В РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГОССОВЕТА


Abstract

STATE MANAGEMENT OF YOUTH SPORTS AND ITS SUPPORT - IS PLEDGE OF SUCCESSFUL PERFORMANCE OF RUSSIAN COMBINED TEAMS ON INTERNATIONAL LEVEL

V.I. Sysoyev, G.N. Germanov

Voronezh state institute of physical culture, Voronezh

Key words: social and economic development, youth basketball, comparative analysis of performances, role of state.

The state support of sports is the integral condition of its successful and effective functioning, and contruction of system of the measures accompanying its development, was fatally reflected in performances of athletes of the former socialist countries in the European arena.

The aim of the research was to analyse the changes of sports results of 16-18 aged males and females representing the team of Russia (USSR) on the European championships on basketball in the various periods of social and economic development of the country and its influence on sports movement.

The object of the research were Russian (USSR) male and female youth combined teams on basketball, prize-winners and finalists of championship of Europe among cadets and juvenals.

The range placement was carried out for revealing changes of sports results of basketball teams - participants of the European championship among cadets and juvenals. The leadership of teams was determined by the least sum of the places occupied with them on the European championships. If the team in any championship did not get in number of 12 participants of final tournament, to it 13th place was given. The total sum of places was determined and the rating - an average settlement item place on results of participation in the championships came to light.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮНОШЕСКИМ СПОРТОМ И ЕГО ПОДДЕРЖКА - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

В.И. Сысоев, Г.Н. Германов
Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, юношеский баскетбол, сравнительный анализ выступлений, роль государства.

Государственная поддержка спорта - неотъемлемое условие его успешного и эффективного функционирования, и разрушение системы мер, сопутствующих его развитию, пагубно отразилось на выступлениях спортсменов бывших социалистических стран на европейской арене. Перестройка социально-экономических и политических отношений республик СССР привела к тому, что Россия стала выступать отдельной командой и в 90-х гг. заметно снизился уровень российского баскетбола. Была нарушена стройная организационно-управленческая структура спортивного движения, обострились многие финансово-экономические вопросы спортивных организаций, ухудшилась материально-техническая база для активных занятий. Увеличился отток сильнейших игроков за рубеж, значительно сократилось число занимающихся баскетболом в большинстве клубов и СДЮШОР. Все это изменило финансовые и материальные условия работы учреждений дополнительного образования, их кадровый потенциал, снизило качество подготовки спортивного резерва.

Задачей проведенного нами исследования было проанализировать динамику спортивных результатов юношей и девушек 16-18 лет, представлявших команду России (СССР) на европейских первенствах по баскетболу в различные периоды социально-экономического развития государства и его влияния на спортивное движение. С учетом данного критерия выделено два временных периода: до- и постсоциалистический европейский (соответственно годы: до 1990 г. и после 1991 г.). Доперестроечный период характеризовался активной ролью государства в развитии массового спортивного движения и спорта высших достижений, принятием решений и мер государственного управления и регулирования данной отрасли.

Объектом исследования служили сборные команды по баскетболу юношей и девушек России (СССР), призеры и финалисты Первенства Европы среди кадетов и юниоров.

Предметом исследования был анализ выступления отечественных команд на международной арене.

Для выявления динамики спортивных результатов команд баскетболистов - участников европейского первенства среди юношей и юниоров было проведено ранжирование мест. Лидерство команд определялось по наименьшей сумме мест, занятых ими на европейских первенствах. Если команда в каком-либо чемпионате не попадала в число 12 участников финального турнира, ей присваивалось (как минимум) 13-е место. Определялась общая сумма мест и выявлялся рейтинг - среднее расчетное позиционное место по итогам участия в чемпионатах.

