ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

VOCATIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE DURING STUDENT TEACHING

T.A. Mikhaylova, Ph. D., associate professor

L.M. Kravtsova

The Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Key words: student teaching, vocational training, structurally functional model, monitoring.

The purpose of the research consisted in the development of the structurally functional model of vocational training of a future teacher of physical culture during student teaching.

The positive results of the research on the problem of the vocational training of the future teacher of physical culture during student teaching have allowed to carry out the final stage of the research connected to their introduction with the purpose of increasing the level of the students’ professional preparedness.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Михайлова
Л.М. Кравцова

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка, структурно функциональная модель, мониторинг.

Введение. Процесс модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре вписывается в общую стратегию образовательной политики России, одной из основных задач которой является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В настоящее время появилась необходимость в специальном изучении проблемы профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры. Стержневым компонентом профессиональной подготовки студента педагогического вуза является, на наш взгляд, педагогическая практика, так как только при условии включенности индивида в конкретную деятельность происходит формирование его сознания, овладение им будущей профессией. Цель профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики определяется социальным заказом государства и общества и заключается в повышении уровня его профессиональной готовности, а именно в повышении уровня сформированности у студентов специальных знаний, умений и навыков педагога по физической культуре, обеспечивающих формирование индивидуального стиля его профессиональной деятельности.

Однако процесс профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в ходе педагогической практики до сих пор не стал объектом системного подхода к нему как к целостному явлению.

На наш взгляд, профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики может быть обеспечена при соблюдении целенаправленности, предметности, структурности, преобразующего характера.

Эффективность профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики повышается за счёт внедрения структурно функциональной модели и мониторинга данного процесса.

Цель исследования состояла в разработке структурно функциональной модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики.

Задачи исследования:

1) выявить, определить и обосновать теоретические основы для разработки структурно функциональной модели;

2) провести мониторинг профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики и вы явить возможности её совершенствования;

3) опытно поисковым путем обосновать эффективность реализации структурно функциональной модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики.

Мы предположили, что для достижения поставленной цели необходима опора на системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Использование системного подхода предполагает следующее: модель профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики обладает системными свойствами; исследуется каждый компонент модели в целях определения и обеспечения полноты ее состава; определяется вся совокупность структурных связей и в случае необходимости изменяется; рассматривается механизм функционирования отдельных компонентов модели, ее целостной организации, управление этим механизмом на научной основе; определяются тенденции развития модели.

Опора на деятельностный подход предполагает соблюдение следующих требований: профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры может быть обеспечена только путем овладения им деятельностью; овладение деятельностью является условием формирования активной личности; эффективный характер профессиональной подготовки может быть обеспечен только при наличии признаков деятельности - предметности, целенаправленности, преобразующего характера, структурности; профессиональная подготовка в процессе педагогической практики осуществляется путем поэтапного овладения профессиональной деятельностью.

Личностно ориентированный подход, с одной стороны, требует учета возрастных особенностей студентов и качественных характеристик психических процессов, происходящих в личности студентов, с другой - определяет основные положения отбора содержания образования, в соответствии с которыми учебный материал должен быть субъективно значим для студента и стимулировать его к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие, а организация учебного материала должна соответствовать логике и методологии научного познания.

Особенностью разработанной структурно функциональной модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики является вовлечённость личности в профессиональную деятельность в процессе педагогической практики, способствующая формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры. Преобразующий характер этой деятельности обусловлен потребностью формирующейся личности, а результат удовлетворения этой потребности является первоосновой, фундаментом раскрытия творческого потенциала индивидуальности.

В соответствии с компонентами профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики мы включили в модель блоки: целеполагания, содержательный, технологический, функциональный и управляющий.

Кроме того, модель включает систему форм, методов и средств организации педагогической практики, обеспечивающих осуществление студентом деятельности в соответствии с требованиями каждого уровня профессиональной готовности.

