ЧИТАТЕЛЬ РАЗМЫШЛЯЕТ, СПОРИТ, ПРЕДЛАГАЕТ


Abstract

SOME REMARKS ON PUBLICATIONS DESIGNING IN OUR JOURNAL

L.I. Orekhov, Dr. Hab., professor

Kazakh academy of sports and tourism, Almaty

V.A. Sorokin, Ph. D., lecturer

Republican school of maximum sports skill, Almaty

E.L. Karavaeva, Main scientific employee

National scientific-practical center of physical culture, Almaty

Key words: parameter, sample, average standard deviation, factors.

Many interesting articles and researches were published in our journal. Unfortunately, there are some errors and mistakes, which authors of this article have decided to understand in details.

The authors express the hope, that the made remarks will benefit not only to authors of the scientific works, but to our edition also.


НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ОФОРМЛЕНИЯ ПУБЛИКАЦИЙ В ЖУРНАЛЕ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Орехов
Казахская академия спорта и туризма, Алматы

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Сорокин
Республиканская школа высшего спортивного мастерства, Алматы

Главный научный сотрудник Е.Л. Караваева
Национальный научно-практический центр физической культуры, Алматы

Ключевые слова: параметр, выборка, среднее стандартное отклонение, факторы.

В журнале опубликовано много интересных работ. К сожалению, встречаются отдельные погрешности, на которых следует остановиться и разобраться по существу.

1. В последние годы термин "параметр" стали использовать для обозначения любой численности характеристик объектов или людей. Однако в "Словаре иностранных слов" [7] сказано, что термин этот - математический и есть "... постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение в условиях данной задачи" [7, с. 513]. Следовательно, употребление термина неправомерно при описании изменяемых величин. Исследователь, использующий терминологию из других областей, не вправе подвергать переработке значения терминов, чтобы быть понятным и избежать недоразумений. В "Универсальном словаре иностранных слов русского языка" [8], опубликованном позднее, сказано, что "Параметр - величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одного явления или для данных частной задачи, но при переходе к другому явлению, к другой задаче меняющая свое значение (мат.)" [8, с. 411]. Применительно к спорту дистанции, на которых проводят соревнования (100 м, 5000 м, 42 195 м и др.), являются параметрами, также параметром является 12-минутный тест К. Купера [4], а результаты спортсменов, выраженные в часах, минутах, секундах, долях секунды (в спорте), в 12-минутном тесте - в метрах, являются переменными [1]. При определении физической работоспособности при ЧСС 170 уд/мин частота пульса 170 уд/мин является параметром, а величины физической работоспособности, выраженные в кгм/мин, являются переменными.

2. Нередко не делают различий между статистическими параметрами генеральной совокупности и их оценками по выборкам. Параметр, как известно, является постоянной величиной на данном этапе исследования и неизвестной по значению. Исследователь изучает выборку и по ней оценивает параметр [1, 2, 3]. Параметры генеральной совокупности принято обозначать греческими буквами, а оценки параметров - латинскими (табл. 1).

3. Наблюдается разнообразие в обозначениях оценок статистических параметров. Например, среднее обозначают М и x, стандартное отклонение - s и m, ошибку среднего - m, S. Стандартное отклонение представляют в двух значениях - положительном и отрицательном. Однако в работах авторитетных математиков стандартное отклонение S (среднее квадратическое отклонение) определено как положительное значение корня квадратного из дисперсии [1, с. 80]. Следовательно, представление его в двух значениях (положительном и отрицательном) некорректно.

4. Нередко исследователи представляют результаты наблюдений по средним и ошибкам арифметического среднего (x±m или x±S, x±Sx). Однако в данном случае мы должны руководствоваться работами математиков, которые говорят, что оценки параметров должны обладать следующими свойствами: должны быть несмещенными, состоятельными и эффективными [1, с. 227 - 232]. Не вдаваясь в суть этих свойств, изучением которых занимаются математики, а не прикладники, отметим, что перечисленным выше свойствам наиболее соответствуют следующие статистические оценки: средние арифметические, дисперсии и стандартные отклонения (средние квадратические отклонения), а при оценке взаимосвязи переменных - коэффициенты корреляции Пирсона. Следовательно, при представлении данных по выборке в таблице следует показать среднее (x) как меру центральной тенденции, стандартное отклонение (S) как меру изменчивости признака и объем выборки (n) как показатель репрезентативности выборки [1, 2, 3]. Дополнительно, если для интерпретации данных исследователю нужно сравнить вариативность показателей, он может привести значения коэффициентов вариации в процентах (табл. 2).