В конце 80-х - начале 90-х гг. произошло крушение европейской советской социалистической системы. Как можно заметить, социально-экономические изменения в странах бывшего социалистического содружества моментально проявились в сфере социальной политики данных стран, в том числе и в отношениях государства к спортивному движению. Многие из них устранились от государственного регулирования спортивного движения, исключили спорт из приоритетов социального развития общества, снизили государственную финансовую поддержку спортивных организаций. Все это не могло не сказаться на результатах выступления спортсменов на международной арене, не могло не проявиться в динамике и уровне спортивных результатов юношей, юниоров, взрослых спортсменов, размахе общедоступного спорта и спорта высших достижений. Сегодня уже не наблюдается доминирующего лидерства команд баскетболистов-юношей и юниоров бывших социалистических стран на европейской арене, все они значительно снизили уровень спортивных достижений и уступают командам развитых европейских стран.

 Таблица 1 .Лидеры среди команд баскетболистов-юношей (кадетов) в первенствах Европы

1 -11-й чемпионаты Европы кадеток
(1971 -1991 гг.)
12-16-й чемпионаты Европы кадеток
(1993-2001 гг.)
Сумма мест 11 Страна Рейтинг мест Динамика
=>
Рейтинг мест Страна Сумма мест 5
28 СФРЮ 2,5 - 5,8 Югославия 29
32 Италия 2,9 - 9,0 Италия 45
38 СССР 3,5 - 6,2 Россия 31
45 Испания 4,1 = 4,2 Испания 21
63 Греция 5,7 + 3,4 Греция 17
81 Турция 7,4 + 6,8 Турция 34
97 Израиль 8,8 + 8,2 Израиль 41
101 Франция 9,2 + 5,2 Франция 26

В табл. 1 отображена динамика спортивных результатов юношей-кадетов (до 16 лет) в первенствах Европы в различные временные периоды - 1971-1991 гг. и 1993-2001 гг. Если в первых 11 чемпионатах Европы лидирующие позиции и наивысшее позиционное место в рейтинге команд занимали баскетболисты Югославии (2,5), Италии (2,9), СССР (3,5), то в последующие годы изменился рейтинг мест среди команд и лидирующее положение заняла команда Греции (3,4; + 2,3).

Условные обозначения : + - улучшение позиций, - - ухудшение, = - тождественная позиция. В графах приведен средний рейтинг мест той или иной команды за период выступления в соревнованиях анализируемых временных периодов. Рейтинг мест - расчетное значение позиционного места по итогам участия в чемпионатах.

Наряду с этим высокие достижения показывает команда Испании, динамика ее выступлений характеризуется ростом результатов и занятых мест, причем все эти команды в определенной мере прогрессируют, создавая конкуренцию сегодняшним лидерам европейского баскетбола среди команд юношей.

Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что в постсоциалистический период развития в выступлениях юных баскетболисток (кадеток) всех бывших соцстран наблюдается заметный спад результатов.

В табл. 3 приведена динамика выступления команд юниоров в вышеобозначенных для анализа периодах времени. Как видно из представленных данных, на протяжении многих лет команда СССР являлась неизменным лидером европейских соревнований юниоров, становясь победителем и призером чемпионатов. У нашей команды самый высокий рейтинг позиционного места - 1,9, при этом сумма мест 14 чемпионатов составляет 27. Резкое снижение результативности выступлений наблюдается в период с 1992 по 2000 г. Средний рейтинг позиционного места в этот период снизился до 6,4, а худшие результаты приходятся на 1994 г. - 8-е место и на 1996 г. - 10-е место. Эти годы характеризуются полным отсутствием финансовой поддержки со стороны государства, переводом спорта на экономическую самоокупаемость, периодом хаотического существования. Государственные структуры не смогли оказать существенную социально-экономическую поддержку спортивному движению, и в результате спорт вышел из-под влияния государства. Подобные тенденции, вызванные развалом европейской социалистической системы, наблюдались и в большинстве бывших стран социалистического содружества: Югославии, Болгарии, Чехии-Словакии, которые успешно выступали вплоть до 1990 г.

Таблица 2. Утрата лидирующих позиций командами баскетболисток бывших социалистических стран в первенствах Европы среди девушек (кадеток)

1 -9-й чемпионаты Европы среди кадеток (1976-1991 гг.) 10-14-й чемпионаты Европы среди кадеток (1993-2001 гг.)
Сумма мест 9 Страна Рейтинг мест Динамика
=>
Рейтинг мест Страна Сумма мест 5
11 СССР 1,2 - 1,8 Россия 9
45 СФРЮ 5,0 - 9,0 Югослав. 45
51 НРБ 5,7 - 11,4 Болгария 57
60 СРР 6,7 - 12,6 Румыния 63
61 ВНР 6,8 - 9,6 Венгрия 48
70 ЧССР 7,8 = 7,6 Чехия 38
86 ПНР 9,6 - 10,4 Польша 52
81 Испания 9,0 + 3,8 Испания 19
75 Франция 8,3 + 5,2 Франция 26
38 Италия 4,2 - 7,4 Италия 37
105 Греция 11,7 + 9,0 Греция 45
104 Бельгия 11,6 + 9,4 Бельгия 47

Таблица 3. Лидеры среди команд баскетболистов-юниоров (юношей) в первенствах Европы

1 -14-й чемпионаты Европы (1965-1990 гг.) 15-19-й чемпионаты Европы (1992-2000 гг.)
Сумма мест 14 Страна Рейтинг мест Динамика
=>
Рейтинг мест Страна Сумма мест 5
27 СССР 1,9 - 6,4 Россия 32
35 СФРЮ 2,5 - 9,4 Югославия 47
44 Италия 3,1 - 5,6 Италия 28
66 Испания 4,7 - 6,0 Испания 30
89 Турция 6,4 - 10,2 Турция 51
116 Греция 8,3 + 4,6 Греция 23
136 Франция 9,7 + 3,8 Франция 19

Сравнительный анализ выступлений в первенствах Европы среди юниоров 1964 (1965) - 2000 гг. юношей и девушек России (СССР) свидетельствует о значительном превосходстве команд девушек (табл.4).

Таким образом, в современном государственном устройстве спорт предстает сложным многофункциональным и многокомпонентным явлением культуры, органически включенным в систему общественных отношений и обусловленным в своем развитии социально-экономическими факторами. Уровень спортивных достижений той или иной страны в конечном итоге зависит от условий материальной жизни общества, от его благосостояния, но это не единственные факторы, оказывающие влияние на прогресс спортивных результатов. Более высокие экономические показатели страны автоматически не гарантируют ее превосходства в спорте: многое будет зависеть от того, как будут использованы имеющиеся возможности.

Таблица 4. Лидеры среди команд баскетболисток (юниорок) в первенствах континента в до- и постсоциалистическом европейском периоде

1 -14-й чемпионаты Европы (1965-1990 гг.) 15-19-й чемпионаты Европы (1992-2000 гг.)
Сумма мест 14 Страна Рейтинг мест Динамика
=>
Рейтинг мест Страна Сумма мест 5
18 СССР 1,3 - 2,0 Россия 10
59 СФРЮ 4,2 - 9,8 Югославия 49
60 ЧССР 4,3 - 5,0 Чехия 25
78 НРБ 5,6 - 9,0 Болгария 45
89 ВНР 6,4 - 8,4 Венгрия 42
92 ПНР 6,6 - 7,4 Польша 37
135 СРР 9,6 - 10,8 Румыния 54
131 Испания 9,3 + 3,6 Испания 18
126 Франция 9,0 + 6,2 Франция 31
79 Италия 5,6 - 8,2 Италия 41

Важную роль при этом играют социальное устройство общества, фактические условия, предоставляемые государством для прогресса спорта, отношение к спорту в обществе, наличие социальных институтов руководства и управления спортивным движением. Влияние этих социальных факторов на рост спортивных достижений проявляется через ряд звеньев и условий, в том числе через систему спортивной подготовки. Спортивное достижение - всегда многофакторное явление, прямо или косвенно зависящее от многих составляющих, где наряду с индивидуальной одаренностью спортсменов и эффективностью системы спортивной подготовки на динамику спортивных достижений в обществе оказывают влияние размах спортивного движения и общие социальные условия его развития (Л.П. Матвеев, 1977, 1997, 1999). Отсюда ясно, что спортивные достижения, их общий уровень и динамика - как бы обобщенный показатель развития спортивной культуры в обществе, наглядный критерий качества школы спорта, сложившейся в той или иной стране, а в какой-то мере и один из показателей социального прогресса в государстве.

"Вовлечение государства в спорт в 70-80-е годы стало реальностью, а в 90-е годы - необходимостью" (С.И. Гуськов, 1996; Р.Г. Гостев, 2001). Сегодня, после того как в некоторых странах были приняты законы о спорте (например, в Финляндии в 1980; в Италии в 1984; во Франции в 1984 и в 1992;в Испании в 1988 и в 1990; в России в 1993 и в 1999; на Украине в 1993; в Польше в 1996;в Словении в 1998;в Казахстане в 1999 и др.), многие специалисты, и прежде всего тренеры, задают вопрос: "Нужен ли спорту закон?". Ведь раньше национальный спорт во многих странах, включая Россию, практически до 80-х гг. развивался и обходился без принятия государствами разных законодательных актов в области спорта.

Однако следует заметить, что роль государства в доперестроечный период всегда проявлялась не только в мерах политического и идеологического характера, но и через законодательные постановления административных органов. Вспомним хотя бы некоторые из них, оказавшие весьма существенное влияние на развитие физической культуры и спорта в нашей стране: постановления 1948 (декабрь), 1959 (январь), 1966 (август), 1981 (сентябрь) гг.

Действительно, спорт сегодня настолько урегулирован своими внутренними уставами, хартиями, регламентами, правилами и положениями, что не требует, казалось бы, вмешательства государства. Необоснованное утверждение, что спорт способен самофинансировать свою отрасль, привело к снижению в 90-е гг. активной роли государства по отношению к физкультурно-спортивному движению. И как следствие во многих видах спорта Россия стала терять лидирующие позиции. Утратили свои приоритеты в европейском спорте и другие страны бывшего социалистического содружества. В числе причин такого положения следует выделить недостаточное финансирование сборных команд страны для участия в ответственных международных соревнованиях европейского и мирового уровня, снижение бюджетного финансирования на спортивную подготовку детей и юношей, а в целом и всего спортивного резерва, снижение мотивации к занятиям спортом, статуса спортивного педагога и качества подготовки научно-педагогических кадров.

И знаменательно, что именно сейчас рассматривается Концепция развития физической культуры и спорта. Спорт в нашей стране стал привилегией богатых. Занятия спортом отождествляют с символом роскоши. Здоровый образ жизни стоит очень дорого. В России спортом занимается всего 10% населения, в то время как в США - 40%, в Германии - 60%. Президент России В. Путин сказал: "Нас должно преследовать чувство вины, что мы довели эту отрасль до такого плачевного состояния, что этот вопрос следует рассматривать на таком высоком государственном уровне". Вопрос о развитии массовости спорта в России становится ключевым социальным общественно -политическим вопросом. В связи с этим реанимация многих форм активного участия детей, подростков, юношей в физкультурно-спортивных занятиях, целевое использование спортивных сооружений для физкультурной деятельности, пропаганда здорового образа и стиля жизни, в том числе СМИ и телевидением, привлечение и объединение средств федерального бюджета, местных органов самоуправления, спонсоров для финансирования детско-юношеского спорта и спорта высших достижений признается первостепенным делом в государственном регулировании физической культуры и спорта в России. Мы надеемся, что уже в скором времени коренным образом изменятся социальный статус тренера, его заработная плата, материально -технические условия тренировочного процесса, мотивация к занятиям спортом, а в целом и общем государство не оставит спорт без поддержки, без государственной нормативно-правовой юридической базы. И потому сегодня столь актуальны для организации физкультурно-спортивной практики в России законы "О студенческом спорте" (Постановление Совета МПА СНГ от 8 декабря 2000 г.), ряд других законодательно -нормативных актов. Следует надеяться, что активная позиция государства по отношению к спорту выразится в рассмотрении на заседаниях Государственной Думы России проекта Федерального закона "О детско-юношеском спорте в Российской Федерации" (от 3 апреля 2000 г).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: