НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ В ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ЯХТСМЕНОВ

Заслуженный мастер спорта, заведующий лабораторией НИЦ парусного спорта А.С. Зыбин
Мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, профессор кафедры парусного спорта И.В. Русакова

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта

Заслуженный работник физической культуры и спорта, гостренер "Центра спортивной подготовки" Федерального агентства по физической культуре и спорту Г.А. Георгян

В № 6 журнала "Теория и практика физической культуры" за 2003 г. была опубликована статья К.Г. Томилина, посвященная системе подготовки гонщиков высокой квалификации. Ее актуальность очевидна, но некоторые высказанные в ней положения вызывают сомнение и побуждают нас к дискуссии, которая может быть интересна практическим тренерам, студентам и другим специалистам по физической культуре и спорту.

В опубликованных В. Акименко в 1986 г. результатах исследований факторной структуры специальной подготовленности яхтсменов высокой квалификации , обеспечивающей высокие спортивны е достижения , оказывается (по К.Г. Томилину), были обнаружены "...шесть серьезных ошибок, которые обусловили необходимость дополнительной экспериментальной перепроверки данных профессиографического анализа и уточнений". На это обратили внимание ряд зарубежных исследователей (см. ссылку на книгу "Психология труда", изданную в 1979 г.). Как авторы, на которых ссылается К.Г. Томилин, как минимум за семь лет до публикации могли найти "серьезные ошибки", - для нас загадка.

Автор смешивает также элементы гонки и структуру специальной подготовленности яхтсменов, которая для спортсменов разной квалификации различна. Более того, на определенных этапах спортивного совершенствования ведущие физические качества спортсмена могут иметь неодинаковый удельный вес в обеспечении высокого спортивного результата. Если говорить о профессиональной деятельности яхтсмена и структуре специальной подготовленности гонщика, то здесь разница примерно такая же, как между водителем городского автобуса и спортсменом-раллистом.

Далее автор говорит о традиционно слабых (в течение уже более 30 лет) разделах подготовки и подготовленности наших олимпийцев и силе зарубежных чемпионов. Насколько нам известно, такие сравнения и тестирования по единой методике никем и никогда не проводились. А с 1976 по 1996 г. и в нашей стране были и олимпийские чемпионы, и призеры Олимпийских игр, которые, имея такие пробелы в подготовке, вряд ли смогли бы выиграть у зарубежных конкурентов. Если сравнить системы подготовки нашей сборной команды к играм XVII, XXII и XXVIII Олимпиад, в рамках которых соревнования яхтсменов проходили в 1960 г. в Неаполе, в 1980 г. в Таллине и 2004 г. в Афинах, то и И.П. Лавров, и Ю.В. Пильчин, а затем и О.А. Ильин, и В.И. Акименко, будучи главными тренерами сборной команды, в полной мере исповедовали принцип разносторонней подготовки в силу того, что одной из особенностей парусного спорта является "широкая вариативность соревновательной деятельности", что автоматически подразумевает разносторонность подготовки. Сборная команда США при подготовке к играм XX Олимпиады пренебрегла этим - и жестоко поплатилась. Во время олимпийской регаты в Киле идеально подготовленная к прогнозируемому свежему ветру команда проиграла все при ослаблении ветра ровно на две недели, на которые и пришлись старты гонок. В итоге - четвертое место в неофициальном командном зачете при полном доминировании на официальных чемпионатах, проведенных накануне Олимпиады.

Анализируя Государственную программу обучения детей и молодежи в ДСШ, СДЮШОР, ШВСМ, МЦОП по парусному спорту 1984-1990 гг., составленную А.А. Чумаковым и С.А. Орешкиным, Г.К. Томилин заявляет, что она не оправдала возложенных на нее надежд, а появление одаренных и подготовленных яхтсменов происходило вопреки ей. В то же время К.Г. Томилин для "устойчивого доминирования на мировой арене" предлагает "продуманную систему разносторонней подготовки". Кому предлагает? Как эта система была внедрена в практику работы ДСШ, СДЮШОР, ШВСМ, МЦОП или как на ее основе была изменена программа обучения детей и молодежи парусному спорту, автор не указывает. Скорее всего, этого не было.

Исследуя опыт зарубежных стран, автор приводит в пример "платформу для достижения высоких спортивных результатов" в США, ГДР и Великобритании. ГДР уже нет. К тому же ее система подготовки спортсменов поразительно напоминала советскую. США по экономическим и климатическим условиям вряд ли могут служить примером для подражания. Приведенное автором количество стартов американских яхтсменов (до 2000 за сезон) требует уточнений. Если под стартами понимать гонки, то это нереально много. 2000 разделим на 365 (количество дней в году), получим 5,479 гонки ежедневно! При минимальном времени гонки около часа это более 5 ч в день. Без выходных, переездов на соревнования и прочее. Если это стартов как упражнений по специальной подготовке, то очень мало: это уровень одного учебно-тренировочного сбора молодежной команды страны. В Великобритании "один раз в месяц... благотворительный выезд детей из малообеспеченных семей (чем достигается 100%-ный охват молодежи)" - вряд ли достойный для подражания пример подготовки резерва для спорта высших достижений.

Описание "Комплексной целевой программы подготовки к Олимпийским играм 1988 года" возвращает нас на 16 лет назад, когда, по мнению автора, наши спортсмены значительно уступали своим зарубежным конкурентам практически по всем составляющим подготовленности. Приведенные в качестве примера структура годичного цикла подготовки и система разносторонней подготовки на 1986-1987 гг. должны нас убедить, что победа над командой США на "Играх Доброй воли" в 1986 г. - результат представленных им "инноваций". Хотя еще одной из особенностей парусного спорта является "выраженная латентность тренировочного эффекта". Как говорят яхтсмены, моментальный результат есть при забивании гвоздей. Ударил - увидел результат.

Мы благодарны К.Г. Томилину за возможность еще раз акцентировать внимание на вопросе о необходимости разносторонней подготовки в парусном спорте. Выводы, не опирающиеся на достоверно установленные факты, могут привести к серьезным заблуждениям. Но факты кроме выявления требуют еще осторожного обращения с ними и позволяют найти истину, которая необходима всем. И самое главное: то, что сегодня кажется бесспорным, завтра вызовет сомнения, а вновь установленные факты позволят найти истину.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!