НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ВИДЕОАНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ

Кандидат биологических наук, профессор, 
заслуженный работник физической культуры России В.В. Лысенко
Аспирант Д.А. Романов

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Современные тенденции развития тренировочного процесса обусловливают необходимость поиска путей совершенствования технической подготовленности спортсменов [1, 2]. С точки зрения авторов, эффективно решить эту задачу позволит широкое применение систем компьютерного видеоанализа движений.

В результате системного анализа спортивной тренировки авторами разработаны педагогическая технология и алгоритм управления технической подготовленностью спортсменов на основе видеоанализа движений. Алгоритм управления технической подготовленностью спортсменов на основе видеоанализа движений можно представить в следующем виде:

1. Комплексная оценка исходной биомеханической структуры движений спортсмена на основе определения кинематических параметров соревновательного упражнения и оценки их эффективности (рациональности).

2. Определение максимально возможного двигательного результата при данном уровне физической и психической подготовленности спортсмена.

3. Прогнозирование и планирование уровней целенаправленного развития пространственных, временных и динамических параметров структуры соревновательного упражнения на основе учета исходной биомеханической структуры движений.

4. Выбор и применение вспомогательных упражнений, обеспечивающих адекватное воздействие на основные параметры биомеханической структуры соревновательного упражнения.

5. Реализация системы формирования структуры соревновательного упражнения на основе сравнительной комплексной оценки оперативного, текущего, этапного и целевого уровней развития биомеханических параметров движений и внесения необходимой коррекции в тренировочный процесс.

Авторами ранее была экспериментально доказана эффективность применения систем видеоанализа в обучении спортивным движениям новичков [3, 4]. Однако разработанная авторским коллективом система видеоанализа универсальна, ее целесообразно применять и в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, что показали педагогические эксперименты.

Первый эксперимент был проведен на квалифицированных легкоатлетах (прыжки в длину с разбега). В нем приняли участие 10 спортсменов экспериментальной (ЭГ) и 12 спортсменов контрольной группы (КГ). КГ занималась по традиционной методике, а управление технической подготовленностью спортсменов ЭГ производилось на основе оперативного получения тренером комплексной информации о спортсмене на занятии. Эта информация включала: данные о биомеханических параметрах структуры соревновательного упражнения и его отдельных фаз, графики и диаграммы фактических и объективно необходимых биомеханических параметров спортивного движения (рис. 1), видеограммы движения спортсмена и интерпретацию полученных данных. На основе полученного комплекса информации тренером выявлялись наиболее важные параметры и элементы выполнения упражнения, прогнозировались их характеристики, подбирались средства для коррекции техники в данных фазах выбранных параметров.

Внедрение интегрированной системы видеоанализа в тренировочный процесс легкоатлетов-прыгунов привело к повышению уровня спортивного мастерства атлетов в прыжке в длину.

Другой педагогический эксперимент был проведен по аналогичной схеме на 24 квалифицированных пауэрлифтерах. Начало эксперимента совпало с 6-м краевым соревнованием, окончание - с 7-м краевым соревнованием.

Управление технической подготовленностью спортсменов ЭГ осуществлялось на основе применения разработанной нами интегрированной системы видеоанализа движений.

В процессе ряда тренировочных занятий для определения эффективности техники спортсмена осуществлялся полный видеоанализ выполненного упражнения. При этом производился расчет фактических

Рис. 1. Диаграмма времени опоры

Рис. 2. Видеограмма фазы вставания (сплошной линией обозначен вариант анализируемой техники)

параметров техники двигательных действий. Параметры, в наибольшей степени интересующие тренера, отражались как в цифровом, так и в графическом виде. С помощью системы также рассчитывались рекомендуемая техника и ее визуальное отражение (рис. 2). Выявляя наиболее слабые фазы в процессе выполнения упражнения, тренер корректировал технику. Вследствие этого в течение ряда занятий наблюдалось совершенствование спортивной техники, устранение изъянов и недостатков.

Эффективность применения созданной системы видеоанализа подтвердилась результатами, показанными спортсменами ЭГ на 7-м краевом соревновании.

Результаты экспериментов показали, что применение разработанной авторами информационной системы в различных видах спорта высокоэффективно и не требует высокой квалификации тренера в области информационных технологий. Разработанная система видеоанализа двигательных действий характеризуется универсальностью, многофункциональностью, адаптивностью, обеспечивает единый технологический цикл получения необходимой тренеру информации и является эффективным инструментом для подбора оптимальных средств технической подготовки спортсменов.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 270 с.

2. Доронин А.М. Совершенствование биомеханической структуры двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения. - Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 1999. - 213 с.

3. Лысенко В.В., Нестеров Г.Д., Романов Д.А. Компьютерные технологии и спорт // Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Т. 5, с. 217 - 222.

4. Мацко А.И., Лысенко В.В., Романов Д.А. Перспективы применения информационных технологий как средств обучения технике двигательных действий // Природа. Общество. Человек. 2001, № 1 (13), с. 84 - 86.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!