Таблица 1. Обозначения параметров генеральной совокупности и оценок параметров по выборкам

Генеральные совокупности

Выборочные совокупности (выборки)

Параметры

обозначения греческими буквами

русское произношение

оценки параметров

обозначения латинскими буквами

Среднее арифметическое

Мю

Среднее арифметическое

Дисперсия

2

Сигма в квадрате

Дисперсия

S2

Стандартное отклонение

Сигма

Стандартное отклонение

S

Коэффициент корреляции

Ро

Коэффициент корреляции

r

Используемая в научных статьях стандартная ошибка среднего (Sx) не характеризует ни меру центральной тенденции, ни вариативность переменной, а "... представляет собой стандартное отклонение выборочного распределения средних бесконечного числа выборок объема n из совокупности с дисперсией s2" [1, с. 225]. Проще говоря, она является показателем точности выборочной оценки параметра генеральной совокупности. Но по определению ее рассчитывают как "... положительное значение квадратного корня из выражения s/n" [1, с. 225]. Поэтому представление ошибки средней в двух значениях (положительном и отрицательном) некорректно. Кроме того, по определению (см. выше) она вообще не может быть рассчитана, так как невозможно осуществить "бесконечное число выборок".

Анализируя результаты педагогических экспериментов с тремя и более группами при определении различий, исследователи нередко рассчитывают t-критерий, тогда как в этих случаях его использовать нельзя, а следует применять дисперсионный анализ, метод множественных сравнений или построение доверительных интервалов [1, 2, 3 и др.].

5. При проведении экспериментальных исследований обычно используют однофакторные эксперименты с двумя группами (экспериментальной и контрольной). В этом случае очень мала вероятность выхода на оптимальный вариант режима занятий. В процессе обучения или тренировки используют разные средства и методы, различные объемы физической нагрузки и интенсивности, а также определенные значения дозировки работы и отдыха. Сочетания величин этих показателей могут быть весьма различными. Поэтому для повышения эффективности экспериментальных исследований желательно планировать эксперименты с включением двух-трех факторов. Известный специалист Л. Закс пишет: "Современное планирование эксперимента (experimental design) отличается от классического или традиционного подхода тем, что всегда исследуют одновременно по меньшей мере два фактора. Раньше, когда нужно было проанализировать действие нескольких факторов, их проверяли последовательно друг за другом, причем проверяли только один из факторов на нескольких уровнях. Можно показать, что этот способ не только не эффективен, но способен привести к неверным результатам. Оптимальная область работы обычным способом вообще может быть не найдена. Кроме того, классические методы не позволяют определить взаимодействие факторов. Принцип современного планирования эксперимента состоит в следующем: так ввести факторы и измерить их эффекты и взаимодействия, а также чувствительность этих эффектов, чтобы сравнить их друг с другом и по возможности ограничить влияние случайных вариаций" [3, с. 510].

С сожалением следует отметить, что в ряде учебных пособий по статистике для прикладников, изданных в период существования СССР, встречаются ошибочные изложения статистических методов. Появление обозначения М как среднего связано, видимо, с неточным переводом работ с иностранного языка. Переводчик принял греческую букву (мю) за латинскую М, а введение обозначений ± можно объяснить произвольным пониманием математических закономерностей, которые нельзя толковать по своему усмотрению. Математика - наука строгая, основанная преимущественно на доказательных, а не на правдоподобных рассуждениях, хотя последние тоже могут быть использованы [5].

6. При описании методов исследования авторы неоправданно часто используют возвратную форму глагола. Например, пишут: "Пульс измерялся пальпаторно", "Время реакции регистрировалось секундомером". Исследования проводил автор или группа авторов, поэтому рекомендуется писать: "Пульс измеряли пальпаторным методом", "Время реакции регистрировали секундомером". По этому поводу в "Справочнике" [6] о применении возвратной формы глагола сказано: "В технической литературе формы на -ся целесообразно употреблять в тех случаях, когда на первый план выступает само действие независимо от его производителя, например: "Дверь открывается автоматически". Если же с понятием действия связано представление о его производителе, иногда неопределенном, то правильнее употреблять форму без "ся" [6, с. 225].

Таблица 2. Физическая подготовленность студентов

Факультет, курс

Бег 100 м, с

Прыжок в длину с места, см

N

S

n

S

Педагогический, 1-й курс

500

13,8

1,3

580

235

22,5

Надеемся, что сделанные замечания принесут пользу авторам научных работ и редакции журнала.

Литература

1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976.

2. Закирьянов К.Х., Орехов Л.И. Экспериментальные методы в педагогике, психологии и физической культуре: Учеб. пос. - Алматы, КазГАСТ, 2002.

3. Закс Л. Статистическое оценивание /Пер. с нем. - М.: Статистика, 1976, с. 510.

4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: ФиС, 1989.

5. Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения /Пер. с англ., 2-е изд., испр. - М.: Наука, 1975.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: 14-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1985.

7. Словарь иностранных слов /Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова: 5-е изд., стереотипное. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.

8. Универсальный словарь иностранных слов русского языка /Под ред. Т. Волковой. - М.: Вече, 2001, с. 411.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!