ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

APPLIED PHYSICAL TRAINING AS MEANS OF FORMING PUPILS’ PREPAREDNESS TO ACTING IN EXTREME CASES

N.V. Eliseeva

The Stavropol state university, Stavropol

Key words: life safety, applied physical training, extreme situations, didactic means, methods.

On the basis of the specialists’ questioning the author has created the following practical recommendations to the applied physical training occupations: the amplified attention should be paid on exercises technique, eupnoea, teaching children to analyze actions on their own, that will promote further independence at choosing correct decision of motor tasks in various extreme situations.


ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Н.В. Елисеева
Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, прикладная физическая подготовка, экстремальные ситуации, дидактические средства, методы.

Жизнедеятельность человека к началу XXI в. породила ряд глобальных проблем, связанных с бурным техническим развитием и не совершенством социального устройства общества. Неумение обеспечить безопасность в стремительно меняющихся природных и социальных условиях стало угрозой дальнейшему существованию человечества.

Вследствие этого возникла необходимость в обучении населения, и особенно подрастающего поколения, поведению в опасных и экстремальных ситуациях. Недостаточный жизненный опыт и объем знаний в области безопасности жизнедеятельности, психологическая и эмоциональная неустойчивость делают школьников наиболее уязвимой категорией населения.

Знания, полученные при изучении курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), введенного в общеобразовательную практику в начале 90-х гг., оказываются недостаточными, когда дети сталкиваются с реальной угрозой. Причина этого заключается в том, что в условиях возникновения различного рода экстремальных ситуаций часто требуются не столько знания, сколько умения и высокий уровень физической подготовленности к оперативным действиям. Правильно среагировать в экстремальных условиях может лишь тот, кто преодолеет неблагоприятные эмоции, а выжить - кто владеет необходимыми прикладными умениями и навыками, кто воспитал в себе отдельные физические и специальные качества.

Выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость во многом определяют эффективность деятельности в условиях возникновения экстремальных ситуаций, обеспечивая высокую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Подготовка к безопасному поведению в повседневной жизни, к адекватным действиям в экстремальных ситуациях наиболее результативно осуществляется в процессе школьного физкультурного образования.

Этот факт обусловил наличие в рамках курса ОБЖ раздела "Прикладная физическая подготовка" (ПФП), который нацелен на развитие физических качеств, прикладных умений и навыков. Занятия по указанному разделу проводятся в 10-х и 11-х классах учителем безопасности жизнедеятельности. При этом содержанием ПФП являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и психологическая подготовка к деятельности в экстремальных ситуациях.

ПФП как специальный педагогический процесс, направленный на использование форм, средств и методов физического воспитания обеспечивает развитие физических и психофизических качеств, прикладных умений и навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности и безопасности в обычных бытовых и в экстремальных ситуациях. ПФП в курсе ОБЖ нужна для развития специальных прикладных качеств (устойчивость к гипоксии, к укачиванию, вестибулярная устойчивость); овладения жизненно необходимыми общими и специальными умениями и навыками; обеспечения собственной безопасности; оказания помощи другим людям; успешного выполнения требуемой деятельности (бытовой, учебной, трудовой, военной, в экстремальных ситуациях) [1].

В содержание ПФП входит развитие физических качеств, прикладных умений и навыков, необходимых в непосредственно в экстремальных ситуациях; вестибулярная устойчивость, быстрота реакции и ориентировка в пространстве, владение навыками передвижения между различными препятствиями, навыками страховки и самостраховки и др., совершенствование психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.).

Немаловажным является и развитие психологической устойчивости как определяющей готовность к деятельности в экстремальной ситуации, которая заключается в способности сохранять стабильность основных психических процессов: памяти, восприятия, внимания, мышления и др. [2]. Как утверждает В. Мошкин: "Когда ребенок учится карабкаться по откосу крутого обрыва, забираться на высокое дерево, раскачиваться на высокой перекладине или идет по кромке высокого забора", у него формируется готовность к маловероятным, но вполне реальным ситуациям.

Занимаясь только на традиционных уроках физического воспитания, трудно достичь высокого уровня физической подготовленности. Лишь систематическая и настойчивая работа над собой позволит успешно решить эту задачу.

Анкетирование учителей Ставропольского края, преподающих дисциплину ОБЖ, показало, что специальному развитию таких качеств, как умение быстро и правильно реагировать на непредвиденную обстановку, принятие нестандартных решений, в общеобразовательных школах не уделяется должного внимания. В большей степени это связано с тем, что в 70% учебных заведений этот предмет ведут люди без специального педагогического образования в области без опасности жизнедеятельности, не владеющие средствами и методами преподавания ПФП.

В существующем программном материале по ПФП отсутствуют указания на научно обоснованную методику, обеспечивающую высокий уровень готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях.

На наш взгляд, повысить эффективность занятий ПФП в рамках курса ОБЖ можно при помощи методических условий, представленных системой дидактических средств, к которым относятся:

1) направленность содержания подготовки путём включения в образовательный процесс системы личностно ориентированных заданий, содержащих примеры, встречающиеся в экстремальных ситуациях: словесно-образное моделирование (словесное описание обстановки с его образным представлением обучаемыми); фактическое моделирование, имитация (создание экстремальных условий с помощью специальных средств и приемов); психологическое моделирование экстремальных трудностей (вызов у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для экстремальных ситуаций); моделирование противоборства, проигрывание ситуаций, моделирование нагрузок и физических напряжений;

2) использование разнообразных организационных форм учебной работы:

- коллективное обучение (уроки, тренировки, практические занятия), обеспечивающее равные стартовые возможности в процессе формирования прикладных умений и навыков;

- индивидуальное обучение, связанное с самостоятельным выполнением школьниками заданий различной сложности в зависимости от исходного уровня физической подготовленности, а также развития личностных качеств;

- организация самообучения школьников, связанного со стимулированием потребности в физическом саморазвитии: разъяснение личной жизненной значимости и необходимости совершенствования уровня прикладной физической подготовленности; формированием установок на высокий уровень ее развития;

3) выбор и реализация наиболее оптимальных методов обучения.

Нами были выделены следующие методы: словесные - рассказ, объяснение, беседа, инструктаж; наглядные - иллюстрация, демонстрация, показ, моделирование обстановки; учебных действий - упражнение, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана и техники выполнения действий); заучивание алгоритма действий (инструкции); моделирование действий, идеомоторные действия (мысленное выполнение движений и действий); дублирование действий опытных специалистов, участие в решении экстремальных задач (научение); тренинг (многократное повторение одних и тех же действий для достижения совершенства их выполнения); разбор действий, коррекция действий, методы обеспечения безопасности при отработке действий.

Во время занятий ПФП усиленное внимание следует обращать на технику выполнения упражнений, правильное дыхание, приучать к самоанализу своих действий, что в дальнейшем будет способствовать самостоятельности при выборе правильного решения двигательных задач в условиях возникновения различных экстремальных ситуаций.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М., 1998. - 125 с.

2. Бушов Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз / Ю.В. Бушов. - Томск: изд-во Томск. ун-та, 1992. - 177 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!