Логотип `Катера и Яхты`
№3(169) 1999г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
СТАРТ

 
Яхта Виктора Языкова «Ветер перемен»
Яхта Виктора Языкова ''Ветер переме''
     Итак, пятая кругосветная парусная гонка яхтсменов-одиночников Around Alone 98/99 благополучно завершилась. Для нас она была знаменательна тем, что впервые в ней приняли участие двое российских яхтсменов — Виктор Языков и Федор Конюхов. Сейчас, когда страсти поутихли и оба наших участника возвратились в Россию, представляется интересным и полезным проанализировать результаты гонки и, может быть, помечтать о том, что нас ждет дальше в этом виде парусных соревнований.


     Но сначала немного о результатах последнего, четвертого этапа гонки.К счастью, сбылось основанное на статистике предсказание директора гонки Марка Шредера, что кончится этап благополучно, поскольку еще ни разу никто из стартовавших на последнем этапе не сходил с дистанции. И на этот раз до финиша дошли все до единого шестеро участников.
     Неудачник первой недели Ван Лью, у которого сломалась мачта уже через сутки после старта, сумел вернуться в Пунта-дель-Эсте и с помощью аргентинской фирмы “Hall Spars” изготовить новую мачту и снова уйти на дистанцию. Друзья-соперники помогли заменить порванные паруса, и Ван Лью бросился наверстывать упущенное. Потерял он на этом, правда, довольно много времени, чем облегчил для нашего Виктора задачу стать призером этапа. Виктор представившимся ему шансом воспользовался и финишировал третьим в своей группе, пропустив вперед Гарсайда и Мулина. В целом это позволило ему занять в своей группе общее четвертое место, даже с учетом очень большого штрафа, полученного на старте. Гарсайду удалось потешить свое честолюбие и выиграть у Мулина последний этап, но по сумме результатов он остался на втором месте. Для многих последняя гонка оказалась не самой легкой. В тропиках у Мулина воспалилось и сильно распухло колено, стоял даже вопрос о его эвакуации с яхты. С помощью того же доктора Карлина, который помог Виктору на первом этапе, был назначен курс лечения антибиотиками, который, к счастью, помог. Были проблемы со здоровьем и у Гарсайда, и у некоторых других гонщиков.
     В первой стартовой группе, где, как мы помним, осталось только два официальных участника, победил герой гонки итальянец Джованни Сольдини. Хотя он не собирался “биться” на последнем этапе, перед экватором ему удалось оторваться от своего единственного соперника Марка Тьерселина и сохранить преимущество до финиша. Сольдини первым финишировал в Чарльстоне ранним утром 8 мая, что позволило ему не только выиграть этот этап, но и установить новый рекорд гонки, превысив прежнее достижение француза Кристофа Огена более, чем на 4 дня.
     116 дней, 20 часов, 07 минут, 59 секунд — таков теперь новый рекорд прохождения маршрута гонки “Around Alone”. Занявший общее второе место Тьерселин тоже получил несколько призов — за рекорд суточного перехода (он теперь равен 396 милям!), за прохождение первым мыса Горн, за наивысшую “мгновенную скорость” — 38 узлов!!!
     Прошедшая гонка выявила и ряд связанных с ней нерешенных проблем.
     Во-первых, на старт вышли всего шестнадцать участников, а не тридцать-сорок, как оптимистично заявляли накануне гонки организаторы. Это абсолютный минимум за всю историю этих гонок. Довольно большой стартовый взнос, большая разница в классе яхт у любителей и у профессионалов, ограниченный призовой фонд (не позволяющий даже в случае успешного выступления хоть как-то компенсировать затраты) и т.д. — все это сузило круг потенциальных участников. Выходит, что в гонке могут успешно принимать участие только мощные синдикаты с большой финансовой спонсорской поддержкой. Видимо, в этом плане организаторам гонки нужно что-то в ее правилах изменить.
     Во-вторых, после третьего этапа гонки в парусном мире поднялась волна резко критических выступлений по поводу ненадежности новых экстремальных гоночных яхт и опасности для гонщиков. Отметим, что яхты класса “Open-60” выродились в плоскодонные “гоночные аппараты”, которые могут легко серфинговать, особенно в условиях Южного океана, но при этом стали опасными для мореплавания. Прежде всего это относится к остойчивости 60-футовиков, спроектированных группой Фино. Эти сверхширокие с плоской палубой яхты сами яхтсмены называют “авианосцами”. В перевернутом положении они, как катамараны, довольно остойчивы и не возвращаются самостоятельно в нормальное положение. Жаль, что в погоне за скоростью конструкторы группы Фино пока не предпринимают никаких усилий для исправления этой ненормальной ситуации. Весь парусный мир был просто в шоке, когда узнал, что яхта Изабель Отисье опрокинулась в сравнительно спокойных ветро-волновых условиях и в течение суток не могла самостоятельно вернуться на ровный киль. Не помогло даже перекладывание качающегося киля с борта на борт. Что бы там ни говорили конструкторы яхты о ее непотопляемости в перевернутом состоянии, подобное положение дел — просто абсурд и огромный риск для яхтсменов. Нам кажется, что и организаторы гонки, и создатели яхт должны существенно изменить правила, чтобы подобных происшествий в дальнейшем просто не было.
     Кроме того, три поломанные мачты за гонку — это довольно много. И здесь конструкторы, строители яхт да и сами гонщики переходят разумные пределы.
     Вероятно, для российских любителей паруса представляет интерес небольшой анализ выступления наших гонщиков.
Джованни Сольдини - победитель гонки в первой группе
Джованни Сольдини - победитель гонки в первой группе
