ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

PERFECTION OF EDUCATIONAL ACTIVITY ON DISCIPLINE "HISTORY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

B.R. Goloschapov, Ph. D., professor

The Moscow state regional university, Moscow

Key words: regularities of physical culture and sports, specific principles of physical culture and sports, system of physical training, system approach, independent work of students, national - regional (high school) component of curriculum.

The author offers the following innovations in teaching the subject "History of physical culture and sports" (HPCS): to teach the history of the origin and development of the regularities of physical culture and sports at lectures , and to concentrate the basic attention on the historical aspects of numerous specific principles on seminar occupations and during the independent work of students.

Many aspects of perfection of the educational activity on HPCS have found their reflection in the issued by the author in 2002 federal curriculum and the manual for students of the higher educational institutions training on the specialty 033100 - "Physical culture" with the signature stamp of the education-methodical council of high schools of the Russian Federation on the pedagogical education, that sustained 3 editions.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"

Кандидат педагогических наук, профессор  Б.Р. Голощапов
Московский государственный областной университет, Москва

Ключевые слова: закономерности физической культуры и спорта, специфические принципы физической культуры и спорта, система физического воспитания, системный подход, самостоятельная работа студентов, национально-региональный (вузовский) компонент учебного плана.

С 1994 г. в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального физкультурного образования как физкультурные вузы, так и факультеты физической культуры педагогических вузов начинают готовить студентов по сходным специальностям: первые выпускают специалистов по физической культуре и спорту, вторые - педагогов по физической культуре. Таким образом, проблема принципиальных различий в содержании дисциплины "История физической культуры и спорта" (ИФКиС) в этих типах учебных заведений в настоящее время неактуальна.

Современные литературные данные свидетельствуют, что предметом ИФКиС являются генезис, причины и механизм возникновения физической культуры, закономерности ее развития и характерные черты (В.В. Столбов, 1982; А.Б. Суник, 1986; В.В. Столбов, 1989, и др.). В последнем учебнике по ИФКиС для высших физкультурных учебных заведений говорится, что предметом ее изучения являются общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества (В. В. Столбов и др., 2000). Таким образом, ИФКиС - дисциплина о становлении и развитии прежде всего закономерностей физической культуры и спорта.

Целесообразность систематизации организации учебной деятельности по дисциплине ИФКиС обусловлена следующими положениями.

1. Закономерности физической культуры и спорта в достаточно полной мере отражены в исторически сложившихся отечественных и зарубежных системах физического воспитания.

Под системой физического воспитания (СФВ) мы понимаем типичный для каждой общественной формации способ организации социальной практики физического воспитания, ее исходные основы (идейные, теоретико-методические, программно-нормативные), определяющие стороны, объединенные в целостную структуру (Л. П. Матвеев, 1983; Ф. П. Суслов, Д. А.  Тышлер, 2001). Изучение СФВ на всех этапах общественного развития дает возможность более четко выделить их основные составные части, взаимосвязь в процессе функционирования и достижение цели (Ю. Д. Железняк, 1993). Поэтому глобальные, социально значимые и постоянно действующие явления в области физической культуры и спорта целесообразно рассматривать на материале становления и функционирования основных для каждой общественно-экономической формации СФВ. Такой подход позволит выполнить целевые установки ИФКиС. Для реализации в практике учебного процесса указанного выше подхода следует определить: какие исторически сложившиеся формы физической культуры и спорта можно считать с и с т е м а м и - относительно элементарными или, напротив, высокоразвитыми. По мнению Л. П. Матвеева, они должны отвечать следующим требованиям: быть такими государственно -общественными социально значимыми явлениями, которые охватывали бы значительные контингенты людей (регионы мира, государства, национальности, сословия и т. п.); должны оказывать целенаправленное и систематическое воздействие на физическое развитие и подготовленность людей; помимо цели СФВ должны включать в себя ряд других компонентов, отражающих принципы физического воспитания и спорта (Л. П. Матвеев, 1983).

Для изучения и понимания СФВ более предпочтительно использовать системный подход, поскольку это дает возможность четче выделить их основные составные части, их взаимодействие в процессе функционирования, что, в свою очередь, позволит представить СФВ как целостное явление.

Схема изучения становления и функционирования более совершенной СФВ в нашей стране после 1917 г. может быть рассмотрена в такой последовательности: из курса ТМФВС для ФФК известно, что основными компонентами СФВ являются цель, задачи, основы, принципы, направления, обучение, средства и методы, организационные формы, непрерывное физкультурное образование, материально-техническое и финансовое обеспечение. Предметом же дисциплины ИФКиС выступает рассмотрение исторических аспектов зарождения, совершенствования, преобразования и использования названных частей СФВ в зависимости от реальных исторических условий того или иного этапа общественного развития.

Применение системного подхода позволит ИФКиС более эффективно выполнить интегральную функцию - связать содержание этой дисциплины с учебным материалом других предметов.

2. В процессе формирования ИФКиС вобрала в себя знания целого ряда наук. К настоящему времени ИФКиС накопила и продолжает накапливать такой огромный объем информации, который практически невозможно включить в узкие рамки аудиторных часов.

3. В международном спортивном движении (МСД) определились относительно самостоятельные формы его функционирования с довольно четко выраженной структурой международного, континентального и национального уровней, целями, задачами и практикой деятельности. К их числу относятся: МСД по отдельным видам спорта, международное олимпийское движение, международное рабочее спортивное движение. МСД студентов, МСД по неолимпийским видам спорта, МСД по массовой и оздоровительной физической культуре и спорту. Эти исторически сложившиеся социально значимые формы МСД целесообразно рассматривать как его компоненты, которые в своем взаимодействии образуют единое целое - систему МСД.

4. Одним из основных требований к преподаванию ИФКиС является соблюдение принципа историзма, а он, как известно, предполагает рассмотрение становления и развития физической культуры и спорта с позиций системного подхода, который в большей степени создает условия для тематического, а не для хронологического изложения материала по ИФКиС. Такой методический подход позволит увидеть преемственность настоящего и далекого прошлого в их единстве и тем самым глубже понять сущность того или иного явления в области физической культуры и спорта.

С целью систематизации организации учебных занятий по ИФКиС, на наш взгляд, следует придерживаться следующего принципа: лекционный курс должен содержать главным образом материал по истории зарождения и развития закономерностей физической культуры и спорта, а семинарские занятия наряду с ними - излагать исторические аспекты ее многочисленных специфических принципов.

Значительным резервом успешного решения проблемы дефицита аудиторных часов является самостоятельная работа студентов (СРС), на которую предусмотрено 50 % времени учебного плана. Она позволяет более качественно организовать учебный процесс: во-первых, учесть индивидуальный уровень подготовленности студентов, во-вторых, специфика обучения на ФФК (индивидуальные графики обучения, учебно-тренировочные сборы, спортивные соревнования и т. п.) диктует необходимость наличия четко организованных и педагогически управляемых форм СРС, в-третьих, СРС дает дополнительную возможность изучать специфические принципы ИФКиС.

Заслуживает внимания идея использования 100 аудиторных часов национально-регионального вузовского компонента учебного плана для реализации изложения специфических принципов ИФКиС. Например, в МГОУ читается курс "История физической культуры и спорта в Московской области" в объеме 50 аудиторных часов.

Учебник по ИФКиС, на наш взгляд, должен включить в себя такие важные направления отечественной СФВ как: 1) становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе, 2) скаутская система воспитания и 3) воспитание подрастающего поколения на традициях российского казачества. Последние два направления не являются в прямом смысле СФВ, но их достоинство как раз и заключается в том, что содержание деятельности в них направлено на воспитание положительных личностных качеств молодых людей - патриотизма, трудолюбия, исполнительности, честности и др.

В этих комплексных системах воспитания военно-физическая подготовка занимает одно из ведущих мест (Б. Р. Голощапов, 1991; В. А. Кузнецов, 2000; В. В. Козлов, 2004, и др.). Научно-исследовательская база, в том числе и диссертационная, для изложения вышеуказанного материала в учебной литературе по ИФКиС вполне достаточная (Б. Р. Голощапов, 1991, 2005; Н. А. Карпушко, 1992, 1995; С. А. Козлов, 1997; С. Г. Александров, 1999; Т. В. Таболина, 1999; В. В. Козлов, 2004, и др.).

Таким образом, на лекциях следует дать информацию об истории зарождения и развития закономерностей физической культуры и спорта. На семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов следует сосредоточить основное внимание на исторических аспектах многочисленных специфических принципов. Логическая схема систематизации лекционного курса по ИФКиС следующая: определить основные зарубежные и отечественные СФВ; выделить их главные части, дать им непрерывную историческую характеристику; установить причинно-следственные взаимосвязи между основными частями СФВ и МСД; создать целостное представление о СФВ и МСД от момента их возникновения до состояния в настоящее время. Такой подход, с одной стороны, позволит упорядочить соответствующую информацию, а с другой - упростить ее, сделав понятной для студентов и сосредоточив большее внимание на принципиально значимых исторических аспектах физической культуры и спорта. При этом содержание учебника и учебных пособий желательно направить в русло более интересного для студентов, эмоционально насыщенного хрестоматийного изложения исторических фактов. Специфика дисциплины предоставляет широкие возможности для применения эвристических приемов обучения.

Многие аспекты совершенствования учебной деятельности по ИФКиС нашли свое отражение в изданной автором в 2002 г. федеральной учебной программе и учебном пособии для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 - "Физическая культура" с грифом УМО вузов РФ по педагогическому образованию, выдержавшем 3 издания.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: