельности прессы и средств массовой информации в интересах развития культурного туризма. Ниже приводится принятое "круглым столом" решение.

Развитие культурного туризма - один из приоритетов XXI века. По оценке Всемирной туристской организации, через 10 лет количество туристов удвоится и из одного государства в другое будет путешествовать свыше 1 млрд человек, а к 2020 году - 2,6 млрд. Относительно России эксперты ВТО полагают, что по объемам международного туристского обмена и величине валютных поступлений от туризма она должна войти в первую десятку стран мира. Вполне обоснованны опасения представителей турбизнеса и СМИ, что властные структуры РФ как бы забыли о том, что настоятельно требуется выработка современной концепции развития туризма в России, в том числе принятие мер к устранению диспропорции, когда 90% отечественных турфирм занимаются только выездным туризмом (поскольку не имеют никакой заинтересованности в работе на въездном туристском канале). Необходима постоянная активная рекламно-информационная работа по представлению образа России как страны, благоприятной для туризма, и т.д.

Определенные пожелания высказаны в адрес Комитета по культуре и туризму Государственной Думы, в том числе просьба к депутатам более подробно информировать о своей деятельности.

Отмечено, что недостатки в деятельности государства по развитию туризма на федеральном уровне частично компенсируются в регионах, в частности в Москве и Санкт-Петербурге (как основных туристских направлениях въезда, где созданы Комитеты по туризму в качестве отдельных самостоятельных структур, не совмещенных с регулированием иных сфер).

Тем не менее требуется существенное повышение внимания к туризму и турбизнесу на федеральном уровне. Необходимо во весь голос продолжать говорить о том, что без создания отдельной Национальной туристской администрации России, выделения ее из конгломерата громоздкого многофункционального экономического или физкультурно-спортивно-туриского ведомства движения вперед в российском туризме произойти не сможет. Поток приезжающих туристов сам по себе не возрастет, валютных поступлений не прибавится, проблемы внутреннего и выездного туризма останутся, огромный дефицит платежного баланса по статье "туризм - поездки" не уменьшится.

Участники "круглого стола" отметили, что туристская пресса и специализированные издания - это разновидность предпринимательства в сфере туризма и реальная часть туристского бизнеса со всеми его заботами, интересами и законным желанием получать прибыль. Вместе с тем то или иное новое издание не может развиваться вне правовых норм, без учета мировой практики, рекомендаций ЮНЕСКО и ВТО. Пока зачастую встречаются слабая компетентность, плохая информированность ряда СМИ о состоянии, проблемах и перспективах туризма, принципах ведения международной статистики, формах и методах государственного регулирования сферы туризма. Ряд специализированных печатных изданий вместо своей основной уставной деятельности делают акцент на проведении "обучающих семинаров", всевозможных презентаций, рабочих встреч и т.д.

Весьма отраден факт увеличения общего количества журналов и газет, предназначенных непосредственно для специалистов сферы туризма. Только в Москве их более десяти. Интересные издания имеются в Санкт-Петербур ге, Новосибирске и других городах. Но все же качество таких изданий оставляет желать лучшего. Отдельные журналисты довольствуются иногда случайной и сомнительной информацией. К числу негативных проблем специализированной туристской прессы можно отнести повторяющуюся в условиях обостряющейся конкуренции ситуацию, когда вместо предложения дискуссии в духе "круглого стола" одно туристское издание в нарушение журналистских норм начинает критиковать другое. Отдельные издатели и журналисты пытаются сводить личные счеты. Печально, что продолжают фиксироваться факты игнорирования не только норм общественной морали и положения Глобального этического кодекса туризма ВТО, но и статьи Закона РФ "О средствах массовой информации" (в частности , ст. 42 - "Авторские произведения", ст. 43 - "Право на опровержение", ст. 46 - "Право на ответ" и др.). В этой связи в адрес ряда туристских изданий были сделаны заявления, что при повторении публикаций, содержащих недействительную и ложную информацию, к ним в установленном порядке будут предъявляться соответствующие судебные иски с применением ст. 62 Закона РФ "О СМИ" - "Возмещение морального вреда", а также ст. 152 ГК РФ - "Защита чести, достоинства и деловой репутации", ст. 130 УК РФ - "Оскорбление" и других норм российского законодательства.

В международном плане желательно более тесное сотрудничество СМИ, освещающих проблемы и перспективы культурного туризма, его национальную специфику и всемирный опыт.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!