ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHER’S OF PHYSICAL CULTURE PREPAREDNESS TO EDUCATIONAL WORK WITH PUPILS OF DIFFERENT GENDER, BASED ON TRADITIONS OF BASHKIR NATIONAL PEDAGOGICS

M.S. Kashafutdinov, Ph.D. Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak

Key words: pedagogical conditions, educational work, traditions of Bashkir national pedagogics, moral attitudes, preparedness.

In the author’s opinion, the process of training a future teacher of physical culture in a college of physical culture for the educational work on forming moral attitudes between young men and girls will be most effective if it is based on the Bashkir national pedagogics’ traditions.

The analysis of questionnaires’ answers has shown, that the majority of students could not have given a full answer to the question of using national pedagogics in the formation of moral attitudes by means of physical culture.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО ПОЛА, ПОСТРОЕННОЙ НА ТРАДИЦИЯХ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Кандидат педагогических наук М. С. Кашафутдинов
Стерлитамакский техникум физической культуры, Стерлитамак

Ключевые слова: педагогические условия, воспитательная работа, традиции башкирской народной педагогики, нравственные отношения, готовность.

Введение. В современном обществе происходят изменения в духовной, идеологической, интеллектуальной сферах, которые затрагивают проблемы воспитания подрастающего поколения. Это сказывается на духовном мире человека, его нравственности. Мы видим значительные преобразования в системе образования. Они затрагивают и систему физкультурного образования. Обновление физкультурного образования касается подготовки учителя физической культуры, которая предполагает ее демократизацию, гуманизацию, создание условий для гармонизации физического и духовного развития, возникновения потребности в физическом и духовном самосовершенствовании [3, 11, 18, 19].

Анализируя работы философов, социологов, социальных психологов [4, 9, 17, 20], можно отметить, что в своих исследованиях особое внимание они уделяли проблеме формирования высоконравственных отношений между людьми разного пола. Это является условием, необходимым для успешного совместного производства, семейной жизни. Объективная необходимость формирования нравственных отношений между юношами и девушками детерминируется потребностями общества. Это отражено в Конституции России равенством и равноправием всех социальных групп, наций, полов и возрастов. Все сказанное обосновывает насущную необходимость формирования нравственных отношений между молодыми людьми в процессе учебы в разных учебных заведениях.

Учитель физической культуры передает учащимся знания, умения и навыки. При этом он помогает духовному становлению ученика, формирует у юношей и девушек нравственные качества. Вопросы профессиональной подготовки будущего учителя рассматриваются в трудах многих ученых [1,7, 8, 12, 14, 16].

В последние годы отчетливо виден возросший интерес отечественных ученых к проблеме народной педагогики. Традиции народной педагогики, передаваемые из поколения в поколение, оставляют в вопросах воспитания только самое лучшее. Народная педагогика - древнейшее явление человеческой культуры. Мудрость народной педагогики состоит в том, что в ней сохраняются и передаются те методы, средства и формы, которые актуальны и эффективны в воспитании и в настоящее время. Современные исследователи [2, 5, 6] всесторонне изучали проблемы народной педагогики наций и народностей, населяющих Россию.

Очевидно, что в настоящее время не устранены существенные противоречия:

- между растущими требованиями общества к учителю физической культуры, способному работать по формированию нравственных отношений между юношами и девушками, и недостаточным уровнем его профессиональной подготовки;

- осознанием будущими специалистами важности и значимости овладения умениями формирования нравственности между юношами и девушками и отсутствием опыта их формирования в учебно-воспитательном процессе;

- потребностью общества в возрождении традиций народной педагогики и недостаточной разработанностью педагогических технологий в условиях средних специальных заведений физкультурного профиля.

