ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

TECHNOLOGY OF GAME ACTIVITY TRAINING

V.V.Vucheva, Ph. D., associate professor

O.N.Meshcheryakova, Ph. D., associate professor

Stavropol state university, Stavropol

Key words: sports activity, training technology, game situations, testing, tentative basis of action, adjustment demonstration.

The improvement of the quality of education in the field of physical culture is connected with the development of innovational technologies which would allow to accelerate the process of mastering motional activity, to contribute to personality development and to form the needs and means of individual planning and realization the technologies of physical activity.


ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидаты педагогических наук, доценты В.В. Вучева, О.Н. Мещерякова
Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, технология обучения, игровые ситуации, тестирование, ориентировочная основа действия, корректировочная демонстрация.

Современное образование в области физической культуры и спорта нуждается в качественном пересмотре, что связано с социально экономическими изменениями на уровне государства, общества и личности, вхождением российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Проблема нашла свое отражение в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в работах ряда авторов [1, 2, 7, 9 и др.].

Модернизация содержания физкультурного образования - комплексный процесс, осуществление которого требует концептуального пере осмысления целей и принципов его обновления, сбалансированности основных компонентов, создания соответствующего культурно-информационного пространства, разработки критериев качества образования. В связи с этим повышаются требования к личности будущего специалиста, его профессиональной культуре.

Физкультурно-спортивная деятельность является главной составляющей профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры, основой для формирования совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных специальных и профессионально педагогических знаний и умений, что вызывает активность и креативность в решении профессионально и личностно значимых задач. Овладение содержанием физкультурно-спортивной деятельности в процессе освоения базовых видов спорта - необходимое условие эффективности профессиональной деятельности будущих специалистов, способствующее формированию у них потребности в проектировании инновационных технологий физкультурно-спортивной деятельности. Это требует пересмотра содержательного наполнения и технологической составляющей базовых курсов спортивных дисциплин.

С целью повышения качества образовательного процесса по дисциплине "Спортивные игры" нами была разработана педагогическая технология, методологической основой которой являлись теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), проблемно поисковый подход (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер и др.).

Теория поэтапного формирования умственных действий. Теоретической основой явились следующие положения [3, 4, 8, 12, 13]:

- всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая;

- психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);

- психическая, внутренняя деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная;

- деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы действие. Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются.

На основе положений данной теории перед обучением были поставлены принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. Разграничиваются две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая - исполнительная. Особое значение придается ориентировочной части, которая понимается как "управляющая инстанция".

Теория развивающего обучения. В ее основу положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта обучаемых и приобретении способности к действию на основе полученных знаний. Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии: 1) знакомство с предлагаемой преподавателем ситуацией, ориентирование в ней; 2) овладение различными способами решения задачи (ситуации) данного вида; 3) фиксация выявленных отношений в форме предметной или знаковой модели; 4) выявление наиболее эффективных способов и условий решения исходной задачи. Акцент делается на развитии мышления как общей, интегральной способности личности. Данный подход отражает реальное соотношение между знанием и действием, сознанием и поведением. Знание при этом рассматривается как отражение сущности предмета в сознании. Дидактические знания, используемые в образовательном процессе, базируются на наиболее общих закономерностях обучения двигательным действиям. Их применение определяется особенностями контингента занимающихся и спецификой конкретного вида игровой деятельности [5, 15].

Проблемно поисковый подход основан на получении обучающимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения [10].

В дидактических учебных ситуациях в практике спортивных игр моделируются элементы изучаемых действий и целевой соревновательной ситуации для изучения внешней и внутренней сторон игрового действия. Игровая деятельность складывается из множества элементов, но их изолированное изучение противоречит логике игры, где каждое решение представляет собой сочетание сразу нескольких целесообразных приемов, объединенных в одно действие. Поэтому всегда изучается рациональный выбор места, времени и способа действия (техники), пригодный для решения в этой ситуации.

Таким образом, в рамках проблемно поискового подхода главной целью является не освоение движений, а их правильный выбор и приспособление к ситуациям. В этом случае при обучении используются игровые упражнения с изменяющимися условиями, что повышает стремление обучаемых к проявлению творческой активности.

Дидактическое обеспечение процесса обучения повышает его качество. Содержание процесса обучения в наибольшей мере определяется дидактическими принципами, отражающими специфику определенного вида деятельности, где каждый используемый прием представляет собой форму интегративного единства знаний и практических умений. Поэтому процесс обучения требует обеспечения активности, сознательности действий обучаемых, систематичности, прочности в усвоении знаний и навыков. Но главное, подчеркивают исследователи [11, 14], обучение спортивно игровой деятельности должно обеспечивать воспитывающий характер педагогического процесса, формирующий морально нравственные основы личности, без чего немыслимы ни сам процесс освоения, ни достижение каких-либо спортивных результатов. Поэтому организация учебно-воспитательного процесса осуществлялась на основе общих принципов гуманистической педагогики и психологии: усиление внимания к личности каждого студента как к высшей социальной ценности; превращение обучаемого из объекта социально педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизация в отношениях обучаемого и обучаемых; индивидуализация на основе получения и учета достоверной информации об уровнях физической, технической и тактической подготовленности студентов и др.

