КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ



ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Московским издательством "Терра-Спорт" - членом Международной ассоциации издателей спортивной литературы выпущен учебник для высших учебных заведений физической культуры, подготовленный на кафедре физиологии Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, 2001. - 520 с., ил.).

Учебник отличается несомненной новизной, в нем четко разграничены и представлены три части дисциплины - общая, спортивная и возрастная физиология. Такой порядок изложения материалов соответствует новой учебной программе по предмету и требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению 521900 - "Физическая культура".

Последние учебники по физиологии человека под редакцией профессора Н.В. Зимкина и профессора Я.М. Коца, предназначенные для институтов физической культуры, переиздава лись и издавались соответственно в 1975 и в 1982 гг. За истекшие годы каждым вузом вносились те или иные изменения и дополнения в тематические планы предмета, вводились различные спецкурсы, менялись объемы часов лекций, лабораторных занятий и индивидуальной работы. Возникла потребность в преподавании новых разделов дисциплины, особенно по спортивной и возрастной физиологии. Все это привело к настоятельной необходимости издания современного Учебника по физиологии для вузов физической культуры.

Рецензируемый учебник подготовлен на основе ранее изданных авторами (1998-2000 гг.) трех учебных пособий по названным разделам предмета, которые были широко востребованы студентами и аспирантами, одобрены преподавателями физкультурных, медицинских и педагогических вузов и в настоящее время практически отсутствуют в библиотеках. Такое положение свидетельствует о том, что избранное направление преподавания физиологии соответствует запросам подготовки современных специалистов, отвечающих потребностям сегодняшнего дня. Повышение требований к научному уровню и творческому потенциалу обучающихся неизбежно приводит к необходимости усиления фундаментальной подготовки и приоритетности изучения в вузах физической культуры естественно-научных и медико-биологических дисциплин, среди которых одна из ведущих - физиология. Поэтому нам импонирует решение Ученого совета СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта о вынесении физиологии в качестве самостоятельного государственного экзамена в процессе Государственной аттестации бакалавров.

В Учебнике в доступной для студентов форме, грамотно, последовательно, методически правильно и с использованием современных научных данных, полученных физиологическими школами в нашей стране и за рубежом, изложены функции основных систем организма, механизмы регуляции и закономерности их деятельности. Далее представлены общие и частные вопросы спортивной физиологии и функции организма людей с учетом их возраста. При этом важно подчеркнуть, что возрастные особенности человека рассматриваются с позиций адаптивных перестроек в процессе физических нагрузок; здесь же изложены и возрастные основы психофизиологии спорта. В различные разделы учебника включены и результаты собственных исследований авторов. Такие обобщенные данные в учебной литературе представлены впервые. Материалы учебника иллюстрированы 36 таблицами и 76 рисунками.

Авторы учебника - профессора А.С. Солодков и Е.Б. Сологуб - компетентные, хорошо известные в нашей стране и за рубежом специалисты, неоднократно принимали участие в написании учебников, монографий и учебно-методических пособий по различным разделам физиологии человека.

Учебник, предназначенный в первую очередь для студентов, окажется полезным для аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры и спорта.

В качестве пожеланий и предложений с целью дальнейшего совершенствования учебника необходимо отметить следующее. Изложение некоторых разделов ("Кровь", "Кровообращение", "Дыхание", "Пищеварение", "Внутренняя секреция", "Физическая работоспособность спортсменов, их утомление и восстановление") хотелось бы видеть более подробным, хотя мы понимаем, что представленный объем был ограничен рамками программы и учебным временем, отводимым для изучения этих вопросов дисциплины. В учебнике встречаются отдельные орфографические и редакционные неточности. В этой связи непонятно, почему издательством к работе над учебником не были привлечены редактор и корректор, а книга издана только в авторской редакции.

Несомненно, выход в свет нового современного учебника по физиологии своевремен и крайне необходим. Надеемся, что он позволит повысить качество всесторонней подготовки студентов и будет способствовать получению ими более глубоких знаний для решения различных прикладных задач в области физической культуры.

Доктор биологических наук и доктор педагогических наук, профессор И.М. Козлов

Доктор медицинских наук, профессор О.С. Насонкин


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!