В педагогике и теории физической культуры раскрыты многие аспекты обучения студентов физкультурных и педагогических вузов, подготовки будущих учителей разных специальностей к воспитательной работе, воспитания нравственности студентов. Это нашло отражение в трудах [9, 10, 15]. В исследовании мы опирались прежде всего на широкий круг проблемных вопросов подготовки и воспитания студентов, а также управления этим процессом в учебных заведениях, содержащихся в исследованиях [15, 16, 21].

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о том, что в теории и практике педагогики и теории и методике физической культуры накоплен значительный теоретический материал по подготовке будущих учителей к воспитательной работе, в том числе и средствами физической культуры. В последние годы появилось много теоретических работ, посвященных использованию традиций этнопедагогики. Мы отмечаем, что не разработаны педагогические условия подготовки учителя физической культуры к воспитательной работе с учащимися по формированию нравственных отношений между старшеклассниками разного пола на основе традиций народной педагогики.

Следовательно, проблема научного изыскания заключается в новом теоретическом осмыслении и создании на практике педагогических условий подготовки учителя физической культуры к воспитательной работе по формированию нравственных отношений между юношами и девушками средствами башкирской народной педагогики. В соответствии с целью, объектом и предметом была выдвинута следующая гипотеза исследования.

Процесс подготовки будущего учителя физической культуры в техникуме физической культуры к воспитательной работе по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе традиций башкирской народной педагогики будет наиболее эффективным, если:

а) учебно-воспитательная деятельность преподавателей техникума по подготовке будущих учителей физической культуры в течение всей учебы будет ориентирована на воспитательную работу со школьниками по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе традиций башкирской народной педагогики;

б) преподаватели психолого-педагогических, специально-теоретических и спортивно-педагогических дисциплин, классные руководители применяют в воспитательной работе с будущими учителями физической культуры традиции башкирской народной педагогики;

в) в учебно-воспитательный процесс техникума физической культуры будут введены новые компоненты содержания обучения и воспитания, разработан специальный курс: "Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений на основе традиций башкирской народной педагогики".

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач, проверки гипотезы был использован комплекс методов научно-педагогического исследования:

- теоретического уровня - анализ философской, психологической, педагогической и исторической литературы по проблеме исследования, анализ учебной документации техникумов физической культуры;

- эмпирического уровня - ретроспективный анализ, обобщение независимых характеристик, оценивание, опрос, прямое и опосредованное педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки.

Качественно-количественный состав контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп был примерно одинаковым по всем характеристикам. Объем выборки, обеспечивающий репрезентативность данных, был определен в 140 человек, по 70 студентов в каждой группе. Достоверность полученных результатов проверялась на основе сравнения КГ и ЭГ, эффективность - методом обобщения независимых характеристик у студентов КГ и ЭГ.

Уровень готовности будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе традиций башкирской народной педагогики определялся по трем компонентам.

В состав первого компонента, ценностно-мотивационного, вошли показатели, оценивающие уровень знаний нравственной направленности личности, потребность и интерес.

Во второй компонент, содержательно-целевой, вошли уровни знаний теории, роли физкультуры и башкирской народной педагогики.

Третий компонент, практически-действенный, состоял из умения планировать учебную работу, использовать педагогические методы работы с учениками и умения использовать знания башкирской народной педагогики.

Каждый из трех компонентов включал три показателя, которые суммировались исходя из оценки по пятибалльной шкале, и выводилась средняя их величина.

Педагогические условия подготовки студентов техникума физической культуры к воспитательной работе с учащимися по формированию нравственных отношений между юношами и девушками с использованием традиций башкирской народной педагогики проверялись опытно-экспериментальным путем.

Под педагогическими условиями понимается совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач [14].

Методы исследования должны обеспечить изучение развития личности не по отдельным проявлениям, а по направленности, в которой находят выражение отношения человека с внешним миром, другими людьми и отношение к самому себе. В соответствии с этим диалектическим требованием мы стремились изучить готовность выпускников техникума к воспитательной работе с учащимися по нравственному воспитанию и формированию нравственных отношений между юношами и девушками, найти адекватные методы, критерии и показатели результативности этого процесса. В связи с этим мы изучили научную литературу по проблеме готовности, которая остается актуальной и в наши дни.

Диагностика готовности будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками по формированию нравственных отношений между юношами и девушками проводилась методом обобщения независимых характеристик. Испытуемые давали себе самооценку по критериям готовности. Эксперты выставляли оценки студентам по тем же показателям. Экспертами были пять наиболее опытных преподавателей с большим стажем работы. Подсчитывался средний балл по каждому показателю. Все показатели значений заносились в бланк. На основе анализа литературы и обобщения многолетнего собственного опыта работы применялась шкала оценки, где:

- высокий уровень готовности студента считался при средней экспертной оценке от 5,0 до 4,0 балла;

- средний уровень - средняя оценка от 3,9 до 3,0 балла;

- низкий уровень - средняя оценка от 2,9 до 2,0 балла.

Степень проявления готовности будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе традиций башкирской народной педагогики определялась на основе критериев и признаков их проявления, представленных в табл. 1.

Степень проявления вышеназванных компонентов в формировании нравственных отношений между юношами и девушками у испытуемых оценивалась по следующей шкале:

"5" - если признак проявлялся очень четко;

"4" - если признак проявлялся хорошо, относительно выражен;

"3" - если признак проявлялся слабо и не выражен;

"2" - признак не проявлялся или проявлялся очень слабо.

На этой основе были определены уровни проявления готовности учителей физической культуры к формированию нравственных отношений между юношами и девушками.

Организационным методом исследования, определяющим общую стратегию и направление исследования, был выбран сравнительный метод. Одна из его форм - метод поперечных срезов - позволила проследить характер изменений в процессе подготовки будущих учителей физической культуры в ЭГ и КГ на разных этапах обучения в техникуме физической культуры.

Таблица 1. Критерии оценки и признаки проявления готовности будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками по формированию нравственных отношений между юношами и девушками

п/п Показатели готовности Признаки проявления
1 Ценностно-мотивационный 1. Нравственная направленность личности учителя, положительное отношение к формированию нравственных отношений между старшеклассниками разного пола.

2. Интерес к деятельности по формированию нравственных отношений между полами.

3. Потребность в профессионально-нравственном самосовершенствовании

2 Содержательно-целевой 1. Знание теоретических основ воспитательного процесса, форм, методов, средств, целей, задач, принципов и закономерностей нравственного воспитания. Значение анатомо-физиологических, сексуально-психологических, половозрастных особенностей старшеклассников, семейно-брачных отношений, закономерностей психического и физиологического развития детей.

2. Знание роли и значения физической культуры и спорта в нравственно-половом воспитании личности.

3. Знание прогрессивных традиций башкирской народной педагогики в нравственном и физическом воспитании

3 Практически-действенный 1. Умение планировать работу в данном направлении.

2. Умение использовать методы, средства, направленные на формирование нравственных отношений между юношами и девушками, на занятиях физической культурой и спортом.

3. Умение использовать прогрессивные традиции башкирской народной педагогики

Таблица 2. Результаты формирующего эксперимента (педагогическая оценка в баллах)

Группы Компоненты готовности, M±m Средняя педагогическая оценка
ценностно-мотивационный содержательно-целевой практически-действенный
До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.
ЭГ (n=70) 2,54±0,10 4,22±0,10 2,40±0,06 4,11±0,08 2,14±0,04 3,92±0,04 2,364±0,05 4,090±0,05
КГ (n=70) 2,53±0,06 3,64±0,06 2,39±0,05 3,23±0,06 2,16±0,05 2,51±0,05 2,365±0,05 3,124±0,04
t 0,07 6,14 -0,34 9,06 -0,07 18,4 0,02 8,04
p > 0,94 < 0,008 > 0,73 < 0,001 > 0,94 < 0,005 > 0,98 < 0,001

