ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ


Abstract

THEORY AND METHODOLOGY OF SPORTS TRAINING: BLOCK SYSTEM OF TRAINING OF ELITE ATHLETES

Yu.V. Verhoshansky, Dr. Hab., professor

National Olympic committee of Italy, Rome

University Tor Vergata, Rome

Key words: change of paradigm of T&M of ST; priority of biological composing of T&M of ST; idealized object of T&M ST; regularities of process of attaining sport mastery; priority of special training in annual cycle; block-system of training for high class athletes.

In the paper theoretical foundations and experimental arguments for the changing traditional paradigm of the theory and methodology of sport training (T&M of ST) for high class athletes are studied. They must be based on its biological composing. The relationships between external and inside relations of an organism as well as their dynamics during the development of the process of long adaptation to the sport activity were analyzed. The idealized object of the T&M of ST - a process of attaining of sport mastery - has been developed and the main regularities of it were formulated. The theory, the main principles of construction of the unconventional block-system of the sport training for annual cycle and technology of its realization were discussed.


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ: БЛОКОВАЯ СИСТЕМА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА1

Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Верхошанский

Национальный Олимпийский комитет Италии, Рим
Университет Тор Вергата, Рим

Ключевые слова: смена парадигмы теории и методики спортивной тренировки, идеализированный объект, закономерности процесса достижения спортивного мастерства, приоритет специальной физической подготовки в годовом цикле, блоковая система тренировки спортсменов высокого класса.

Блоковая система - это нетрадиционная форма организации тренировочного процесса в годичном цикле, предназначенная исключительно для спортсменов высокого класса, как в любительском, так и в профессиональном спорте.

Эта форма исходит из известных общих закономерностей долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности [38, 52, 55, 56, 58, 59, 62], а также результатов проведенных автором и его сотрудниками исследований закономерностей процесса становления спортивного мастерства [11, 21, 37, 38, 39, 46, 70, 77] и морфофункциональной специализации организма [8, 15, 17, 20, 43, 44, 66, 80] в ходе многолетней подготовки. Создание в тренировочном процессе оптимальных условий для реализации этих закономерностей - главная целевая задача блоковой системы [43, 46-51, 67, 70, 75, 81, 84].

Введение в проблему. 40 лет назад впервые была обоснована необходимость системного использования средств специальной физической (силовой) подготовки в тренировке спортсменов высокого класса. Подчеркивалось, что "вместо неоправданных поисков какого-то абсолютного средства (в то время это был весьма актуальный вопрос. - Ю.В.) необходимо обратить внимание на создание системы средств - системы, максимально способствующей достижению требуемого эффекта при минимальных затратах времени и энергии спортсмена "[6, 8]2.

Дальнейшее развитие этой идеи привело к разработке "принципа концентрации силовых средств" на ограниченном во времени этапе" и "сопряженно-последовательной системы" организации нагрузок различной преимущественной направленности, затем к "принципу приоритета специальной физической подготовки " и "программно-целевому принципу организации тренировочного процесса " в годичном цикле" и, наконец, к "блоковой системе" построения тренировки спортсменов высокой квалификации [15, 21, 24, 27-31, 35, 43, 47, 50]. Эта система и ее принципы выдержали жесткую критику сторонников устаревшей концепции "периодизации" тренировки (подробнее об этом см. в [97 и 106]) и с конца 70-х гг. уже внедрялась в практику [23-30].

Анализируя проблему подготовки советских спортсменов к Олимпийским играм 1988 г., заместитель председателя Госкомспорта СССР А. Колесов писал, что "ведущие тренеры в легкой атлетике, гребле академической и ряде других видов спорта используют так называемый блоковый метод построения тренировок, когда основная направленность работы (например, на преимущественное развитие силы или скорости) не меняется в течение нескольких дней и даже недель" [87]. В то же время он подчеркивал необходимость обращения особого внимания на взаимосвязь применяемых в тренировке средств и методов. "Содержание комплексных целевых программ показывает, - писал он, - что именно в отстающих видах спорта даже при общих больших объемах тренировок нет сопряженности средств и методов. Эффект от тренировочной работы зачастую гасится последующей безграмотной тренировкой. Нашим ученым следовало бы полнее разобраться в вопросах сопряженности (здесь и выше выделено автором. - Ю.В.) нагрузок, средств и методов разного характера" [87].

Однако у "наших ученых" того времени не было особого желания заниматься столь непростым делом. В то же время наши энтузиасты-тренеры уже неоднократно излагали в печати положительный опыт использования блоковой системы и составляющих ее принципов в различных видах спорта (например, в публикациях [88-94]).

В западноевропейской литературе сообщения о блоковой системе сегодня встречаются все чаще [95-105].

Например, говоря о понятии "блок", лежащем в основе названия новой системы тренировки, G. Cometti отмечает в своей книге [95]: "Этим понятием мы обязаны Верхошанскому (1985). Согласно этому автору для развития определенного качества необходимо дать ему приоритет в течение достаточно длительного времени. Верхошанский изобрел, таким образом, понятие БЛОК... и предложил структуру тренировки для спортсменов высокого уровня, включающую три больших блока".

В одной из своих статей начала 80-х гг. [96] P. Tschiene писал, что "...блоковая структура Верхошанского, в настоящее время очень распространенная в литературе, представляет собой прогресс в теории и методологии спортивной тренировки... и может рассматриваться как дальнейшее развитие модели периодизации Матвеева". Позднее, неоднократно возвращаясь к этой проблеме, P. Tschiene подчеркивал [97]: "Важнейший принцип блоковой концепции Верхошанского указывает на необходимость постепенного повышения интенсивности стимулов в соответствии с развитием адаптационного процесса (выделено мною. - Ю.В.). Критики его концепции утверждают, что и другие авторы, например Харре, 1971, Матвеев, 1977, и Платонов, 1984, подчеркивали эту необходимость. Предположим, что это так. Однако никто из них не сделал это в такой радикальной форме, как это сделал Верхошанский".

"Когда планирование тренировки ведется под обычным девизом - "всего понемногу", - пишет доктор G. Frey [99] из научно-исследовательского института спорта в Тюбинге (Германия), - трудно добиться успеха. "Поэтому начиная с определенного уровня подготовленности используется так называемая блоковая система Верхошанского... и, как показано, такой вид тренировки функционирует с необыкновенно впечатляющим успехом в скоростно-силовых дисциплинах: легкой атлетике, плавании, гребле, лыжных гонках и также в теннисе. Такой вариант тренировки, функционирующий вне идеи Матвеева, уже предусмотрен в учебных планах Германской теннисной федерации (Deutscher Tennis Bund, 1996)". P. Tschiene сообщает, что в Германии "концентрация содержания нагрузок согласно блоковой структуре типична для современной подготовки в конькобежном спорте" [97].

В новом руководстве для тренеров, выпущенном недавно Федерацией легкой атлетики Италии [102], указывается, что "...в развитии методологии спортивной тренировки разработка блоковой структуры Верхошанского и ее дифференциация для различных дисциплин легкой атлетики представляет собой несомненный прогресс, никогда и никем еще не осуществленный прежде". Например, в статье F. Angius, старшего тренера в метаниях национальной сборной команды Италии, представлена "форма программирования тренировки блоками, теоретически обоснованная русским ученым Юрием Верхошанским и используемая сектором метаний в федеральной структуре" [105].

Нет необходимости продолжать бесконечный ряд таких примеров. Казалось бы, что целевая ориентация, смысл и содержание блоковой системы, а также ее значимость для практики подготовки спортсменов высокого класса достаточно ясны. Однако материалы, представленные несколько лет назад на страницах журнала "Теория и практика физической культуры" в рамках дискуссии о необходимости обновления теории и методологии спортивной тренировки, свидетельствуют, что это далеко не так [106]. Никакого внимания вынесенным на обсуждение идеям, касающимся принципиального обновления устаревшей теории спортивной тренировки, уделено не было. Большинство участников этой "дискуссии" писали о своем, мимоходом обвиняя автора во всех грехах, бездоказательно, но безапелляционно отрицая право на существование иных мнений и принципов , кроме концепции "периодизации" тренировки, "получившей признание практически во всех спортивно развитых и многих других странах мира". Отсюда у читателей и у нового поколения соискателей научных степеней может сложиться впечатление о блоковой системе как о некоем частном методическом приеме организации тренировочного процесса, а не о практическом выражении принципиально нового методологического подхода к научным основам всей системы тренировки. Такое прагматическое понимание фундаментальных проблем теории тренировки, к сожалению, дезориентирует научную молодежь и порождает обскурантизм у практических тренеров.

Популярность блоковой системы в спортивной практике и некоторые недостатки описательного характера в прежних публикациях автора (30-летней давности), равно как и некоторые
не выдержавшие проверки временем гипотезы и "терминологические новации", а главное - искаженное до примитива толкование его идей негативно настроенными оппонентами, вызывают необходимость в возвращении к рассматриваемой проблеме. Но прежде чем это сделать, представляется целесообразным:

- обратить внимание на некоторые принципиальные вопросы, касающиеся современного состояния теории и методологии спортивной тренировки;

- вкратце изложить исходные посылки к разработке блоковой системы тренировки, ее теоретико-методологическую основу, принципиальные понятия и практическую технологию ее построения.

Теоретико-методологические основы концепции блоковой системы тренировки: закономерности, понятия, принципы. Методологический подход автора к исследовательской деятельности в области спортивной тренировки с самого ее начала в середине 50-х гг. базировался на главных принципах диалектики: принципе всеобщей связи и принципе развития.

Руководящие идеи этих принципов были созвучны интересам автора как практического тренера, ибо содержали указания к пониманию и решению таких фундаментальных проблем, как системная организация тренировочной нагрузки [8], биодинамическая структура сложного двигательного действия [9], функциональная структура спортивной работоспособности [35], связь динамики состояния спортсмена с выполняемой нагрузкой [28].

Идеи этих принципов определили в конечном итоге целевую направленность исследования путей решения проблем программирования тренировки и управления ее ходом, а также постановку его задач, практическую организацию и интерпретации результатов.

Основным и методами научного поиска явились системный подход и структурно-функциональный анализ содержания и динамики процессов, лежащих в основе становления спортивного мастерства, что отчетливо проявилось в тематике и выводах публикаций тех лет [1-11, 13, 14].

Естественно-научное содержание методологии исследования составили достижения дисциплин биологического профиля (физиологии, биохимии, эндокринологии, биомеханики, спортивной медицины). Объединение профессиональных достижений этих наук на общей теоретико -методологической платформе, в центре которой явственно обозначилась проблема адаптации человека к условиям напряженной мышечной деятельности, принципиально изменило традиционную парадигму, сформировавшуюся в теории и методике спортивной тренировки много лет назад в качестве образца для решения исследовательских задач и трактовки их результатов. Вместо традиционной "педагогической" ориентации был сформулирован и обоснован принцип "приоритета ее биологической составляющей", который качественно изменил роль теории в спортивной деятельности и сделал возможным поднять ее на уровень научной дисциплины, функцией которой является выработка и обобщение объективных знаний в этой области [46-51].

Методологически центральную роль в формировании и развитии теории играет, как известно, идеализированный объект, лежащий в ее основе, т.е. теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций [1, 2, 61, 64]. Построение идеализированного объекта, как известно, - необходимый этап создания теории, осуществляемый в специфических формах для разных областей знания. Но во всех случаях, в том числе и в области теории спортивной тренировки, он выступает как конструктивное средство развертывания всей системы теории. Вместе с тем он неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Рис. 1. Принципиальная модель процесса становления спортивного мастерства. W - моторный потенциал организма, T - умение спортсмена его эффективно использовать, i - интенсивность тренирующих воздействий на организм, t - время в годах [35]

На основе выявленных существенных, объективно необходимых и повторяющихся связей между отдельными составляющими многолетней и многогранной спортивной деятельности в качестве идеализированного объекта теории спортивной тренировки была разработана принципиальная модель процесса становления спортивного мастерства [15, 25, 35, 43, 66, 69, 80].

Модель выражает динамику и взаимообусловленность реально существующих связей между тремя главными составляющими этого процесса (рис. 1) относительно общего времени (t), затраченного на тренировку 3. Она наглядно иллюстрирует, что повышение моторного потенциала (W) за счет наращивания интенсивности тренирующих воздействий (i) и совершенствование умения спортсмена эффективно его использовать посредством конкретной системы движений (Т) представляется ведущим инвариантом тренировочного процесса , а степень полноты реализации моторных возможностей - главным критерием его эффективности [15, 18, 21, 26, 30, 35, 43].

На основе теоретического исследования идеализированного объекта по литературным источникам и собственным экспериментальным данным были сформулированы в первом приближении эмпирические (феноменологические) закономерности процесса становления спортивного мастерства [7, 11, 17, 18, 21). Впоследствии, будучи рассмотрены в свете известных биологических знаний и положений, в том числе теории адаптации, они приобрели значение теоретических законов, которые раскрывают глубокий механизм их формирования и функционирования, вводят теоретические (ненаблюдаемые) объекты и объясняют причинные условия прогрессивного развития спортивного мастерства [35, 37- 39, 43, 46, 50].

В результате традиционный аналитико-синтетический подход к изучению и пониманию организации тренировочного процесса уступил место программно-целевому [29, 30, 33, 35, 49-51], развивающемуся на основе количественных методов исследования.

С точки зрения программно-целевого подхода тренировочный процесс представляется не как аддитивное образование, составленное из цепочки микроциклов с разными названиями и комбинируемое на субъективно-умозрительной основе в том или ином линейном сочетании. Это монолитное образование, система тренирующих воздействий, дифференцирующаяся на микроциклы , содержание и организация которых определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей адаптации организма к конкретному двигательному режиму [35, 43, 47, 49]. При этом целевая задача (задачи) подготовки спортсмена проецируется на все микроциклы тренировочного процесса и выражается в конкретных значениях содержания, формах организации и объемах тренирующих воздействий. Это, в свою очередь, изменяет и функцию микроциклов в системе тренировки. Вместо "основной структурной единицы построения тренировки" они приобретают функцию рабочей (организационно-временной) формы для упорядочения той доли тренировочной нагрузки, которая каждому из них отводится в соответствии с общей стратегией построения тренировочного процесса [35, 43, 47-50, 107].

Предпосылки создания блоковой системы тренировки. Чтобы вкратце изложить суть блоковой системы тренировки, имеет смысл обратиться к истории ее создания.

Разработка блоковой системы была инициирована в середине 70-х гг. проблемным заданием Госкомспорта СССР как поисковое исследование возможностей повышения эффективности подготовки советских спортсменов к Играм ХХII Олимпиады в Москве4. Исследования начались с изучения содержания и организации тренировочного процесса в различных видах спорта по дневниковым данным и доверительным беседам с тренерами спортсменов высокого класса.

В организации их подготовки был выявлен ряд негативных тенденций, обусловленных низким научно-теоретическим и методическим уровнем используемой тогда концепции "периодизации тренировки". К ним, в частности, относились следующие:

- хаотичное использование и относительно равномерное распределение в рамках годичного цикла нагрузок с различной преимущественной направленностью тренирующего воздействия на организм в годичном цикле;

- неспециализированное и бессистемное применение упражнений с отягощениями (в том числе со штангой), использование их главным образом для развития силы и в качестве "добавки" к решению главных задач тренировки;

- неоправданное использование нагрузок чрезмерно большого объема в микроциклах, исключающее рациональную регуляцию энергетического обеспечения тренировочной работы, что нарушало синтез белковых ресурсов организма, являющийся одним из основных компонентов механизма общей адаптации 5;

- общая тенденция к повышению суммарного объема нагрузки, что, по существу, превратилось в самоцель.

Все эти тенденции были порождены одной причиной - комплексно -параллельной формой организации тренировочной нагрузки, считавшейся в то время (к сожалению, еще и сейчас) непогрешимым методическим принципом. В соответствии с этим принципом в одном тренировочном занятии и микроцикле рекомендовалось (как в 30-е гг.) одновременно развивать различные формы двигательных способностей (быстроты, силы, выносливости и др.) в том или ином их сочетании. Считалось, что такой прием способствует совершенствованию всех этих форм одновременно. При этом тренирующее воздействие на организм регулировалось главным образом тремя параметрами комплексной нагрузки: ее объемом, интенсивностью и волнообразным характером их сочетания.

Несмотря на то что в практике уже развивалась тенденция дифференцировать нагрузку по ее специфической направленности и энергообеспечению, сторонники комплексно-параллельной формы их упорно не замечали. И поскольку возможности этой формы давно себя исчерпали, выход из создавшегося положения стали связывать с повышением объема тренировочной нагрузки. Практика руководствовалась лозунгом: "Если хочешь победить соперника, - надо тренироваться больше, чем он". В результате теория спортивной тренировки угодила из одного тупика в другой.

Однако в таком лозунге была и определенная логика. Дело в том, что у спортсменов экстра-класса высоко развиты все составляющие спортивного мастерства (мощность и емкость энергоисточников, силовые способности, скорость движений и локомоций, техническое мастерство, специфическая выносливость и пр.). Чтобы еще повысить их уровни, необходимы высокоинтенсивные специфические воздействия на каждую из этих составляющих, что требует больших затрат энергии. И если решать эту задачу на основе комплексно -параллельной системы нагрузок, неизбежно возникают противоречия (несовместимость) между соответствующими адаптационными реакциями организма на эти нагрузки. В таких случаях организм нивелирует их специфический характер и превращает такую тренировку в примитивную "общую физическую подготовку" с весьма низкой эффективностью и большими несбалансированными затратами энергии.

Чтобы исключить эти противоречия или свести их к минимуму, при разработке блоковой системы были сформулированы следующие методические установки на организацию тренировочного процесса [24, 25, 30, 35, 43, 47, 49]:

- установка на опережающее использование нагрузок специальной физической подготовки по отношению к другим направлениям тренировки;

- установка на концентрацию нагрузок специальной физической подготовки в начале большого адаптационного цикла как на условие, обеспечивающе е создание функциональной и энергетической основы для интенсификации последующих нагрузок;

- установка на разведение во времени нагрузок различной преимущественной направленности и включение их в тренировку в соответствии с объективной логикой развития процесса долговременной адаптации;

- установка на использование долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированных нагрузок специальной физической подготовки, на фоне повышенного функционального уровня которого создаются благоприятные условия для выполнения последующих нагрузок с высокой интенсивностью.

С целью верификации исследовательских гипотез, рекомендаций и посылок, сформулированных выше, были организованы лабораторные и полевые (естественные) эксперименты с использованием количественных инструментальных методов объективной регистрации состояния спортсменов и оценки их моторных возможностей [9, 14, 15, 20, 23, 28, 31, 43]. Исследования проводились в двух направлениях совместно с тренерами спортсменов 6.

В первом из них (лонгитудинальный вариант) в естественных условиях тренировки спортсмена (группы спортсменов) осуществлялись многолетние (до 4-5 лет) наблюдения, направленные на выявление оптимальных вариантов построения тренировки в годичном цикле, изучение тенденций в динамике состояния спортсменов в зависимости от реально выполненной нагрузки и ее организации [35, 39, 43].

Во втором случае (контрольн ый вариант) проводились двухгодичные исследования. Регистрировались преимущественно динамика состояния спортсмена и выполняемая тренировочная нагрузка без вмешательства в ход тренировки. По окончании первого года вместе с тренером анализировались полученные результаты. На их основе и исходя из календаря соревнований и задач подготовки в следующем году разрабатывалась новая модель динамики состояния спортсмена и модель системы нагрузок для ее реализации.

В обоих вариантах оценка состояния спортсмена и учет выполненной нагрузки проводились ежемесячно [24, 28, 31, 35, 66]. На каждого спортсмена оформлялась индивидуальная карта, в которую вносились все результаты обследований, что в целом в наглядной графической форме отражало содержание и организацию тренировочного процесса и его результаты. Для оценки динамики состояния и моторного потенциала спортсмена обычно использовался "универсальный динамографический стенд" (УДС-3 и УДС-4) конструкции Ю. Верхошанского [14, 23, 34].

Учет и анализ тренировочной нагрузки осуществлялись следующим образом. Нагрузка, выполненная в каждом месяце годичного цикла в отдельном упражнении (или группе однонаправленных упражнений), например прыжковых или со штангой, суммировалась и принималась за 100%. Затем рассчитывалась ее относительная доля для каждого месяца (в процентах), что в графическом выражении давало наглядное представление о динамике объема этих упражнений в течение года.

Исследовательский материал. На основе новой парадигмы и исходя из принципа приоритета биологической составляющей были сформулированы закономерности, новые понятия, дефиниции, принципы и методические установки теории спортивной тренировки, и в частности блоковой системы ее построения. Естественно, что все они не могут быть исчерпывающе освещены в рамках одной журнальной статьи, поэтому ниже кратко перечисляются основные положения рассматриваемой проблемы, с тем чтобы заинтересованные читатели и критики могли с ними ознакомиться в более подробном изложении в соответствующих источниках.

В частности, были изучены и описаны:

- общие закономерности развития процесса долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности [35, 37, 39, 43, 46, 48, 51, 69, 70, 82);

- специфические закономерности процесса становления спортивного мастерства [10, 11, 17, 21, 30, 32, 33, 35, 38, 43, 50, 51, 69, 71, 78, 80];

- закономерности морфофункциональной специализации организма в ходе многолетней тренировки [15, 17, 18, 32, 36, 40, 41, 80] и структуры двигательных способностей спортсменов [4, 6, 12, 20, 22, 23, 27, 32, 34, 36, 41, 44];

- закономерности становления спортивно-технического мастерства, организации спортивного двигательного действия, его психомоторной и биодинамической структур [9, 14, 15, 19, 42 - 44, 46];

- феномен долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированных нагрузок специальной физической подготовки, условия его проявления и роль в организации тренировочного процесса [12, 15, 33, 41, 43 -45, 80];

- принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена на продолжител ьных этапах подготовки в зависимости от реально выполняемой тренировочной нагрузки [15, 18, 22, 28, 31, 41, 80].

Разработаны: программно-целевой принцип организации тренировки [35, 43, 47, 50, 51], научно-методические основы специальной физической подготовки в спорте [6, 8, 12, 14, 15, 22, 23, 32, 34, 36, 40, 41, 43, 44, 46], основы теории и технологии программирования тренировочного процесса [7, 3, 40, 43, 44, 49, 67, 70] и управления его ходом [10, 13, 21, 26, 28, 29, 47, 67], техника рабочего моделирования тренировочного процесса [16, 24, 25, 27, 28, 30, 40, 41, 43, 45], сформулированы принципы концентрации и суперпозиции тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности [35, 43, 44, 47, 50, 66], введены понятия текущего адаптационного резерва организма [35, 43, 47, 48, 51] и большого адаптационного цикла тренировочного процесса [43, 45, 47, 49, 50, 51]7. Показано, что адаптация к условиям спортивной деятельности - это циклический процесс кумуляции приспособительных морфофункциональных изменений, накапливаемых по мере многократной реализации текущего адаптационного резерва организма, процесс, внешне выражающийся в ступенчатом повышении уровня его специальной работоспособности [35, 39].

Основные понятия блоковой системы тренировки. Преимущественная ориентация теории и методики спортивной тренировки на биологическую составляющую привела в качестве естественного следствия к появлению новых понятий.

Все они достаточно подробно изложены и объяснены в публикациях, приведенных в библиографическом списке. Однако целесообразно еще раз обратить внимание на те из них которые непосредственно связаны с блоковой системой.

Принцип концентрации нагрузок предусматривает сосредоточение средств одной тренирующей направленности на определенных этапах тренировки. Принципиальная новизна идеи этого принципа заключается в создании целенаправленного массированного тренирующего воздействия на конкретные функциональные системы организма с помощью высокого объема специфически х нагрузок оптимальной интенсивности. Это приводит к относительно продолжительному нарушению его гомеостаза и повышенному использованию энергоресурсов на обеспечение работы. После снижения концентрации нагрузки в энергообеспечении преобладаю т пластические процессы и развивается суперкомпенсация затраченной энергии, что приводит к феномену долговременного отставленного тренировочного эффекта.

Это явление, по мнению Ф. Меерсона [59], представляет собой постстрессорную активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков, или, иными словами, анаболическую фазу стресса, развивающуюся после завершения концентрированного воздействия нагрузки и играющую важную роль в формировании структурных преобразований в организме. Это выражается, в частности, в достаточно продолжительном периоде "готовности", в течение которого органы и функциональные системы организма могут ответить на физиологическую нагрузку более быстрой и значительной активацией биосинтеза и соответственно более быстрым структурным усовершенствованием, чем это могло бы произойти в условиях внезапной нагрузки при отсутствии повышенной активности всего белоксинтезирующего аппарата. Многочисленные примеры из спортивной практики и специально организованных экспериментов убедительно подтвердили реальность и роль постанаболической фазы стресса, развивающуюся в результате использования приема концентрации тренировочной нагрузки [15, 24, 25, 30, 31, 33, 41, 49, 50, 67 и обзоры 28, 33, 35, 43, 44, 69,76].

Прием концентрации можно применять для нагрузок любой направленности , но особенно эффективен он для спортсменов высокого класса при использовании средств специальной физической подготовки, ориентированных на повышение энергетического потенциала организма. Дело в том, что сейчас уже вряд ли можно придумать более эффективные естественные средства СФП по сравнению с уже существующими. Поэтому сегодня прием концентрации тренирующих воздействий является, пожалуй, единственной возможностью для существенного повышения уровня специальной физической подготовленности и энергетического потенциала спортсменов высокого класса.

Текущий адаптационный резерв организма - это запас адаптационной энергии, данный человеку Природой для того, чтобы обеспечить ему возможность временного, но достаточно устойчивого приспособления к экстремальным условиям, требующим от него предельного функционального напряжения. Емкость текущего адаптационного резерва обусловлена как генетическим фактором и функциональным резервом гормональных систем, так и тем абсолютным уровнем адаптационных перестроек, на котором организм уже находится.

Большой адаптационный цикл тренировки - это структурно-целостная и относительно самостоятельная часть многолетнего тренировочного процесса, содержание, организация и продолжительность которой направлены на реализацию текущего адаптационного резерва организма. Это основная организационно-временная форма построения тренировочного процесса, которая последовательно повторяется во времени, но каждый раз на более высоком уровне функционирования организма. При тех объемах и интенсивности нагрузок, которые сегодня освоены
спортсменами высокого класса, продолжительность исчерпания текущего адаптационного резерва организма в зависимости от напряженности работы, целевых задач тренировки и календаря соревнований может практически происходить в течение 40-45 недель в видах спорта с одним продолжительным соревновательным сезоном, 18-24 недель при двух и в отдельных случаях в течение 14-16 недель при трех соревновательных этапах [35,43].

Техника графического моделирования тренировочного процесса - новый в практике спортивной тренировки способ исследования и конструктивного выражения генеральной стратегии построения тренировочного процесса и принципиальной тенденции его развития во времени. Этот прием обеспечивает возможность преодоления содержательной и организационной сложности, присущей реальному тренировочному процессу, а также для осуществления операционного контроля и прогностического исследования его эффективности на некотором вспомогательном объекте. Этот объект представят собой упрощенный графический аналог реального тренировочного процесса, опускающий его частные детали, но сохраняющий наиболее существенную информацию о его составе, структуре и функции (примеры см. ниже).

Разработаны две формы моделей - принципиальная и количественная . В первом случае модель является описательным (качественным) выражением наиболее существенных параметров тренировочного процесса и связей между ними, которые находятся в объективном соответствии с его построением в реальных условиях спортивной деятельности. Во втором случае модель представляет собой конечный продукт (результат) программирования и содержит количественные значения состава и организации предстоящего тренировочного процесса. Она разрабатывается на основе принципиальной модели, принятой за образец генеральной стратегии построения тренировки для конкретного спортсмена или группы спортсменов, и является рабочим документом для практического построения и объективного контроля хода тренировки.

