РОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

SPORTS-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF NON-SPORTS TEACHER AS SOCIALLY NECESSARY DIRECTION OF VOCATIONAL ACTIVITY

V.A. Kuznetsov, Ph. D.

Nizhniy Novgorod state pedagogical university, N. Novgorod

Key words: future teachers physical culture, professional pedagogical education, sports pedagogical activity.

The results of this research allow to estimate the quality (contents, process and results) of teaching physical education at pedagogical high schools as acceptable, but not optimum. In the author's opinion one of the problems of increasing it's efficiency consists in the optimization of the substantial maintenance of the theoretical part of physical education of students of not sports specialties of pedagogical high school.


ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА КАК СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук В. А. Кузнецов
Нижегородский государственный педагогический университет, Н. Новгород

Ключевые слова: физическая культура будущих педагогов, профессионально-педагогическое образование, физкультурно-педагогическая деятельность.

Введение. Современная тенденция развития вузовского образования предполагает ориентироваться на обеспечение его не только предметно-педагогических, но и социально-педагогических функций. Речь идет о выполнении педагогом межпредметной и внепредметной деятельности в связи с реализацией целевых и приоритетных направлений образовательной политики государства, а именно на формирование всесторонне развитой личности, здорового образа жизни и сохранение здоровья.

Данное обстоятельство в полной мере касается физической культуры [2, 3, 7], тем более что степень участия учителя-предметника в этом процессе определяет культурологическую сообразность его педагогической деятельности. Педагог любой специальности в определенной мере ответствен за уровень не только своей физической культуры, но и своих учеников.

В связи с этим уровень физической культуры педагогов нефизкультурных специальностей и их деятельность по формированию физической культуры учеников следует рассматривать как социальное основание в определении содержания профессионально-педагогического образования. Тем не менее деятельность учителя-предметника в сфере физической культуры, как показано в ряде исследований, весьма ограниченна и малоэффективна. Главная причина этого, как полагают исследователи, - несформированность фундаментальных оснований для деятельности - мотивации и системы необходимых физкультурно-педагогических знаний.

Воспроизводство физкультурной деятельности общества в целом и каждого индивида в отдельности - объективно необходимый процесс [1, 2, 4]. Его реализация немыслима без участия в нем всех участников педагогического процесса [3, 6, 8]. Для того чтобы проявить себя в этом качестве, педагог должен достичь определенной готовности, т. е. обладать базовыми компетенциями и активизирующей мотивацией к физкультурно-педагогической деятельности [9].

Именно поэтому по отношению к физической культуре в практике образовательной деятельности происходит смена социальных ориентировок: от предметной отчужденности учителя-предметника (осуществление физкультурно-педагогической деятельности - дело только специалиста в сфере физической культуры) к социальному взаимодействию на основе интеграции педагогических воздействий (осуществление физкультурно-педагогической деятельности в рамках функциональных возможностей - общее дело всего педагогического коллектива).

Различные сферы человеческой деятельности накладывают свой отпечаток на функции физкультурной деятельности в случае, если она туда вовлекается. Так, вовлечение физической культуры в сферу образования, воспитания, в процесс профессионально-прикладной подготовки, в лечебно-оздоровительную и адаптивную сферу специфицирует комплексное проявление функций по содержанию, организации, регулированию и результатам. Этим обусловлена ее "общекультурность" для удовлетворения социальных потребностей (персональных и общественных). Например, информационная, нормативная, эстетическая, интеркоммуникативная, оздоровительная функции. Эти общекультурные функции физическая культура реализует (по мере своих возможностей) наряду с другими видами культур, т. е. эти функции присущи не только ей [1, 3, 6, 7, 9].

Физкультурно-педагогическая деятельность может осуществляться на двух уровнях. Первый уровень - специально-педагогический, второй - общепедагогический. На первом уровне физкультурно-педагогическую деятельность осуществляют специалисты по физической культуре, на втором - педагоги не специалисты в сфере физической культуры (классные руководители, учителя-предметники). Основные направления физкультурно-педагогической деятельности на втором уровне - информационное, консультационное, организационное, коммуникативное. Указанные направления не противоречат ролевому репертуару педагога, который включает роли воспитателя, организатора, консультанта, просветителя, эксперта, исследователя и их производные или аналогичные.