Поскольку педагогическая практика в вузе выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую, - постольку и модель профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики выполняет аналогичные функции.

Процесс профессиональной подготовки личности должен быть управляемым, т.е. иметь конкретную личностно ориентированную цель, быть соотнесенным с результатом, иметь возможность корректироваться на отдельных этапах. Поэтому возникла необходимость в разработке мониторинга профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики.

На основе системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов разработано эвристико-алгоритмическое предписание проведения мониторинга профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики, включающее определение педагогической таксономии целей профессиональной подготовки, организационно подготовительную работу, диагностику динамики профессиональной подготовки, анализ и обсуждение результатов диагностики, прогнозирование профессиональной подготовки личности, коррекцию содержания структурно функциональной модели, текущую диагностику, изменение модели и финишную диагностику.

Организация исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета. С целью определения уровня профессиональной готовности будущих учителей физической культуры были выбраны группы студентов, имеющих практически одинаковые параметры, что было доказано при помощи F-теста. В первой (ЭГ-1) и второй (ЭГ-2) экспериментальных группах реализовывалась модель профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики с последующей диагностикой результатов при завершении формирующего этапа опытно поисковой работы. В третьей (ЭГ-3) и четвертой (ЭГ-4) экспериментальных группах реализовывалась модель профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики при проведении его мониторинга, предполагающего реализацию всего комплекса мероприятий, предусмотренных эвристико-алгоритмическим пред писанием. Результаты констатирующего этапа показали невысокий уровень профессиональной готовности будущих учителей физической культуры. Было вы явлено, что около 48 % студентов имеют низкий уровень профессиональной готовности, около 31 % - средний уровень; 21% - высокий уровень.

Анкетирование студентов и преподавателей показало, что в педагогическом вузе уделяется недостаточное внимание профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики, что в значительной степени обусловлено, на наш взгляд, слабой разработанностью данной проблемы, а именно отсутствием психолого-педагогических и методических рекомендаций по ее решению.

Теоретическое исследование проблемы профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики позволило нам отметить, что данный процесс должен реализовываться в соответствии с логикой построения модели, а именно организационным, учебно-методическим и исследовательским компонентами. По этому для организационно методического обеспечения педагогической практики нами была составлена и реализована программа, в которой раскрывается назначение каждого этапа; виды педагогической подготовки, требования к практической деятельности студента; перечень организаторских, проектировочных и исследовательских знаний, умений и навыков; учеб но практические задания, выполнение которых выводит студентов на соответствующий уровень профессиональной готовности.

Сравнительный анализ данных нулевого, двух промежуточных и контрольного срезов позволил сделать вывод о положительной динамике уровня профессиональной готовности будущих учителей физической культуры. Необходимо отметить, что в экспериментальных группах, где реализовывалась разработанная модель при проведении мониторинга, количество студентов, имеющих высокий уровень профессиональной готовности, составило значительно больший процент по сравнению с другими экспериментальными группами.

Положительные результаты исследования по проблеме профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики позволили провести заключительный этап опытно поисковой работы, связанный с их внедрением с целью повышения уровня профессиональной готовности студентов.

Выводы

1. Педагогическая практика, рассматриваемая как наиболее благоприятный этап подготовки будущего учителя физической культуры, имеет неиспользованные образовательные резервы, обеспечивающие формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности студента и повышение его профессиональной готовности.

2. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики наиболее эффективно осуществляется в рамках системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, которые предусматривают содержательный, процессуальный и результативный аспекты профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры, а также учитывают ее специфику в процессе педагогической практики.

3. Разработанная структурно функциональная модель профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики направлена на повышение уровня профессиональной готовности будущего учителя физической культуры.

4. Эффективность реализации разработанной модели обеспечивается осуществлением мониторинга исследуемого процесса.

5. Результатом профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики на основе разработанной модели и мониторинга является повышение уровня профессиональной готовности будущего учителя физической культуры.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: