МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ


Abstract

COMPLEX APPROACH AT ESTIMATING STUDENTS’ STATE OF HEALTH

L.N. Drozdova, Ph. D.

N.T. Selezneva, Dr. Psy., professor

Krasnoyarsk state V.P. Astafiev’s pedagogical university, Krasnoyarsk

Key words: health, students, functional biomechanical breaches of backbone, neurological, psychological examination, group of risk, organization of early preventive maintenance.

The article contains the data of the complex examination of 102 students. Separate groups with functional breaches of cervical backbone division have been singled out. The individual complex of exercises has been created for each group. After the given course the students’ condition has noticeably improved.


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Кандидат медицинских наук Л.Н. Дроздова,
Доктор психологических наук, профессор
Н.Т. Селезнева

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Ключевые слова: здоровье, студенты, функциональные биомеханические нарушения позвоночника, неврологическое, психологическое обследование, группа риска, организация ранней профилактики.

Целью проведенного нами эксперимента была оценка состояния здоровья студентов с помощью комплексного обследования.

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели использовали индивидуальные анкеты здоровья, включающие данные о наследственной предрасположенности, перенесенных заболеваниях, разработанные сотрудниками кафедры, а также соматотипическую диагностику, неврологический, вертебрологический осмотр, психофизиологическое тестирование, спондилографию. Обследовано 102 студента КГПУ им. В.П. Астафьева 1-2-го курсов: девушек - 52 (51%), юношей - 50 (49%). Возраст молодых людей варьировал от 16 до 21 года (средний возраст - 18,6±0,5 года).

Результаты и их обсуждение. Результаты тестирования показали, что из 102 студентов, участвующих в исследовании, только половина знакомы с принципами здорового образа жизни. Некоторые из них недостаточно осознают социальную значимость этой проблемы, свою личную ответственность. Огромный объем информации, дефицит времени, отсутствие навыков самостоятельной работы, нерегулярное питание, непривычный уклад жизни в общежитии травмирует психику значительной части студентов. Всё это негативно сказывается на их здоровье.

В анамнезе у 49% студентов - частые переохлаждения, инфекционные заболевания, гастрит, холецистит, черепно-мозговые травмы. Среди всей совокупности причин, способных привести к развитию нарушений, ведущее место занимала патология беременности и родов (38,2% случаев), на искусственном вскармливании находились 29,3% обследуемых, были поздно приложены к груди 28,4%, первородящая мать в возрасте старше 30 лет указана в 5% случаев. У части обследуемых имелась наследственная предрасположенность к развитию остеохондроза позвоночника как по женской, так и по мужской линии, у некоторых молодых людей больны были оба родителя.

Все студенты прошли соматотипическую диагностику. Сравнивали их рост, массу тела, окружность груди и живота. Оценивая данные антропометрии обследованных по габаритному уровню, можно отметить, что у страдающих патологией шейного отдела позвоночника преобладают микросомный, микромезосомный и мезосомный типы телосложения. Широко распространены отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела имеют 29,9% юношей и 32,9% девушек (р>0,01); низкий показатель динамометрии ведущей руки был отмечен у 46% юношей и 43% девушек (р>0,01). В группе студентов с функциональными биомеханическими нарушениями позвоночника выявлен больший процент низкой степени выраженности мышечного и жирового компонентов сомы.

В неврологическом статусе - ощущение тяжести и дискомфорта в шейном отделе позвоночника, периодические боли в шее, особенно после вынужденного положения, тяжесть и головные боли, снижение умственной, физической работоспособности. Больше чем у половины выявлены эмоциональная неустойчивость, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, снижение настроения, локальный гипергидроз с характерной локализацией в области ладонной поверхности кистей и стоп, вегето-сосудистая дистония. Повышенный уровень невротизации имели 44% студента.

У 43 (42,1%) человек наблюдались функциональные биомеханические нарушения (ФБМН) в шейном отделе позвоночника. Среди ФБМН отмечены функциональные блоки (ФБ), локальная гипермобильность (ЛГМ), регионарный постуральный дисбаланс мышц (РПДМ), миофасциальные триггерные точки (МТТ), изменение двигательного стереотипа. Наличие многоуровневых ФБ в шейно-грудном отделе наблюдалось в 18% случаев, компенсаторной ЛГМ в 32,4%, особенно при физической детренированности. РПДМ отмечен у 77,3% студентов, в измененных мышцах определялись МТТ. Нарушение осанки проявлялось S-образным сколиозом в грудном отделе в 33,3% случаев. У обследованных с ФБМН в шейном отделе позвоночника чаще встречались студенты с увеличенной длиной конечностей по отношению к длине туловища, а также сколиотическая осанка и другие стигмы дизэмбриогенеза. Кроме того, наблюдалось врожденное несовершенство организации двигательной функции, конституционально пониженная выносливость, недостаточная тренированность мышц, диспластическое телосложение, аномалии строения позвоночника, врожденная несостоятельность соединительной ткани.

Для психологического статуса использовали пробу Э. Крепелина и методику "Интеллектуальная лабильность". По итогам этого обследования был сделан вывод, что общее число ошибок существенно больше у студентов с ФБМН в шейном отделе позвоночника. Они медленнее и менее эффективно концентрировали внимание при выполнении напряженной работы и им на это требовалось больше времени.

По данным спондилографии - ФБМН без дегенеративных изменений дисков и тел позвонков.

Всем студентам был назначен специально подобранный комплекс упражнений для восстановления, формирования мышечного баланса, стабилизации нестабильных позвоночных двигательных сегментов и уменьшения осевой нагрузки на позвоночник. Даны рекомендации по гигиене поз и движений. Упражнения способствуют активизации обмена веществ, повышают устойчивость межпозвоночных хрящей, формируют мышечный корсет, который тем самым фиксирует позвонки и снижает давление на межпозвоночные диски, способствует сохранению подвижности позвоночника. Необходимо давать позвоночнику нагрузку с учетом физиологических изгибов и индивидуальных отклонений. Нельзя заниматься физкультурой в домашних условиях или ходить в спортзал без консультации врача-вертеброневролога. Важно помнить, что поднятие тяжестей, борьба, прыжки, метание и другие занятия, связанные с резкими движениями, игровые виды спорта, движения на разгибание и вращение позвоночника, "качание" пресса противопоказаны.

В результате комплексного профилактического и реабилитационного лечения состояние студентов заметно улучшилось, что было подтверждено повторным обследованием в ходе лечения.

Заключение. Таким образом, выявленные у студентов изменения представляют собой серьезную проблему и в значительной степени нарушают творческую и учебную активность. Своевременное и тщательное изучение состояния их здоровья позволит диагностировать наиболее ранние признаки функциональных нарушений в шейном отделе позвоночника.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!