Цель физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника (не специалиста в области физической культуры): способствовать повышению эффективности решения задач формирования физической культуры личности посредством активизации участников образовательного процесса (учеников, родителей, членов своей семьи, других учителей). В принципе учитель-предметник должен оказать помощь в физкультурном самоопределении, физкультурной самоорганизации, в физкультурной саморегуляции и физкультурном самоконтроле учащимся и их родителям. Реализация такой цели возможна в условиях определенной системы.

Система физкультурно-педагогической деятельности характеризуется составом (из каких компонентов состоит), структурой: внутренними отношениями (между ее составными компонентами) и внешними отношениями (с другими системами). Состав физкультурно-педагогической деятельности, видимо, следует определять исходя из положений общей теории деятельности. Согласно этим положениям в ее составе в качестве компонентов можно выделить субъект, объект, средства, процесс, результат, среду, условия [5]. Субъектом деятельности является тот, кто принимает решения, ставит цели, осуществляет выбор средств, методов, форм организации по отношению к объекту с целью его преобразования. Субъектами физкультурно-педагогической деятельности могут быть индивид, группа людей (коллектив), государство (в лице различных социальных институтов). Индивид - это учитель физической культуры, учитель-предметник, классный руководитель, родитель. Группа людей - это педагогический коллектив, семья, спортивный коллектив.

По отношению к физкультурно-педагогической деятельности объекты необходимо рассматривать на нескольких уровнях (по мере их конкретизации). На первом уровне в качестве объекта деятельности учителя-предметника могут быть знания, физические способности, физкультурные потребности, физическое развитие. На втором уровне - конкретные характеристики каждого из перечисленных объектов. Например, в качестве объекта физкультурно-педагогической деятельности могут быть только способы двигательной деятельности (техника движений). Это один из возможных компонентов двигательных способностей. Если выделить в рамках данного примера какой-либо один способ двигательной деятельности (например, технику бега), то можно представить объекты последующего уровня.

К условиям успешности физкультурно-педагогической деятельности следует отнести меру участия компонентов других систем - образовательных, управленческих, экономических, экологических [5]. Образовательная система предполагает содержательное и процессуальное обеспечение деятельности, управленческая система - наличие социальных механизмов регуляции полноты, своевременности и качества деятельности, экономическая - материально-техническое обеспечение, экологическая - прежде всего здоровьеобеспечивающее сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Под содержанием физкультурно-педагогической деятельности мы понимаем определенным образом организованные действия (интеллектуальные, организационные, операциональные) для реализации общих и частных целей. Во-первых, активизацию по отношению к физической культуре всех участников образовательного процесса: себя, учеников, их родителей, других учителей. Во-вторых, оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса. В-третьих, создание условий физкультурной деятельности. В-четвертых, мониторинг изменений в готовности к физкультурной деятельности участников образовательного процесса: потребностей, мотивации, интереса, физического состояния. В-пятых, корректировка общественного мнения (педагогов, учеников, родителей учеников) посредством просветительской работы и формирования коммуникативных отношений в процессе занятий физической культурой. Перечисленный состав действий, как утверждают исследователи этой проблемы, является необходимым содержанием физкультурно-педагогической деятельности любого учителя-предметника и не требует уровня квалификации дипломированного специалиста в сфере физической культуры.

Организация исследования. В рамках данной проблемы нами проведено исследование, цель которого - определение показателей готовности к физкультурно-педагогической деятельности учителей нефизкультурных специальностей. В анкетировании приняли участие 60 учителей общеобразовательных школ.

Результаты и их обсуждение. Свое отношение к физической культуре 47 % учителей-предметников оценивают как активно положительное, 37 % - как пассивно положительное и 16 % - как индифферентное. Учебный предмет "Физическая культура", как и все другие, 79 % опрошенных определяют в качестве необходимого, 13 % учителей - как один из самых важных, 8 % считают его второстепенным.

При ответе на вопрос о степени личного участия в формировании физической культуры учеников 40 % учителей полагают, что это не их задача, но участвовать в этом они должны; 30 % считают, что должны в этом участвовать только иногда, а 19 % полагают, что это полностью не их задача. Только 11 % учителей считают, что задача формирования физической культуры учеников является для них приоритетной.

С учетом важности активно положительного отношения к физической культуре всех учителей-предметников отмеченные факты следует расценивать как отрицательные в реализации одного из приоритетов (обеспечение здоровья учащихся средствами физической культуры) государственной образовательной политики в системе общеобразовательных учреждений.

Оценивая уровень своей информационной готовности к физкультурно-педагогической деятельности, 21 % учителей считают его недостаточным, 37 % - неполностью достаточным, а 29 % оценивают его "в большей мере достаточным". Только 13 % респондентов определяют свой уровень теоретической готовности к физкультурно-педагогической деятельности как вполне достаточный.

Решающими факторами, определяющими недостаточный уровень теоретической готовности к физкультурно-педагогической деятельности, являются неэффективность содержательного и организационного обеспечения теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов нефизкультурных специальностей педагогического вуза.

Об этом свидетельствуют ответы учителей на вопросы о степени теоретических знаний в сфере физической культуры, полученных в процессе обучения в вузе. Только 18 % считают, что полученных знаний вполне достаточно; 35 % полагают, что их в основном достаточно, а 47 % - что недостаточно. По существу, половина опрошенных говорит о недостаточности теоретической подготовки для обеспечения физкультурно-педагогической деятельности.

Анализ ответов на вопросы, касающиеся меры самостоятельности в решении задач формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) учеников, позволяет отметить следующее. Полностью самостоятельны в решении вопросов ЗОЖ 26 %. Часть учителей решают эти вопросы или с помощью консультативной помощи специалистов (30 %), или посредством дополнительной самостоятельной работы (42 %).

Результаты исследований позволяют оценить качество (содержание, процесс и результаты) преподавания физического воспитания в педагогическом вузе как допустимое, но неоптимальное. Одна из задач повышения эффективности, видимо, заключается в оптимизации содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов нефизкультурных специальностей педагогического вуза.

Заключение. Воспроизводство физкультурной деятельности общества в целом и каждого индивида в отдельности - объективно необходимое социальное действие. Его реализация немыслима без участия в нем всех субъектов педагогического процесса, и в первую очередь учителя-предметника. Для того чтобы проявить себя в этом качестве, педагог должен достичь определенной готовности, т. е. обладать базовыми компетенциями и активизирующей мотивацией к физкультурно-педагогической деятельности.

Главное в понимании социальной роли физкультурно-педагогической деятельности состоит в том, что она является не столько средством обеспечения физических кондиций и развлечений человека, сколько средством его воспитания и социального развития. В этом желаемом социальном смысле физкультурно-педагогическая деятельность включается как составное звено в систему профессионально-педагогической деятельности и является социально-педагогической.

Литература

1. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 7. - С.37-41.

2. Визитей Н. Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / отв. ред. В. И. Столяров. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 110 с.

3. Виленский М. Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физкультуре в вузе / М. Я. Виленский, В. В. Черняев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 2-6.

4. Выдрин В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В. М. Выдрин. // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 5-6. - С. 15-17.

5. Деятельность: теория, методика, проблемы: колл. монография / под ред. В. Н. Сагатовского. - М.: Политиздат, 1990. - 366 с.

6. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 380 с.

7. Лубышева Л. И. Теоретико-методическое обоснование физкультурного знания у студентов вузов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1992. - № 3. - С. 19-21.

8. Приходько В. В. Непрофессиональное физкультурное образование: учеб. пособие для студ., аспирантов, слушателей ИФК и ФПК / В. В. Приходько. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 85 с.

9. Чичикин В. Т. Профессиональная готовность педагога: монография / В. Т. Чичикин. - Н. Новгород: Китеж, 1998. - 102 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!