Принцип суперпозиции нагрузок предусматривает последовательное наложение более интенсивных и специфически направленных тренирующих воздействий на адаптивные следы предшествующих нагрузок. При этом предыдущие нагрузки обеспечивают морфофункциональную основу для более эффективного воздействия на организм последующих нагрузок, которые, решая свои специфические задачи, продолжают дальнейшее развитие его адаптационных приобретений, но уже на более высоком уровне интенсивности режима его работы. Причем при использовании этого принципа необходимо руководствоваться двумя правилами: во-первых, последовательную смену нагрузок надо понимать не как простое разграничение их во времени, а как постепенный переход от преимущественного использования одних нагрузок к преимущественному использованию других [37, 77]; и, во-вторых, исходить из целесообразности преимущественного использования средств и методов на том этапе тренировки, на которых они объективно необходимы в соответствии с логикой развития адаптационного процесса [15,17,24,35,43].

Принципиальная модель блоковой системы спортивной тренировки. Как удалось установить из теоретических работ (cм. обзор [35]) и собственных исследований [11, 17,18, 21, 30, 35, 38, 39, 43, 50], процесс развития долговременной адаптации к напряженной мышечной деятельности проходит через три фазы.

Фаза активации специфических гомеостатических реакций (срочной адаптации). Эта фаза характеризуется мобилизацией и поддержанием рабочей активности морфофункциональной системы организма, сформированной в предыдущих адаптационных циклах тренировки в соответствующем двигательном режиме.

Заслуга в этом принадлежит главным образом средствам специальной физической подготовки оптимально большого объема и относительно невысокой интенсивности, активизирующей деятельность моторного аппарата, а также вегетативных и энергетических систем, потенцирующих его функцию.

Фаза активации неспецифического гомеостатического механизма адаптации и перехода к долговременной адаптации (с ярко выраженной стресс-реакцией). Гормональные изменения, происходя щие в состоянии стресса, индуцируют адаптивный синтез белков и снабжение его аминокислотами. Стрессовый синдром потенцирует формирование структурных преобразований, составляющих основу его специфической адаптации к данному режиму работы. Метаболиты действуют как индукторы протеиносинтеза, благодаря чему создается возможность согласования пластического обеспечения функции с ее действительной активностью, а также соответстви я между распадом устаревших клеточных элементов и их обновлением.

Фаза выраженного специфического морфофункционального усовершенствования организма , стабилизирующего его на новом, более высоком, уровне дееспособности и экономичности работы. Эта фаза характеризуется завершением текущего адаптационного цикла, предельным повышением специфической моторной функции, мощности (емкости) энергетического потенциала, стабильностью и высокой рабочей эффективностью биодинамической структуры спортивной техники.

На языке практической методики тренировки указанные выше фазы допустимо обозначить как:

- блок активизации моторной функции нервно-мышечного аппарата средствами специальной физической подготовки, повышения аэробной мощности организма и совершенствования основ спортивной техники на оптимальной скорости (мощности) усилий,

- блок повышения мощности (емкости) источников энергообеспечения специальной работоспособности и совершенствования технического мастерства спортсмена за счет возрастающей интенсивности выполнения соревновательного упражнения,

- блок предельного повышения энергетического потенциала организма и умения эффективно и экономично его использовать в условиях тренировки и соревнований 8.

Принципиальная модель блоковой системы тренировки представлена на рис. 2.

Графики А, В и С символизируют блоки тренировочных нагрузок, организованных на основе принципа суперпозиции и в соответствии с указанными выше фазами большого адаптационного цикла тренировки. Другие графики выражают динамику: внешней мощности работы, которую спортсмен способен развить в специфическом двигательном режиме (W), функционального состояния его организма (f ), интенсивности тренировочной нагрузки (i) ). Пунктирные стрелки указывают, что решение задач блоков А и В предусматривает включение специфической работы, подготавливающей организм к более интенсивному режиму, преимущественно используемому в следующем блоке. Тем самым обеспечивается структурная целостность блоковой системы на основе преемственности тренировочных нагрузок отдельных блоков и постепенности перехода от одной фазы текущего адаптационного цикла к другой. Постепенное повышение внешней механической мощности работы (W) в специфическом двигательном режиме (например, максимальной мощности, развиваемой в однократном концентрированном усилии, или средней мощности продолжительной работы интервально-переменного или непрерывного циклического характера) обеспечивается повышением функционального состояния организма (f) за счет нарастания интенсивности нагрузок (i).

Необходимо подчеркнуть, что планомерному повышению интенсивности работы организма в большом адаптационном цикле принадлежит заслуга системообразующего фактора, формирующего и стабилизирующего весь ансамбль адаптивных реакций организма (установление баланса между механизмами аэробного и анаэробного энергообеспечения работы, повышение сократительных и окислительных свойств мышц, формирование системы внешних и внутренних взаимодействий организма, оптимизации связи между гиперфункцией сердца, периферической гемодинамикой и буферными свойствами клеток и крови, активизации гормональных систем и роли метаболитов в специфической направленности морфофункциональной специализации организма и пр.)9.

Это, в свою очередь, создает оптимальные условия для дальнейшей интенсификации работы организма. Таким образом, в процессе тренировки функционирует замкнутый цикл причинно-следственных связей: тренирующие воздействия на организм повышают его энергетическую мощность, а достигаемый при этом адаптационный эффект создает возможность для дальнейше го повышения интенсивности тренирующих воздействий. Непрерывное функционирование этого цикла выступает в качестве условия прогрессивного развития процесса спортивного мастерства.

В большом адаптационном цикле используются следующие способы наращивания интенсивности режима работы организма.

В блоке А - специализированные средства физической подготовки, например упражнения с отягощениями, в том числе со штангой, прыжковые упражнения, различного рода тренажерные устройства, задающие дозированные сопротивления с целью развития как силы мышц, так и различных форм ее проявления, в том или ином режиме работы (например, взрывной силы мышц, реактивной способности нервно-мышечного аппарата, локальной мышечной выносливости, максимальной анаэробной мощности) [32, 35,41, 43-45, 49, 72, 80].

В блоке В - различные методы повышающейся интенсивности (повторный, переменный, интервальный, серийный, контрольный и др.) выполнения соревновательного упражнения или вспомогательных упражнений, адекватных ему по режиму работы, с целью развития мощности (емкости) энергетического потенциала организма.

В блоке С - участие в соревнованиях, а также моделирование в тренировке соревновательных условий (например, тактических вариантов, интервалов отдыха между попытками, количества попыток и моделирование соревновательных программ, в том числе с квалификационными и финальным забегами).

Рис. 2. Принципиальная модель блоковой системы тренировки. А, В и С - блоки тренировочных нагрузок, W - внешняя мощность работы организма, i - интенсивность тренировочной нагрузки, f - функциональное состояние организма, P - общий объем тренировочной нагрузки, t - время тренировки. Объяснение в тексте [24]

Следует добавить, что оптимальные условия для повышения интенсивности работы в блоке В создаются долговременным отставленным тренировочным эффектом концентрированных нагрузок СФП, выполняемых в блоке А, а в блоке С - повышенным уровнем мощности (емкости) механизмов энергообеспечения, создаваемым в блоке В.

Блок В - принципиально новый элемент по своей роли в программе тренировки. Именно в нем интенсифицируется дистанционная тренировочная работа и начинается переход организма от срочной адаптации к долговременной. Поэтому блок В не следует отождествлять с так называемым "предсоревновательным этапом", который в генеральной стратегии блоковой системы особого значения не имеет..

Как уже говорилось, принципиальная схема блоковой системы (рис. 2) является инвариантной моделью объективно обусловленного и принципиально не изменяемого порядка в организации тренировки, адекватного развитию процесса долговременной адаптации организма спортсмена. Эта модель должна сохранять свою конструктивную идею в любом виде спорта и при любых организационно-временных преобразованиях тренировочного процесса. Профессиональное мастерство тренера заключается в его умении адаптировать эту идею к любому режиму работы организма и календарю соревнований с учетом реального уровня подготовленности спортсмена . Если в годичном цикле два больших адаптационных цикла, они всегда должны четко выделяться во времени при обязательном наличии блока А. Круглогодичная соревновательная деятельность, игнорирующая наличие блока А, в коммерческих интересах не может обеспечить повышения и поддержания адаптационного и энергетического потенциал ов организма длительное время и рано или поздно приведет к истощению того и другого.

Примеры использования блоковой системы тренировки. Ниже в качестве примеров приводятся конкретные модели построения тренировки на основе блоковой системы: принципиальной (бег на средние дистанции) и количественной (бег на 100 м).

Принципиальная модель тренировки для бегунов на средние дистанции

Модель исходит из следующих известных в физиологии мышечной деятельности, биохимии и спортивной медицины, а также из апробированных в современной практике методических положений и принципов ( более подробный см. в обзорах [30, 32, 35, 37, 41, 43 - 45, 47]).

1. Основной принципиальный вывод, к которому приводят все эти сведения, заключается в том, что выносливость определяется не столько количеством кислорода, доставляемого к работающим мышцам, сколько адаптацией самих мышц к длительной напряженной работе. Современные исследования на молекулярном и ультраструктурном уровнях показали, что физиологические механизмы выносливости локализованы в глубинах мышечных клеток. В их основе лежат возможности митохондрий к экстракции более высокого процента кислорода из поступающей артериальной крови. Следовательно, выносливость определяется не столько величиной МПК, сколько "дыхательными" (окислительными) способностями мышц, в том числе развивающихся у их быстрых волокон (тип II).

2. Специфически выраженная рабочая гипертрофия и морфофункциональная специализация мышц, несущих основную нагрузку при беге, имеют ярко выраженный локальный характер. Было показано, что эффект адаптации проявляется в полной мере только в тех мышечных группах, которые тренировались.

У них увеличиваются как размеры, так и число митохондрий, и повышается их способность генерировать аденозинтрифосфат (АТФ) в процессе окисления пирувата и жирных кислот, повышается содержание гликогена в мышцах, являющегося основным энергетическим субстратом при работе высокой мощности при кислородном запросе, превышающем 70% от максимума потребления кислорода -МПК (см. обзор [43]).

Избирательный характер адаптации к работе на выносливость преимущественно задействованных в ней мышц был ранее обозначен как локальная мышечная выносливость (ЛМВ) (H. Reindal et al., 1964, H. Roskamm et al., 1968, E. Asmussen, 1969). К сожалению, отечественные специалисты в подготовке бегунов до сих пор недооценивают роль ЛМВ. К ней относятся лишь как к фактору, лимитирующему работоспособност ь спортсмена в связи с накоплением в мышцах конечных продуктов обменных процессов, и воспринимают это как фатальную неизбежность , вместо того чтобы целенаправленно развивать ЛМВ как одно из условий, определяющих дистанционную скорость, и искать здесь методические пути повышения эффективности подготовки бегунов.

3. Исследования в системе энергетического метаболизма миокарда, а затем скелетных мышц (см. обзоры [ 32, 43] расширили представления о роли креатинфосфата (КрФ) при мышечной работе на выносливость. Если всегда полагали, что внутриклеточный транспорт энергии представляет собой простой процесс диффузии АТФ от митохондрий к активным центрам миозина, то теперь выяснилось, что креатинфосфатный механизм - универсальный транспортер энергии от мест производства (митохондрии и цитоплазма) к местам ее использования.

Таким образом зависимость скорости ресинтеза АТФ от концентрации КрФ позволила предположить, что сила сокращения (или сократимость) мышц зависит от клеточной концентрации КрФ и активности креатинкиназы, связанной с миофибрил лами. В свою очередь, креатинкиназа - ключевой фермент, обеспечивающий эффективное использование энергии молекул КрФ в процессе мышечного сокращения.

Серия исследований подтвердила справедливость этой гипотезы и обеспечила разработку ряда методов, способствующих активизации роли креатинфосфатной энерготранспортной функции и развития ЛМВ специализированной интервально-серийной работой, используя, в частности, прыжковые упражнения, упражнения с отягощением и специализированные тренажерные устройства [32, 41, 43, 45].

4. При тренировке на выносливость развиваются выраженные адаптационные изменения аппарата кровообращения, основными признаками которых выступают брадикардия, гипотония, гипертрофия миокарда и скорость расслабления миокарда.

Однако в развитии функциональной специализации организма при работе на выносливость важную роль играют не только гиперфункции сердца, но и гемодинамически й фактор (см. обзор [43]). Перераспределение кровотока и увеличение его интенсивности в работающих мышцах способству ют как удовлетворению их потребностей в кислороде, так и удалению анаэробных метаболитов. Периферические сосудистые реакции являются одним из важнейших показателей адаптации органов кровообращения и организма в целом к работе на выносливость. Они носят локальный дифференцированный характер, определяемый мощностью выполняемой работы, и более четко отражают специфику функциональной специализации организма в процессе его приспособления к работе на выносливость, чем такие показатели, как пульс, МПК, артериальное давление, ударный объем крови и др. Дифференцированные сосудистые реакции, обеспечивающие эффективное перераспределение кровотока, развиваются, как правило, в начале соревновательного этапа на основе специфической циклической работы оптимальной интенсивности, выполняемой в подготовительном периоде [3, 60].

5. Интенсивная скоростная работа с высокой долей анаэробного энергообеспечения в начале большого адаптационного цикла временно повышая спортивные результаты, не создает основы для их дальнейшего прогресса. У не подготовленных к ней спортсменов это приводит к астенической реакции, защищающей организм от резких сдвигов кислотно-щелочного баланса, которые могут оказаться для него неадекватными. Это сопровождается повышением жесткости артериальных стенок, препятствующей усилению регионального кровотока, формированию дифференцированных периферических реакций и адекватной гемодинамики, что, в свою очередь, провоцирует развитие сердца с толстой мышечной стенкой и сравнительно небольшой полостью. Такое сердце обладает большой выталкивающей силой, но небольшим ударным объемом. В то же время большое, "аэробное" , сердце, формирующееся при чрезмерно увеличенной аэробной тренировке , подвергается большой перегрузке при работе высокой интенсивности Оно медленно наполняется кровью и обладает слабой силой выталкивания. При этом минутный объем сердца может понизиться, что влечет за собой снижение его рабочего объема и как следствие - аритмию, функциональное перенапряжение и дистрофию миокарда.

Однако при рационально организованной тренировке, когда дистанционная работа в большом адаптационном цикле начинается на уровне анаэробного порога с постепенно нарастающей интенсивностью, гиперфункция сердца сопровождается определенными положительным изменениями и становится устойчивой.

6. Установлено, что тренировка на уровне анаэробного порога в начале большого тренировочного цикла наиболее эффективна как для адаптации сердечно-сосудистой системы, так и для повышения окислительных возможностей медленных мышечных волокон (типа I). Тренировка с более высокой интенсивностью не приводит к их адаптации, но повышает окислительные способности быстрых волокон типа II. Однако интенсивная тренировка в этом случае может быть эффективна, т.е. не приводить к значительной концентрации лактата в крови только при высоком уровне окислительных возможностей большого количества двигательных единиц. Если это условие соблюдено, то интенсивная тренировка будет столь же эффективна для повышения уровня аэробных возможностей, как и тренировка умеренной интенсивности . Таким образом, интенсивная дистанционная работа - непременное условие развития скоростной выносливости, обеспечивающее повышение как сократительных свойств, так и способности волокон типа II к аэробному метаболизму. В ответ на интенсивную тренировку количество митохондрий в них может увеличиться в 4 и более раза, что существенно повышает респираторную мощность мышц (cм. обзоры [32, 41, 43]).

Итак, качественная модель для бегунов на средние дистанции , в упрощенном виде представленная на рис. 3, выражает [29, 30, 35]:

I - генеральную стратегию тренировки в большом адаптационном цикле, где А, В и С - блоки тренирующих воздействий, соответствующие указанным выше фазам развития адаптационного процесса и решаемым в каждом блоке методически м задачам, а также тенденции в динамике интенсивности тренировочной нагрузки (i) и функционального состояния организма спортсмена (f ). Графики DV и Df символизируют соответственно планируемые приросты скорости бега и уровня функционального состояния спортсмена относительно предыдущего цикла подготовки (пунктирные линии V0 и f0).

II и III - временные структуры преимущественной направленности тренирующих воздействий на функциональные параметры соответственно сердечно-сосудистой (II) и нервно-мышечной (III) систем.

IV - целесообразную последовательность введения в тренировку дистанционных средств постепенно повышающейся интенсивности тренирующих воздействий на физиологические системы организма в соответствии с гетерохронным характером развития их адаптивных морфофункциональных реакций в большом адаптационном цикле.

Если теперь следовать по модели сверху вниз, то можно увидеть, что логика ее построения выражается в следующем.

Задача блока А - повышение аэробной мощности организма и активизаци я процесса его морфофункциональной специализации, предусматривающ ая:

• на уровне сердечно-сосудистой системы (II) - увеличение объема полостей сердца и формирование дифференцированных периферических сосудистых реакций;

• на уровне нервно-мышечного аппарата (III) - повышение окислительных свойств медленных (тип I ) мышечных волокон и сократительной мощности медленных (тип I) и быстрых (тип II) мышечных волокон, развитие ЛМВ.

Для повышения уровня СФП используется прием локальной интенсификации работы мышц ног с помощью прыжковых и силовых (главным образом со штангой) упражнений, а также специальных режимов дистанционной работы с повышенным силовым компонентом и невысоким темпом движений, например бег в гору [32, 35, 41, 43, 44, 67, 72]. Важно подчеркнуть, что здесь методы использования средств СФП ориентированы не на развитие силы мышц, а на интенсификацию режима работы организма с целью развития локальной мышечной выносливости.

Дистанционная работа в этом блоке (IV) выполняется преимущественно на уровне анаэробного порога. Ее задача заключается не столько в развитии скорости бега (к чему организм еще не готов), сколько в повышении его аэробной мощности и в подготовке к продолжительному бегу с оптимальной, постепенно повышающейся скоростью. Такая работа направлена на совершенствование его техники, овладение ненапряженными движениями плечевого пояса, синхронизацию дыхательной функции с частотой и длиной беговых шагов, выработку чувства темпа и скорости бега.

Задача блока В - специфически направленное повышение мощности и емкости энергообеспечивающих систем организма с помощью нарастающей интенсивности дистанционной работы. Ее тренирующее воздействие преимущественно направлено:

• на уровне сердечно-сосудистой системы (II) - на повышение мощности миокарда, формирование периферических сосудистых реакций, адекватных условиям скоростного бега, повышение мощности буферных систем клеток и крови;

• на уровне нервно-мышечного аппарата (III) - на дальнейшее повышение сократительной мощности мышц и, главное, окислительных свойств быстрых мышечных волокон (тип II).

Задачами дистанционной тренировки в блоке В (IV) становятся:

• повышение мощности и емкости анаэробных источников энергии;

• совершенствование техники бега на повышающейся (до предельной ) скорости;

• развитие способности продолжительно поддерживать скорость бега на субмаксимальном уровне с сохранением свободы движений;

• увеличение длины бегового шага и ее сохранение на дистанции ;

• синхронизация дыхательной функции с темпом беговых шагов на предельной скорости и в состоянии развивающегося утомления.