Результаты и их обсуждение. Анкетирование, проведенное нами среди молодых учителей физической культуры, показало, что 61,7 % из числа опрошенных затруднились в определении целей и задач формирования нравственных отношений между юношами и девушками, а 68,5 % отметили недостаточную теоретическую подготовленность в вопросах полового воспитания. Только 28,75 % учителей используют в нравственном воспитании прогрессивные традиции башкирской народной педагогики. Более половины всех учителей (52,5 %) не используют этих традиций в воспитательной работе с классом. Было установлено, что среди учителей городских школ этот показатель составляет 61,7 %, а сельских учителей - 43,0 %. Мы определили, что всего 17,6 % опрошенных учителей физической культуры используют традиции башкирской народной педагогики на уроках физической культуры. Около половины учителей (48,9 %) совсем не используют прогрессивных традиций башкирской народной педагогики в воспитательной работе с детьми на уроках физической культуры. Треть учителей (33,5 %) затруднились ответить на поставленный вопрос.

Анализ полученных данных говорит о том, что большинство учителей физической культуры не применяют традиции народной педагогики и не используют их в современной школьной практике.

На поисковом этапе исследования мы определили исходный уровень готовности студентов техникума физической культуры к воспитательной работе с учащимися по формированию нравственных отношений между юношами и девушками. С этой целью мы провели опрос студентов 1, 2 и 3-го курсов техникума.

Гистограмма 1. Готовность студентов СТФК к воспитательной работе с учащимися по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на традициях башкирской народной педагогики (суммарная оценка по трем компонентам)

Анализ ответов на вопросы анкет показал, что большая часть студентов не могла дать полного ответа на вопрос об использовании народной педагогики в формировании нравственных отношений средствами физического воспитания. Большинство студентов 3-го курса (70,1 %) не могли четко обосновать цели и задачи формирования нравственных отношений между юношами и девушками. На вопросы о формах, средствах и методах их формирования ответили 11,6 % от общего числа опрошенных.

Все это позволило заключить: уровень знаний студентов техникума физической культуры по теории и методике формирования нравственных отношений между полами на основе традиций башкирской народной педагогики низок, хотя и имеет тенденцию к росту к концу обучения. Мы пришли к выводу, что необходимо создать педагогические условия для подготовки студента к воспитательной работе со школьниками по формированию нравственных отношений между полами на основе традиций башкирской народной педагогики начиная уже с первого года обучения.

Теоретический анализ работ [13, 15, 17, 19], наш многолетний опыт и результаты исследования позволили предположить, что требуется соблюдение определенных педагогических условий.

В экспериментальной работе мы изменили содержание некоторых дисциплин. В блоках специально-теоретических и спортивно-педагогических дисциплин преподаватели раскрывали аспекты нравственных отношений между юношами и девушками в процессе физкультурно-спортивной деятельности, применяли полученные знания о средствах и методах нравственного, трудового и физического воспитания в башкирской народной педагогике в повседневной жизни. Изменение содержания подготовки будущих учителей физической культуры в исследуемом направлении осуществлялось также введением спецкурса: "Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе башкирской народной педагогики".

Итоговые результаты экспериментальной работы представлены в табл. 2 и на рисунке.

Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующее заключение:

1. Теоретический анализ показывает, что проблема профессиональной готовности учителя к реализации педагогических задач занимает одно из центральных мест в теории и практике педагогической науки. Вопрос готовности учителя физической культуры к формированию нравственных отношений между юношами и девушками в настоящее время особенно актуален. В работе раскрыты традиции и обычаи башкирской народной педагогики для выявления педагогических условий подготовки учителя физической культуры на основе этих традиций. Выявлено, что башкирская народная педагогика содержит важные педагогические компоненты подготовки учителя физической культуры.

2. Разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность подготовки будущих учителей физической культуры к воспитательной работе со школьниками по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе традиций башкирской народной педагогики. В ряду этих условий особую значимость приобретают следующие: Первое условие - профессионально-педагогическая направленность учебной и внеучебной деятельности студентов в течение всего периода обучения в техникуме на основе башкирской народной педагогики. Для этого используются различные формы нравственного просвещения: индивидуальные и коллективные беседы, диспуты, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотры кинофильмов, в том числе и на спортивную тематику, встречи с известными спортсменами, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества, настойчивости, честности, человечности во время спортивных соревнований и т. д. В процессе занятий следует акцентировать внимание на работе по нравственному просвещению с целью формирования знаний и осмысления понятий, связанных с нравственным поведением национальных героев Башкирии.

Второе условие - организация и проведение педагогической практики, физкультурно-спортивной деятельности студентов техникума физической культуры под руководством преподавателей, специально подготовленных к воспитательной работе на основе башкирской народной педагогики. Организация системы воспитательных мероприятий должна ставить учащихся в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучились претворять свои взгляды и убеждения в поступки.

Третье условие - введение в учебно-воспитательный процесс новых компонентов содержания обучения и воспитания, спецкурса, основанного на традициях башкирской народной педагогики, выработка у учащихся социальной потребности в нравственном поведении.

3. Повышению профессионально-педагогической квалификации преподавателей техникума способствовали введение в учебно-воспитательный процесс новых компонентов содержания в обучении и воспитании студентов с применением технологий, основанных на традициях башкирской народной педагогики, специального курса: "Воспитательная работа с учащимися по формированию нравственных отношений между юношами и девушками на основе башкирской народной педагогики". Он был введен в учебный план и проводился в объеме 30 ч.

4. Педагогический эксперимент показал, что учебно-воспитательная работа со студентами техникума физической культуры, построенная на идеях башкирской народной педагогики, способствует становлению будущего учителя-воспитателя. Под влиянием предложенных педагогических условий подготовки происходят изменения в профессиональных качествах студентов, которые свидетельствуют об эффективности этих условий. Результаты теоретических и экспериментальных изысканий, изложенные в работе, подтвердили сформулированную гипотезу. Предлагаемые и реализованные педагогические условия, основанные на технологиях средств физического воспитания, обеспечивают формирование нравственных отношений между юношами и девушками с использованием средств башкирской народной педагогики, эффективны и могут быть рекомендованы для практического применения.

Литература

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Ахияров К. Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / К. Ш. Ахияров. - Уфа: Изд-во БГПИ, 1996. 242 с.

3. Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.

4. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

5. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее / Д. Ж. Валеев. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 256 с.

6. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. - 376 с.

7. Двоеглазов А. Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов института физической культуры в условиях практической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Двоеглазов. - Омск, 1991. - 19 с.

8. Дикунов A. M. Структура педагогического мастерства / А. М. Дикунов // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 2. - С. 14-16.

9. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 180 с.

10. Кунц О. Р. Научно-педагогические основы воспитания нравственных отношений между юношами и девушками в школе и семье: автореф. дис. ... докт. пед. наук / О. Р. Кунц. - Казань. - 1991. - 46 с.

11. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного образования: теория и методика / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 3. - С. 14-19.

12. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

13. Найн А. А. Воспитание профессионально важных качеств личности обучающегося / А. А. Найн // Профессиональное образование. - 1998. - № 11-12. - С. 13-15.

14. Найн А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. - Челябинск: ЧелИРО МОРФ, 1995. - 288 с.

15. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. - Курган: Изд-во Зауралье, 1997. - 464 с.

16. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: Содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1982. - С. 14-36.

17. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. / В. С. Соловьев. Т. 2. - М., 1988. 513 с.

18. Столяров В. И. Социальное значение физической культуры и спорта / В. И. Столяров, Н. И. Пономарев. - М.: Высшая школа, 1983. - 146 с.

19. Филин В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.

20. Щуркова Н. Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: дис. ... докт. пед. наук / Н. Е. Щуркова. - М., 1987. - 429 с.

21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1989. - 560 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!