В учебно-воспитательном процессе по спортивным играм нами создавались условия, способствующие формированию у студентов системы знаний о нравственных нормах поведения в соревновательной деятельности, в том числе о принципах "честной, справедливой игры". Уделялось внимание формированию интерактивных умений студентов, заключающихся в готовности к взаимодействию, выработке стратегии общих действий, умении согласовывать свои действия с действиями группы, чувствовать зависимость результата общей деятельности от совместных действий и их взаимосвязь и т.д. Коммуникативное взаимодействие в системах "преподаватель-студент", "студент-студент", "преподаватель-преподаватель" осуществлялось в форме диалога. Все это в комплексе отражало гуманистическую направленность образовательного процесса.

Наряду с общими дидактическими принципами важную роль в процессе обучения играют частные принципы. Кратко охарактеризуем их сущность согласно исследователям [11].

Принцип смыслового содержания игровых действий означает, что процесс обучения следует начинать с предварительного усвоения знаний о назначении и рациональном выборе способов действия в конкретной игровой ситуации. Интериоризация знаний выражается в создании определенной модели адаптивного поведения. Последующее изучение не обходимых в конкретном случае технических приемов (двигательных навыков) является формой их интеграции, придающей знаниям материализованную форму операции.

Принцип управляемой игровой среды предполагает обучение в условиях дидактически управляемой игры. В данных условиях процесс формирования навыков не разделяется на отдельные фазы и подфазы. Действие осваивается целостно и сразу непосредственно в игре.

Принцип использования укрупненных дидактических единиц в виде наиболее часто встречающихся типовых игровых ситуаций. Это позволяет осуществлять перенос усвоенных знаний и навыков на сходный класс тактических задач и тем самым ускорять процесс освоения.

Принцип саморазвития творческой активности заключается в создании условий для развития творческого потенциала личности, находящего свое отражение в использовании новых нестандартных решений.

Принцип ускоренного изучения структурных элементов игровой деятельности (принцип обучения "широким фронтом"). Его суть заключается в том, что переход к изучению нового элемента осуществляется не в фазе совершенствования предыдущего действия, а уже на этапе формирования первичного умения. В этом случае расширение области знаний и игровых умений происходит гораздо быстрее, что позволяет уже на первых этапах обучения применять широкий арсенал приемов, способствующих их объединению в более сложные. Это дает возможность продолжительное время закреплять и совершенствовать эти умения в сложных условиях соревнования. Возникающая в данном случае вариативность навыков в конечном итоге и определяет их эффективность.

С целью повышения качества образовательного процесса по дисциплине "Спортивные игры" нами был разработан учебно-методический комплекс (УМК), который представлял собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения. В состав УМК входили: учебная и рабочая программы; учебник; учебные пособия, разработанные в соответствии с каждым учебным модулем и включающие задания и методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов, вопросы для самоконтроля; материалы, обеспечивающие текущий и итоговый контроль качества усвоения студентами знаний и умений.

Применение в учебно-воспитательном процессе дидактических средств и методов было обусловлено педагогической ситуацией и решаемыми педагогическими задачами.

Процесс обучения игровой деятельности содержал три этапа:

1) формирование ориентировочной основы действия;

2) формирование двигательного навыка;

3) контроль уровня усвоения изучаемого технического приема.

Поскольку специфика физкультурно-спортивной деятельности обусловливает необходимость обучения на двух уровнях: теоретическом - в виде создания умственной модели рационального действия и практическом - формирование двигательного умения, реализующего замысел в действие, главная дидактическая цель преподавателя заключается в построении процесса обучения таким образом, чтобы он способствовал мысленной активности, учил целесообразной деятельности, воспитывал специализированные ощущения и восприятия, развивал физические качества, необходимые для овладения игровым приемом и его рациональным применением в игре. В обобщенном виде этот процесс сводится к созданию предварительной мотивации и ориентировочной основы действия (ООД). С целью его лучшего усвоения нами использовалось "проговаривание вслух", направленное на анализ двигательного действия и формирование его общей структуры, что способствовало созданию школы движений. Это позволило формировать двигательное умение как один из способов решения игровых ситуаций. На следующем этапе осуществлялось обучение вариативному выполнению технического элемента, что в дальнейшем позволяло осуществлять выбор оптимального способа взаимодействия с партнером и противодействия сопернику.