Виктор прошел гонку просто отлично и сделал все, что мог для достижения высокого результата. Его можно поздравить с выдающимся спортивным достижением, к которому он шел, по его собственным словам, всю свою жизнь. Мужество Виктора на первом этапе, когда он самостоятельно сделал себе в море сложную хирургическую операцию руки, принесло ему признание яхтсменов всего мира. Да и гоночный результат, показанный им, просто отличный. Мы уже высказывали мнение о том, что если бы у Виктора было достаточно средств для строительства более крупной, хотя бы 15-метровой яхты, его результат был бы значительно лучше. Если, например, теоретически уменьшить его время на 10% (а примерно на столько средняя скорость 15-метровой яхты больше, чем 12-метровой), то мы получим, что Виктор вполне мог быть призером гонки. Можно отметить, что лучший суточный переход Мулина — 331 миля, а Виктора — 290 миль. Это говорит о том, что, с учетом упомянутого выше масштабного фактора, скорости их яхт вполне сопоставимы.
     Выступление Федора с чисто спортивной точки зрения, наоборот, разочаровало многих россиян. У него была крепкая и вполне приличная лодка, построенная венгром Нандором Фа к кругосветке 90-91 годов, на которой он сам показывал в различных гонках вполне приличные результаты. Например, в упомянутой кругосветке Нандор Фа проиграл на первом этапе победителю Кристофу Огену только семь суток, а Федор на таком же этапе проиграл победителю Майку Голдингу почти месяц. Это очень большая разница в скорости, которую невозможно объяснить только недостаточно современной материальной частью. Сначала Федор не мог хорошо идти в лавировку, а когда начались полные курсы, то не сумел настроить яхту. Так, по его телефонным сообщениям с дистанции, он для устойчивости яхты на полном курсе растягивал в диаметральной плоскости
Жан-Пьер Мулин - победитель гонки во второй группе
Жан-Пьер Мулин - победитель гонки во второй группе
стаксель, закрепленный на внутреннем штаге. О каком аэродинамическом качестве парусов в этом случае может идти речь и что из этой комбинации парусов получалось, каждый может попытаться проверить сам, если поэкспериментирует со своей яхтой. Для освещения кругосветного плавания Федора к нему на все стоянки прилетали журналисты, а пригласить одного-двух опытных яхтсменов для помощи в настройке яхты и консультаций не сочли нужным. Отсюда и результат. По своим физическим кондициям Федор был вполне готов к гонке, и если бы правильно была спланирована специальная парусная подготовка, результат был бы значительно лучше. Тем не менее, Федора также можно поздравить с тем, что он сумел полностью пройти маршрут труднейшей гонки и, таким образом, завершил свою третью парусную кругосветку.
     Сразу после финиша нам удалось связаться с обоими нашими участниками гонки и попросить их ответить на некоторые вопросы, которые интересуют многих наших читателей.
     И Виктор, и Федор в целом удовлетворены своими результатами, хотя Виктор считает, что мог бы выступить лучше, если бы было больше времени на подготовку. Особых претензий к лодкам у обоих нет. Виктор отмечает, что яхта “Ветер перемен” получилась очень удачной, в гонке его беспокоили только проблемы с автопилотом и в самом ее конце — неисправность системы отклонения киля. Федор считает, что главной проблемой его “СГУ” была неисправность системы перекачки водяного балласта, которая не позволяла идти быстро. На вопрос о спонсорах наши яхтсмены ответили по-разному. Федор написал, что как таковых спонсоров у него не было. Был только владелец яхты — Современный Гуманитарный Университет, который оплатил покупку яхты и все дополнительные расходы. Виктор отметил, что его поддерживали многие люди и организации. Администрация города Сочи помогла оплатить стартовый взнос. После первого этапа гонки большую помощь начал оказывать Мурманский траловый флот. Виктор отметил также, что десятки русских людей в Кейптауне, Окленде и Пунта-дель-Эсте, узнав каким-то образом о том, что в порт пришла русская яхта, приходили и предлагали свою помощь. Без них, без их помощи, считает Виктор, ему не удалось бы успешно завершить свой маршрут.
     На вопрос о планах оба гонщика ответили, что хотели бы еще поучаствовать в океанских гонках. Виктор временно оставил свою яхту в Чарльстоне и сказал, что если найдутся желающие составить ему компанию, то можно зимой погоняться во Флориде, где обычно в это время проводится много океанских парусных гонок с полными экипажами. Виктор планирует для будущих гонок начать строительство новой, более скоростной и большей по размерам яхты (50- или 60-футовой), но пока реальной финансовой основы для этого нет.
     Федор перегнал свою яхту во Францию и твердо намерен участвовать в безостановочной кругосветке “Vendee Globe-2000/2001”. Он собирается серьезно модернизировать лодку, установить новое, более надежное оборудование и, главное, серьезно подойти непосредственно к парусной подготовке. Если ему удастся все задуманное, то можно надеяться, что его результаты в гонках заметно улучшатся. Настойчивости, выносливости и воли к победе у него хоть отбавляй, и если добавится мастерство яхтсмена — результаты не заставят себя ждать.
      В заключение серии наших статей об Around Alone 98/99 хочется пожелать молодым российским яхтсменам активнее подключаться к океанским соревнованиям. Россия — великая морская держава, она должна быть достойно представлена в мировых парусных гонках. Подчеркнем, что Виктор и Федор шли к этой гонке большую часть жизни в гораздо более трудных, чем в наши дни, условиях.

А.Большаков

Наша книжная полка

Федор Конюхов,
«И увидел я новое небо и новую землю»…
Мои путешествия (Зеленая серия “Вокруг света”); Москва, Армада-Пресс, 1999; 286 стр.; 8000 экз.

Это совершенно необычная (и хорошо изданная) книга заметок, автобиографических записок и рассказов о путешествиях человека, которому Бог “даровал жизнь путешественника”. Федору Филипповичу еще нет пятидесяти, а за его спиной около сорока уникальных по сложности маршрутов, включая пешие, лыжные и велосипедные походы, экспедиции к Полюсам, восхождения на высочайшие вершины континентов, сплав на плоту, океанские плавания в одиночку. Конюхов занимает в ряду российских яхтсменов особое место. Ведь он первым из наших совершил безостановочное одиночное кругосветное плавание под парусом. В его жизненной хронике есть такие памятные записи: 1976 г. — первый раз вышел в море на яхте; 1980 г. — первый раз участвовал в парусных гонках на Кубок Балтики; 1990-1991 гг. — первое одиночное кругосветное плавание на яхте “Караана” (224 дня); 1992-1994 гг. — кругосветная экспедиция на яхте “Формоза” с заходами на все континенты (508 дней); 1996 г. — участие в гонках на яхте “Гран Мистраль”; 1998 г. — одиночный переход через Атлантику на яхте “Современный Гуманитарный Университет”; 1998-1999 гг. — одиночное плавание по маршруту кругосветной гонки “Around Alone”… Жаль, что о путешествиях под парусом сказано до обидного мало. Тем не менее всем, кто любит читать об экстремальных путешествиях, эта книга просто необходима.

Н.К.



Дизайн и поддержка - WebCraft
По всем вопросам, связанным с работой сайта обращаться к webmaster'у

 Library В библиотеку