Блок С - это завершающая фаза в цикле развития долговременной адаптации к условиям скоростного бега на выносливость. Задача блока - повышение мощности и емкости энергетического потенциала организма за счет предельного повышения интенсивности дистанционной тренировочной работы при сокращении ее общего объема, увеличени и продолжительности дистанционной работы на высоком уровне частоты сердечных сокращений (ЧСС), экономизации затрат энергии в условиях бега на выносливость и участия в соревнованиях.

Важнейшим критерием спортивного мастерства в блоке С является умение спортсменов эффективно расходовать энергию в условиях соревновательного бега. Среди них преимущество имеет тот бегун, который при одной и той же скорости бега затрачивает меньше энергии и сохраняет ее для финишного участка дистанции. Поэтому экономичности работы принадлежит заслуга в тех случаях, когда функциональные возможности бегунов приблизительно равны. Практически это достигается улучшением окислительных свойств мышц (главным образом быстрых мышечных волокон), повышением уровня анаэробного порога и развитием способности к длительной работе на высоком уровне потребления кислорода относительно МПК.

Особенности рассмотренной модели заключаются в следующем :

1. Блоковая система предусматривает существенное снижение вероятности перенапряжения сердечно-сосудистой системы. Тренирующие воздействия вводятся в тренировку в определенной последовательности, которая исходит, во-первых, из гетерохронного и взаимообусловленного характера развития адаптационных морфофункциональных реакций сердечно-сосудистой системы и, во-вторых, из постепенного введения в тренировку средств повышающейся интенсивности. Первое условие предусматривает вначале увеличение объема сердца, что связано с дилятацией его полостей, затем повышением мощности сократительной функции, что приводит к увеличению систолического объема крови и обеспечивает более полное опорожнение полостей сердца с использованием резервного объема крови. И только после этого допустимо повышение ЧСС, что вместе с увеличением систолического выброса определяет величину интегрального гемодинамического параметра - минутного объема крови, степень увеличения которого в значительной мере обусловлива ет повышение работоспособности сердечно-сосудистой системы.

Второе условие - интенсификация режима работы организма - начинается средствами специальной физической подготовки (блок А), тренирующее воздействие которой избирательно направлено на мышечную систему опорно-двигательного аппарата. Затем роль интенсифицирующего фактора переходит к дистанционным средствам тренировки в специфических дистанционных режимах (блок В) и к основному упражнению, выполняемому в условиях, моделирующих соревновательную деятельность и участие в соревнованиях (блок С).

2. В отличие от традиционных систем тренировки бегунов с их лозунгом "Для того чтобы бегать, надо бегать", в блоковой системе средства специальной физической подготовки используются не как добавка к беговой работе, а как относительно самостоятельная и в то же время как органическая часть всей системы подготовки в беге, направленная на развитие локальной мышечной выносливости. Она обеспечивает формирование специфического морфо-функционального фундамента для последующего развития скоростной выносливости дистанционными средствами и по своему тренировочному эффекту заменяет многие километры дистанционной работы [35, 43, 45, 72, 82].

3. Концентрированное использование средств специализированной физической подготовки в блоке А приводит к некоторому снижению (до 10-12%) таких внешних индикаторов функционального состояния организма, как максимальная скорость бега, результаты в контрольных прыжковых упражнениях, показатели максимальной анаэробной мощности организма (рис. 3, график f). Однако это временное, обратимое явление, связанное с преобладанием катаболических процессов в белковом обмене в процессе объемной концентрированной нагрузки СФП. Зато после снижения ее объема показатели функционального состояния не только возвращаются к исходному уровню, но и существенно ( на 20-40%) превышают его. Это обеспечивает создание оптимального функционального состояния организма (долговременный отставленный тренировочный эффект) для целенаправленного развития скоростной выносливости дистанционными средствами постепенно повышающейся интенсивности в блоках В и С.

4. Последовательное сопряжение блоков А и В - это принципиально новый методический прием, который позволяет не только преодолеть известную несовместимость объемных нагрузок СФП с интенсивной скоростной работой, но и инициировать связь между ними, опосредованную феноменом долговременного отставленного эффекта концентрированных нагрузок, выполняемых в блоке А. Практически идея такого приема заключается в том, что в блоке А наряду с решением задач специальной физической подготовки создаются условия для повышения функционального состояния спортсмена в блоке В (рис. 3, график f). В свою очередь, это обеспечивает реальную основу для интенсификации дистанционной работы (i) и повышения ее скорости (V).

Принципиальная модель блоковой системы в течение года повторяется два раза и предусматривает подготовку к соревнованиям осенне-зимнего (22-24 недели) и весенне-летнего циклов (24-26 недель)10.

Рис. 3. Качественная модель тренировки бегунов на средние дистанции в большом адаптационном цикле. Объяснение в тексте [35]

Количественная модель тренировки спринтеров. Следующий пример демонстрирует количественную модель подготовки спринтеров-мужчин (n=8) - кандидатов в сборную команду СССР к Играм XXII Олимпиады в Москве (тренер А. Корнелюк). Модель включает (рис. 4) два больших адаптационных цикла в году: первый октябрь-февраль, второй февраль-июль, а также разработанные на основе предварительных исследований планируемую (задаваемую) модель динамики состояния спортсменов (I) и модели распределения дистанционных нагрузок (III) и нагрузок специальной физической подготовки (IV), выраженные для каждого месяца в процентах от их годового объема.

При создании модели динамики состояния (I), определявш ей содержание и программу тренировки , исходили из принципиальной модели блоковой системы (см. рис. 2), календаря соревнований и ввели показатели взрывной (J), стартовой (Q) и максимальной (P0) силы мышц - разгибателей ног, измеряемой инструментальным методом [23], и результаты 10-кратного прыжка с ноги на ногу с места (10-ного). Основное содержание специальной физической подготовки (график IV) составляли упражнения с отягощением, главным образом со штангой (4) и специализированные прыжковые упражнения (5), выполняемые одновременно с беговыми нагрузками (III) со скоростью 80% (1), 81-90% (2) и 91-100% (3) от максимальной. Скоростная работа (3) выполнялась главным образом на фоне реализации долговременного отставленного тренировочного эффекта нагрузок специальной физической подготовки (4 и 5).

Логику организации блоковой системы в данном случае легко понять из предыдущего изложения. Поэтому нет смысла ее подробно рассматривать. Главное, на что важно обратить внимание - это идеальное соответствие реальной динамики состояния спортсмена (II) ее заданной модели (I), что убедительно свидетельствует о высокой практической эффективности рассмотренного в статье способа построения тренировки. Среднегрупповой прирост результата в беге на 100 м в этом случае составил 0,20-0,26 с ( на уровне 10,3-10,5 с11.

Заключение. 1. Если обратиться к существующим учебным пособиям по теории тренировки, то в соответствии с современными представлениям о науке и научной деятельности следует ожидать, что эти труды должны отвечать определенным методологическим критериям, характеризующим их как высшую форму научного знания. В частности, они должны базироваться на глубокой профессиональной образованности и представлять не просто сумму разнообразных сведений, излагаемых в произвольной последовательности. По своему строению они должны представлять внутренне дифференцированную, но целостную систему специальных знаний, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности фактов, утверждений и понятий по определенным логико-методологическим принципам и правилам. Они (учебные пособия) также должны содержать конкретный механизм построения знания, внутреннего развернутого теоретического содержания и воплощать некоторую программу исследования в данной области знания.

Методология в общем смысле - это система принципов и способов построения теории и практической деятельности, а также учение об этой системе. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории: 1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в экспериментах и практике, требующих теоретического объяснения; 2) исходную теоретическую основу, множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3) логику теории - множество допустимых в рамках теории логических выводов и доказательств; 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющих основной массив теоретического знания.

Рис. 4. Количественная модель тренировки бегунов на короткие дистанции. Объяснение в тексте [34]

К сожалению, существующие изложения проблем теории и методики тренировки, допущенные в качестве учебных пособий (и даже учебников!) для физкультурных вузов, не соответствуют этим критериям. Причем никаких намеков на серьезное рассмотрение проблем методологии в области теории спортивной тренировки вообще не существует.

2. Приведенные выше соображения еще раз указывают на необходимость смены парадигмы, десятки лет выступающей в качестве модельного образца научного поиска в области теории и методики спортивной тренировки. Уже давно стало очевидным, что педагогика с ее школьными дидактическими принципами и общими рассуждениями уже не может служить образцом и научной основой для решения исследовательских задач в области спортивной деятельности, поскольку она не располагает арсеналом объективных методов исследования. Именно поэтому, как говорил Иммануил Кант (1783), "всякое ложное искусство, всякое суемудрие длится положенное ему время, т.к. в конце концов оно разрушает само себя, и высшая точка его развития есть вместе с тем время его крушения".

Сегодня парадигма исследовательской деятельности в теории спортивной тренировки может быть объективным образцом формирования научной дисциплины лишь в том случае, если она базируется на биологическом знании и практически эффективной, если всем своим содержанием она указывает конкретные методические пути создания оптимальных условий в тренировке для планомерного развития процесса адаптации организма к конкретному двигательному режиму спортивной деятельности.

3. Теоретико-методические основы блоковой системы базируются на фундаментальных междисциплинарных научных знаниях, достижениях мировой спортивной практики и на результатах собственных инструментально-количественных лабораторных и полевых исследованиях автора и его сотрудников [4-51, 66-86]. Ее идеализированный объект представляет собой ведущий инвариант объективно необходимого и неизменяемого порядка в организации тренирующих воздействий на организм, порядка адекватного закономерностям развития процесса долговременной адаптации к напряженной мышечной деятельности. Этот порядок предусматривает прежде всего повышение мощности механизмов энергообеспечения специфической работоспособности в соответствующем двигательном режиме как главное причинное условие прогресса спортивного мастерства на его высшем уровне. Никакие внешние обстоятельства не должны изменять этого порядка. Поэтому профессиональное мастерство тренера заключается в умении адаптировать этот порядок к любому виду спорта с учетом присущего ему двигательного режима, преимущественно используемых энергоисточников, целевых задач подготовки и календаря соревнований.

4. На начальных этапах подготовки, и тем более в детско-юношеском спорте, допустимо использовать любую из существующих методических концепций при условии, если она соответствует возрасту, специфике энергообеспечения работы, не формирует искаженных двигательных навыков и не грозит дистрофией миокарда. Однако на высших этапах мастерства, когда наступает пора стрессовых специфически направленных тренирующих воздействий, к которым организм уже подготовлен, не следует колебаться в выборе методики тренировки. Надо использовать блоковую систему.

5. При разработке и апробации блоковой системы тренировки был накоплен большой массив количественных примеров, характеризующий принципиальные тенденции во взаимосвязи динамики состояния спортсмена с выполняемой им тренировочной нагрузкой [28]. Его использование, во-первых, определило методы, обеспечивающие существенное повышение эффективности тренировочного процесса за счет более целесообразной организации тренирующих воздействий и значительного сокращения (до 15-20%) общего годового объема нагрузки. Во-вторых, позволило вплотную подойти к решению проблемы программирования тренировочного процесса на количественном уровне и разработать теоретические основы и практическую технологию программирования тренировки в годичном цикле в скоростно-силовых, циклических и в ряде игровых видах спорта.

6. Автор не склонен утверждать, что блоковая система претендует на последнее слово в теории и методологии спортивной тренировки. Это скорее промежуточный этап в эволюции спортивной науки, первый шаг, знаменующий переход от умозрительных описаний и компиляций к системе знаний более высокого научного уровня. Это - информация к размышлению .

1 Статья является продолжением и дальнейшим развитием идей, изложенных ранее в отечественной литературе [35, 43, 46-51], а также в ряде зарубежных публикаций [66-86].

2 Далее в статье речь идет о принципах организации тренировочного процесса на высшем уровне спортивного мастерства, базирующихся преимущественно на биологическом знании и многолетнем методическом опыте большого спорта, но не о теории спорта и не об учебной педагогической дисциплине для физкультурных вузов.

3 Модель иллюстративная, она не выражает динамики составляющих (P, T и i) как функции времени (t). Но, поскольку время косвенно характеризует кумуляцию тренирующих воздействий в ходе многолетней тренировки, такое допущение не является нонсенсом.

4 Автор в то время был заведующим Проблемной научно-исследовательской лабораторией программирования тренировки и физиологии спортивной работоспособности ГЦОЛИФКа.

5 Эта тенденция является, пожалуй, самым слабым местом и в сегодняшней теории и практике спортивной тренировки, что заслуживает отдельного критического рассмотрения.

6 В исследованиях приняли участие более 60 аспирантов и соискателей, в том числе и зарубежных.

7 Основные положения теории и методологии спортивной тренировки, и в частности блоковой системы ее построения, в общем виде изложены в работах [47-51].

8 В более ранних публикациях [47] эти блоки под влиянием сложившейся традиции обозначались как подготовительный, предсоревновательный (или специальный) и соревновательный этапы, что, конечно же, не выражало их подлинную биологическую сущность, но легко воспринималось в практике и не вызывало у теоретиков известного ориентировочного рефлекса "что такое"?

9 Более подробно роль интенсификации тренировочной работы как системообразующего фактора в адаптивных реакциях организма рассмотрена в работе [43, глава 2, с. 43-53] с позиции учения А. А. Ухтомского о доминанте.

10 Практическая эффективность этой модели была проверена в контрольном эксперименте Г. Нарскина (см. автореф. канд. дис. "Структура тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности квалифицированных бегунов на средние дистанции в годичном цикле тренировки". Минск, 1988. - 22 с.

11 Результаты этой работы были позже убедительно подтверждены в 49-недельном эксперименте Б. Юшко и И. Вилкова // Научно-спортивный вестник, 1987, № 6, c.14-16.

Литература

1. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М., 1979.

2. Баженов Л.Б. Строение и функция естественно-научного знания, М., 1979.

3. Васильева В.В. Сосудистые реакции у спортсменов. М., 1971.

4. Верхошанский Ю.В. Штанга в тренировке прыгунов // Легкая атлетика. 1961, № 6, с. 9-11.

5. Верхошанский Ю.В. К рубежу 18 метров // Легкая атлетика, 1961, № 1.

6. Верхошанский Ю.В. Новое в силовой подготовке прыгунов // Легкая атлетика, 1964, № 7, с. 22-23.

7. Верхошанский Ю.В. Некоторые предпосылки к оптимальному управлению процессом становления спортивного мастерства / Сб. "Кибернетика и спорт", М., 1965.

8. Верхошанский Ю.В. Перспективы совершенствования скоростно-силовой подготовки прыгунов // Легкая атлетика, 1966, № 9, с.11-12.

9. Верхошанский Ю.В. Динамическая структура сложных двигательных действий // Теория и практика физ. культуры. 1966, № 9, с.10-13.

10. Верхошанский Ю.В. Некоторые предпосылки к оптимальному управлению процессом становления спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры. 1966, № 4, с. 21-25.

11. Верхошанский Ю.В. Закономерности процесса становления спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры, 1966, №11, с. 18-21.

12. Верхошанский Ю.В. "Ударный" метод развития "взрывной" силы мышц // Теория и практика физ. культуры, 1968, № 8, с. 59-63.

13. Верхошанский Ю.В. Об оптимальном управлении процессом становления спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры. 1969, № 10, с. 10-12.

14. Верхошанский Ю.В. Некоторые особенности рабочих движений человека // Теория и практика физ. культуры. 1970, № 12, с. 8-12.

15. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС. 1970. - 214 с.

16. Верхошанский Ю.В. Моделирование скоростно-силовых качеств метательниц диска // Теория и практика физ. культуры. 1970, № 5, с. 14-16 (в соавт.).

17. Верхошанский Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры. 1970, № 6, с. 6-10.

18. Верхошанский Ю.В. Некоторые закономерности многолетней динамики скоростно-силовой подготовленности спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1971, № 6, с. 12-17.

19. Верхошанский Ю.В. Опыт изучения биомеханической структуры спортивной техники методом многомерного статистического анализа // Теория и практика физ. культуры, 1971, № 9, с. 9-14.

20. Верхошанский Ю.В. Компонентный состав и функциональная структура способности человека к взрывным усилиям // Теория и практика физ. культуры, 1976, № 3, c. 5-10.

21. Верхошанский Ю.В. Закономерности процесса становления спортивного мастерства как предпосылка к управлению многолетней тренировкой / Сб. "Управление процессом спортивной тренировки". Л.,1974, с. 124-132.

22. Верхошанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы хоккеистов // Научно-спортивный вестник, 1976, № 1, с. 31-34.

23. Верхошанский Ю.В. Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсменов // Теория и практика физ. культуры, 1979, № 2, с. 7 -11.

24. Верхошанский Ю.В. (ред.). Моделирование системы построения тренировки в годичном цикле. - М.: ГЦОЛИФК. 1979. - 59 с.

25. Верхошанский Ю.В. Моделирование тренировки в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Легкая атлетика, 1980, № 9, с. 10-11.

26. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические подходы к реализации идеи управления тренировочным процессом // Теория и практика физ. культуры, 1981, № 4, с. 8-11.

27. Верхошанский Ю.В. Модель скоростно-силовой подготовленности квалифицированных метателей диска // Теория и практика физ. культуры, 1982, № 6, с. 9-10 (в соавт.).

28. Верхошанский Ю.В. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом (в соавт.) // Теория и практика физ. культуры, 1982, № 1, с. 14-19.

29. Верхошанский Ю.В. Управление тренировочным процессом в годичном цикле // Научно-спортивный вестник. 1983, № 6, с. 8-12.

30. Верхошанский Ю.В. Программирование тренировки и принципиальные модели системы ее построения в годичном цикле // Научно-спортивный вестник, 1983, № 2, с. 11-16.

31. Верхошанский Ю.В. Долговременный отставленный тренировочный эффект силовых нагрузок // Теория и практика физ. культуры, 1983, № 5, с. 5-8.

32. Верхошанский Ю.В., Чарыева А.А. Проблемы развития выносливости // Научно-спортивный вестник, 1984, № 3, с. 22-28.

33. Верхошанский Ю.В. Методология и принципы программирования тренировочного процесса в скоростно-силовых видах спорта / Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. М., 1984, с. 146-164.

34. Верхошанский Ю.В. Метод оценки быстроты произвольного напряжения мышц-разгибателей ноги (в соавт.) // Теория и практика физ. культуры, 1985, № 9, с. 17-19.

35. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 175 с.

36. Верхошанский Ю.В. (в соавт.). Влияние ударного метода тренировки на электромиографические параметры взрывного усилия // Теория и практика физ. культуры. 1987, № 1, с. 45-46.

37. Верхошанский Ю.В. Общие закономерности адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. - В кн.: Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985, с. 26-42.

38. Верхошанский Ю.В. Специфические закономерности процесса становления спортивного мастерства. - В кн.: Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985, с. 26-84.

39. Верхошанский Ю.В., Виру А.А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам // Физиология человека, 1987, т.13, № 5, с. 811-818.

40. Верхошанский Ю.В. Программирование специальной физической подготовки высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле подготовки (в соавт.) // Научно-спортивный вестник, 1988, № 4, с. 8-13.

41. Верхошанский Ю.В. Выносливость как фактор, определяющий скорость движений в циклических видах спорта // Научно-спортивный вестник, 1988, № 1, с. 15-20.

42. Верхошанский Ю.В. Организация сложных двигательных действий спортсменов // Наука в олимпийском спорте. 1988, № 3, с. 8-22.

43. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 330 с.

44. Верхошанский Ю.В. Роль и место специализированной силовой подготовки в циклических видах спорта /Сб. "Проблемы конькобежного спорта". М.,1989. с. 33-44.

45. Верхошанский Ю.В. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле // Научно-спортивный вестник. 1989, № 6, с. 3-8.

46. Верхошанский Ю.В. Закономерности адаптации организма к напряженной мышечной деятельности /Сб. "Научные основы современной теории и методики спортивной тренировки". 1989, с. 30-34.

47. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физ. культуры, 1991, № 2, с. 24-31.

48. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры, 1993, № 8, с. 21-28.

49. Верхошанский Ю.В. Новые подходы к организации тренировки спортсменов высокого класса / Сб. "ВНИИФКу" - 60 лет. М., 1993, с. 205-216.

50. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры, 1998, № 7, с. 41-54.

51. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 2, с. 41-42.

52. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. 1981. - 155 с.

53. Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная деятельность. М., 1983. - 159 с.

54. Дембо А.Г. Современные проблемы спортивной медицины, 1976.- 57 с.

55. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. 1980, - 190 с.

56. Кассиль Г.Н. и др. Гуморально-гормональные механизмы регуляции функций при спортивной деятельности. - М.: Наука, 1978, - 167 с.

57. Когчен Э., Уильямс Б. Метаболическая адаптация к физическим тренировкам, направленным на развитие выносливости. - В кн.: Метаболизм в процессе физической деятельности /Под ред. М.П. Харгривса, 1998, с. 195-232.

58. Медведев В.И. (ред). Компоненты адаптационного процесса. М., 1984. - 109 с.

59. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988. - 253 с.

60. Озолинь П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам, Рига. 1984. - 134 с.

61. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М.,1977.

62. Царегородский Г.И. (ред). Философские проблемы теории адаптации. М., 1975. - 277 с.

63. Ээпик В.С., Виру А.А. Специфика адаптивного протеиносинтеза при выполнении упражнений на выносливость // Теория и практика физ. культуры, 1990, № 5, с. 24-27.

64. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986. - 178 с.

65. Яковлев Н.Н. Химия движения. Молекулярные основы мышечной деятельности. 1983. - 189 с.

66. Verkhoshansky Yu. Fundamentals of Special Strength-Training in Sport. - Livonia, Michigan, USA, 1986. - 200 pp.

67. Verkhoshansky Yu. La programmazione e l'organizzazione del processo di allenamento. - Societa Stampa Sportiva, Roma, 1987. - 166 pp.

68. Verkhoshansky Yu. Effective Trainieren. Neue wege zur planning und organisation des training prozecces. Sportverlag, Berlin, 1988. -168 pp

69. Verkhoshansky Yu. Programming and Organization of Training. Sportivny Press, Michigan, USA, 1988. - 177pp.

70. Верхошанский Ю. Программиране и организация на тренировъчния процес. Медицина и физкультура. София, 1989. - 206 с.

71. Verkhoshansky Yu. Entrenamiento deportivo. Planification y Programacion, Deportes Tecnicas, Ediciones Martinez Roca, Barcelona, 1990. - 166 pp.

72. Verkhoshansky Yu. Ein neues Trainingssystem fur zyklische Sportarten. Philippka Verlag, Berlin, 1992. - 135 pp.

73. Verkhoshanski Yu. L'entrainement efficace. Presses universitaires de France, 1992, р. 1-31.

73. Verkhoshansky Yu. et al. Specificna snaga u sportu. Teoria i metodica, Prometej, Novi Sad, Yugoslavia, 1992. - 138 pp.

74. Verkhoshansky Yu. L'entraiment efficace pour une programmation efficace de l'entrament, Presses Universitaires de France, 1992. - 184 рр.

75. Verkhoshansky Yu. Ein neues Trainingssystem fur azyklische Sporttarten, Philippka Verlag, Berlin, 1995. -136 pp.

76. Verkhoshansky Yu. Main features of modern scientific sports training theory. - "New Studies in Athletics", 1998, N3, р. 9-20.

77. Verkhoshansky Yu. Organization of the training process, "New Studies in Athletics", 1998, N 3, р. 21-31.

78. Verkhoshanski Yu. Nouvelles tendences dans l'entrainement. Association genevoise des entraineurs. Geneve, 2000, 1-31.

79. Verkhoshansky Yu. Supermethods of the special physical preparation for sports. Acta academiae Olympiquae Estoniae, Eesti Olimiakomitee, Tartu, 2000, vol. 8, 45-66.

80. Verchoshanskiy Yu. Introduzione alla teoria e metodologia dell'allenamento sportivo. - CONI, Scuola dello Sport, Roma, 2001, 198 pp.

81. Verchoshanskiy Yu. La moderna programmazione dell' allenamento sportivo. - CONI, Scuola dello Sport, Roma, 20001. - 160 pp.

82. Verkhoshanski Yu. Trenamento Desportivo, Teoria e metodologia, Artmed Editora LTDA, Brazil, 2001, 215 pp.

83. Verkhoshansky Yu. Teoria y metodologia del entrenamento deportivo. - Editorial Paidotribo, Barcelona 2002, 350 pp.

84. Verkhoshanskij Yu. Basic concepts of training theory and methodology. - Proceedings Seminar for Experts in the Methodology of Sport Training, Sicily, Italy, 2002, р. 27-34.

85. Verkhoshanskij Yu. Practical technology in training process. - Proceedings Seminar for Experts in Methodology of Sport Training, Sicily, Italy, 2002, 35-46 pp.

86. Колесов А. На экваторе очередного олимпийского цикла // Научно-спортивный вестник, 1987, № 2, c. 3-8.

88. Гомельский А., Луничкин В. Система подготовки баскетболистов к ответственным международным соревнованиям // Научно-спортивный вестник, 1986, № 1, c.14-16.

89. Вогуль А., Стрижак А. Особенности подготовки мирового рекордсмена по прыжкам в высоту И.Паклина // Научно-спортивный вестник, 1986, № 3. c. 14-16.

90. Мартынов В., Чернышев Г. Исследование эффективности методики комплексного и раздельного развития силы и выносливости лыжников-гонщиков // Научно-спортивный вестник, 1990, № 1, c. 8-10.

91. Каверин В., Иссурин В. Анализ выступления сборной команды СССР по гребле на байдаках и каноэ на XXIV Олимпийских играх и концепция ее подготовки // Научно-спортивный вестник, 1989, № 1-2, c. 45-46.

92. Лопухов Н. Пути совершенствования методики подготовки лыжниц-гонщиц в 1985-88 гг. // Научно-спортивный вестник. 1985, № 4, c. 2-23

93. Никоноров А. и др. Основные направления совершенствования системы тренировки гребцов на байдарках и каноэ в возрасте 15-17 лет // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 4. c. 47-49.

94. Верхошанский Ю., Тихонов В., Колосков В. Программирование тренировочных нагрузок по силовой подготовке хоккеистов в годичном цикле подготовки. - М.: Госкомспорт СССР, 1990. - 62 с.

95. Cometti G. Metodi moderni di potenziamento muscolare Aspetti pratici. - Calzetti, Mariucci, Perugia. 1998, 322 pp.

96. Tschiene P. Il ciclo annuale d'allenamento. - SdS-Rivista di Culture Sportiva, 1985, N 2, p.14-21.

97. Tschiene P. La teoria dell'allenamento: con o senza una priorita. - SdS, Rivista di cultura sportiva. 1992, N 25, pp. 59-63.

98. Tschiene P. Il nuovo orientamento delle strutture dell'allenamento. - SdS-Rivista di cultura sportiva ,2000, N 47-48, p.13-21.

99. Frey G. Il problema della periodizzazione nel giochi sportivi e neigli sport individuali. - SdS, Rivista di Cultura sportiva, 2000, N 50, p. 28-36.

100. Hohmann A. Grundlagen der Trainingssteuerung im sportspel. - Czwalina Verlag Hamburg. 1994, pp. 332.

101. Martin D., at al. Handbuch Traininngslehre. - Verlag Hoffman Schorndorf, 1993, pp.353.

102. Nicolini I., Ranzetti U. Note di metodologia dell'allenamento, In: "Il manuale dell'allenatore di atletica leggera", Atletica Studi, supplement, 2000, p. 9-20.

103. Schnabel G. at. al. Scienza dell'allenamento. - 1998, ARCADIA, Italia.

104. Manno R. Fondamenti dell'allenamento sportivo. - Zanichelli, Bologna, 1989. -186 p.

105. Angius F. Programmazione annuale per i giovani lancatori alla luce delle moderne conoscenzt. - Atletica Studi, 2001, N 3/4, pp. 39-49.

106. Смирнов М. "Программирование" или "Построение" (заметки по поводу дискуссии по проблемам ТСТ) // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 12, с. 43-47.

107. Верхошанский Ю. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на средние дистанции. - 2005, в печати.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!