Один из наиболее сложных вопросов в процессе обучения спортивным играм - вопрос о развитии точности выполнения технических элементов (целевой точности). С целью решения данной проблемы нами использовались выполнение технических элементов в облегченных и вариативных условиях, дополнительные ориентиры и различные уровни активности противодействующей стороны.

Процесс формирования игрового навыка следует рассматривать как приобретение новых знаний и овладение способами деятельности, имеющими ценностный характер и связанными с вниманием и интерпретацией игровой ситуации на уровне ее оценки, постановки задач и поиска решения. Для усвоения нового требуется реорганизация ранее освоенных двигательных схем, которая происходит на основе интериоризации новых знаний и двигательных структур [14]. Поэтому процесс обучения игровой деятельности носит интегративный характер и представляет собой процесс приобретения навыка в виде конкретного игрового действия в учебных играх 1х1; 2х2; 3х3; 4х4; 5х5; 6х6 с четко обозначенными заданиями и вариантами.

После заключительного этапа осуществлялась корректировка процесса обучения и исправлялись наиболее часто встречающиеся ошибки. Для устранения ошибок применялись:

- визуализация - демонстрация рационального выполнения. При этом мы придерживались следующих принципов: содержание средства визуальной наглядности должно соответствовать цели его предъявления, содержание средства визуальной наглядности должно соответствовать методу обучения, объем "порции" визуальной информации должен соответствовать эргономическим и психофизиологическим возможностям студентов;

- вербальная коррекция - краткое разъяснение правильного действия;

- коррекционная демонстрация - показ видеозаписи правильного (эталонного) выполнения и его сравнение с видеозаписью собственного выполнения технического элемента;

- идеомоторный тренинг - сознательное активное представление студентом правильной техники движений. В идеомоторной тренировке мы нацеливали студентов на выполнение трех основных функций представления: программирующей, тренирующей и регуляторной. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегчающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов.

Диагностирование качества образованности студентов по дисциплине осуществлялось с помощью тестирования. Технология проектирования компьютерного диагностического банка по курсу "Спортивные игры" основывалась на проектировании, с одной стороны, "бумажных" тестов, с другой - компьютерных контролирующих тестов, и обе эти формы учитывали специфику учебной дисциплины.

Разработанный нами компьютерный диагностический банк состоял из системы тестовых заданий. При их разработке мы придерживались следующих требований: содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения; основные термины тестового задания должны быть четко определены; тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений; количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12; среднее время ответа испытуемого на тестовое задание не должно превышать 1,5 мин.

Использовались четыре формы тестовых заданий:

1 - задание с выбором правильного ответа (закрытая форма) - одного или нескольких из множества представленных;

2 - открытая форма, где студент сам вписывает (набирает с помощью клавиатуры) ответ в специально отведенное место;

3 - задание на установление соответствия, где элементы одного множества требуется привести в соответствие с элементами другого множества;

4 - задание на определение правильной последовательности хаотично представленных объектов.

Компьютерный диагностический банк по курсу "Спортивные игры" (футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, настольный теннис) охватывал следующие разделы: 1) история возникновения и развития вида спорта; 2) техника вида спорта и методика обучения; 3) тактика и методика обучения; 4) правила игры.

Опыт применения тестирования при оценке качества знаний свидетельствует о том, что применение методически грамотно разработанных тестов способствует повышению познавательной активности студентов и как следствие повышению качества образовательного процесса.

Использование разработанной нами технологии в учебном процессе актуализирует гуманистические функции образования, позволяет создавать условия, способствующие ускорению процесса освоения двигательной деятельности, развитию личности, формированию у нее потребности и способности к самостоятельному проектированию и реализации технологий физкультурно-спортивной деятельности в будущей работе.

Литература

1. Бальсевич В.К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли "Физическая культура и спорт" / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли "Физическая культура и спорт": сб. науч. тр. / под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - С. 28-71.

2. Бальсевич В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Г.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - №12. - С. 10-13.

3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - 130 с.

4. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР: В 2 т. - М., 1959. - Т. 1. - С. 8-12.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996.

6. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: монография / С.П. Евсеев. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 144 с.

7. Зволинская Н.Н., Маслов В.И. Повышение квалификации в контексте идеи непрерывного физкультурного образования: методологический аспект, тенденции, практическое воплощение / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - №12. - С. 15-17.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во политической литературы, 1975. - С. 140-173.

9. Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: монография/ В.А. Магин. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - 264 с.

10. Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы / А.М. Матюшкин. - М., 1977. - 44 с.

11. Портных Ю.И. Дидактика игр в школе: учеб. пособие / Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 261с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. В 2 т. - М., 1989. - 300 с.

13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф.Талызина. - М.: изд-во МГУ, 1984. - С. 78-96.

14. Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Л. Фетисова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 155 с.

14. Эльконин Д.Б. Проблемы развивающего обучения / Д.Б. Эльконин, Л.В. Знаков. - М., 1986.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: